Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и типы текстов




 

В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,

- по видам выделяют тексты устные и письменные, диалогические и монологические;

- по типам имеют место тексты – описания, повествования, рассуждения;

- по стилистическим особенностям деловые, научные, публицистические, разговорные и художественные.

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Свойства устной речи – это быстрота её порождения, неподготовленность, отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций.

Ситуативная устная речь содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов, сравнительно часты лексические и синтаксические повторы. Также необходимо отметить, что в устной речи существенную роль играют невербальные средства общения: интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр. (см. подробнее в 2.4). Ситуативную устную речь мы можем наблюдать в телепередачах (например, «Время» (ОРТ), «Взгляд» А. Любимова (ОРТ), «Тема» Ю. Гусмана (ОРТ) и т.д.).

На устную речь влияют такие физические факторы, как ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени; ограниченность дыхания, ограниченность нашейкратковременной памяти. Следствия этих ограничений таковы:

- в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты;

- ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создаётся сразу в устной форме; наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы) (см. глоссарий); в устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание;

- малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (то есть не вставлять придаточные внутри главного, ограничивать число обособленных конструкций) (например, в предложении: И мне эта перспектива показалась очень радужной / что я буду такую жизнь вести письменный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастающей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после главного) /103, 17 – 18/.

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию» /91, 244/.

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть ограниченность устной речи, она отрицает качества последней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, снижается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружающих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письменной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возможность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независимость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с величины и степени сложности предложения. Объединение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число которых постоянно увеличивается.

По своей структуре тексты делятся на монологические и диалогические.

Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности:

1. монолог есть продукт индивидуального построения;

2. он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;

3. монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;

4. отличительная черта монолога – его непрерывность.

По мнению Н.Б. Сиговой, «монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными» /146/.

Чтобы овладеть навыками свободного монологического высказывания на определенную тему, необходимо овладеть умениями создавать речевое произведение, то есть микромонологи: повествование, описание, рассуждение (см. подробнее ниже).Приведем примеры указанных текстов из газет:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.