Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию




Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя

Педагогическое стимулирование самовоспитания сотрудников органов внутренних дел представляет собой сознательное использование субъектами воспитания (членами педагогического коллектива) разнообразных стимулов и состоит в их целесооб разном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации[216].

Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги-воспитатели должны учитывать предшествующий опыт сотрудников, в том числе и опыт работы над собой.

Принимая во внимание психологическую идею П. К. Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать, что эффективность стимулирования самовоспитания сотрудников органов внутренних дел находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность.

При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, он испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения.

Повторение подобных неудач парализует деятельность личности. Напротив, когда человек видит свои перспективы, ощущает радость успеха, то это рождает положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и личностное развитие. Вот почему стимулирование самовоспитания предусматривает создание таких условий, которые помогают сотруднику органов внутренних дел видеть перспективы своего роста и испытывать радость успеха на пути к их достижению.

Открывая перед сотрудниками органов внутренних дел перспективы их роста и развития, нельзя забывать об испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностях. Работа сотрудников над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. По причине недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и отсутствия необходимого опыта в этом многие сотрудники не ощущают заметных успехов в самовоспитании; более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или даже к бездействию.

Более того, возможно и неправильное с педагогической точки зрения поведение. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, тот или иной сотрудник может найти более легкие, чаще всего асоциальные, пути самоутверждения.

Размышляя о том, как стимулировать самовоспитание, П. Н. Осипов исходит из того, что формы этого стимулирования отражают отношения, складывающиеся между руководителями, членами педагогического коллектива с одной стороны и сотрудниками — с другой. Эти формы могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — коллектив сотрудников), коллективно-индивидуальными (педагогический или коллектив сотрудников — отдельный сотрудник), индивидуально-коллективными (педагог-воспитатель (в широком смысле) — группа сотрудников) и индивидуально-индивидуальными (педагог-воспитатель — сотрудник).

Субъектом самовоспитания, как уже отмечалось ранее, является сотрудник органов внутренних дел, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса — руководители всех уровней, члены педагогического коллектива, коллеги.

Для педагогов-воспитателей задача стимулирования самовоспитания сотрудников должна входить в комплекс задач осуществляемой им воспитательной работы.

Практика убеждает: чем полнее и лучше включены сотрудники органов внутренних дел в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если сотрудник выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. Напротив, при неправильной организации деятельности, когда он остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества.

Эффективность стимулирования самовоспитания сотрудников ОВД зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них участников этого процесса. Практика показывает, что наибольший результат достигается там, где педагоги-воспитатели применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания сотрудников органов внутренних дел.

Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является профессиональное общение сотрудников, поэтому чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.

В первую очередь круг общения определяется, безусловно, характером и задачами профессиональной деятельности, позицией руководителей органов внутренних дел и структурных подразделений, а также ближайшим окружением сотрудника. Затем он может расширяться: воспитатели-педагоги, население и т. д. Значительное влияние на формирование сотрудников органов внутренних дел, особенно в первые годы профессиональной деятельности, оказывает их общение с педагогами-воспитателями (руководителями структурных подразделений, их заместителями по работе с личным составом, офицерами-наставниками и т. д.). Если оно приобретает со стороны воспитателей авторитарный характер, это отрицательно сказывается на воспитуемых, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. Поэтому многое в стимулировании самовоспитания зависит от правильных взаимоотношений с сотрудниками различного возраста и должностного положения.

На всех возрастных этапах развития личности сотрудника органов внутренних дел особенно велико влияние на нее коллег по работе, членов семьи, друзей и это надо учитывать при стимулировании самовоспитания. При этом необходимо осуществлять определенную последовательность педагогических действий, направленных на стимулирование самовоспитания сотрудника.

 

 

Стимулирование самовоспитания сотрудников начинается с диагностирования их готовности к нему. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование, как показывает практика и специальные исследования, осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом, прежде всего, выясняется, знает ли сотрудник способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого.

В процессе диагностики руководителю педагогического коллектива и его членам целесообразно организовать:

· анализ мотивов самовоспитания сотрудников;

· анализ поведения сотрудников органов внутренних дел в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, профессиональной, общественной и других видах деятельности, в процессе общения с коллегами, с педагогами-воспитателями и другими людьми;

· наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении сотрудниками самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности, к профессиональной деятельности;

· профессионально ориентированные беседы, являющиеся одновременно и методом изучения, и методом воспитания сотрудников, формирования у них установок на самовоспитание;

· анализ самооценок сотрудников, высказанных в процессе беседы;

· экспресс-опрос сотрудников, анализ результатов деятельности, позволяющих получить определенную информацию от большого числа людей за небольшое время;

· хронометраж, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как сотрудники планируют и проводят свой рабочий день, но и наличие (или отсутствие) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т.д.; одновременно хронометраж выступает и стимулом самовоспитания;

· обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставление характеристик различных проявлений сотрудников разными людьми (руководителем структурного подразделения, коллегами, товарищами);

· профессионально-педагогический консилиум — совместное (педагогическим коллективом) обсуждение индивидуальных особенностей сотрудников всеми или несколькими педагогами-воспитателями, знающими их, определение способов стимулирования самовоспитания.

Однако как хорошо ни изучил бы руководитель, член педагогического коллектива каждого сотрудника, ни диагностировал бы процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо без того, чтобы каждый из них сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагогического коллектива как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других его этапах является обучение сотрудников способам самопознания.

Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания сотрудников к его стимулированию. Поэтому очень важно в процессе диагностики самовоспитания сотрудников, которая сама по себе — хотят они того или нет — способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя, стремиться к тому, чтобы изучение самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.

Вопросы для самоконтроля:

▬ Какие признаки позволяют отнести профессии и специальности в органах внутренних дел к социономическим профессиям?

▬ Дайте определение понятию «коллектив сотрудников органов внутренних дел».

▬ Какие характеристики организованной группы сотрудников органов внутренних дел, выполняющих решение служебных задач должны учитываться при осуществлении воспитательной работы с ними?

▬ Дайте определение понятию «воспитывающая среда».

▬ Что понимается под воспитанием?

▬ Раскройте содержание понятия «формирование личности».

▬ В чем сущность индивидуальной воспитательной работы?

▬ Назовите цель и задачи индивидуальной воспитательной работы?

▬ Раскройте содержание принципов, используемых в индивидуальной воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.

▬ Назовите методы индивидуальной воспитательной работы. Какой (ие) из них, на Ваш взгляд, является более результативным?

▬ Назовите методы индивидуальной воспитательной работы. Какой из них, на Ваш взгляд, является более результативным?

▬ Кто осуществляет контроль за состоянием и результативностью деятельности субъектов индивидуальной воспитательной работы в органе (подразделении) внутренних дел. Какие функции, при этом, решаются?

▬ Дайте определение самовоспитания и перечислите его особенности.

▬ Вычлените основные этапы самовоспитания и обоснуйте условия эффективности работы на каждом из них. Назовите методы и приемы самовоспитания. Проанализируйте, насколько они удовлетворяют Вас.

▬ Как соотносятся воспитание, самовоспитание и саморазвитие?

▬ Какие этапы реализуются в процессе самовоспитания сотрудника органов внутренних дел?

▬ Какую роль играет самопознание в самовоспитании сотрудника органов внутренних дел?

Задания для самостоятельной работы:

▬ Проанализируйте причины, вследствие которых индивидуальной воспитательной работе отводится важное место в системе воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел.

▬ Укажите и проанализируйте основные структурные элементы системы ИВР.

▬ Исследуйте основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы. Укажите необходимые условия успешности их применения.

▬ Изучите себя, составьте свой психологический портрет. Составьте для себя программу самовоспитания.

▬ Проанализируйте результативность собственного самовоспитания и на научной основе определите пути его дальнейшего совершенствования.

▬ Составьте таблицу, в которой отразите средства стимулирования самовоспитания сотрудников органов внутренних дел.

Литература по разделу:

· Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1996.

· Байкова Д. А., Гребенникова Л. И. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2001.

· Бардовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб., 2001.

· Будило И. В. Психолого-педагогические аспекты развития, воспитания и формирования личности, их учет в работе преподавателя вуза (учебно-методические материалы в помощь молодому преподавателю образовательного учреждения МВД России) / Сборник научных статей преподавателей и выпускных работ слушателей школы педагогического мастерства за 1995-1997 гг. — М.: Академия управления МВД России, 1997.

· Будило И. В., Дроздов В. А., Иванов Ю. П., Карпов В. С., Федотов А. А. Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел / Актуальные вопросы воспитательной работы в системе МВД России: Учебно-методические материалы (дсп). — М.: Академия управления МВД России, 1997.

· Будило И. В., Козлов С. С. Совершенствование форм и методов обучения сотрудников органов внутренних дел / Актуальные вопросы политики в современных условиях. Периодический сборник научных трудов. Выпуск IV, декабрь, 2003 г. — Хабаровск: Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права. 2003.

· Вульфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. — М., 1994.

· Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики. — М., 2000.

· Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос-Пресс, 2002.

· Гребенюк О. С, Рожков М. И. Общие основы педагогики. — М., 2002.

· Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. — Ростов-н-Д.: Март, 2002.

· Макаренко А. С. О моем опыте / Сочинение: В 5 т. Т. 4. — М., 1984.

· Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. — М.: Педагогическое об-во России, 2002.

· Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2004.

· Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. — Казань, 1997.

· Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

· Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации / Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288, Федеральных законов от 30.06.2002 г.
№ 78-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 1.04.2005 г. № 27-ФЗ, с изм., внес. Федеральными законами от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 17.07.1999 г. № 177-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ).

· Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации / Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288, Федеральных законов от 30.06.2002 г.
№ 78-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 1.04.2005 г. № 27-ФЗ, с изм., внес. Федеральными законами от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 17.07.1999 г. № 177-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ).

· Приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

· Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

· Решение коллегии МВД России от 23.12.1998 г. № 6 км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД Российской Федерации». Объявлено приказом МВД РФ от 11.01.1999 г. № 12.

· Решение коллегии МВД РФ от 29.10.1993 г. № 5 км/1 «О состоянии и мерах по совершенствованию воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел». Объявлено приказом МВД РФ от 19.11.1993 г. № 501.

· Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. — М.: Владос-Пресс, 2004.

· Юдин В. В. Педагогическая технология. — Ярославль, 1997.

· Юридическая педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2004.

· Юридическая прикладная педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2008.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.