КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условияхПонятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях Содержание и особенности воспитательной работы по подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях
Государство в своих требованиях к органам внутренних дел исходит из того, что решение задач и функций, возложенных на МВД России должно эффективно выполняться в любых условиях, как в повседневных, так и в экстремальных. Практика деятельности органов внутренних дел в современных условиях показывает, что проблема готовности личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах сохраняет свою актуальность как из-за периодического проявления стихийных сил природы и не исключенных пока еще из нашей жизни промышленных, транспортных аварий и иных катастроф, так и из-за возникающих экстремальных ситуаций, вызванных антиобщественными проявлениями граждан. Под экстремальными условиями принято понимать особые условия, отличающиеся большими сложностями решения профессиональных задач, предъявляющие специфические требования к подготовленности личного состава. К наиболее распространенным в практике деятельности органов внутренних дел экстремальным условиям относятся: · участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (землетрясений, наводнений, ураганов, селей, лавин, эпидемий, эпизоотий, взрывов на промышленных объектах, пожаров, авиационных, железнодорожных, морских, речных катастроф); · пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах; · пресечение захвата важных объектов, заложников; · проведение операций по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников; · ликвидация бандформирований; · участие в пресечении захвата воздушных судов; · участие в пресечении террористических актов; · выполнение задач при вооруженных конфликтах. Как показывает практика, к решению правоохранительных задач в этих условиях нужна специальная подготовка личного состава. Профессиональная подготовка, проводимая во всех ее видах с личным составом в процессе службы, выступает предпосылкой, предварительным условием тех или иных действий при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в экстремальных условиях. Если предварительная подготовка организована надлежащим образом, эффективно, проводится с полным учетом возможных экстремальных условий, то и действия личного состава, скорее всего, будут достаточно успешны в этих условиях, и наоборот. Однако во всех случаях было бы непростительной беспечностью полагать, что всю работу с личным составом можно свести к предварительной подготовке, а в ходе решения задач в экстремальных условиях ею можно пренебречь. Из теории и практики известно, что успех действий человека в данный конкретный момент зависит от: 1) его личных качеств; 2) подготовленности; 3) состояния, в котором он находится. Говоря о действиях сотрудника органов внутренних дел в экстремальных условиях, следует особенно подчеркнуть роль боевого настроя на уверенные, эффективные действия. При этом следует заметить, что «боевой настрой» вовсе не значит «воинственный». Боевой настрой включает в себя[169]: ▬ господство зрелых социальных, моральных и профессиональных мотивов; ▬ желание быть на высоте требований долга, ответственного отношения к выполняемым действиям; ▬ желание добиться полного и качественного выполнения задания; ▬ внутренняя мобилизованность, обеспечивающая полную самоотдачу; ▬ стремление действовать целеустремленно, активно, решительно, профессионально; ▬ полное понимание происходящих событий и правильная оценка обстановки; ▬ ясная осмысленность, обоснованность, расчетливость своих действий, приспособленность способов их осуществления к специфике конкретной обстановки; ▬ хорошее знание противоборствующей стороны, ее состояния, понимание ее возможностей, намерений и действий[170]; ▬ интенсивность и устойчивость внимания, пристальное и хорошо организованное наблюдение, разумная смелость, четкая работа мысли; ▬ уверенность в себе, товарищах, подчиненных, старших, своем оружии, средствах защиты; ▬ обоснованная вера в успех и благополучный для себя исход действий; ▬ высокая степень устойчивости к действующим в данный момент факторам, условиям, лишениям и трудностям; ▬ достаточный самоконтроль и самоуправление. Таким образом, боевой настрой (или оптимальное морально-психологическое состояние[171]) характеризуется тем, что движет сотрудником в данный момент экстремальных условий, чего он хочет добиться, к какому результату стремится. В боевом настрое выражается полнота проявления возможностей сотрудника органов внутренних дел. Поэтому задача самого сотрудника, а также его начальников в экстремальных условиях заключается в формировании и поддержании боевого настроя. Решение этой задачи не является однозначным: Во-первых, приходится считаться с тем, что не у всех сотрудников, привлекаемых для действий в экстремальных условиях, имеются надлежащие качества и подготовленность. Отсутствие или слабость возможностей для действий в экстремальных условиях объясняется: а) ошибками при первичном отборе кандидатов на службу; б) некачественном отборе при комплектовании групп для работы в экстремальных условиях; в) плохим взаимопониманием, недостаточно налаженными взаимоотношениями в только что сформированных группах; г) недостаточной эффективностью всей системы предварительной подготовки (включая морально-психологическую и профессионально-психологическую) к действиям в экстремальных условиях (хотя ее руководители могли считать, что провели ее хорошо). Чтобы это исключить необходимо: 1) качественно оценивать подготовленность личного состава, направляемого для решения задач в экстремальных условиях; 2) постоянно проводить работу по выявлению недостаточно подготовленных сотрудников; 3) если таковые будут обнаружены, своевременно оказывать им помощь (доучивать их и т. д.); 4) расстанавливать кадры таким образом, чтобы исключить возможность концентрации на ответственных участках неподготовленных лиц; 5) группы комплектованию из хорошо знакомых, имеющих опыт совместных действий в сложных условиях сотрудников. Во-вторых, переход от обычных условий решения профессиональных задач к экстремальным условиям требует радикальной психологической перестройки всей внутренней жизни сотрудника к новым условиям. Установлено, что здесь, как и в других схожих случаях, эта перестройка не происходит мгновенно и требует определенного времени. Для одних сотрудников (ОМОН, СОБР и т. п.) этот период — меньший, для других, скажем, для следователей, в зависимости от индивидуальных качеств, уровня подготовленности, особенностей экстремальных условий и решаемых задач это время колеблется обычно от 20–30 минут до 3–10 суток. Отсюда ясно, что надо вести такую работу, которая бы обеспечивала: а) уменьшение затрат времени на адаптацию. (Это достигается путем осуществления непосредственной подготовки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах); б) выявление лиц, у которых адаптация идет медленно, и оказание им соответствующей помощи; в) выявление и исправление ошибок в действиях сотрудников в период адаптации (особенно в самом начале действий в экстремальных условиях). В-третьих, процесс адаптации и формирование боевого настроя у сотрудников идет не автоматически, а сопряжен с различными трудностями внутренней перестройки, носящими профессиональный, моральный и психологический характер. Имеются трудности и в налаживании связей, взаимопонимании, слаженности действий в подразделениях, группах (особенно если они были скомплектованы непосредственно перед направлением в зону с чрезвычайными условиями). Указанные трудности могут также усложняться новизной событий, помехами и неурядицами, переживанием первых промахов и неудач, отсутствием у части сотрудников умения управлять собой (что называется «держать себя в руках»), осуществлять самоконтроль, самооценку и самомобилизацию, сохранять оптимизм и твердость духа. Все это чревато серьезными последствиями не только в решении стоящих задач, но и для личной безопасности сотрудников. Чтобы предупредить названные нежелательные проявления трудностей адаптации, необходимо: а) оказывать помощь в профилактике и преодолении трудностей привыкания к чрезвычайным условиям; б) оказывать поддержку и медико-психологическую помощь тем, кто при преодолении трудностей испытал психические потрясения. В-четвертых, никакая подготовка, проводимая в учебной обстановке, не может предвидеть в деталях абсолютно все, что потребуется сотрудникам для их действий в разнообразных чрезвычайных условиях и ситуациях, так как каждая из них по-своему неповторима. В этой связи, заслуживают особого внимания новые формы и методы противодействия негативным проявлениям, которые могут быть и должны перениматься другими. Учиться надо всегда, а в чрезвычайных условиях — вдвойне. Следует постоянно анализировать действия и их результаты, делать выводы, искать и использовать новые, более эффективные способы и приемы работы. В-пятых, установлено, что высокий боевой настрой не может сохраняться длительное время. Под влиянием быстро накапливающейся усталости, плохих условий для отдыха, негативных впечатлений и переживаний, неурядиц с материально-техническим обеспечением, негативных слухов, недовольства отдельных сотрудников теми или иными решениями руководства, возникающих конфликтов во взаимоотношениях, привыкания к опасностям и прочих факторов происходят его спады (снижение уровня), что неминуемо отражается на действиях личного состава: ухудшаются наблюдательность, осмотрительность, бдительность, собранность, дисциплинированность, организованность, скорость реакции, осмысленность обстановки, продуманность действий, растут нервозность, конфликтность, податливость слухам, панике и др. Для нейтрализации подобных проявлений нужна постоянная целенаправленная воспитательная работа с личным составом, направленная на: ▬ поддержание у всех сотрудников высокого боевого настроя; ▬ предупреждение его снижения путем устранения или ослабления влияющих на него причин; ▬ правильный учет факторов, влияющих на снижение боевого настроя у сотрудников, привлеченных к решению ответственных задач в чрезвычайных условиях и принятию в этих случаях усиленных мер по его поддержанию и укреплению. Таковы основные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости непрерывной работы с личным составом в чрезвычайных условиях.
Вся работа с личным составом, связанная с экстремальными условиями, по времени проводится в три этапа: 1) подготовительная работа (непосредственная подготовка личного состава перед началом действий в экстремальных условиях); 2) работа в экстремальных условиях (управление действиями сотрудников в ходе решения стоящих задач); 3) заключительная работа (сразу после завершения действий). Особое значение имеют первые два этапа, поэтому остановимся на них подробнее. Подготовительная работа носит характер непосредственной подготовки людей к успешному выполнению конкретных служебно-боевых задач. Ее основными задачами являются: · подбор людей, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и более всего способных успешно выполнить их; · работа по уяснению понимания исполнителями сути и деталей задач и того конечного результата, который должен быть достигнут; способов действий, ожидаемых трудностей и путей их уменьшения и преодоления; · при необходимости, доучивание сотрудников, повышение уровня их индивидуальной натренированности, а в группах — взаимопонимания и сплоченности; · осуществление так называемой преднастройки — повышения уровня их мобилизованности, приблизив его к боевому настрою; · повышение активности и уровня мотивации сотрудников: чувства долга и ответственности за порученное дело, патриотизма, желания лично участвовать в пресечении нарушений правопорядка, задержании правонарушителей и защите их жертв; · укрепление веры в успех. Пути решения этих задач: ▬ подбор и расстановка личного состава; ▬ проведение бесед с сотрудниками и разъяснением им общественно-политической, социальной, криминогенной, морально-психологической обстановки и других особенностей в зоне предстоящих действий; этнических и национальных особенностей населения, его обычаев и традиций; разоблачение слухов (если они доходят до личного состава) и т. п.; ▬ инструктажи личного состава с объявлением и разъяснением основных задач его действий и конкретных поручений, конечного результата, который должен быть достигнут; ▬ разъяснение способов выполнения задач, ожидаемых трудностей, способов их уменьшения и преодоления; организация для этого встреч с опытными сотрудниками, ранее принимавшими участие в решении аналогичных действий; приведение личному составу положительных примеров из прошлого опыта; предупреждение о возможных ошибках и промахах, а также дача рекомендаций о путях их недопущения; ▬ специальный инструктаж по осуществлению взаимодействия с представителями местной власти, сотрудниками других силовых структур и Министерства по чрезвычайным ситуациям; ▬ проведение практических занятий, тренажей и игр с проигрыванием предстоящих действий, выбором и моделированием условий, схожих максимально с ожидаемыми; достижение при этом понимания всеми предстоящих действий, быстроты, четкости и слаженности их выполнения; проведение тренировочных стрельб с достижением максимально высоких результатов; ▬ ознакомление с ожидаемым противодействием преступного элемента, особенностями внешности, личных качеств и групп правонарушителей, способами их учета при решении задач, методами психологического воздействия, подавления воли и понуждения к сдаче; ▬ напоминание о способах обеспечения личной безопасности, сохранности оружия, боеприпасов, имущества, при необходимости — проведение соответствующих занятий и тренировок; ▬ специальные разъяснения о порядке и способах оказания первой медицинской помощи товарищам и гражданам, эвакуации пострадавших; ▬ напоминание о боевых возможностях оружия и надежности средств личной безопасности, их демонстрация и проверка, что способствует укреплению уверенности в успехе решения задач с их помощью; ▬ дополнительное разъяснение деонтологических, профессиональ-ных, морально-психологических норм общения, поведения и построения взаимоотношений с населением; ▬ строгое предупреждение о необходимости соблюдения законности и напоминание ряда уместных в данных условиях правил ее соблюдения и возможных, но недопустимых нарушениях; ▬ напоминание о необходимости соблюдения служебной тайны, в том числе при переписке с родственниками; ▬ инструктаж по поводу организации жизни, быта, питания, соблюдения гигиены, режима работы и отдыха и т. п.; ▬ разъяснение порядка передвижения к месту событий и особенностей поведения при этом. Формами работы с личным составом в это время выступают: инструктажи, служебные совещания, занятия по профессиональной и морально-психологической подготовке, встречи с руководством и опытными сотрудниками, просмотр документальных и учебных фильмов, «круглые столы» с ответами на вопросы сотрудников, семейные вечера отъезжающих в районы чрезвычайных ситуаций, встречи с психологами и психотерапевтами, встречи с личным составом других органов внутренних дел и силовых структур, выезжающим также в районы чрезвычайных ситуаций, индивидуальная работа, выпуск боевых листков, подготовка и размножение памяток с раздачей их личному составу. Специально и столько, сколько надо, следует собирать руководителей подразделений и детально инструктировать их по вопросам непосредственной подготовки подчиненных и руководства ими в ходе решения задач в экстремальных условиях. Руководители органов внутренних дел, их заместители с привлечением сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, включая психологов, представителей других органов, причастных к решению задач в чрезвычайных ситуациях, обязаны разработать тщательно продуманный и детально проработанный специальный план непосредственной подготовки (профессиональной, морально-психологической и профессионально-психологической) личного состава к решению задач в экстремальных условиях. Количество мероприятий и их содержание во многом будут зависеть от отпущенного на подготовку времени и степени подготовленности личного состава. Однако полный отказ от них или формальное их проведение, на наш взгляд, равноценны должностному преступлению. Работа в экстремальных условиях осуществляется в ходе действий личного состава по решению профессиональных, служебно-боевых задач в экстремальных условиях. Ее основными задачами являются: · обеспечить полную мобилизацию сил и возможностей сотрудников органов внутренних дел, их адаптацию для безусловного решения профессиональных, служебно-боевых задач; · поддержать сотрудников, испытывающих затруднения в достижении полноценного боевого настроя, в привыкании к экстремальным условиям, а также испытывающих морально-психологические перегрузки и потрясения; · твердо руководить действиями личного состава, оказывать помощь в выборе и реализации наиболее успешных средств и способов решения задач, учить его в ходе действий; · поддерживать морально-психологическое состояние личного состава на высоком уровне до конца действий в чрезвычайных условиях, не допуская его снижения и отрицательного влияния на эффективность действий сотрудников и их результаты; · предупреждать промахи, просчеты, ошибки сотрудников, которые в чрезвычайных условиях могут иметь тяжелейшие последствия. Основные направления работы с личным составом и их содержание в экстремальных условиях на данном этапе научно обоснованы и подтверждены имеющимся у органов внутренних дел опытом. Они таковы: а) По обеспечению полной мобилизации сил и возможностей сотрудников, их адаптации и формированию полноценного боевого настроя: ▬ четкая постановка задач действий, ясные и деловые указания и советы по выбору и реализации оптимальных способов их решения; ▬ объективное ознакомление с предстоящими трудностями (не завышать и не занижать их), предупреждение о возможных неожиданностях и рекомендации, как действовать в этих условиях; ▬ напоминание о необходимости предельной собранности, строгой дисциплины, законности и вместе с тем разумной инициативы в оправданных случаях (не приносящей вреда намеченному плану и действиям других лиц, участвующих в операциях); ▬ предупреждение о необходимости постоянной бдительности, осмотрительности, рассудительности, разумной осторожности и расчетливой смелости, недопущение недооценки и переоценки возможностей противоборствующей стороны; ▬ проявление заботливой требовательности к соблюдению всех указаний и рекомендаций. б) По руководству действиями личного состава и достижению их максимальной эффективности: ▬ твердо требовать точного выполнения всех предписаний и вместе с тем проявления расчетливой инициативы; ▬ своевременно и категорично вмешиваться в действия подчиненных, когда возникает угроза возникновения ошибок и промахов, давая четкие указания, что и как делать; ▬ осуществлять непрерывный контроль за действиями всех и каждого с использованием личного наблюдения и средств связи; ▬ постоянно информировать личный состав о всех значимых изменениях обстановки, добиваясь постоянного понимания ее всеми участниками; действий соседей и преступников; ▬ требовать от всех регулярных (с установленной периодичностью), ясных, точных и правдивых докладов об обстановке (даже если она не меняется в наблюдаемой зоне), а при ее изменениях — немедленно; ▬ оперативно доводить до личного состава информацию о передовом опыте, эффективных способах решения задач, оправдавших себя в действиях других подразделений и взаимодействующих сил; ▬ использовать время перерывов в действиях для проведения занятий, на которых знакомить сотрудников органов внутренних дел с положительным опытом, новыми способами и средствами решения задач; ▬ предупреждать о возможных ошибках, просчетах, особенно при первых действиях личного состава в новых условиях; ▬ всегда проводить разборы выполненных действий (прошедшего дня) с полезными выводами и рекомендациями для роста профессионального мастерства и успешного решения задач подчиненными; ▬ проявлять повышенное внимание к бесперебойной и надежной работе средств связи, психологически обеспечивающей сохранность «чувства локтя», уверенность и согласованность в действиях личного состава, особенно при его пространственной разобщенности; ▬ при ведении боевых действий принимать такие меры, которые бы обеспечивали своевременную доставку боеприпасов и иных расходных средств, а также их пополнение. в) По морально-психологической поддержке сотрудников, испытывающих повышенные трудности: ▬ предвидеть большую вероятность наличия среди подчиненных таких сотрудников, непрерывно наблюдать за личным составом, выявлять нуждающихся в помощи и поддержке и незамедлительно оказывать ее; ▬ при оказании помощи любыми средствами проявлять такт, не допускать грубых упреков и унижающих достоинство реплик; ▬ прикреплять под тактичным предлогом к нуждающимся в помощи более опытных и стойких сотрудников; ▬ находиться чаще рядом с теми, кому нужна помощь, и личным примером, добрым словом, спокойствием, уверенностью воодушевлять их; ▬ давать людям, находящимся на пределе напряжения, возможность дополнительно отдохнуть. г) По поддержке морально-психологического состояния личного состава на высоком уровне до завершения действий: ▬ немедленно доводить до личного состава информацию об успехах действий других подразделений и взаимодействующих сил; ▬ не откладывая на окончание действий, без всякой задержки объявлять поощрения отличившимся, придавая эти факты огласке в коллективе; ▬ не скупиться на добрые слова в адрес конкретных сотрудников, а при возможности — всего личного состава за действия и поведение, находя основания для этого; ▬ во всех оценках и указаниях на недостатки важно быть предельно справедливым; не допускать выделения «любимчиков», ибо в чрезвычайных обстоятельствах коллектив точно знает, кто есть кто; ▬ проявлять большую выдержку и такт при временных неудачах в решении задач, не скатываться на сплошные и огульные обвинения; вселять в людей уверенность в их возможности и в достижение успеха; ▬ не допускать распространения слухов среди подчиненных. Они всегда — результат недостаточной информированности людей. Достоверно информировать подчиненных по всем вопросам, предупреждая возникновение состояний тревоги, неуверенности, недовольства; ▬ разбираться во всех случаях возникновения у подчиненных негативных настроений и принимать меры по их преодолению; ▬ использовать любые представляющиеся возможности для отдыха личного состава, даже короткого; ▬ изыскивать возможности для представления сна продолжительностью не менее 7 часов каждому из подчиненных; ▬ обеспечивать строгое соблюдение режима и качества питания подчиненных. Помнить, что любые срывы в этом в критических ситуациях всегда рассматриваются либо как косвенное свидетельство силы противника («который разрушил все»), либо бездарности руководства («которое даже этого не может»). И то и другое подрывает морально-психологическое состояние и авторитет руководства, крайне важный для успеха действий в экстремальных условиях; ▬ заботиться об условиях соблюдения гигиены (мыться в привычные часы, регулярные помывки в бане и др.); ▬ сотрудников, находящихся в состоянии шока, испытавших сильное психическое потрясение, передавать в руки представителей медицинской службы; не давать этим сотрудникам долго находиться в коллективе, ибо они негативно могут влиять на других; ▬ срочно и энергично оказывать помощь раненым сотрудникам, не оставлять погибших. Иное отношение начальников и командиров к подобным фактам нередко генерирует грустные мысли у других, подрывает их морально-психологическое состояние; ▬ организовывать активный и содержательный отдых в перерывах действий. В это время целесообразно информировать об обстановке в стране и мире, об интересных новостях, представлять возможность слушать радио, музыку, просматривать телепередачи, читать газеты, раздавать письма, желающим представлять возможность поиграть в футбол и др. Все формы работы с личным составом (инструктажи, беседы, занятия, информации, разборы действий и др.) эффективны, когда они коротки, деловиты, содержательны и способствуют укреплению сил личного состава. Их эффект возрастает, когда они проводятся лично руководителями, авторитетными у сотрудников лицами и профессионалами-психологами. При всей эффективности этих форм в экстремальных условиях проводиться они должны не с интервалами, а непрерывно. Этого можно достигнуть лишь одним путем — непосредственным контактом с подчиненными их начальника, его заместителя по работе с личным составом. Они по возможности всегда должны быть со своими людьми, на их глазах, там, где трудно, где решающий участок. Следует еще сказать, что работать надо не только с исполнителями, но и с руководящим составом, обучая его и поддерживая его морально-психологическое состояние, показывая пример и давая уроки руководства людьми в критических ситуациях.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |