Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие




 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Попробуйте объяснить суть диалога с лингвистической, психологической, философской точек зрения, иллюстрируя свой рассказ примерами из журналистской деятельности.

2. Подумайте, какие разновидности диалога используются сегодня в журналистской практике? (Ответ аргументируйте примерами).

3. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «О вреде табака» (см. хрестоматию) и ответьте на следующие вопросы:

Какого правила общения не придерживался герой рассказа при чтении лекции?

Что может произойти в журналистской дискуссии, если не придерживаться этого правила?

О чем еще нас заставляет задуматься рассказ героя произведения А.П. Чехова?

4. Поразмышляйте, каким образом можно создать культурную атмосферу диалога?

5. Подумайте, от чего зависит «успешность речевого общения»? Какие обстоятельства влияют на это? Перечислите условия успешного речевого общения, используя примеры из журналистской практики.

6. Прочитайте статью «Понимаешь? Понимаю?» Л.В. Анпилоговой (см. хрестоматию). На основе предложенного материала поразмышляйте над тем, какие ещё условия необходимы для успешного общения-диалога?

7. Прочитайте статью «Причины коммуникативных неудач» Е.М. Лазуткиной (см. хрестоматию) и отрывок из статьи «Психологические трудности общения и пути их преодоления» А.А. Бодалева (см. хрестоматию), проанализируйте те причины неудачного общения, которые необходимо учесть журналисту в его профессиональной деятельности, и ответьте на следующие вопросы:

В чем заключается «коммуникативная неудача»?

Какие внешние обстоятельства приводят к коммуникативному провалу?

Как влияет на результат общения низкий уровень владения языком?

8. Прочитайте статью «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» Е.М. Лазуткиной (см. хрестоматию) и ответьте на следующие вопросы:

На какие разряды делятся диалоги по коммуникативной установке?

Для чего журналисту необходимо знание речевых стратегий? Что они обозначают? И где их следует использовать в журналистской деятельности?

Какие речевые тактики характерны для: а) кооперативной стратегии? б) некооперативной стратегии? в) установления коммуникативного лидерства?

Какие способы выражения называются тривиальными и нетривиальными?

Как создается экспрессивность диалога?

Какие риторические приемы характерны для разговорной речи?

Как создается эстетическая атмосфера диалога?

9. Прокомментируйте высказывание Ясена Засурского: «В самые сложные, критические моменты нынешней истории страны наша пресса раскрывает людям правду, истину, которая рождается в споре, в противоборстве мнений. В этом я вижу успех нашей журналистики». Согласны ли вы с этим мнением? (Ответ аргументируйте).

 

Задания для самостоятельной работы и последующего анализа:

1. Проанализируйте рецензии («Пушкин: в присутствии эффектов, в отсутствии себя» («Южный Урал» от 9 июня 1999 года); «Беда: Буран!» («Оренбургская неделя» от 17 июня 1999 года) (см. хрестоматию) на спектакль Оренбургского драматического театра им. М. Горького «Капитанская дочка» режиссера Р. Исрафилова и охарактеризуйте полемический диалог журналистов.

2. Составьте диалог со своим любимым литературным героем, цель которого будет заключаться в достижении «нечто Целого», «третьей сущности», то есть того нового, чего не было до диалога; постройте его с учетом правил успешного ведения диалога.

3. Проверьте себя, насколько вы слажены в общении с другими людьми, в умении вести с ними диалог. Для этого проведите тест «Взаимоотношения с собеседником» из цикла тестов «Умение вести диалог» (см. приложение Б).

4 Текст «как превращенная форма общения»

 

4.1 Определение понятия «текст»

 

При многогранности книги как социально-культурного феномена, её сутью, по словам Л.Н. Толстого, является увековечение мысли. Поэтому в сложном многоаспектном редакционно-издательском деле значительное место занимают те оценки и преобразования рукописного материала, которые в совокупности могут быть названы смысловой, или логической, обработкой текста. Что же собой представляет понятие «текст»? То, что в обиходе называется текстом и что предстает в каждом отдельном случае как результат конкретного речевого акта, в действительности является сложным целым, производным множества различных факторов.

Определений текста достаточно много. «Литературный энциклопедический словарь» под редакцией В.М. Кожевниковой и П.А. Николаевой дает следующее определение данному понятию: «Текст письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации; выраженная и закрепленная посредством языковых знаков чувственно воспринимаемая сторона речевого, в том числе литературного, произведения; минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (ценностью) и относительной автономией (отдельностью )» /95, 436/.

«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова предлагает такое определение: «Текст - слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные, написанные или запечатленные в памяти» /27, 1310/.

В словаре под редакцией М.Р. Львова находим: «Текст – продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное» /97, 206/.

По определению Т.М. Николаевой, текст- «это некоторая законченная последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора» /114, 6/.

В этом трактуемом понятии определение слова «замысел» употреблено в очень широком значении и указывает на то, что предложения в связном тексте объединены целью говорящего передать адресату какую-то информацию и получить нужный результат. Но при этом важно учесть, что замысел определяется целью говорящего, учитывающего в своей речи ситуацию общения.

Обычно указывается, что текст по объему больше одного предложения, и что он является синонимом термина «высказывание», а также представляет собой связную речь во втором значении, то есть в рамках отдельного высказывания.

Текст, как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структуройсинтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционной и логической структурой.

В тексте реализуются функциональные возможности языка, закономерности его синтаксиса, лексики, стилистики.

Текст всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю – научному, публицистическому, официально-деловому, художественному, разговорному (а также подстилям: военно-деловому, канцелярскому и т.д.).

Но не следует отождествлять текст с произведением литературы: можно сказать текст рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок», но нельзя «Пишем изложение текста «Прыжок».

Текст – это, прежде всего, термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения, статьи, повести, ученического сочинения, то есть, по мнению И.Р. Гальперина, «снятый момент языкового творческого процесса» /36/.

В ретроспективном плане можно определить, что принятое в языкознании различение понятий «язык» и «речь» позволяет восстановить процесс возникновения текста следующим образом: язык – речь – текст.

Язык включает определенный запас относительно простых выражений и комплекс правил, с помощью которых они преобразуются и соединяются в более сложные выражения. Предполагается, что как простые выражения, так и правила, по которым они преобразуются и соединяются в сложные, одинаково знакомы и человеку, создающему текст, и человеку, воспринимающему его. В противном случае текст утратил бы одну из своих важнейших функций – коммуникативную.

Эта общая схема учитывает лишь лингвистическую сторону возникновения текста и поэтому должна быть дополнена элементами, связанными с деятельностью соединения.

«Речь, по определению А.А. Леонтьева, - это обычно не замкнутый акт деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой» /90, 25/.

Таким образом, каждый акт речи представляет собой более или менее длительный процесс. Момент окончания какого-либо конкретного акта речи является в то же время моментом рождения конкретного текста. Отношения же между языком, мышлением, речью и текстом образуют следующую цепочку: язык и сознание – мышление и речь – текст (конкретные тексты ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.