Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. 4. Задачи и функции культуры




1. Основные задачи и функции культуры.

2. Преобразовательная функция культуры и ее составляющие.

3. Векторная функция культуры и ее составляющие.

4. Социализирующая функция культуры и ее составляющие.

Основные понятия: функции культуры: человекотворческая, преобразовательная, векторная, социализирующая.

1. Ч тобы понять и оценить истинную роль культуры в жизни

человека, попробуем разобраться, какие именно задачи она решает, какое влияние оказывает на ту или иную сторону жизнедеятельности человека и общества. Иными словами: каковы основные функции культуры?

Под функциями какого-либо предмета, организма, системы понимается назначение, специфические особенности деятельности, круг обязанностей или решаемых задач, вытекающие из свойств этого предмета, организма, системы.

Влияние культуры на все сферы жизни человека и общества поистине всесторонне, круг задач, которые решаются в ходе культурного процесса, весьма широк. Это значит, что система культуры выполняет множество разнообразных функций.

Первостепенным предназначением культуры, исходя из самого значения этого понятия, является преобразование, облагораживание природы, предметной среды, общества. Однако главным объектом культурного воздействия остается сам человек.

Культура творит человека, облагораживает биологическое существо, коим мы являемся по своей природе, поднимая нас до уровня творца, преобразующего мир. А потому все многообразие функций культуры сводится, в конечном счете, к главной мегафункциичеловекотворческой функции культуры.

 
 

Теперь рассмотрим основные задачи, которые решаются в ходе преобразовательной (созидательной) деятельности человека, и вытекающие отсюда три важнейшие функции культуры.

 

Рис. 1. Важнейшие функции культуры

 

· Если первостепенной задачей культуры является качественное преобразование человека и среды его обитания, следовательно, одной из трех главных функций культуры является преобразовательная или созидательная функция, в ходе реализации которой создаются разнообразные материальные и духовные ценности, вырабатываются определенные способы, приемы и средства преобразования мира.

· Культурное воздействие не может осуществляться беспорядочно, бессистемно, важно правильно выбрать ориентиры, цели, направление, в котором следует осуществлять преобразовательную деятельность. На основе складывающихся в обществе представлений о мире и месте человека в нем формируются образцы и идеалы, нормы и ограничения, на которые ориентируются в процессе своего развития члены этого общества. Другими словами, культура задает вектор (направление) развития человечества и каждой отдельной личности, реализуя векторную или направляющую функцию.

· Человек, как социальное существо, не может существовать вне общества, тем более осуществлять масштабную преобразовательную деятельность, в ходе которой и происходит социализация и социальная организация людей. Соответственно, к важнейшим функциям культуры относится также социализирующая функция, задача, которой ― не только формирование, функционирование и взаимодействие различных социальных групп и сообществ (семьи, этноса, профессионального коллектива, политического объединения и пр.), но и адаптация индивидуума в этих группах, включение его в коллективную созидательную деятельность.

 

Таким образом, реализация глобальной человекотворческой функции культуры складывается из трех важнейших функций: преобразовательной (созидательной), векторной (направляющей) и социализирующей.

2. К аждая из трех выделенных нами функций культуры является, по сути, мегафункцией, так как решает весьма широкий круг задач и состоит, в свою очередь, из целого ряда функций более узкого назначения.

Попробуем разобраться, из каких же функций складываются преобразовательная, векторная и социализирующая функции культуры.

Начнем с преобразовательной функции, структура которой представлена на рис. 5.

· Творческая или креативная [от лат. creatio ― созидание] функция. В основе всей созидательной деятельности человека лежит творчество ― источник всего нового, самобытного, оригинального. Именно способность к творчеству больше всего отличает нас от животных. Творческие идеи и проекты в конечном итоге реализуются в виде материальных и духовных объектов: научных теорий, литературных и художественных произведений, технических изобретений и т.д. Совершенствование материального и духовного достояния человечества, изобретение и создание новых ценностей ― задача креативной функции культуры.

· функция утилизации [от лат. utilis ― полезный]. Уровень культуры общества (как и каждой отдельной личности) характеризуется не только тем, ЧТО и КАК оно производит, но и КАК, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ использует произведенный продукт. Задачу оптимального использования достижений культуры в процессе жизнедеятельности общества решает функция утилизации, которая, в свою очередь, также состоит из нескольких подфункций:

а) функция отбора наиболее полезных и необходимых или обладающих особой ценностью (эстетической, мемориальной) продуктов материальной и духовной человеческой деятельности, исходя из системы ценностей, господствующих в обществе;

б) функция накопления и сохранения материальных и духовных ценностей способствует формированию культурного достояния нации, народа, определенной социальной группы;

в) благодаря функции потребления в обществе формируется культура потребления, подразумевающая целесообразное, эффективное, экологичное по отношению к человеку и окружающей его среде использование как результатов человеческой деятельности, так и природных богатств.

 
 

· функция трансляции социального опыта. Социокультурное развитие немыслимо без преемственности в культуре, которая обеспечивается путем трансляции от поколения к поколению, от одной культурно-исторической эпохи к другой, а также путем обмена между различными социальными группами, культурных достижений, идей, информаций, опыта, технологий и других материальных и духовных ценностей. Трансляционная функция, которая включает:

а) информационную функцию, обеспечивающую процесс создания, обработки, систематизации разного рода информации, организацию и техническое обеспечение информационных потоков;

б) образовательную функцию, задача которой ― передача от поколе-ния к поколению накопленных обществом знаний, представлений о мире, навыков и умений (образование ― буквально, создание образа мира в сознании нового поколения);

в) воспитательную функцию, главная задача которой ― привить молодому поколению сложившиеся в обществе образцы поведения, межличностных и социальных отношений с целью формирования высокоморальных качеств, необходимых для активного включения в общественную, производственную, культурную деятельность.

· функция управления. Многообразие сфер культуры и социокультурных институтов требует эффективного управления, координации их взаимодействия. Культура оказывает влияние на организационно-управленческие процессы практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти задачи решает функция управления.

· рекреативная [от лат. recreatio ― восстановление] функция, ее также называют компенсаторной [от лат. compensare ― возмещать]. Интенсивное функционирование рано или поздно приводит любой механизм, организм, систему к износу. Человек также нуждается в восстановлении физических и психических сил. Этой цели служат праздники, игры, "хобби" и т.п. Организация форм досуга и отдыха — задача рекреативной функции.

Следует заметить, что круг задач, которые решает рекреативная функция культуры, гораздо шире, чем просто восстановление сил человека. Досуг является также формой коммуникации, в процессе которой вырабатываются различные поведенческие модели. А некоторые " хобби ", как показывает история, вполне могут, наряду с профессиональной деятельностью, стать источником создания истинных культурных ценностей (вспомним, к примеру, литературное творчество земского врача А.П.Чехова или поэзию и увлечение мозаикой ученого М.Ломоносова, а поэтическое наследие профессионального художника Тараса Шевченко прославили Кобзаря гораздо больше, нежели его картины).

3. Э ффективность преобразующей деятельности во многом зависит от

того, насколько верно поставлены цели, выбраны приоритеты, т.е. от правильности выбора направления или вектора развития общества. Рассмотрим комплекс задач, которые решает векторная или направляющая мегафункция культуры (рис. 6), и функции, которые из этих задач вытекают.

· когнитивная [от лат. cognitio ― познание]или познавательная функция. Всестороннее освоение человеком мира, в котором он живет, и себя самого, получение и систематизация знаний ― необходимое условие самосовершенствования, как и любой преобразовательной деятельности. Когнитивную функцию также называют гносеологической [от греч. gnosis ― познание].


Для того, чтобы приобретенные опыт и знания могли быть вовлечены в социокультурный процесс, поставлены на службу человеческому сообществу, их необходимо каким-то образом представить ― облечь в приемлемые для хранения, использования и передачи другим людям формы. Т.е. они должны стать нашими представлениями. Эту задачу решают семиотическая и семантическая функции культуры.

· Под семиотической функцией [от греч. sеmеiotikе ― учение о знаках] следует понимать облечение знаний, полученных опытно-практическим или умозрительным путем, в разнообразные знаковые формы разговорные языки, язык программирования, художественные и научные символы, формулы и т.п.

· Семантическая [от греч. sеmantikos ― обозначающий] функция самым тесным образом связана с семиотической. Задача этой функции ― наполнение смыслом знаков и символов, изучение, интерпретация и объяснение смысла, заложенного в знаках и символах, сложившихся на протяжении всей культурной истории.

· мировоззренческая функция. Обобщенным результатом познава-тельной деятельности становится формирование системы мировоззрения ― т.е. системы воззрений (взглядов) на мир, место и роль человека в этом мире, характерных именно для данного общества и для определенной эпохи. В основе того или иного мировоззрения лежит мифологическая, религиозная либо научная "картина мира".

Являясь продуктом культурного процесса, система мировоззрения сама, в свою очередь, становится определяющим фактором, направляющим дальнейший ход культурного процесса ― ведь от того, какой видит человек свою роль и задачи в этом мире, зависит, какой путь развития он выбирает.

· аксиологическая (ценностная) [от греч. axios ― ценность] функция. Выбор вектора социокультурного развития зависит от того, какие культурные ценности, эталоны и идеалы доминируют в данном обществе. Процесс этот имеет циклический взаимообратный характер. С одной стороны, на основе сложившегося на соответствующем культурно-историческом этапе мировоззрения формируется определенная система ценностей и идеалов. В то же время, ценности и идеалы, утвердившиеся в общественном сознании, задают направление дальнейшей культурной эволюции. На них ориентируются, они становятся своеобразными маяками, указывающими направление, в котором следует двигаться обществу в целом и каждой отдельной личности.

Таким образом, налицо ― взаимообусловленность и взаимовлияние системы мировоззрения и системы ценностей и идеалов.

· К векторным относится также нормативно-регулятивная функция культуры. Она решает две задачи:

формирует систему морально-этических, нравственных, гражданских и пр. требований в виде различных норм, принципов, правил, законов, регламентирующих действия людей и их взаимодействие в обществе;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 8254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.