Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществляет контроль за выполнением членами общества действующей нормативной базы и регулирование отношений между членами общества




4. Ч еловек, как известно, ― существо социальное. Поэтому необходи-мым условием его жизнедеятельности и эволюции становится объединение усилий в ходе созидательной и преобразовательной деятельности. Только в человеческом социуме человек становится человеком, поэтому к важнейшим функциям культуры относится социализирующая функция, главная задача которой ― формирование и функционирование различных типов социальных сообществ.

· функция социальной организации решает задачу объединения людей в различные социальные общности. Из этого вытекают следующие подфункции:

а) функция институционализации или социогенетическая [от греч. genesis ― рождение, происхождение]. В процессе ее реализации образуются различные формы и типы сообществ и социальных институтов: семья, государство, религиозные организации, политические и правовые институты и пр.;

 
 

б) функция социальной интеграции [от лат. integratio ― восстановление < integer ― целое], задача которой ― взаимное приспособление и объединение различных социальных общностей в ходе культурно-исторического процесса: племенные союзы; религиозные объединения типа Всемирного Союза буддистов или экуменического движения за восстановление единства христианской Церкви; творческие и профессиональные союзы вроде Римского Клуба ― объединения ведущих европейских ученых; политические союзы, такие, как Организация Объединенных Наций (ООН) или Евросоюз; национально-культурная интеграция в виде культурных связей между Украиной и украинскими диаспорами за рубежом и т.п.

Культура объединяет народы и государства. Общие язык, вера, взгляды дают людям ощущение единства, "родства". Не случайно так остро стоит сегодня вопрос об общенациональной украинской идее, которая способна была бы сплотить народ и дать ему импульс к дальнейшей созидательной деятельности.

Специфическую интегративную роль в культуре играет наука, не имеющая национальной или государственной привязки.

При этом, параллельно с интеграционными процессами в культуре протекают и обратные процессы социальной дезинтеграции ― расчленения, дробления социальных сообществ. Культура, религия, политика становятся порой факторами разобщения и противостояния народов, наций, социальных общностей. Примеры тому ― распад Советского Союза, Югославии и др. стран бывшего соцлагеря; тысячелетняя история разделения Христианской Церкви на три ветви (православие, католицизм и протестантизм) и множество течений и сект; раскол в 1993 г. Украинской православной церкви и др.

· Функция социализации с первых дней жизни индивидуума способствует включению его в социальные группы и социальные отношения. Процесс социализации позволяет человеку стать полноценным членом общества, занять в нем определенное положение.

· адаптивная функция [от лат. adaptare ― приспособлять]. Условия (экономические, политические, социокультурные), в которых существуют и развиваются индивидуумы и целые социальные общности, претерпевают постоянные изменения. Возьмем, к примеру, трудности, с которыми мы столкнулись в условиях государственного и социального переустройства после обретения Украиной независимости: тут и регионально-культурное противостояние Юго-Востока и Запада страны вследствие "реформ" в сфере идеологии, культуры и образования; и проблемы, связанные с разрушением одних социальных институтов и появлением новых ― например, моральная деградация и увлечение молодежи новомодными религиозными культами после упразднения пионерской и комсомольской организаций; сюда можно также отнести проблемы, связанные с глобальными миграционными процессами (проблемы украинской диаспоры и гастербайтеров).

Обеспечить личности и социальным группам возможность социальной и культурной адаптации, приспособиться к изменяющейся природной и социокультурной среде ― задача адаптивной функции.

· коммуникативная функция [от лат. communicatio ― связь, общение]. Так как любая созидательная деятельность и социокультурное развитие в целом осуществляются людьми в теснейшем взаимодействии, в ходе культурного процесса вырабатываются соответствующие формы, способы и средства общения и взаимодействия, как между членами одного социума, так и между различными социальными сообществами.

Кроме того, именно на почве культуры люди находят общий язык, общие интересы. Музеи, театр, кино, спорт давно стали средством коммуникации между народами, странами, эпохами.

 

Функциональный потенциал системы культуры, конечно же, не исчерпывается рассмотренными здесь функциями. Мы выделили и систематизировали наиболее важные из них, направленные на решение сверхзадачи ― совершенствование ЧЕЛОВЕКА и МИРА, в котором мы живем. Подведя итоги, еще раз окинем взглядом иерархию функций культуры, чтобы понять и почувствовать, насколько сложна, многообразна и значима роль культуры в жизни общества и каждого его члена.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Что понимается по функциями системы, организма, предмета?

1. Как вы понимаете смысл человекотворческой функции культуры?

2. Раскройте сущность трех важнейших задач, которые решает культура в процессе социокультурного развития человека и общества. Какие функции вытекают из этих задач?

3. Раскройте сущность преобразовательной функции культуры.

4. Из каких функций складывается преобразовательная функция культуры, и какие задачи они решают?

5. В чем заключается векторная, направляющая роль культуры в процессе развития человечества и каждой личности?

6. Какие функции являются слагаемыми векторной функции культуры, и какие задачи они решают?

7. Охарактеризуйте сущность и роль социализирующей функции культуры в процессе становления и функционирования человеческих сообществ.

8. Какие функции являются слагаемыми социализирующей функции культуры, и какие задачи они решают?

I.5. Уровни культуры и культурные универсалии

1. Иерархия уровней культуры.

2. Культурные универсалии.

3. Взаимодействие доминирующей культуры и субкультур.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: уровни культуры:индивидуальная, обще-человеческая, региональные, национальные, локально-региональные, субкультуры; доминирующая культура; контркультура; универсалии культуры: традиции, обычаи, нормы, ценности, идеалы, язык, верования.

1. В культурологии существует подход, согласно которому культура в глобальном смысле подразделяется на индивидуальную и социальную (культуру общества). Такое деление относят к уровням культуры, которые, в свою очередь, существуют в определенной взаимосвязи и иерархии.

· Базовым или низшим уровнем культуры является индивидуальная (персональная) культура отдельно взятого человека, поскольку само понятие культуры абсолютно неразрывно связано с человеком. Именно он, как уже говорилось, является главным объектом и субъектом культуры. Индивидуальную культуру также называют культурой личности.

Формирование индивидуальной культуры тесно связано с культурой обучения, воспитания, досуга и игры, а это взаимодействие осуществляется на основе культуры общения. Основные аспекты культуры общения:

― внешний ― ритуальный, "этикетный" ― выполнение общепринятых ритуалов общения, правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать;

― внутренний социально-психологический ― характер отношений между людьми.

В процессе развития личности проявляется ее самобытность, формируются качества и способности, отсутствовавшие прежде и отличающие человека от других людей. Этот процесс, именуемый индивидуализацией, во многом является творческим процессом. И чем выше степень развития индивидуальной культуры человека, тем более осознанно он выполняет свою творческую роль созидателя культурного процесса ― т.е. субъекта культуры.

Таким образом, базовый уровень культуры ― культура личности ― является тем источником, который обеспечивает динамичность культуры в целом, её изменчивость и способность к развитию.

· Наиболее высоким уровнем социальной культуры, системой высшего порядка является культура человеческого сообщества (общечеловеческая культура) или мировая культура, вобравшая в себя все богатство и многообразие культур нижестоящих уровней.

Между маргинальными (концевыми) уровнями культуры (индивидуаль-ной и общечеловеческой) находится целый ряд иных уровней. Рассмотрим наиболее значимые из них, соответственно убыванию ― от более высокого до нижних уровней.

· региональные культурымежнациональные, надэтнические культурные общности, сложившиеся в результате интегративных (объедини-тельных) культурно-исторических процессов в определенном географическом ареале и на протяжении длительного исторического периода сохраняющие свою специфику. Примерами таких культур являются: европейская, американская, африканская, латиноамериканская и другие культуры.

· национальные (национально-этнические) культуры, субъек-том которых являются нации, народы, народности. Например, украинская, русская, еврейская и другие культуры.

· локальные или локально-региональные ― культуры отдельных областей, районов, городов, имеющих свои специфические особенности, отличающие данный регион. Например, западноукраинская культура, одесская культура и т.д.

· В свою очередь, локальные культуры включают в себя множество разнообразных субкультур, носителями которых являются отдельные социальные группы или сообщества: молодежные группировки, пожилые люди, студенты, национальные диаспоры, религиозные и профессиональные сообщества и др.

Именно субкультуры, в первую очередь, культура семьи, оказывают прямое воздействие на формирование индивидуальной культуры каждого члена общества.

 
 

Иерархия человеческой культуры наглядно может быть представлена в виде "матрешки", каждый из уровней которой является одновременно подсистемой другой системы более высокого уровня и надсистемой для систем низшего порядка.

2. О бщность и устойчивость общечеловеческой культуры основаны

на постоянном воспроизведении накопленного человечеством опыта, на устоявшихся традициях, ценностях.

Для обозначения тех составляющих элементов общечеловеческой культуры, которые обеспечивают ее стабильность, было введено понятие " культурные универсалии".

 

Универсалии культуры ― это традиции, обычаи, нормы, ценности, правила, свойства и пр. базовые элементы социального и культурного наследия, имеющие универсальный, всеобщий характер ― т.е. характерные для подавляющего большинства культур, вне зависимости от исторической эпохи, географического положения и социального устройства общества.

Раскроем смысл основных культурных универсалий.

Традиции [от лат. traditio ― передача, преемство] ― устоявшиеся в определенных обществах и социальных группах коллективный опыт, формы действий и отношений, порядок в поведении, сохраняющиеся в течение длительного времени и передающиеся из поколения в поколение. Традиции выполняют ряд культурных функций:

· обеспечивают преемственность культуры;

· служат каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению;

· выполняют функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей:

· выступают механизмом социализации и приобщения людей к культуре.

Таким образом, традиции являются необходимым условием стабильности культуры, "кирпичиками", поддерживающими ее устойчивость.

Обычаи ― это исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе неписаных правил и привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Например, обычай здороваться при встрече.

Термин " обычай " может отождествляться с терминами " традиция ", " обряд ", " ритуал ", " нравы ". Однако, традиция относится к более широкому кругу явлений и имеет более универсальный характер.

Обряды и ритуалы ― частные случаи обычая, нередко имеющие выраженную этническую, социальную или религиозную окраску.

Обряд представляет собой значительно формализованное, стереотипное поведение или действие, имеющее, прежде всего, символическое значение (крещение, свадьба, инициация, похороны и др.). Сила обряда коренится в его эмоционально-психологическом воздействии на людей, так как обряды вызывают определенные коллективные чувства.

Обряд может складываться из отдельных, последовательно совершаемых ритуалов. Ритуал ― это набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, жестко закрепленный порядок действий. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической и даже бытовой сферах. Например, обряд принесения воинской присяги включает ритуалы чтения присяги, ритуал целования знамени и др. Нередко ритуалы направляются или исполняются лицами, специально избранными и подготовленными для этого.

Наиболее торжественные, имеющие символическое значение и посвященные знаменательным событиям или чествованию людей ритуалы носят название " церемонии". Коронование ― яркий пример важной для монархического общества церемонии.

Нравы ― это обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию подпадают те бытующие в данном обществе формы поведения людей, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Например, проявление почтения к старикам.

Особой формой нравов является табу ― абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особую значимость табу имели на ранних этапах социокультурного развития. В современном обществе также существуют табу ― на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Культурные нормы ― это исторически сложившиеся стандарты (требования) определенного вида деятельности, регулирующие поведение и отношения людей и выражающие их представление о должном и желательном.

Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения, по степени свободы их выбора. Существуют нормы, обязательность которых однозначна и определенна, вплоть до применения строгих санкций. Так, законы ― это нормы поведения, зафиксированные в правовых документах на государственном уровне, соблюдение которых обязательно для всех граждан без исключения. Таковыми являются также нормы технической деятельности в производстве ― ГОСТы и СНиПыв строительстве и др.

Существуют также нравственные (неписаные) законы. Примером норм в сфере морали и нравственности могут служить некоторые библейские заповеди: не желай того, что принадлежит ближнему твоему.

Ценностисвойства предмета или явления, которые отражают степень важности этого предмета (явления) для удовлетворения потребностей, желаний и интересов людей, а также социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п.

Посредством ценностей культуры в том или ином обществе формируются стандарты культурных оценок, определяется степень важности жизненных целей и выбор методов их достижений.

В систему ценностей отдельного человека, группы, общества могут входить разные виды ценностей, например:

· витальные (жизненные) ― жизнь, основные физиологические потребности (еда, вода, кров, секс), здоровье, безопасность и т.д.;

· социальные, обусловленные потребностью в признании личных достижений социальным окружением ― трудолюбие, достаток, семья, равенство полов и т.д.;

· моральные добро, благо, дружба, доброжелательность, честность, взаимопомощь и т.д.;

· религиозные вера, Бог, спасение, сакральное знание и т.д.;

· эстетические красота, гармония и т.д.;

· политические гражданские свободы, патриотизм, государственный суверенитет и др.

На основе системы ценностей в обществе формируются ценностные установки, которые передаются из поколения в поколение посредством воспитания и ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.

Вектор человеческой жизнедеятельности устремлен к наиболее важным и значимым целям, образцам, моделям будущего, которые определяются понятием " идеал ". С одной стороны, идеалы отражают устремления определенных социальных групп (слоев, классов, общества в целом), а также возможные тенденции их развития, совершенствования. С другой стороны, они выступают в качестве главной оценочной категории, на которую ориентируются при отборе приоритетов, ценностей, мотивов деятельности.

Одной из самых значимых культурных универсалий, как средство речи (II-я сигнальная система, по Павлову, свойственная исключительно человеку), является языксовокупность знаков и символов, наделенных определенным значением и организованных по определенным правилам, составляющим его грамматику. Иными словами, язык ― это любая знаковая система, при помощи которой можно передавать информацию.

Язык ― важнейший носитель культуры, форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Поэтому словарный запас человека может, в определенной мере, служить показателем его культурного уровня.

Различают множество типов и видов языков:

· естественные языки: разговорный, литературный, диалекты, "мертвые" языки (например, латынь);

· разновидностью естественного языка являются национальные языки украинский, русский, английский и пр.;

· искусственные язык программирования, язык жестов для глухо-немых, эсперанто;

· специфические языковые знаковые системы ― язык искусства, язык математики.

В 1959 году американский антрополог Дж. Мердок выделил более 70 универсалий, которые объединяют все многообразие самых разных культур: язык, возрастная градация, общинная организация, кооперация труда, этика, семья, празднества, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, приветствие, гигиена, личное имя и т.д.

Более короткий список предложил К.Уинслер, который выделил девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь, материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света и когда бы они не жили, биологически относятся к одному виду Homo sapiens, имеют одни и те же физические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

3. В ернемся к многоуровневой иерархии культуры.

В больших культурных сообществах, состоящих из множества этнических и других социальных групп, объединенных устойчивым географическим положением, и (или) религиозным мировоззрением, и (или) единством происхождения ("единством крови"), всегда есть ценности, верования, традиции, формы отношений, которые разделяют большинство членов общества. Совокупность таких общепризнанных элементов культуры называют доминирующей культурой.

Достаточным для формирования доминирующей культуры может быть один или два из вышеперечисленных признаков. Например, длительное время лишенный государственности и вынужденный приспосабливаться к чуждым социокультурным условиям еврейский народ на протяжении многих столетий успешно сохранял свою доминирующая иудейскую культуру на основе единого вероисповедания и единства происхождения.

По перечисленным признакам, доминирующую в современной Украине культуру, к которой принадлежим мы, можно идентифицировать как европейскую, христианско-православную, восточно-славянскую.

Как же взаимодействует доминирующая в обществе культура с культурами входящих в нее групп, которые носят название "субкультуры"?

 

Субкультура ― это специфическая часть общей культуры, характеризующаяся наличием собственной системы ценностей, идеалов, традиций, обычаев, норм, образцов поведения и т.п., присущих малой социальной группе.

Большинство субкультур не противостоят доминирующей культуре. субкультура определенной группы может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами, одеждой, обычаями и т.д. Отличия эти могут быть ярко выраженными. Тем не менее, субкультура заимствует ряд ценностей доминирующей культуры, в то же время, обогащая ее "своими" ценностями.

Различают огромное множество различных субкультур: возрастная молодежная, пожилых людей; студенческая; культуры национальных диаспор; вненациональная и внерегиональная рок-культура; конфессиональные; профессиональные и др.

· Конфессиональная культура складывается на основе единого вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На этой основе формируется общность ценностей, идеалов, символов и установок. Это позволяет выделять христианскую, мусульманскую, буддистскую и др. культуры.

· Профессиональная культура формируется на основе общих образцов культуры, разделяемой той или иной профессиональной группой и базируется на содержании конкретного вида трудовой деятельности и той роли, которую играют в обществе ее представители.

· Организационная или микрокультура. Организации обладают своей специфической культурой ― оригинальной совокупностью ценностей, отношений, идеалов, норм, традиций, ритуалов и форм поведения, присущих только данной структурной единице. Организационная культура способствует ориентированию подразделения или отдельных лиц на общие цели, мобилизации инициативы сотрудников, преданности фирме и налаживанию (облегчению) общения. Микрокультурами являются также культуры малых социальных групп ― рода, семьи, коллектива.

· Молодежная субкультура ― совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущих подросткам (от 12 до 18 лет) и юношеству (от 18 лет). В настоящее время молодежная субкультура формируется на стыке массовой культуры (молодежь является ее основным субъектом и потреби-телем) и популярной (формируется в среде повседневной культуры). Молодежной субкультуре присущи такие черты, как:

новаторство ― стремление привнести в культуру новые традиции, ценности, обычаи (так, например, каждое поколение молодежи обогащает язык новыми понятиями);

перспективная направленность ― устремленность в будущее;

конфликтность, которая базируется на вышеуказанных чертах ― новаторство нередко отрицает сложившиеся устои доминирующей культуры (именно эта черта ведет к возможному перерождению некоторых видов молодежной субкультуры в контркультуры).

 

Если субкультура входит в конфликт с ценностями доминирующей культуры, не просто отличается, но противостоит ей, ее называют контркультурой.

Термин этот был введен в научный оборот Маркузе и Росзаком в 1972 г. для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных группировок, прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном движении выступление одного поколения против другого. Молодежь как бы балансирует между принятыми ценностями доминирующий культуры и оппозиционностью к ней. Вхождение в мир господствующей культуры, приобщение к культурным стандартам, адаптация к ним ― процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву и ценностным исканиям.

Сегодня понятие контркультура описывает не только сугубо молодежные движения. На ранних этапах своего развития к контркультурам относились рок- и рэп-культуры, однако, со временем они утратили свои оппозиционные корни. Одним из примеров маргинальной (крайней) формы контркультуры являются криминальные субкультуры, имеющие собственную этику, язык, фольклор).

 

Итак, мы разобрались с разновидностями культуры, обусловленными ее многоуровневой иерархией. Однако многообразием культур разного уровня не исчерпывается типология культуры человеческого сообщества, но эти вопросы рассмотрены в следующем разделе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Поясните разделение культуры на индивидуальную и социальную. Как это отразилось в формировании уровней культуры?

2. Охарактеризуйте особенности общечеловеческой, региональных, национальных и локально-региональных культур. Приведите примеры.

3. Объясните понятие "универсалии культуры". Как понимать, что универсалии носят всеобщий характер?

4. Какие культурные универсалии вам известны? Объясните их сущность.

5. Определите понятие "доминирующая культура". Охарактеризуйте доминирующую культуру, к которой принадлежите Вы.

6. Раскройте понятие "субкультура". Опишите характер взаимодействия субкультур с доминирующей культурой и между собой.

7. Охарактеризуйте понятие "контркультура". Приведите примеры известных Вам контркультур.

8. Что Вы понимаете под молодежной субкультурой? Опишите её основные особенности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.