Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оганян К.М




УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Учебник

 

Санкт-Петербург

 

 

УДК 657.6

ББК 65.053

 

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве учебника по направлению 040100- Социология

Рецензенты:

кафедра философии и истории СПбГУТД (зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. Ю. В. Манько),

д-р соц. наук, проф. Я.А. Маргулян (СПбУУЭ)

Управление интеллектуальными ресурсами организации: учебник / Оганяна К.М.. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – ….с.

ISBN

В учебнике определены структура и характер взаимодействия отдельных компонент интеллектуальных ресурсов хозяйствующих субъектов, выявлены основные факторы, влияющие на развитие интеллектуальных ресурсов, способов управления ими и методы количественной оценки основных компонент интеллектуальных ресурсов. Большое внимание уделено вопросам оценки не материальных активов организации человеческого капитала и корпоративной культуры. Рассмотрены институциональные дидактические и социально-психологические механизмы управления интеллектуальными ресурсами. Теоретической и методологической основой учебника послужили фундаментальные научные труды и публикации в периодических изданиях российских и зарубежных ученых в области формирования и развития интеллектуального капитала, а также результаты комплексной НИР на тему: «Методы и модели когнитивной экономики в информатизации корпоративного управления», раздел - «Социальные технологии и современное общество» (2010-2011 г.г.).

Учебник рассчитан на специалистов, занимающихся вопросами оценки интеллектуальных ресурсов организации, а также студентов, аспирантов по социологическим направлениям и специальностям, слушателей курсов повышения квалификации, специализирующихся в области экономики и менеджмента.

УДК 657,6

ББК 65,054

К.М.Оганян

СПбГИЭУ, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИДИСЛОВИЕ………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… Часть 1. Методологические вопросы управления человеческими ресурсами Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ……………… 1. 1. Общая характеристика интеллектуальных ресурсов в постиндустриальной экономике………………. 1.2. Анализ концепций интеллектуального капитала организаций…………………………………………… 1. 3. Менеджмент знаний организаций……………………………….. 1.4. Анализ концепций построения интеллектуального капитала в структуре активов организаций……………………… 1.5. Методика мониторинга элементов интеллектуальных ресурсов организаций…………………………. Глава 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………… 2.1. Влияние окружающей среды и корпоративной культуры на интеллектуальные ресурсы организации….. 2.2. Модель формирования и динамика развития интеллектуальных ресурсов организаций………………………………….. 2.3.Методы оценки стоимости интеллектуальных ресурсов организаций на основе оценки информационной производительности добавочной стоимости и отдачи на капитал……………………………………………….. 2.4. Интеллектуальные методы интегральной оценки качества интеллектуальных ресурсов организаций на основе принципов и алгоритмов многомерной размытой классификации…….. Глава 3. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ………………….. 3.1. Понятие и виды нематериальных активов организаций…………………………………….. 3.2. Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета. Понятие стоимости и амортизации нематериальных активов……………………………………………………. 3.3 Доходные методы оценки стоимости нематериальных активов. Методы: прямого определения чистого дохода; избыточных прибылей; дисконтирования денежных потоков…………………………………………………… 3.4. Доходные методы оценки стоимости нематериальных активов. Методы: освобождения от роялти; преимущества в прибылях……………………. 3.4.Затратный метод оценки стоимости нематериальных активов организаций………………………….. 3.5. Сравнительный и комбинированный методы оценки стоимости нематериальных активов организаций. Оценка общего экономического эффекта в оси нематериальных активов…………………………………………………… Часть 2. Проблемы управления интеллектуальными ресурсами в организации Глава 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………..… 4.1.Институциональные механизмы управления. Макро- и микроэкономический подход к кадровому управлению организацией…………………….. 4.2.Законы кадрового управления организациями……….. 4.3.Кадровая политика организаций в системе управления интеллектуальными ресурсами. Методология формирования кадровой политики и организация кадровой службы……………….. 4.4.Приоритетные направления реализации кадровой политики в системе управления интеллектуальными ресурсами организаций…... Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ И ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ СПЕЦИАЛИСТОВ…………………. 5.1. Модели воспроизводства интеллектуальных ресурсов организаций…………………………………….. 5.2. Управление в сфере образования как объект социально – экономического развития организаций…….. 5.3. Принципы формирования системы управления подготовкой и повышения квалификации специалистов организаций……………………. 5.4. Основные направления развития системы высшего образования по подготовке кадров при переходе к рынку, особенности ёе реформирования и развития, правовые, организационные и экономических основы функционирования………………………………………   Глава 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………….. 6.1.Мотивационные комплексы специалистов организации и их структурных подразделений. Методы определения доминирующих мотивов деятельности специалистов организации……… 6.2.Мотивационные комплексы самосовершенствования специалистов организаций……………………. 6.3.Социальная организация коллектива специалистов и конечные результаты деятельности………….. Глава 7. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…… 7.1.Понятие и структура корпоративной культуры………… 7.2. Развитие корпоративной культуры: формирование, поддержание…………………………………………… 7.3.Метод оценки, диагностики и составление программы по изменению корпоративной культуры……………… ТЕМА 8. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ………………… 8.1.Знания как объект управления…………………………….. 8.2. Объекты интеллектуальной собственности как составная часть кодифицированных знаний организации…………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… Приложение 1. Контрольные вопросы……………………….. Приложение 2. Список трудов автора опубликовано по проблематике учебники……………………………………….. Приложение 3.Словарь……………………… Приложение 4.Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости нематериальных активов организации…. Приложение 5. Практическое задание. Методы оценки стоимости кодифицированных знаний организаций (оценка стоимости нематериальных активов……………………………  

ПРЕДИСЛОВИЕ [1]

В отечественной литературе не сложилось единого мнения по проблеме определения понятий «человеческого капитала», «интеллектуального капитала», «человеческого потенциала», «человеческих ресурсов», «интеллектуальных ресурсов», «качественный потенциал населения» и др.

В частности, мнение Римашевской Н.М. по поводу качественного потенциала населения. Она выделяет три фундаментальные компоненты: здоровье физическое, психическое и социальное; профессиональные образовательные способности людей, образующие их интеллектуальный потенциал; культурно-нравственные ценности и духовность граждан и их социально-культурная активность [2]. Иного подхода придерживается Соболева И.В., по мнению которой, ключевое понятие для характеристики человеческого потенциала – запас (запас здоровья, компетентностей, активностей). Для этого автора человеческий потенциал – это создание, сохраняемые, отложенные и используемые – здоровье, компетентности, активности. По ее мнению, если совокупный человеческий потенциал – не сумма индивидуальных потенциалов, то совокупный человеческий потенциал можно свести к сумме индивидуальных человеческих капиталов[3].

Ядром человеческого потенциала являются – человеческие способности: знания специальных технологий решения традиционных и нетрадиционных задач и умения (навыки) применять эти технологии.

Человеческий потенциал – это особого рода социально-биологическая целостность, в структуру которой включены следующие компонента: демографическая компонента (деятельность по производству деятельность по производству новых поколений); компонента здоровья (деятельность по обеспечению физического психического здоровья общества); образовательная (деятельность по производству «общества знания»); трудовая (деятельность по производству материальных благ и различных услуг); культурная (деятельность по производству духовных благ); гражданская (деятельность по обеспечению социального порядка) духовно-нравственная[4].

Другая точка зрения принадлежит Заславской Т.И. Человеческий потенциал – «готовность и способность национальной общности к активному саморазвитию, своевременному и адекватному ответу на множественные вызовы внешней среды и успешной конкуренции с другими обществами»[5]. Заславская Т.И. в структуре человеческого потенциала выделяет 4 компонента: социально-демографический; социально-экономический; социокультурный; деятельностный.

Научный интерес представляет не только вопросы определения и структуры человеческого потенциала, но и вопросы о его природе, сущности, о его бытии, существовании. Многие авторы полагают, что человеческий потенциал крупных социальных общностей не является суммой потенциалов отдельных личностей...это не интеграция личностных потенциалов......, которая меньше зависит от психологических и индивидуально-личностных факторов»[6].

В данном учебнике в систематизированном виде представляются механизмы управления человеческими ресурсами на микроуровне, в связи с этим уточняется понятийный аппарат, операционализируются все вышеуказанные понятия и даются конкретные рекомендации для читателей, как для студентов, специализирующихся по социологии управления, также учебник может быть полезен магистрам, менеджерам, экономистам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.