Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие. Вопросы для обсуждения и размышления:




Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Объясните, в какой иерархии находятся такие понятия, как общенародный язык и литературный язык, язык художественной литературы, национальный язык, кодифицированный язык. Каковы содержание и объем каждого из этих понятий? Покажите их взаимосвязь и соотношение друг с другом.

2. Как вы понимаете литературную норму? Каковы её дифференциальные признаки? Меняется ли норма во времени и пространстве? Если да, то каким образом? Что является преобразующим фактором при её эволюционировании? Приведите собственные примеры изменения нормы за последнее время.

3. Каково ваше отношение к существующим вариантам слов и словоформ? На каких языковых уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом) эти варианты более динамичны в своей эволюции? Ответ подтвердите точками зрения ученых-исследователей (см. рекомендуемую литературу).

4. Обоснуйте правомерность выделения языка художественной литературы в особую разновидность национального языка. Укажите черты, совпадающие с чертами публицистического стиля.

5. Какие типы лингвистических словарей вы знаете? В каких словарях раскрываются языковые нормы? Объясните, в чем их принципиальное отличие друг от друга.

6. Что вы знаете о жаргонах? Какое место занимает жаргон в языковой жизни общества? Каковы его функции, специфические черты? Охарактеризуйте соотношение просторечия и жаргона, разговорной речи и жаргона, жаргона и ненормативной лексики. Объясните, насколько правомерно включение жаргонизмов в язык публицистики.

7. Чем, по вашему мнению, различаются понятия ошибки и ненормативного речевого употребления? Приведите примеры собственных наблюдений из языка газет, радио- и телепередач.

8. Какие основные ошибки в области произношения вы знаете? Можете ли их охарактеризовать «по возрасту»? Назовите несколько самых «живучих» и новых ошибок, «прописавшихся» на радио- и телеканалах.

9. Проанализируйте проблемы, рассматриваемые в статье Ю. Долина «О культуре нашей речи. Заметки филолога» (см. хрестоматию). О каких опасностях, подстерегающих русский литературный язык сегодня, говорится в статье?

10. По статье С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» (см. хрестоматию) ответьте на следующие вопросы:

Почему разговорная речь не может служить образцом для копирования в радио- и телевещании?

Почему письменная речь не может служить образцом для устного сообщения?

Что способствует повышению эффективности и действенности радио- и телепередач?

Задания для самостоятельной работы и последующего анализа:

1. Проанализируйте несколько номеров газеты (по вашему выбору) и выделите концептуальную лексику в ней. Аргументируйте свой выбор.

2. Посмотрите и прослушайте однотипные материалы на разных телеканалах (например, спортивные новости, прогноз погоды и т.п. на ОРТ и НТВ, РТР и ТВ – 6 и т.д.), сравните их орфоэпию, лексику, фразеологию, стилистику. Есть ли принципиальные отличия в языке передач в плане культуры речи? Обнаруженные различия систематизируйте и представьте в виде таблицы или схемы.

3. Посмотрите авторскую передачу (любую на выбор), где участвуют приглашенные гости (например, «Взгляд» А. Любимова (ОРТ), «Тема» Ю. Гусмана (ОРТ), «Глас народа» Е. Киселева (НТВ) и т.д.), и ответьте на следующие вопросы:

а) Различается ли речь ведущего и гостя с точки зрения культуры речи? Если да, то на каком уровне?

б) Чья речевая манера доминирует – ведущего или собеседника7 Кто кому навязывает стиль общения? Удается ли ведущему сохранять собственную манеру речи, заданную им в начале передачи?

в) Какими средствами (речевыми и неречевыми) каждый из участников передачи добивается своих коммуникативных целей? Насколько они показались вам этичными и культурно-речевыми?

4. Выявите на материале местных газет за определенный период (2 – 3 недели) ошибки, нарушения в употреблении языковых единиц различного уровня, либо ненормативные случаи употребления языка. Систематизируйте их и объясните все случаи с помощью словарей (15 – 20 примеров).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.