Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вы можете назвать какие-то конкретные фамилии?




Члены сановной фамилии пользовались этими картами?

- Безусловно. Картами они расплачивались в самых дорогих магазинах Европы.

- Из банковской истории этого не видно…

Повторение слов интервьюируемого. Ответ, который вызывает сомнения или не совсем понятен, можно повторить своими словами, чтобы уточнить, это ли имел в виду интервьюируемый (например, Владимир Петрович, вы говорите, что строительство жилых домов продолжается, количество сданных квадратных метров на тысячу населения увеличилось за последний год. Правильно ли я вас понял?…

Однако нельзя забывать, что здесь есть опасность невольно навязать собеседнику свое истолкование. Если он застенчив, или не слишком внимателен к вашим словам, или не решается возражать по каким-то своим соображениям, он может подтвердить вариант, не совпадающий с его собственным.

Вопросы – «ловушки». Иногда для того, чтобы проверить искренность интервьюируемого, ему задают вопросы о том, что он заведомо не может знать, или о том, чего не существует в природе (например, спрашивают, читал ли он книгу несуществующего автора и т. д.) Утвердительный ответ на такой вопрос заставляет усомниться в искренности ответов.

Таким образом, в интервью правильная постановка вопросов требует прежде всего истинности их предпосылок, а это обеспечивается исходными мировоззренческими позициями автора.

Как бы не назывались вопросы в интервью, главное, чтобы вопрос был понятен интервьюируемому и имел для него тот же смысл, что и для интервьюера. Необходимо учитывать уровень знаний собеседника и пытаться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были знакомы интервьюируемому.

Хороший журналист находит со своим собеседником «общий язык». Это не значит, что он должен употреблять те же разговорные выражения, профессиональные и диалектные обороты речи, что и его собеседник. Если интервьюируемый осознает, что журналист специально снижает свой разговорный язык, то он может обидеться или разозлиться. Различия в языке, в уровне образования – все это не преграда для возникновения контакта. Когда интервьюируемый видит, что интервьюер способен понять его, что он внимателен и доброжелателен, умен и чуток, его отношения с ним складываются вполне успешно. Подлаживаться под диалект или жаргон опасно и неумно, но корректировать формулировку вопросов, речь интервьюера относительно уровня образования, профессии собеседника, предмета обсуждения необходимо. Журналист должен делать это вполне осознанно, потому что все его действия в интервью так или иначе влияют на его результат. Способность журналиста «корректировать» язык зависит еще и от его личного опыта, дарования. Обладающий тонким языковым и психологическим чутьем интервьюер очень выиграет, если сумеет вовремя уловить особенности речи собеседника и показать, что его понимают и принимают.

Таким образом, выделим следующие требования к вопросам:

Первое требование – вопрос должен быть понятен опрашиваемому, иметь для него тот же смысл, что и для интервьюера, и не оскорблять его нарочитостью выбора слов.

Второе – вопрос должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить.

Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, потому что пытается подсказать интервьюируемому ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в «подсказ». Журналист старается развить свою мысль, не замечая, что подменяет ее другой. Поэтому третьим требованием является – несмешивание разных мыслей в одном вопросе.

Четвертое требование: составляя вопросы, журналист должен следить за тем, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность, компетентность интервьюируемого. Если интервьюируемый не может ответить на вопрос, у него возникает неприятное чувство, что он не справляется со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, растеряться, заторопиться с окончанием разговора или посчитать себя обязанным высказаться по вопросу, о котором не имеет представления /63, 246 – 247/.

Существуют еще ряд требований к постановке вопросов в интервью (см. подробнее в приложении Л).

Для успеха интервью важно, как расположены вопросы и темы, обсуждаемые в ходе его. Их порядок зависит от цели интервью, его предмета, особенностей собеседника и журналиста.

Считается необходимым, чтобы все вопросы были подогнаны таким образом, чтобы составлялось единое целое. Должна быть такая логическая последовательность, чтобы респондент или информант:

1) вовлекался в интервью, благодаря пробуждению у него интереса;

2) легко следовал от вопросов, легких для ответа, к сложным;

3) не оскорблялся слишком скорой и поспешной просьбой об информации личного характера;

4) никогда не принуждался к ответам, могущим вызвать смущение, без предоставления возможности объяснения;

5) как можно легче переводился из одной области понятий в другую.

Итак, правильно заданные вопросы при проведении интервью – один из фактов, обеспечивающих надежность журналистской информации.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что ключевым жанром публицистики интервью становится в XIX веке, в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио в XX веке раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога. Рассмотрим жанр интервью в телевизионной публицистике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.