Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На запах капусты. На лекцию, в которой используется ненормативная лексика




На лекцию, в которой используется ненормативная лексика.

На картину художника-абстракциониста.

Р - Бред какой-то! Что же это должно означать?

В - Эта картина, в соответствии с выставленной ценой, стоит триста пятьдесят долларов.

Д - О, какой прелестный цвет!

Р - Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словарном запасе.

В - Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать та­кие слова, и мне не ясно, каково их воздействие на аудито­рию.

Д - Хотел бы я иметь смелость говорить так же!

Р - Капуста действительно полезна, она поддерживает здоро­вье нашей семьи.

В - Капуста имеет высокое содержание витамина С. Д - Не хочу я есть эту вонючую гадость!

Счастлив человек, если у него «хочу», «целесообразно» и «должен» имеют одно и то же содержание (например, он любит свою работу и должен на нее ходить, так как это необходимо). Если же установки Родителя противоположны желаниям Дитя, то возни­кает внутриличностный конфликт. Если победит Дитя, то перед на­ми появится человек, свободный от норм и правил, ответственно­сти и обязательств, поступающий как захочется. Если победит Ро­дитель — мы увидим чеховского «Человека в футляре».

Когда два человека общаются, они вступают друг с другом в системные отношения. Если А обращается к Б, то он посылает ему коммуникативный стимул. Б ему отвечает. Цель трансактного ана­лиза состоит в том, чтобы выяснить, какое «Я»-состояние А посла­ло коммуникативный стимул и какое «Я»-состояние Б дало ответ.

Существуют параллельные трансакции:

В-В

А. Который час?

Б. Без четверти восемь.

 

Р-Р

А. Студенты совсем не хотят заниматься.

Б. Да, раньше к учебе относились серьезнее.

 

Д-Д

А. А что, если с последней лекции уйти в кино?

Б. Да, это здорово!

В таких случаях, когда партнеры по общению находятся в идентичных состояниях, конфликта нет и никогда не будет. По ли­нии Взрослый-Взрослый мы обмениваемся информацией, по ли­нии Дитя-Дитя любим или развлекаемся, по линии Родитель-Роди­тель сплетничаем.

 

Существуют параллельные дополнительные трансакции:

Р-Д

А. Тебе не идет эта рубашка.

Б. А что мне надеть?

Д-Р

А. Доктор, помогите мне чем-нибудь!

Б. Сейчас я выпишу Вам лекарство.

Эти трансакции неравноправные, но такие отношения могут длиться достаточно долго, пока они устраивают обоих партнеров. Однако наступает момент, когда кому-то надоедает опекать, а кому-то — быть опекаемым. Если отношения перестают устраивать одного из партнеров, начинается конфликт. Пример 1.

Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки? В-В

 

Жена: Ты уже не маленький, пора самому знать, где запонки! Р-Д

 

Муж: Если бы у нас в доме был по­рядок, я бы смог найти свои запонки. Р-Д

Жена: В доме был бы порядок, если бы ты мне хоть немного помогал! Р-Д

При пересекающихся трансакциях ответ партнера обращен не в то состояние личности, в котором она находится, и партнеры находят­ся на разных уровнях. Источником подобного поведения обычно является обиженное Дитя. Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного, бунтующего ребенка.

Для того, чтобы преодолеть обиду (которой могло и не быть в реальности в настоящее время), обиженное Дитя становится крити­ческим Родителем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.