Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях




Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях

Содержание и особенности воспитательной работы по подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях

 

 

Государство в своих требованиях к органам внутренних дел исходит из того, что решение задач и функций, возложенных на МВД России должно эффективно выполняться в любых условиях, как в повседневных, так и в экстремальных.

Практика деятельности органов внутренних дел в современных условиях показывает, что проблема готовности личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах сохраняет свою актуальность как из-за периодического проявления стихийных сил природы и не исключенных пока еще из нашей жизни промышленных, транспортных аварий и иных катастроф, так и из-за возникающих экстремальных ситуаций, вызванных антиобщественными проявлениями граждан.

Под экстремальными условиями принято понимать особые условия, отличающиеся большими сложностями решения профессиональных задач, предъявляющие специфические требования к подготовленности личного состава.

К наиболее распространенным в практике деятельности органов внутренних дел экстремальным условиям относятся:

· участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (землетрясений, наводнений, ураганов, селей, лавин, эпидемий, эпизоотий, взрывов на промышленных объектах, пожаров, авиационных, железнодорожных, морских, речных катастроф);

· пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

· пресечение захвата важных объектов, заложников;

· проведение операций по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников;

· ликвидация бандформирований;

· участие в пресечении захвата воздушных судов;

· участие в пресечении террористических актов;

· выполнение задач при вооруженных конфликтах.

Как показывает практика, к решению правоохранительных задач в этих условиях нужна специальная подготовка личного состава.

Профессиональная подготовка, проводимая во всех ее видах с личным составом в процессе службы, выступает предпосылкой, предварительным условием тех или иных действий при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Если предварительная подготовка организована надлежащим образом, эффективно, проводится с полным учетом возможных экстремальных условий, то и действия личного состава, скорее всего, будут достаточно успешны в этих условиях, и наоборот.

Однако во всех случаях было бы непростительной беспечностью полагать, что всю работу с личным составом можно свести к предварительной подготовке, а в ходе решения задач в экстремальных условиях ею можно пренебречь.

Из теории и практики известно, что успех действий человека в данный конкретный момент зависит от:

1) его личных качеств;

2) подготовленности;

3) состояния, в котором он находится.

Говоря о действиях сотрудника органов внутренних дел в экстремальных условиях, следует особенно подчеркнуть роль боевого настроя на уверенные, эффективные действия. При этом следует заметить, что «боевой настрой» вовсе не значит «воинственный».

Боевой настрой включает в себя[169]:

▬ господство зрелых социальных, моральных и профессиональных мотивов;

▬ желание быть на высоте требований долга, ответственного отношения к выполняемым действиям;

▬ желание добиться полного и качественного выполнения задания;

▬ внутренняя мобилизованность, обеспечивающая полную самоотдачу;

▬ стремление действовать целеустремленно, активно, решительно, профессионально;

▬ полное понимание происходящих событий и правильная оценка обстановки;

▬ ясная осмысленность, обоснованность, расчетливость своих действий, приспособленность способов их осуществления к специфике конкретной обстановки;

▬ хорошее знание противоборствующей стороны, ее состояния, понимание ее возможностей, намерений и действий[170];

▬ интенсивность и устойчивость внимания, пристальное и хорошо организованное наблюдение, разумная смелость, четкая работа мысли;

▬ уверенность в себе, товарищах, подчиненных, старших, своем оружии, средствах защиты;

▬ обоснованная вера в успех и благополучный для себя исход действий;

▬ высокая степень устойчивости к действующим в данный момент факторам, условиям, лишениям и трудностям;

▬ достаточный самоконтроль и самоуправление.

Таким образом, боевой настрой (или оптимальное морально-психологическое состояние[171]) характеризуется тем, что движет сотрудником в данный момент экстремальных условий, чего он хочет добиться, к какому результату стремится.

В боевом настрое выражается полнота проявления возможностей сотрудника органов внутренних дел. Поэтому задача самого сотрудника, а также его начальников в экстремальных условиях заключается в формировании и поддержании боевого настроя.

Решение этой задачи не является однозначным:

Во-первых, приходится считаться с тем, что не у всех сотрудников, привлекаемых для действий в экстремальных условиях, имеются надлежащие качества и подготовленность.

Отсутствие или слабость возможностей для действий в экстремальных условиях объясняется:

а) ошибками при первичном отборе кандидатов на службу;

б) некачественном отборе при комплектовании групп для работы в экстремальных условиях;

в) плохим взаимопониманием, недостаточно налаженными взаимоотношениями в только что сформированных группах;

г) недостаточной эффективностью всей системы предварительной подготовки (включая морально-психологическую и профессионально-психологическую) к действиям в экстремальных условиях (хотя ее руководители могли считать, что провели ее хорошо).

Чтобы это исключить необходимо:

1) качественно оценивать подготовленность личного состава, направляемого для решения задач в экстремальных условиях;

2) постоянно проводить работу по выявлению недостаточно подготовленных сотрудников;

3) если таковые будут обнаружены, своевременно оказывать им помощь (доучивать их и т. д.);

4) расстанавливать кадры таким образом, чтобы исключить возможность концентрации на ответственных участках неподготовленных лиц;

5) группы комплектованию из хорошо знакомых, имеющих опыт совместных действий в сложных условиях сотрудников.

Во-вторых, переход от обычных условий решения профессиональных задач к экстремальным условиям требует радикальной психологической перестройки всей внутренней жизни сотрудника к новым условиям.

Установлено, что здесь, как и в других схожих случаях, эта перестройка не происходит мгновенно и требует определенного времени. Для одних сотрудников (ОМОН, СОБР и т. п.) этот период — меньший, для других, скажем, для следователей, в зависимости от индивидуальных качеств, уровня подготовленности, особенностей экстремальных условий и решаемых задач это время колеблется обычно от 20–30 минут до 3–10 суток.

Отсюда ясно, что надо вести такую работу, которая бы обеспечивала:

а) уменьшение затрат времени на адаптацию. (Это достигается путем осуществления непосредственной подготовки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах);

б) выявление лиц, у которых адаптация идет медленно, и оказание им соответствующей помощи;

в) выявление и исправление ошибок в действиях сотрудников в период адаптации (особенно в самом начале действий в экстремальных условиях).

В-третьих, процесс адаптации и формирование боевого настроя у сотрудников идет не автоматически, а сопряжен с различными трудностями внутренней перестройки, носящими профессиональный, моральный и психологический характер.

Имеются трудности и в налаживании связей, взаимопонимании, слаженности действий в подразделениях, группах (особенно если они были скомплектованы непосредственно перед направлением в зону с чрезвычайными условиями).

Указанные трудности могут также усложняться новизной событий, помехами и неурядицами, переживанием первых промахов и неудач, отсутствием у части сотрудников умения управлять собой (что называется «держать себя в руках»), осуществлять самоконтроль, самооценку и самомобилизацию, сохранять оптимизм и твердость духа.

Все это чревато серьезными последствиями не только в решении стоящих задач, но и для личной безопасности сотрудников.

Чтобы предупредить названные нежелательные проявления трудностей адаптации, необходимо:

а) оказывать помощь в профилактике и преодолении трудностей привыкания к чрезвычайным условиям;

б) оказывать поддержку и медико-психологическую помощь тем, кто при преодолении трудностей испытал психические потрясения.

В-четвертых, никакая подготовка, проводимая в учебной обстановке, не может предвидеть в деталях абсолютно все, что потребуется сотрудникам для их действий в разнообразных чрезвычайных условиях и ситуациях, так как каждая из них по-своему неповторима.

В этой связи, заслуживают особого внимания новые формы и методы противодействия негативным проявлениям, которые могут быть и должны перениматься другими. Учиться надо всегда, а в чрезвычайных условиях — вдвойне. Следует постоянно анализировать действия и их результаты, делать выводы, искать и использовать новые, более эффективные способы и приемы работы.

В-пятых, установлено, что высокий боевой настрой не может сохраняться длительное время. Под влиянием быстро накапливающейся усталости, плохих условий для отдыха, негативных впечатлений и переживаний, неурядиц с материально-техническим обеспечением, негативных слухов, недовольства отдельных сотрудников теми или иными решениями руководства, возникающих конфликтов во взаимоотношениях, привыкания к опасностям и прочих факторов происходят его спады (снижение уровня), что неминуемо отражается на действиях личного состава: ухудшаются наблюдательность, осмотрительность, бдительность, собранность, дисциплинированность, организованность, скорость реакции, осмысленность обстановки, продуманность действий, растут нервозность, конфликтность, податливость слухам, панике и др.

Для нейтрализации подобных проявлений нужна постоянная целенаправленная воспитательная работа с личным составом, направленная на:

▬ поддержание у всех сотрудников высокого боевого настроя;

▬ предупреждение его снижения путем устранения или ослабления влияющих на него причин;

▬ правильный учет факторов, влияющих на снижение боевого настроя у сотрудников, привлеченных к решению ответственных задач в чрезвычайных условиях и принятию в этих случаях усиленных мер по его поддержанию и укреплению.

Таковы основные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости непрерывной работы с личным составом в чрезвычайных условиях.

 

 

Вся работа с личным составом, связанная с экстремальными условиями, по времени проводится в три этапа:

1) подготовительная работа (непосредственная подготовка личного состава перед началом действий в экстремальных условиях);

2) работа в экстремальных условиях (управление действиями сотрудников в ходе решения стоящих задач);

3) заключительная работа (сразу после завершения действий).

Особое значение имеют первые два этапа, поэтому остановимся на них подробнее.

Подготовительная работа носит характер непосредственной подготовки людей к успешному выполнению конкретных служебно-боевых задач.

Ее основными задачами являются:

· подбор людей, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и более всего способных успешно выполнить их;

· работа по уяснению понимания исполнителями сути и деталей задач и того конечного результата, который должен быть достигнут; способов действий, ожидаемых трудностей и путей их уменьшения и преодоления;

· при необходимости, доучивание сотрудников, повышение уровня их индивидуальной натренированности, а в группах — взаимопонимания и сплоченности;

· осуществление так называемой преднастройки — повышения уровня их мобилизованности, приблизив его к боевому настрою;

· повышение активности и уровня мотивации сотрудников: чувства долга и ответственности за порученное дело, патриотизма, желания лично участвовать в пресечении нарушений правопорядка, задержании правонарушителей и защите их жертв;

· укрепление веры в успех.

Пути решения этих задач:

▬ подбор и расстановка личного состава;

▬ проведение бесед с сотрудниками и разъяснением им общественно-политической, социальной, криминогенной, морально-психологической обстановки и других особенностей в зоне предстоящих действий; этнических и национальных особенностей населения, его обычаев и традиций; разоблачение слухов (если они доходят до личного состава) и т. п.;

▬ инструктажи личного состава с объявлением и разъяснением основных задач его действий и конкретных поручений, конечного результата, который должен быть достигнут;

▬ разъяснение способов выполнения задач, ожидаемых трудностей, способов их уменьшения и преодоления; организация для этого встреч с опытными сотрудниками, ранее принимавшими участие в решении аналогичных действий; приведение личному составу положительных примеров из прошлого опыта; предупреждение о возможных ошибках и промахах, а также дача рекомендаций о путях их недопущения;

▬ специальный инструктаж по осуществлению взаимодействия с представителями местной власти, сотрудниками других силовых структур и Министерства по чрезвычайным ситуациям;

▬ проведение практических занятий, тренажей и игр с проигрыванием предстоящих действий, выбором и моделированием условий, схожих максимально с ожидаемыми; достижение при этом понимания всеми предстоящих действий, быстроты, четкости и слаженности их выполнения; проведение тренировочных стрельб с достижением максимально высоких результатов;

▬ ознакомление с ожидаемым противодействием преступного элемента, особенностями внешности, личных качеств и групп правонарушителей, способами их учета при решении задач, методами психологического воздействия, подавления воли и понуждения к сдаче;

▬ напоминание о способах обеспечения личной безопасности, сохранности оружия, боеприпасов, имущества, при необходимости — проведение соответствующих занятий и тренировок;

▬ специальные разъяснения о порядке и способах оказания первой медицинской помощи товарищам и гражданам, эвакуации пострадавших;

▬ напоминание о боевых возможностях оружия и надежности средств личной безопасности, их демонстрация и проверка, что способствует укреплению уверенности в успехе решения задач с их помощью;

▬ дополнительное разъяснение деонтологических, профессиональ-ных, морально-психологических норм общения, поведения и построения взаимоотношений с населением;

▬ строгое предупреждение о необходимости соблюдения законности и напоминание ряда уместных в данных условиях правил ее соблюдения и возможных, но недопустимых нарушениях;

▬ напоминание о необходимости соблюдения служебной тайны, в том числе при переписке с родственниками;

▬ инструктаж по поводу организации жизни, быта, питания, соблюдения гигиены, режима работы и отдыха и т. п.;

▬ разъяснение порядка передвижения к месту событий и особенностей поведения при этом.

Формами работы с личным составом в это время выступают: инструктажи, служебные совещания, занятия по профессиональной и морально-психологической подготовке, встречи с руководством и опытными сотрудниками, просмотр документальных и учебных фильмов, «круглые столы» с ответами на вопросы сотрудников, семейные вечера отъезжающих в районы чрезвычайных ситуаций, встречи с психологами и психотерапевтами, встречи с личным составом других органов внутренних дел и силовых структур, выезжающим также в районы чрезвычайных ситуаций, индивидуальная работа, выпуск боевых листков, подготовка и размножение памяток с раздачей их личному составу.

Специально и столько, сколько надо, следует собирать руководителей подразделений и детально инструктировать их по вопросам непосредственной подготовки подчиненных и руководства ими в ходе решения задач в экстремальных условиях.

Руководители органов внутренних дел, их заместители с привлечением сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, включая психологов, представителей других органов, причастных к решению задач в чрезвычайных ситуациях, обязаны разработать тщательно продуманный и детально проработанный специальный план непосредственной подготовки (профессиональной, морально-психологической и профессионально-психологической) личного состава к решению задач в экстремальных условиях.

Количество мероприятий и их содержание во многом будут зависеть от отпущенного на подготовку времени и степени подготовленности личного состава. Однако полный отказ от них или формальное их проведение, на наш взгляд, равноценны должностному преступлению.

Работа в экстремальных условиях осуществляется в ходе действий личного состава по решению профессиональных, служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Ее основными задачами являются:

· обеспечить полную мобилизацию сил и возможностей сотрудников органов внутренних дел, их адаптацию для безусловного решения профессиональных, служебно-боевых задач;

· поддержать сотрудников, испытывающих затруднения в достижении полноценного боевого настроя, в привыкании к экстремальным условиям, а также испытывающих морально-психологические перегрузки и потрясения;

· твердо руководить действиями личного состава, оказывать помощь в выборе и реализации наиболее успешных средств и способов решения задач, учить его в ходе действий;

· поддерживать морально-психологическое состояние личного состава на высоком уровне до конца действий в чрезвычайных условиях, не допуская его снижения и отрицательного влияния на эффективность действий сотрудников и их результаты;

· предупреждать промахи, просчеты, ошибки сотрудников, которые в чрезвычайных условиях могут иметь тяжелейшие последствия.

Основные направления работы с личным составом и их содержание в экстремальных условиях на данном этапе научно обоснованы и подтверждены имеющимся у органов внутренних дел опытом. Они таковы:

а) По обеспечению полной мобилизации сил и возможностей сотрудников, их адаптации и формированию полноценного боевого настроя:

▬ четкая постановка задач действий, ясные и деловые указания и советы по выбору и реализации оптимальных способов их решения;

▬ объективное ознакомление с предстоящими трудностями (не завышать и не занижать их), предупреждение о возможных неожиданностях и рекомендации, как действовать в этих условиях;

▬ напоминание о необходимости предельной собранности, строгой дисциплины, законности и вместе с тем разумной инициативы в оправданных случаях (не приносящей вреда намеченному плану и действиям других лиц, участвующих в операциях);

▬ предупреждение о необходимости постоянной бдительности, осмотрительности, рассудительности, разумной осторожности и расчетливой смелости, недопущение недооценки и переоценки возможностей противоборствующей стороны;

▬ проявление заботливой требовательности к соблюдению всех указаний и рекомендаций.

б) По руководству действиями личного состава и достижению их максимальной эффективности:

▬ твердо требовать точного выполнения всех предписаний и вместе с тем проявления расчетливой инициативы;

▬ своевременно и категорично вмешиваться в действия подчиненных, когда возникает угроза возникновения ошибок и промахов, давая четкие указания, что и как делать;

▬ осуществлять непрерывный контроль за действиями всех и каждого с использованием личного наблюдения и средств связи;

▬ постоянно информировать личный состав о всех значимых изменениях обстановки, добиваясь постоянного понимания ее всеми участниками; действий соседей и преступников;

▬ требовать от всех регулярных (с установленной периодичностью), ясных, точных и правдивых докладов об обстановке (даже если она не меняется в наблюдаемой зоне), а при ее изменениях — немедленно;

▬ оперативно доводить до личного состава информацию о передовом опыте, эффективных способах решения задач, оправдавших себя в действиях других подразделений и взаимодействующих сил;

▬ использовать время перерывов в действиях для проведения занятий, на которых знакомить сотрудников органов внутренних дел с положительным опытом, новыми способами и средствами решения задач;

▬ предупреждать о возможных ошибках, просчетах, особенно при первых действиях личного состава в новых условиях;

▬ всегда проводить разборы выполненных действий (прошедшего дня) с полезными выводами и рекомендациями для роста профессионального мастерства и успешного решения задач подчиненными;

▬ проявлять повышенное внимание к бесперебойной и надежной работе средств связи, психологически обеспечивающей сохранность «чувства локтя», уверенность и согласованность в действиях личного состава, особенно при его пространственной разобщенности;

▬ при ведении боевых действий принимать такие меры, которые бы обеспечивали своевременную доставку боеприпасов и иных расходных средств, а также их пополнение.

в) По морально-психологической поддержке сотрудников, испытывающих повышенные трудности:

▬ предвидеть большую вероятность наличия среди подчиненных таких сотрудников, непрерывно наблюдать за личным составом, выявлять нуждающихся в помощи и поддержке и незамедлительно оказывать ее;

▬ при оказании помощи любыми средствами проявлять такт, не допускать грубых упреков и унижающих достоинство реплик;

▬ прикреплять под тактичным предлогом к нуждающимся в помощи более опытных и стойких сотрудников;

▬ находиться чаще рядом с теми, кому нужна помощь, и личным примером, добрым словом, спокойствием, уверенностью воодушевлять их;

▬ давать людям, находящимся на пределе напряжения, возможность дополнительно отдохнуть.

г) По поддержке морально-психологического состояния личного состава на высоком уровне до завершения действий:

▬ немедленно доводить до личного состава информацию об успехах действий других подразделений и взаимодействующих сил;

▬ не откладывая на окончание действий, без всякой задержки объявлять поощрения отличившимся, придавая эти факты огласке в коллективе;

▬ не скупиться на добрые слова в адрес конкретных сотрудников, а при возможности — всего личного состава за действия и поведение, находя основания для этого;

▬ во всех оценках и указаниях на недостатки важно быть предельно справедливым; не допускать выделения «любимчиков», ибо в чрезвычайных обстоятельствах коллектив точно знает, кто есть кто;

▬ проявлять большую выдержку и такт при временных неудачах в решении задач, не скатываться на сплошные и огульные обвинения; вселять в людей уверенность в их возможности и в достижение успеха;

▬ не допускать распространения слухов среди подчиненных. Они всегда — результат недостаточной информированности людей. Достоверно информировать подчиненных по всем вопросам, предупреждая возникновение состояний тревоги, неуверенности, недовольства;

▬ разбираться во всех случаях возникновения у подчиненных негативных настроений и принимать меры по их преодолению;

▬ использовать любые представляющиеся возможности для отдыха личного состава, даже короткого;

▬ изыскивать возможности для представления сна продолжительностью не менее 7 часов каждому из подчиненных;

▬ обеспечивать строгое соблюдение режима и качества питания подчиненных. Помнить, что любые срывы в этом в критических ситуациях всегда рассматриваются либо как косвенное свидетельство силы противника («который разрушил все»), либо бездарности руководства («которое даже этого не может»). И то и другое подрывает морально-психологическое состояние и авторитет руководства, крайне важный для успеха действий в экстремальных условиях;

▬ заботиться об условиях соблюдения гигиены (мыться в привычные часы, регулярные помывки в бане и др.);

▬ сотрудников, находящихся в состоянии шока, испытавших сильное психическое потрясение, передавать в руки представителей медицинской службы; не давать этим сотрудникам долго находиться в коллективе, ибо они негативно могут влиять на других;

▬ срочно и энергично оказывать помощь раненым сотрудникам, не оставлять погибших. Иное отношение начальников и командиров к подобным фактам нередко генерирует грустные мысли у других, подрывает их морально-психологическое состояние;

▬ организовывать активный и содержательный отдых в перерывах действий. В это время целесообразно информировать об обстановке в стране и мире, об интересных новостях, представлять возможность слушать радио, музыку, просматривать телепередачи, читать газеты, раздавать письма, желающим представлять возможность поиграть в футбол и др.

Все формы работы с личным составом (инструктажи, беседы, занятия, информации, разборы действий и др.) эффективны, когда они коротки, деловиты, содержательны и способствуют укреплению сил личного состава. Их эффект возрастает, когда они проводятся лично руководителями, авторитетными у сотрудников лицами и профессионалами-психологами.

При всей эффективности этих форм в экстремальных условиях проводиться они должны не с интервалами, а непрерывно. Этого можно достигнуть лишь одним путем — непосредственным контактом с подчиненными их начальника, его заместителя по работе с личным составом. Они по возможности всегда должны быть со своими людьми, на их глазах, там, где трудно, где решающий участок.

Следует еще сказать, что работать надо не только с исполнителями, но и с руководящим составом, обучая его и поддерживая его морально-психологическое состояние, показывая пример и давая уроки руководства людьми в критических ситуациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.