Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 9 страница




существенные различия в уровне и в вариации потребления. Несуще­ственны различия в дисперсиях и по доле потребителей, потребляющих кофе от 3 до 7 кг в год.

Сопоставить распределения по потреблению кофе позво­ляют построение кривой Лоренца и расчет коэффициента Джини (табл. 6.3).

Коэффициент Джини

Аналогично по десятой децильной группе коэффициент Джи­ни . Сопоставление коэффициентов между собой под­тверждает ранее сделанный вывод, что дифференциация по­требления кофе в наименее обеспеченных домохозяйствах выше, чем среди наиболее обеспеченных.

6. 6. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ

Одним из наиболее важных показателей статистики потребле­ния населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребле­ния населением потребительских товаров и услуг.

Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

Минимальный потребительский бюджет определяет мини­мально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологиче­ских, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда — это га­рантированный уровень минимального потребления для члена об­щества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потре­бительский бюджет включает продукты питания по наиболее ни­зким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами.

Существуют следующие подходы к определению и измере­нию минимального потребительского бюджета: абсолютный, от­носительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчиты­вается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребле­ния. При относительном подходе определяется минимальный по­требительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низки­ми доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и мини­мального потребительского бюджета (МПБ) включает:

• разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовле­творения минимальных потребностей;

• определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины ();

• вычисление стоимости потребительской корзины на осно­ве ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги ();

• формирование структуры прожиточного минимума или ми­нимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

• нахождение величины ПМ или МПБ.

Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинирован­ный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нор­мативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ве­дутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта пи­тания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

• научных рекомендаций по минимальным объемам потреб­ления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

• фактического объема потребления в малоимущих семьях;

• состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;

• объективных различий в потреблении в субъектах РФ, оп­ределяемых природно-климатическими условиями, наци­ональными традициями и местными особенностями.

Сопоставим химический состав и энергетическую ценность минимального набора продуктов питания в действующей (25 на­именований) и новой (31 наименование) продовольственной корзины для мужчины в трудоспособном возрасте (табл. 6.4).

По химическому составу качество минимальной продоволь­ственной корзины ухудшилось, хотя энергетическая ценность воз­росла. Минимальный набор продуктов питания в сравниваемых продовольственных корзинах изменился незначительно (табл. 6.5).

Таблица 6.4

Состав и энергетическая ценность продовольственной корзины для мужчины я трудоспособном возрасте

Продовольственная корзина Белки, г в сутки Жиры, г в сутки Углеводы, г в сутки Энергетическая ценность, ккал, в сутки
25 наименований 88.7 64,1 441.2 2720,4
31 наименование        
           

 

В соответствии с действующей методикой определяется стои­мость набора из 25 основных продуктов питания, которая в расчете на январь месяц на человека составила: в 1996г —209,4 тыс. руб., в 1997—229.2, в 1998 — 241,45 тыс. руб.. в 1999 — 476.33 руб., в 2000 г. — 574,26 руб. Стоимость такого набора соответствует в среднем 68,3% прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц была равна: в 1992г.—1,9 тыс. руб., в 1993—20,6, в 1994 — 87, в 1995 — 264, в 1996— 369, в 1997— 411 тыс. руб., в 1998—493руб., в 1999 г -908 руб.


 

Таблица 6.5

Состав продовольственной корзины

    № п/п     Продукт Минимальная норма среднедушевого потребления, кг в год
по действующей методике (25 наименований) по новой методике (33 наименования)
  Бобовые —   7,3
  Мука пшеничная 19,5  
  Рис 3,7  
  Другие крупы, кроме риса 9,8  
  Хлеб пшеничный 62,9  
  Хлеб ржаной 68,7  
  Макаронные изделия 5,2  
  Картофель 124,2  
  Капуста 27,9  
  Огурцы и помидоры, свежие и соленые —   1,8
  Столовые корнеплоды 37,5  
  Прочие овощи 28,4  
  Фрукты 19,4 18,6
  Сахар 20,7  
  Конфеты —   0,7
  Печенье —   0,7
  Говядина 8,4  
  Колбаса полукопченая 0,35 —  
Колбаса вареная 0.46

 

  Баранина 1,8
  Свинина  
  Мясо птицы 17,5  
  Рыба 11,7  
  Сельдь 0,7
  Молокой кефир 123,1  
  Сметана 1,6 1,8
  Масло животное 2,5 1,8
  Творог 9,9  
  Сыр 2,3 2,5
  Яйца (шт.)    
  Маргарин 3,9  
  Масло растительное 6,4  
  Соль 3,65
  Чай 0,5
  Специи 0,73
Примечание. — Перечень продуктов по действующей методи­ке при веден в среднем на душу населения; по новой методике—в среднем на мужчину трудоспособного возраста.

 

Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения:

• трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением нерабо­тающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);

• пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);

• дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по но­вой — 16.

По действующей методике определения прожиточного мини­мума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродо­вольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи.

Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума опреде­ляются по отношению к продовольственной корзине.

Новой методикой предусмотрен не только минимальный на­бор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минималь­ные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродоволь­ственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимо­сти, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяй­ственного назначения). Минимальный набор платных услуг вклю­чает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с клима­том: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потреби­тельских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают сред­ний уровень потребления страны.

Рациональныйпотребительский бюджет отражает потребле­ние товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предме­тами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соот­ветствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действитель­ную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47% (из них ткани, одежда, обувь — 20%; мебель, предметы культуры и быта — 18%; прочие товары — 9%) и все услуги — 23%. Фактиче­ская структура потребления населения далека от рациональной.

Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по ко­торому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у "продвинутых" групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов эли­минировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации до­ходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечи­вает разработку "идеализированной" (усредненной) модели по­требления населения.

Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференциро­ванные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.

Группа ученых по заданию ООН оценила как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параме­трам: ежедневная норма килокалорий на человека от 2500 до 4000; один комплект кухонной утвари на хозяйство; три смены одежды и три пары обуви на человека; сто литров очищенной во­ды в день; жилье площадью не менее 6 м2 на человека; полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образова­ние для детей; один радиоприемник на хозяйство; один телеви­зор на 100 жителей; один велосипед на домашнее хозяйство; де­сять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс. жителей, 100 долл. в год на медикаменты на человека; работа, которая дает возможность содержать членов хозяйства; система социального обеспечения для больных, инвалидов и стариков.

К минимальным нормативным показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии. МРОТ— законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифициро­ванный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума.

Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) предста­вляет собой законодательно зафиксированный нижний предел та­кого рода социальных трансфертовв денежной форме, выплачи­ваемых населению. Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных заработной платы и пенсии.

6.7. ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Динамика потребления населения и потребительских цен изу­чается с помощьюиндексного метода. Об индивидуальных инде­ксах потребления населением отдельных товаров и услуг, в целом и надушу населения, упоминалось ранее (см. п. 6.4 данной главы).

Индексы общего физического объема потребления товаров и услуг по населению в целом и на душу населения в среднем рас­считываются в агрегатной форме следующим образом:

по товарам в целом по населению

на душу населения

по услугам в целом по населению

на душу населения

Вместе по товарам и услугам:

Долгое время считалось, что агрегатные индексы являются лучшей формой индексов. Действительно, а определенном смы­сле они более аналитичны: помимо оценки динамики интересую­щих нас показателей по ним легко определяется абсолютное из­менение физического объема потребляемых населением товаров и услуг в стоимостном выражении — по населению в целом и в сре­днем на душу. Для этого находится разница между стоимостями продаж товаров и услуг в числителе и знаменателе индексов. Но применение агрегатного индекса предполагает наличие сопос­тавимых цен и тарифов и расчета стоимости всех продаж населе­нию товаров и услуг отчетного периода в этих ценах и тарифах ( и ), что является проблематичным.

Наша практика вслед за международной статистикой решает эту проблему, применяя метод дефлятирования. Суть его заклю­чается в пересчете стоимости продаж населению товаров и услуг отчетного периода в цены и тарифы базисного с помощью сводного текуще-взвешенного индекса потребительских цен как составного индекса дефлятора ВВП (дефлятор ВВП будет рассмотрен далее):

поскольку

Только потом становится возможным расчет агрегатного ин­декса:

Можно обойтись без сводного индекса потребительских цен, ограничившись индивидуальными индексами по отдельным то­варам и услугам. Тогда применяется средний гармонический индекс физического объема в форме:

где — стоимость продаж отдельных товаров и услуг в отчетном пе­риоде, нетрудно представить, что этот индекс тождествен агрегатному и отличается от него лишь формой.

Агрегатные индексы дают общую оценку динамики физичес­кого объема потребления населения, не выделяя значение инди­видуальных индексов объема ( и ) и не показывая их роли в об­щем индексе. Эту задачу решают средние арифметические взвешенные индексы, а именно:

где

 

Именно данному индексу и отдается предпочтение в между­народной и зарубежной статистике (а теперь и в отечественной) при изучении динамики физического объема потребления. В них показатель структуры в качестве веса (d) определяется по мате­риалам текущей статистики бюджетов домашних хозяйств и роз­ничного товарооборота.

Одним из важнейших компонентов рыночной экономики вы­ступает цена. Ее изменение служит бесспорным показателем из­менения конъюнктуры рынка. Цена — отпускная стоимость то­вара, для определения услуг более приемлем тариф. Стоимость товаров и услуг в денежном выражении зависит от мно­гих факторов: величины затрат (издержек), средней нормы при­были и рентабельности, соотношения спроса и предложения на них, покупательной способности денег. В статистике потребле­ния населения объектом исследования выступают потребитель­ские цены — розничные цены на приобретаемые населением продовольственные и непродовольственные товары и тарифы на оказываемые услуги. Все в большей степени они приобретают рыночный характер, становятся свободными по мере укрепления рыночных отношений.

Основной задачей статистики цен и тарифов являются их наблюдение и регистрация изменений во времени. Стати­стикой наблюдаются цены и тарифы фактических продаж, т. е. ры­ночные цены и тарифы, всех видов и всех каналов реализации про­дукции (работ, услуг) как средств производства (оптовые цены), так и потребительских товаров и платных услуг (потребительские цены) отечественного производства и импортных.

В качестве инструмента для сбора первичной информации о потребительских ценах применяется Бланк регистрации цен и та­рифов на товары народного потребления и платные услуги населе­нию. Их регистрация проводится еженедельно на базовых пред­приятиях торговли и сферы услуг 400 выбранных городов России (всего же выбрано 800 населенных пунктов страны, где статисти­кой наблюдаются цены и тарифы на потребительском рынке непо­средственно по месту продажи соответствующих товаров и услуг).

В их состав входят предприятия различных форм собственно­сти и типов торговли, т. е. государственные предприятия и муни­ципальные, акционерные, частные, арендные, коммерческие и кооперативные, а также городские, в том числе и неформальные, рынки, По общему правилу информация о цене каждого товара (услуги) должна регистрироваться по понедельникам. На одном бланке записывается информация об одном товаре (услуге). Ука­зываются также название и код товара (услуги), название и адрес торговой точки, страна производства, количество и единица ис­числения объема товара, а также котировки цен в текущей и пре­дыдущей неделях.

Регистрации подлежит фактическая цена конкретных товаров (услуг), имеющихся в свободной реализации, оплаченных налич­ными деньгами, которые включены в набор потребительских то­варов и услуг.

Регистрация цен проводится по товарам (услугам) - представителям:

в столицах республик в составе России, краев, областей

еженедельно — по 288,

ежемесячно — по 559;

в районных центрах

еженедельно — по 49.

Отбор конкретных товаров (услуг) осуществляется с учетом регулярности их реализации и массового спроса. В случае исчез­новения выбранного товара к следующему визиту регистратора он должен быть заменен на наиболее сходный товар, имеющийся в торговой точке или найденный на другом предприятии, но той же формы собственности. В целом замещение должно делаться через исключение данного товара из расчетов текущей недели и вклю­чение заменителя в индекс для использования в расчетах после­дующих недель.

По данным еженедельной регистрации цен в пределах каж­дой формы собственности рассчитываются средние цены на выбранные для наблюдения товары (), а соотношение сред­них цен отчетного и базисного периодов определяет динамику этих цен (). В целом по всем формам собственности (по государственным и муниципальным предприятиям торговли и сферы услуг; по предприятиям частной и смешанной форм соб­ственности, включая коммерческие и кооперативные; по рынкам, включая неформальные) средний индекс цен товара (услуги) оп­ределяется с учетом индекса средних цен по каждой форме соб­ственности. Если их значения по каждой форме собственности различаются несущественно, то сводный индекс исчисляется как средняя арифметическая путем деления простой суммы индек­сов средних цен на их количество. При значительном их различии средний индекс цен по товару (услуге) рекомендуется опреде­лять как средневзвешенный, с учетом доли каждой формы собст­венности в общем объеме продажи данного товара (услуги).

Состав наблюдаемого потребительского набора товаров (ус­луг) представителей и организация самого наблюдения определены Госкомстатом России (Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения ин­декса потребительских цен. — М., 1995).

Основные концепции построения индексов цен изложены в издании Международного валютного фонда "Международная финансовая статистика. Приложение по статистике цен" (Серия приложений №12. — Вашингтон: МВФ, 1986). Конкретная методо­логия исчисления этих индексов рассмотрена в следующих рабо­тах: "Индексы потребительских цен. Источники и методы" (Па­риж, 1984. Департамент информации и статистики организации экономического сотрудничества и развития), "Индексы потребительских цен Европейского сообщества" (Люксембург: Евростат, 1989); Р. Торвей "Индексы потребительских цен: Методологическое руководство" / Международная организация труда (Пер- с англ. — М.: Финансы и статистика, 1993).

Мировая практика применения индекса цен руководствуется резолюцией XV сессии Международного статистического инсти­тута (Брюссель, 1923 г.): "Индекс должен представлять движение стоимости набора определенных покупаемых или продаваемых предметов в определенном количестве в зависимости исключи­тельно от изменения цен. В этом случае индекс есть относитель­ная стоимость этого набора по отношению к величине его, исчи­сленной по ценам определенного основания".

В резолюции XIV Международной конференции статистиков труда по вопросам индексов потребительских цен (Женева, 1987 г.) его назначение определяется тем, чтобы измерять динамику общего уровня цен на товары и услуги, которые приобретает, ис­пользует или оплачивает базисное население для целей непро­изводственного потребления. Он представляет собой последовательность оценок изменения в последующем периоде по отношению к предшествующему периоду цен фиксированного набора потребительских товаров и услуг постоянного качества и свойств, приобретенных, использованных или оплаченных бази­сным населением,

Отечественная статистика цен практически началась с 20-х гг. Широко использовались разнообразные индексы розничных цен с охватом государственной, кооперативной и рыночной торгов­ли. Прежде всего это были индексы Конъюнктурного института, который возглавлял ученый-статистик Н. Д, Кондратьев (1892— 1893 гг.). Кроме того, индексы цен строились Госпланом, ЦСУ, ВСНХ, ВЦСПС и Центросоюзом. Эти индексы объективно и кор­ректировали, и дополняли друг друга. Считалось и вполне обос­нованно, что чем больше индексов, тем лучше. Это позволяло "внести больше света в тот мрак неизвестности, которым окутано движение товарных цен".

По форме эти индексы были преимущественно средними (арифметическими и геометрическими) с фиксированными ве­сами в виде структуры товарооборота в различных отраслях тор­говли и определенными по материалам разных переписей тех лет. Были и агрегатные индексы цен. Таким, например, был бюд­жетный индекс цен Центрального бюро статистики труда, фикси­ровавший динамику цен бюджетного набора товаров рабочего. Поначалу и этот индекс был средним арифметическим взвешен­ным, причем вес каждого товара устанавливался пропорцио­нально той доле, какую этот товар занимал по своей ценности в довоенном бюджете рабочего.

В целом отечественные индексы цен того времени мало чем от­личались от индексов цен ведущих стран с развитой статистикой, что признавалось международным статистическим сообществом.

В конце 20-х гг. меняется общее отношение к цене. Из важней­шего показателя экономической конъюнктуры она превращается в инструмент, подчиненный плану ("плану диктатуры пролетариата"). В 1929 г. была ликвидирована на местах выборочная сеть регист­раторов цен финансовых органов, что сделало невозможным дальнейшее исчисление индексов розничных цен Конъюнктурного института, и на некоторое время были вообще прекращены рас­четы индексов розничных цен в стране.

Вскоре они появились вновь, но в агрегатной форме. Эта форма была объявлена всеобщей. С тех пор в нашей статистике индекс цен вычислялся по агрегатной форме с весами текущего периода, а именно

Текуще-взвешенный индекс вошел в историю статистики под именем его автора — Г. Пааше, предложившего его в 1874 г. У него ясный экономический смысл: индекс Пааше фиксирует не только динамику цен, но и абсолютное изменение стоимости товаров от изменения этих цен, а по сути, изменение суммы расходов у на­селения в силу этого (достаточно найти разность ). Поскольку расчет условного агрегата в знаменателе индекса () не всегда возможен, применяется средняя гармоничес­кая взвешенная форма индекса

которая до последнего времени и была у нас основной в статистических расчетах всех индексов цен, в том числе и розничных.

В основу расчета этого индекса бралась отчетная структура оборота и поставок в розничную и оптовую торговлю. В течение многих лет он охватывал около 1000 потребительских товаров, продававшихся в государственных и кооперативных магазинах и на колхозных рынках, а также около 300 различных видов потре­бительских услуг. Но до этого был период (с 30-хгг.), когда отече­ственная статистика цен отказалась от системы товаров (услуг) - представителей (что было характерным для 20-х гг., равно как и для всей мировой статистики и тогда, и потом) и перешла к их сплошному наблюдению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.