Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность Действие Операция




           
     

 


Рисунок 1. Психологическое строение индивидуальной деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

Первый пласт деятельности ( потребности, мотивы, цели, условия ) составляет её предметное содержание. Это внутренний план её существования, её образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности ( отдельная деятельность, действия, операции ) составляют её структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти.

В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения её отдельных структурных элементов. Это уже динамика деятельности, её трансформация /93; 148/.

Деятельность субъекта, журналиста в том числе, связана всегда с некоторой потребностью (например, потребность в узнавании чего-то нового, интересного, необычного; потребность в общении; потребность в организации какой-либо деятельности (программы, материала и т.д.).

Термином «потребность» (см. глоссарий) обычно обозначают следующие три феномена:

1. объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие;

2. свойства личности, определяющие её отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге – определяющие образ её жизни и деятельности;

3. определенные состояния психики человека, отражающие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования как живого организма и личности /167, 183/.

«Потребности, будучи самыми глубинными источниками отношения к действительности, являются одновременно пусковым механизмом жизнедеятельностичеловека, его активности. Они составляют многообразную палитру стремлений, побуждений человека. … потребность прежде всего – это основа формирования цели деятельности и движущая сила в достижении поставленной цели» /66, 27-28/.

Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность. Например, у журналиста появилась потребность снять репортаж о какой-либо деятельности. Именно с этого и начинается его активность в поиске объектов и субъектов репортажа, в подборе материала, в обдумывании вопросов для интервьюирования т.д. В активности проявляется эластичность деятельности – её уподобление свойствам независимо от существующих от неё объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблении ему заключается детерминированность деятельности человека внешним миром. В процессе этого уподобления происходит «нащупывание» потребностью своего предмета, её опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта /45; 167/.

Переживаемая человеком потребность побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета её удовлетворения. Предмет потребности есть её действительный мотив (см. глоссарий). Деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Тот или иной мотив (например, война в Чечне обусловливает создание большого количества журналистских материалов о происходящих военных событиях) побуждает человека (журналиста) к постановке задачи (например, найти очевидцев событий, происходящих в Ичкерии), к выявлению той цели (например, создать репортаж, объективно показывающий военные действия в мятежной республике), которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия (например, поездки в Чечню, к месту событий), направленного на создание и получение предмета, удовлетворяющего потребность (например, в ходе поездки произошла встреча с теми людьми, которые непосредственно принимают участие в военных действиях; были сняты на камеру либо сфотографированы объекты, подтверждающие слова журналиста и т.д.).

Каждый элемент представленного нами процесса достаточно сложен и неоднозначен и в зависимости от обстоятельств может быть изменчив. Например, мотивы, побуждающие журналиста взаимодействовать в процессе деятельности с разными людьми, могут более или менее отличаться друг от друга в разных ситуациях. К примеру, журналист хочет узнать от интервьюируемого человека о причастности его к какому-то событию, когда тот пытается этот факт скрыть, или выяснить, насколько этот человек расположен к кому-либо. И естественно, что внимание журналиста будет фиксироваться на мнении того, с кем он общается, и характер осмысливания в каждом случае будет связан с особенностями решаемой им в общении задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.