Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление отношений сотрудничества с интервьюируемым, то есть функция психологическая




Вопросы в интервью

Вопросы в интервью имеют большое значение.

«Вопрос представляет собой форму движения мысли, в нем ярко выражен момент перехода от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и более точному» (Ф.С. Лимантов) /63, 239/.

Вопросно-ответный, то есть диалектический, метод поиска истины усиленно развивался еще в античной философии и литературе. Бесценным источником по данной проблеме могут служить сократовские беседы и сочинения Платона, зафиксировавшие самые высокие образцы искусства задавания вопросов. Примером может служить отрывок из диалога Сократа с неким Другом (см. подробнее в 1.1). Для журналистов, в деятельности которых вопрос является весьма важным орудием получения сведений, диалоги Сократа и сочинения Платона помимо общефилософского представляют и большой специальный интерес. Ученые древности, средневековья, новейшего времени изучали логическую сущность и структуру вопроса. В настоящее время ученые также работают над созданием теории вопросов.

Главное значение вопросов – это реализация целей и задач интервью. Этому подчинены и дополнительные функции вопросов:

2) Задумывание вопросов как части будущего журналистского текста, то есть стилистическая функция.

3) И использование их в качестве своеобразного драматургического стержня материала (эта функция особенно существенна для радио- и тележурналистики).

Вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований. В работе Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать …» предложена целая классификация вопросов в интервью (см. приложение К). Деление вопросов рассматривается по следующим основаниям:

1) по форме вопроса – открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные;

2) по функцииосновные, зондирующие, контрольные;

3) по воздействию на собеседника – нейтральные; наводящие или подсказывающие.

Рассмотрим более подробно эту классификацию.

Открытые и закрытые вопросы. Это деление имеет особо важное значение для социологии и социальной психологии, где при опросах часто используется закрытая форма вопроса. Однако и в журналистике порой употребляется этот тип вопроса.

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению, например: Нравится ли вам ваша работа?

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в самом вопросе, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции (например:

- А птицы? Такие непохожие на милых нашему сердцу птах. Их целеустремленный полет вызывает почему-то тревогу, беспокойство, они несут даже какую-то угрозу…

- Птицы – символ духа свободы. А свобода – страшная вещь. Жестокая. За неё надо бороться. Её надо удержать. Защитить. Выдержать. И нужна ли она вообще? Если плата за неё – одиночество).

Закрытые вопросы также широко применяются при массовом опросе, поскольку удобны для обработки. Преимущество их состоит и в том, что они сразу четко задают рамки, аспект рассмотрения темы (например, «Народная трибуна» в программе «Наново» (ГТРК «Оренбург») задавала вопросы оренбуржцам: «Идете ли вы на выборы? Считаете ли вы, что ваша жизнь изменится в результате выборов?»).

В журналистике они могут применяться и в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивости, боязни показаться смешным, выйти за рамки «того, что принято», неумения выразить свою мысль и т. д. Однако нужно всегда помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ. В советской журналистике очень распространены были закрытые вопросы, интервьюер специально задавал такие вопросы, чтобы ответы подпадали под заранее составленную концепцию счастливой жизни народа. Ответы буквально навязывались собеседнику. Например, после очередного съезда КПСС журналист районной газеты спрашивал у любого человека: «Решения съезда партии будет претворено в жизнь?», заведомо зная, что ответ будет положительным. Журналист выходил «в люди» лишь за цифрами, именами и «свежими» деталями.

Вопросы основные, зондирующие, дополнительные. При подготовке к интервью журналист прежде всего составляет основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации беседы основной вопрос может не «сработать». Люди часто уходят от ответа. Происходит это по разным причинам. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения интервьюируемого интервьюер может определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения, на которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее. А задаются в момент, когда не срабатывает основной вопрос (например:

 

- Как вы относитесь к этой картине?

- У меня много фильмов, более четырех десятков. Но этот один из самых приятных, нежных и добрых.

- Значит, желание посмотреть еще раз есть?

- Я буду обязательно его смотреть. Более того, скажу: у меня есть далеко не все мои фильмы на кассетах. Но эта картина есть, и я её раз в два месяца обязательно смотрю как некую инъекцию душевную),

а также и в тех случаях, когда неожиданно возникает новый поворот темы или новая тема разговора (например:

 

- А вам по-мужски не было обидно, что супруга, став известной раньше вас, первая решила бытовые проблемы семьи – получила двухкомнатную квартиру? Вы же жили долго в общежитиях, причем в разных.

- Нет, когда она её получила, я был еще никто, и даже оснований у меня обижаться не было. Сначала мы вообще боролись за восьмиметровую комнату в коммуналке, а тут такое счастье, как отдельная квартира. И ребенка мы не могли себе позволить, да и долго не было понятно, что Вера беременна, ну а когда стало ясно, решили: будь что будет.

- У дочери чей характер – мамин или папин?

- Недавно она отмечала свой день рождения. Собрались её институтские подруги и коллеги ТВ-6. И когда они говорили про Юлю, я сделал столько открытий про её характер!).

Контрольные вопросы могут составляться заранее, но могут появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, короче, проверка поступающей информации на достоверность.

Вопросы прямые и косвенные, личные и безличные. В целях преодоления психологических барьеров задают косвенные вопросы. Вопрос строится так, чтобы он как бы освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в то же время получать информацию о его взглядах и мнениях (например, чтобы узнать мнение человека о его профессии можно задать такой вопрос: «Посоветовали бы вы своей дочери поступить учиться на такую же специальность, как у вас?»). Вопрос можно задать, обращаясь к будущей или воображаемой, условной ситуации, такие вопросы называются вспомогательными (например, Как вы думаете, в случае победы на олимпиаде нашей сборной финансирование этого вида спорта улучшится?). Эти вопросы можно задавать также тогда, когда прямые вопросы не достигают цели, потому что интервьюируемый неотчетливо осознает свои взаимоотношения с окружающими его людьми, не имеет определенного мнения по поводу той или иной проблемы (например, Иван Степанович, вы не можете четко определиться в своем решении по этому вопросу, а тогда, как вы оцениваете аналогичную ситуацию в соседнем регионе?).

Весьма существенен выбор личной или безличной формы вопроса. Считается, что личная форма вопросов выявляет наиболее индивидуальное мнение (например: мне кажется, я думаю, я считаю, по-моему мнению и др.

- Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием «Магический квадрат» в музее изобразительных искусств я впервые увидела её удивительные офорты… И все-таки, наверное, символы появляются не случайно. Дом. Он так часто присутствует в твоих работах… Что это?

- Скорее всего, душа…).

Безличная форма нередко дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность интервьюируемого, а его представление о том, чего требует объективная реальность (например: по мнению специалистов, как считают определенные круги молодежи и т. д.

 

- В обращении Минпечати упоминается о «юридической ответственности всех лиц…». Означает ли это, что министерство собирается приостановить лицензию, к примеру, у «МК» или НТВ?

- Теоретически Минпечать имеет право приостановить лицензию любого СМИ. Для этого у СМИ, правда, должно быть несколько письменных предупреждений. Что касается НТВ, то письменных предупреждений канал пока не имеет).

 

Наводящие, или подсказывающие, вопросы. Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить интервьюер, а какие для него нежелательны, какие мнения, отношения, поведение и т. д. Он одобряет, а какие нет. Часто в печати, в радио и и телевизионных беседах встречаются вопросы, начинающиеся примерно так: «Вам, очевидно, известно, что…», «Вы, наверное, испытываете такое чувство, как будто …» и т. д. Большинство интервьюируемых спешат выразить свое согласие. Это и есть вопросы – подсказки, или наводящие вопросы. Эти вопросы навязывают ответ интервьюируемому, особенно в тех случаях, когда он не уверен в своей позиции или легко поддается внушению.

Во избежание подсказывающего эффекта при употреблении альтернативных вопросов следует как можно подробнее разработать список предлагаемых альтернатив, если же по условиям беседы осуществить этот прием невозможно, следует помнить об этой опасности и уж во всяком случае сбалансировать альтернативы, несущие положительную и отрицательную нагрузку (63, 240 – 247).

Существуют и другие классификации вопросов. Ряд исследователей выделяют также следующие типы вопросов:

«Фильтрующие» вопросы. С их помощью можно определить, относится ли выбранный для беседы человек к тем, которые могут ответить на вопросы данного интервью (к примеру, определяется степень его осведомленности в той или иной проблеме; выясняется, являлся ли он очевидцем события, о котором идет речь) (например, см. интервью «Виктор Мережко: «Полеты во сне и наяву» смотрю раз в два месяца как некую инъекцию душевную» Виталия Бродзкого (см. хрестоматию).

Уточняющие вопросы. Они детализируют сообщение интервьюируемого и тем самым выполняют двойную функцию: дают дополнительные сведения корреспонденту и служат средством проверки достоверности сообщения (например:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.