Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V.3. УКРАИНСКая КУЛЬТУРа в XІV-XVI ВЕКах




1. Гуманистические идеи Ренессанса в украинской культуре.

2. Наука, образование и литература в Украине в XIV-XVI вв.

3. Художественная культура этого периода.

 

Основные понятия: украинский Ренессанс, братства, полемическая литература, думы, партесное пение.

1.Р азвитие украинской культуры в XIV-XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация определялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси ― украинские земли вошли в состав Литовско-Польского государства. После Кревской унии (договора 1385 г.) Польша повела тотальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции украинского народа. На протяжении XV-XVI вв. все еще продолжалась начавшаяся еще в XIII ст. неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю, разоряя и разрушая русские города.

Изменилась духовная, культурная жизнь общества. С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориентацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы ― в XIV-XVI вв. продолжают строиться города, развиваются цеховое производство, ремесла, торговля, оживляются международные, в том числе творческие контакты, переживают подъем различные виды художественного творчества.

С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета провоцировали обострение социально-политической ситуации и, как следствие, ― национально-освободительное и духовно-просветительское противоборство народа. Защитником веры, традиций выступило казачество, период становления которого выпадает на сер. XVI в.

Пробуждение национального самосознания дополнялось распростра-нением идей гуманизма Возрождения. Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей украинской интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и внесли определенный вклад в развитие западноевропейской культуры. Они по праву считаются основателями гуманистической украинской культуры.

Получив надлежащее образование в европейских университетах, выходцы с Украины становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками. Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по математике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд украинского исследователя природы ― " Прогностическая оценка текущего 1483 года ".

В XV в. в Краковском университете работали 13 профессоров-украинцев! Лукаш из Нового Града, долгое время был магистром и преподавателем этого университета.

Павел Русин из Кросна, который в своих работах подчеркивал свое украинское происхождение, читал в Кракове университетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым украинским поэтом-гуманистом, а также одним из основателей польской гуманистической поэзии.

Станислав Ореховский-Роксолан свой многогранный талант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в Западной Европе его называли " рутенский (русский, украинский) Демосфен", "современный Цицерон".

Творчество ранних украинских гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной справедливости. Они оказали положительное влияние на образование и литературу, стали идейными вдохновителями искусства своей эпохи.

Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру украинское население, вызвало распространение идей, созвучных идеологии западноевропейской Реформации. Писатели-полемистыГерасим и Мелетий Смотрицкие, Иван Вышенский, Василий Суражский остро критиковали высшее православное духовенство за его корыстолюбие, моральный упадок, предательство интересов украинского народа, отстаивали его право на свою веру, обычаи, язык. Одновременно в полемической литературе большое внимание уделялось вопросам развития образования и книгопечатания. Одним из ярких образцов полемической литературы является работа Г.Смотрицкого " Ключ царства небесного " (1587 г.).

 

Главным содержанием украинского Ренессанса было формирование новой ментальности, новых национальных и культурных традиций, которые возникали на почве реформационной идеологии и ренессансно-гуманистического мировоззрения.

2.С истема научных знаний в украинской культуре того времени состояла из богословских дисциплин, грамматики, поэтики, арифметики, этики, истории, права, медицины, музыки. Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: " Логика Авиасафа ", " Космография " и др. Большим интересом пользовался медицинский справочник " Аристотелевы врата или Тайная Тайных ".

Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой эпохе, осуществлялись в конце XVI - начале XVII вв. украинскими " книжниками ", которые объединялись вокруг культурно-просветительских центров, создаваемых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры. Одним из таких культурных центров в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне — в Ровенской обл.) князь Константин Острожский.

Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. Острожский коллегиум объединил вокруг себя известных в то время деятелей культуры, в нем преподавали не только русские и украинские, но и иностранные ученые: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятош, грек Кирилл Лукарис, ставший в дальнейшем патриархом Константинопольским и др.

 

В последней четв. XVI — нач. XVII вв. в городах повсеместно начали создаваться братства — общественные объединения, ставшие в условиях усиления влияния католицизма идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа. На их средства содержались школы, госпитали, типографии, библиотеки.

Первым из них было Львовское братство, возникшее еще в 1439 г.

К началу XVII в. братства действовали уже во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства (национально-религиозной общественной организации православных мещан Львова, осуществлявшей свою деятельность на протяжении 200 лет!).

Обучение в братских школах начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.

Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяя знания и призывая народ к отпору польско-католическому влиянию.

Большое значение в становлении новой культуры играла литература.

Книгопечатник Иван Федоров (Федорович) в 1574 г. издал во Львове первую на Руси (в Украине) печатную книгу " Апостол ", а несколько позже — " Букварь ". После переезда в Острог на средства К.Острожского он основал вторую типографию, в которой выпустил знаменитую Острожскую Библию (1581 г.) ― первое полное издание Библии на славянском языке. Писатель Герасим Смотрицкий. ректор Острожской академии, отредактировал Острожскую Библиюи написал к ней предисловие. Это издание получило широкое распространение в Украине и за ее пределами, поступило в библиотеку Оксфордского университета, в королевский двор Швеции.

светская литература, связанная с традициями летописания и развитием русского (украинского) права, отразила историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа: " Судебник " Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 гг.), краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в.

Особое место в литературе того времени занимает украинский эпосдумы, баллады, исторические песни.

Глубокая образность дум восхищала Т.Шевченко, который ставил их выше гомеровских " Илиады " и " Одиссеи ". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свободе, широкую натуру, благородство. Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный литературный жанр.

Цикл дум " Маруся Богуславка ", " Самійло Кішка " и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой поэтикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: " Смерть Федора Безродного ", " Три брата самарских ". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: " дума про козака Голоту ", и др.

От героя-мученика к герою-победителю шла украинская культура, подтверждая тот факт, что она не осталась в стороне от общеевропейского процесса Возрождения.

3.В XV-XVI вв. переживает подъем народная культура. Вопреки иноземному влиянию, сохраняются и развиваются украинские традиции и обычаи, песни и танцы, народные промыслы.

В архитектуре и изобразительном искусстве этого периода формируются особенности украинского стиля. Они проявляются, прежде всего, в каменном зодчестве Западной Украины, где влияние ренессансного стиля органически сочеталось с украинскими народными традициями, перенесенными с деревянного зодчества на каменные культовые сооружения и городские постройки.

В XV-XVI вв. активно расширяются и перепланировываются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды, ведется широкое строительство мощных замков-крепостей и замков-дворцов.

В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Рядом с сооружениями старого древнерусского типа возводились более торжественные постройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Ивана Предтечи, Кузьмы и Демьяна, во Львове ― церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропавловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).

Передовые позиции в архитектуре принадлежали Львову, ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в истории украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская церковь, башня Корнякта, часовня Трех Святителей вместе составляют уникальный архитектурный ансамбль конца XVI - начала XVII вв.

Фасады, порталы, интерьеры ренессансных домов, дворцов, церквей, иконостасы украшаются скульптурными рельефами и богатой резьбой по дереву. С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет, получивший распространение в виде великолепных надгробных памятников: памятники киевскому воеводе А.Киселю, князю К.Острожскому (в Киево-Печерской лавре) и др.

Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительности, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра, Львов, Перемышль.

Проявлением гуманистических ренессансных идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев: "Владыка", "Яков", "Матвей" и т.п. (Вспомним, что одной из черт культуры Средневековья была анонимность).

Мастера украинского монументального фрескового искусства были известны далеко за пределами своей страны. В польских городах Люблине, Кракове, Вислице украинские умельцы украшали костелы и часовни. В отличие от фресковой живописи XIII в., в которой доминировали типичные для средневекового искусства настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радостные мотивы ― доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в самой Украине почти не сохранились эти фресковые шедевры.

Наиболее распространенными иконописными образами были: Юрий (Георгий) Змееборец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами ― Распятие Иисуса, Тайная Вечеря, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминали простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретали индивидуальные черты. Ярким образцом такой живописи является икона " Волынская Богоматерь ", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.

В конце XVI - начале XVII вв. широкое развитие получает портретная живопись. Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов польского короля Стефана Батория, князя К.Острожского, выполненных такими мастерами львовской школы, как художник В.Стефанович.

Плодотворно работали в Украине художники-графики. Они мастерски оформляли книги — сначала рукописные, затем печатные. Уникальным в этом отношении является оформление Киевской псалтири (1397 г.), содержащей более 200 оригинальных миниатюр на самые разные темы.

В XIV-XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство. Музыканты, певцы, танцоры, как и прежде, объединялись вокруг монастырей и епископских кафедр.

В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др.

Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.

Самобытным вокально-инструментальным жанром того времени были исторические песни и думы с вольным построением поэтических и музыкальных фраз, исполняемых кобзарями.

Важную роль играло музыкальное образование в братских школах. Именно тогда возникает так называемое партесное пение [от лат. partеs ― часть, голоса] — многоголосное пение по партиям (по голосам), которое со временем достигло высокого профессионального уровня.

Развитие театрального искусства было, в первую очередь, связано с выступлениями скоморохов ― народных певцов, музыкантов, клоунов, акробатов. Они были не только исполнителями, но и безымянными творцами фольклора.

В конце XVI в. расширяется сфера театрального искусства. Возникает странствующий кукольный театр, а одновременно с братскими школами ― школьный театр, в котором играли и ученики, и преподаватели. Вначале он имел только учебно-воспитательное значение, но с конца века активно использовался в борьбе против католицизма.

 

Достижения культуры украинского народа в XIV-XVI вв. позволяют сделать вывод о ее ярком самобытном характере, с одной стороны, и тесной связи с гуманистическими ренессансными идеями, с другой.

Перед нами постепенно раскрываются немеркнущие культурные ценности, созданные в тот период анонимными, в большинстве своем, авторами. На землях, где господствовали поработители, в условиях чужеземной культурной экспансии вся духовная энергия украинского народа направлялась на то, чтобы доказать свою жизнестойкость, национальное достоинство и приверженность традициям национальной культуры.

Процесс становления культуры украинского народа в рассматриваемый период одновременно отражал формирование украинского этноса, завершившееся в XVI в. Помимо мещан и казачества, основная масса населения (крестьянство) выступила, подобно " национальной берегине ", на защиту высших духовных ценностей — языка, поэзии, песни, народных обрядов, неповторимой украинской самобытности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Охарактеризуйте исторические условия развития украинской культуры в XIV-XVI вв.

2. Раскройте сущность гуманистических процессов в украинской культуре того времени.

3. На примере творчества писателей-полемистов проанализируйте сущность реформационных идей в Украине.

4. Как развивались наука, образование, книжное дело в Украине?

5. Какой моральный идеал воспет в исторических думах и народных песнях?

6. Какие черты были присущи архитектуре Украины в XIV-XVI вв?

7. Охарактеризуйте национальные особенности изобразительного искусства в Украине XIV-XVI вв.

 

 

V.4. КУЛЬТУРА УКРАИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)

 

1. Особенности культурной ситуации в Украине в XVII веке.

2. Образование и интеллектуальная жизнь в Украине в XVII ― первой половине XVIII вв.

3. Противоречия развития украинской культуры в эпоху Просвещения.

4. Художественная культура и искусство Украины в эпоху Нового Времени.

Основные понятия: "сгущение", "мандривни" дьяки, академические диспуты, казацкие летописи, украинское (казацкое) барокко, школьная драма, вертеп.

1.У краинская культура в первой пол. XVII в. развивалась в условиях вооруженной борьбы как с внешними врагами ― Крымским ханством, Турцией, так и с внутренним врагом — польско-шляхетским государством, под властью которого находилась Украина. Но внутреннюю борьбу против социального, национального и культурного угнетения народным массам приходилось вести и против собственной помещичье-крепостнической верхушки.

обострилась в это время и борьба между католичеством и православием. На клубок казацко-шляхетских социальных противоречий наматывались православно-католические противоречия, связанные с нежеланием польской элиты признавать православную традицию на исконных русских землях. Заключение в 1596 г. Брестской унии, объединившей на территории Речи Посполитой католическую и православную Церкви, подчинив последнюю папе Римскому, вызвало серьезное недовольство украинского населения. Однако со временем Греко-католическая (Униатская) Церковь все же утвердилась на территориях Западной Украины.

 

Полонизация и окатоличивание украинской элиты привела к тому, что казачеству пришлось взять на себя социальную роль, которую в других странах выполняло дворянство. казачество становится главным защитником православной веры, как единое целое, восстав за права единоверцев.

Казак стал ключевой фигурой не только украинской истории, но и культуры, национального сознания, как ковбой в американской культуре или викинг в скандинавской.

 

Возрастание роли казачества сопровождалось мощным обновлением религиозной и культурной жизни в Украине. Гетман Петр Сагайдачный обосновал идею союза между казачеством и украинской культурно-религиозной элитой. Формой для такого союза были избраны братства. В 1620 г. П.Сагайдачный, вместе со всем запорожским казачеством, вступил в Киевское братство, продемонстрировав намерение запорожцев отныне стоять на страже культурно-религиозных интересов украинского народа.

Отстаивание позиций православия способствовало ослаблению процесса полонизации и способствовало социально-политическому и национально-культурному пробуждению украинского народа. Результатом этого сталобеспрецедентное по размаху восстание — казацкая освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого, завершившаяся заключением в 1654 г. исторического военно-политического союза Гетманщины и Московского государства.

Исследуя особенности взаимодействия Украины с окружающим ее культурным миром, ученые отмечают, что в XVI-XVII вв. Украина интенсивно компенсировала свое относительное культурное отставание в предыдущие эпохи, жадно впитывая все значительное и прогрессивное. В этот период наблюдается смешение разных стилей, относящихся к различным периодам европейской культуры. Такое явление в культурологии принято называть " сгущением ".

Таким образом, XVII столетие в жизни украинского народа ознаменован интенсивным развитием национальной культуры, национального самосознания, лучших черт национального характера, таких, как стремление к свободе и социальной справедливости. В то же время, феномен " сгущения " подчеркивает своеобразие культуры Украины, ориентированной на идеи Ренессанса и Реформации и формировавшейся под влиянием эстетики барокко.

2.В ажнейшим показателем украинской культуры в XVII в. был высокий уровень грамотности и образованности различных слоев населения. Об этом говорят многие документальные свидетельства. Так, сирийский араб-христианин Павел Алеппский, проезжая через Украину, свидетельствовал, что даже украинские крестьяне были грамотными, а сельские священники, обучая детей-сирот, спасали их от бродяжничества.

При каждой церкви были школы, в которых обучали дьяки. Для украинской культуры этого периода дьяк ― фигура весьма популярная. Чаще всего это ― молодой человек, получивший либо завершающий богословское образование, но еще не имеющий сана священника. Основным их занятием было учительствование в православных школах.

Особый колорит просветительской культуре того времени придавали " мандривни " дьяки [укр. мандрівні ― бродячие, путешествующие], которые бродили по Украине в одиночку либо группами. Главным источником существования этой образованной, но весьма неорганизованной группы людей был интеллектуальный труд. Их нанимали для написания писем, составления жалоб, сочинения рифмованной оды или постановки ими же написанной пьесы, перевода с латыни и греческого.

Под влиянием западноевропейских гуманистических и реформаторских идей в украинском образовании в XVII в. происходят значительные изменения. Создаются качественно новые учебные заведения, базирующиеся на национальных традициях, соединяющих в себе передовой отечественный и европейский опыт. К ним относится, в первую очередь, организованный по образцу европейских университетов Киево-Могилянский коллегиум, получивший впоследствии статус академии. Он был основан в 1632 г. по инициативе выдающегося украинского религиозного и государственного деятеля, одного из образованнейших и наиболее передовых людей эпохи ― киевского митрополита Петра Могилы.

В коллегиуме изучались четыре языка: славянский, латинский, греческий и польский. Помимо грамматики, риторики, поэтики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, метафизики и др. наук, в старших классах изучалась также философия. Весь курс обучения продолжался 12 лет. Окончание коллегиума давало возможность продолжить образование в любом университете Европы.

Большой заслугой коллегиума являлось то, что здесь формировалась украинская образованная элита, готовились полемисты для защиты веры, разрабатывалась концепция высшего образования Украины.

Из стен Киево-Могилянской академии вышло много известных деятелей науки и культуры: Феофан Прокопович, Григорий Сковорода, Михайло Ломоносов и др. Они выполняли просветительскую и культурную миссию среди народа, пополняли органы управления войска Запорожского, работали в государственных учреждениях. Выпускники академии были первыми профессорами и преподавателями Московского и Санкт-Петербургского университетов, а Ф.Прокопович и М.Ломоносов стали одними из основателей Российской академии наук.

В это время часто проводились страстные полемики по проблемам национальной и религиозной независимости украинского народа, способствовавшие расцвету публицистики и ораторского искусства полемистов. Академические диспуты ― яркий феномен украинской культурной жизни XVII - начала XVIII вв. Исследователи считают жаркие диспуты, представлявшие собой настоящий синтез искусств, моделью украинской культуры эпохи барокко.

Во второй пол. XVII в. активизируется деятельность литературных студий. Кроме сложившихся ранее литературных жанров, начинает развиваться мемуаристика (мемуары ― автобиографические записки, воспоминания).

Историко-мемуарная проза представлена казацкими летописями. Одной из наиболее ранних казацких летописей считается " Летопись самовидца ". Имя автора неизвестно, но он, как свидетельствует текст летописи, был непосредственным участником освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.

Наиболее фундаментальным историческим трудом является четырехтомная летопись Самийла Величко " Сказание о войне казацкой с поляками через Зиновия Богдана Хмельницкого " (1720 г.). Эта летопись по жанру относится к художественно-литературному исследованию.

3.Р азвитие культурной жизни в Украине в эпоху Просвещения во многом обусловлено экономическими и политическими обстоятельствами того времени.

В первой пол. XVIII в. в культурной жизни украинского народа наблюдается некоторое оживление, особенно во времена "гетманщины". Однако Российская империя постепенно ограничивает, а затем уничтожает политическую самостоятельность Малороссии, как называли тогда Украину, упразднив в 1764 г. гетманство и ликвидировав в 1775 г. Запорожскую Сечь. И уже к концу столетия Украина становится провинциальной во всех ее регионах и во всех сферах жизни ― общественной, хозяйственной, культурной, религиозной, утратив свое значение культурного проводника между Западной Европой и Россией, которым она была в XVII в.

В этот период меняется социальная структура украинского общества. Происходит постепенное закрепощение украинских крестьян по русскому образцу и расслоение казацкой старшины на мещанство и крестьянство.

Украинская Православная церковь перестает существовать как единое целое. С одной стороны, ― подчинение западных епархий папе Римскому, приведшее к формированию отдельной Униатской Церкви. С другой, Московская православная церковь, выступая в роли защитницы всех православных, по сути дела " поглотила " восточные епархии ― к концу XVIII в. церковные земли были переданы государству, церковь стала полностью материально зависимой от правительства.

Многие деятели российского духовенства с подозрением относились к украинцам, считая их " зараженными " латинскими ересями. Под предлогом искоренения еретических отклонений, Синод вынуждал украинцев печатать книги, писать иконы, строить церкви по общероссийским образцам. постепенно украинская православная церковь утрачивала свои отличительные черты, прозападную ориентацию, становясь еще одним средством распространения имперской культуры.

В сфере образования в Украине также произошли принципиальные изменения. К концу XVIII в. ведущие учебные заведения находились уже не в Украине, а в России. Киево-Могилянская академия преобразуется в обыкновенную духовную семинарию. Украинцы, желавшие приобщиться к новейшим знаниям, теперь вынуждены были поступать в высшие учебные заведения России.

Во второй половине XVIII в. украинская книжность, придавленная цензурой и общим обнищанием культурной жизни, превращается во "второсортную". Труды украинских писателей издаются только на великорусском языке. В высшем обществе постепенно формируется пренебрежительное отношение к народному языку. Даже " просвещенным " украинцам он представляется провинциальным, не имеющим будущего, интересным, но вымирающим явлением.

В то же время, многие передовые деятели украинской культуры своими произведениями формировали чувство украинского патриотизма среди просве-щенной части населения страны. Так, Семен Дивович в поэме " Разговор Великороссии с Малороссией " протестует против имперской политики России, а Василий Капнист написал " Оду на рабство ", в которой говорится об Украине, стонущей " під ігом тяжкія держави".

Особое место в истории украинской культуры XVIII в. принадлежит творчеству выдающегося украинского философа, писателя Григория Сковороды (1722-1794). Сын бедного казака с Полтавщины, он получил образование в Киевской академии, работал преподавателем в Переяславском и Харьковском коллегиумах, был "мандривным" философом (к этому его вынудили церковные власти, враждебно относившиеся к его прогрессивным взглядам и педагогическим методам) (см. раздел. I.2).

Г.Сковороду называют " украинским Сократом ". Встречаясь с разными людьми, мыслитель вступал с ними в полемику. Больше всего его занимал вопрос о человеческом счастье. Творческое наследие Г.Сковороды разно-образно: стихи, басни, учебники по этике, поэтике, философские трактаты.

Следует отметить, что у поэтов-украинцев очень сильны были чувства скорби по утраченным правам, потере автономии. Хотя подчас стремление к карьере и сословному благосостоянию преодолевало " умоначертания прежних времен ". Романтические мечты не мешали некоторым украинским культурным деятелям поддерживать политику империи.

Таким образом, в связи со сложившимися в XVIII веке историческими условиями, в Украине не возникли ни социальные, ни культурные предпосылки для широкого развития Просвещения. В официальной культуре, ориентирован-ной на российскую государственность, складывался стереотип второсортности всего украинского. Народная же культура, бережно хранившая национальные традиции, не смогла подняться до уровня высших идеалов Просвещения, тем более, отстоять их.

4.З начительным культурным явлением XVII-XVIII вв. является украинское или казацкое барокко. Этому универсальному стилю, который проявился во всех областях культуры, видах и жанрах искусства, присущи радостное мировосприятие, любовь к жизни, щедрость души, гармония с

природой, близость к традициям украинского народного творчества.

Новизне в искусстве стиль барокко (см. раздел IV.2.) предпочитал синтез, что и предопределило его привлекательность для украинцев. Украинское барокко не способствовало возникновению новых идей — скорее, оно предложило новые для украинского искусства приемы: парадокс, аллегорию, контраст. Ибо само промежуточное положение между православной восточной и латинизированной западной культурами склоняло украинский народ к синтетическому мышлению и требовало синтетического стиля:

· на Галичине барокко максимально сохраняло классические западно-европейские традиции ― ансамбль собора Св. Юра во Львове (XVIII в);

· целый ряд памятников в барочном стиле были созданы российскими мастерами, либо под сильным влиянием великорусского официального искусства. Таковы, например, архитектурные шедевры мирового значения ― Андреевская церковь и Мариинский дворец, построенные в сер. XVIII в. в Киеве знаменитым русским зодчим Ф.Растрелли;

· однако поистине украинским явлением стали сооружения, созданные под влиянием европейского барокко на базе традиций культового украинского искусства периода Киевской Руси и народного деревянного зодчества.

Самобытные украинские архитекторы не копировали западно-европейские образцы, их сооружения, как правило, менее декоративны, формы их более спокойные, для них характерны величавость пропорций, богатые лепнина и росписи, в которых явственно звучали народные мотивы, яркая цветовая гамма. С учетом этих своеобразных и оригинальных черт этот стиль и получил название украинского или казацкого барокко (см. раздел IV.2).

Среди шедевров этого стиля ― и недавно восстановленный Михайловский Златоверхий собор в Киеве, и большинство строений Киево-Печерской Лавры.

Самые значительные достижения украинской барочной живописи связаны с жовкивским художественным центром. В это объединение входили живописцы, имевшие европейскую славу: И.Рудкевич, Ю.Шимонович, В.Петракович.

Особое место в украинском барочном изобразительном искусстве занимает скульптура, имеющая, как самостоятельное, так и прикладное значение ― в качестве скульптурного декора. работы самого известного львовского скульптора Ивана Пинзеля украшают, к примеру, фасады собора Св. Юра. Творчество талантливого мастера балансирует на грани барокко и рококо. Однако нешуточные страсти, которые переживают его персонажи, не оставляют сомнения в их принадлежности к экспансивному миру барокко.

Особенностью украинской барочной пластики является ее приверженность традиционному на Руси материалу ― дереву, утратившему в европейском искусстве популярность еще со времен Средневековья. " Різьблення " [укр. резьба по дереву] оставалось равноправной разновидностью скульптурного декора наряду с использованием мрамора, бронзы и др. материалов. Поэтому многие работы Ивана Пинзеля, пластичные, динамичные, колоритные, выполнены из раскрашенного и позолоченного дерева.

Идеи барокко проявились во всех видах и жанрах украинского искусства того времени, придав им новую глубину, оригинальность и динамику.

Для барочного музыкального искусства характерно стремление познать суть человека, показать глубину его душевных переживаний, пронизанных борьбой с человеческими страстями.

Особенно ярко эти черты проявились в духовной (церковной) музыке. Ведущим жанром в ней был партесный концерт [итал. a cappella ], которое называли еще" киевским пением ".Выдающимися представителями украинской духовной музыки были композиторы: Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский.

Наряду с духовной в XVIII в. появляется светская музыка: романсы (камерные вокальные произведения, преимущественно сентиментального характера), опера, симфоническая музыка.

Продолжает развиваться украинское театральное искусство. В начале XVII в. особенно популярной остается школьная драма, в которой играли преподаватели и ученики братских школ. А во второй пол. XVII в. возникает вертеп [ст.слав. пещера (в которой, как тогда считали, родился Иисус)] — странствующий театр, в котором ставились постановки на библейские рождественские сюжеты. Были разные виды вертепов ― в одних случаях это был кукольный театр, в других играли ряженые актеры.

 

В целом, период XVII-XVIII вв. ― парадоксальная эпоха в истории украинской культуры. С одной стороны, она стала свидетельством замечательного расцвета национальной культуры с ее причудливо-витиеватым барочным стилем и просветительскими идеями, с другой, украинская культура, начав приспосабливаться к западноевропейским либо российским имперским образцам, лишается многих своих самобытных черт и достижений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. В каких исторических условиях развивалась украинская культура в XVII в.?

2. Как развивалось образование в Украине XVII-ХVIII вв.? Какова история становления и развития Киево-Могилянской академии?

3. Что Вам известно об украинской литературе XVII-ХVIII вв.? О каких явлениях в культурной жизни Украины свидетельствует появление казацких летописей?

4. Охарактеризуйте культуру Украины в эпоху Просвещения.

5. Почему Г.Сковороду называют " украинским Сократом "?

6. В чем сущность и особенности украинского (казацкого) барокко?

7. Расскажите о развитии украинского искусства в XVIII в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.