Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 14 страница




• индексы стоимости жилищных услуг.

Значение перечисленных показателей зависит от принятой в стране жилищной политики. В общем можно рассматривать два возможных направления жилищной политики: либеральное ипатерналистское (от лат. paternus—отцовский, отеческий). При либеральном направлении жилищной политики жилье предостав­ляется прежде всегокак товар длительного пользования и соответственно в центре внимания оказываются рынок жилья, его состояние, факторы, влияющие на его развитие, социальная помощь отступает на второй план. При патерналистском направ­лении жилье рассматривается не как товар, а как важнейшее со­циальное благо, обеспечение им осуществляется за счет госу­дарственного бюджета и средств предприятий и бесплатного распределения среди населения. Квартирная плата в этом слу­чае покрывает лишь небольшую часть расходов государства на содержание жилищного фонда. Такое направление жилищной политики претворялось в жизнь в социалистических странах, где квартплата покрывала лишь около 1/3 расходов на содержание жилья, дотации на жилье поступали из госбюджета.

В развитых странах либеральное направление жилищной по­литики не проявляется в чистом виде: как правило, в условиях действия рыночных отношений вводятся меры по ограничению квартирной (арендной) платы; существуют система пособий и льгот по оплате жилья, льгот по налогам на недвижимость, льгот­ные кредиты и субсидии на приобретение жилья; осуществляется строительство дешевого муниципального жилья с низкой кварт­платой, содержание которого дотируется местными органами власти или государством, ана приобретение выделяются льгот­ные кредиты. Программы строительства дешевого жилья и льгот в связи с его приобретением и эксплуатацией широко распро­странены во Франции, Швеции.

Превращение жилищно-коммунального хозяйства в безубыто­чный сектор экономики возможно только за счет полного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими пла­тежами населения. В переходный период важно обеспечить соци­альную поддержку низкодоходных слоев населения. Поэтому в рамках жилищно-коммунальной реформы большое значение имеет программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.

В советский период средняя семья тратила примерно 3% сво­его дохода на оплату жилья и коммунальных услуг Возмещение затрат жилищно-коммунального хозяйства происходило путем бюджетного дотирования этой отрасли государством. В сущности это означало, что все население косвенно оплачивало эти затраты, которые не были заложены в заработную плату, а изымались го­сударством из прибыли предприятий и аккумулировались в госу­дарственном бюджете. Население косвенно финансировало и строительство государственного жилья, поскольку расходы на его покупку также не были заложены в заработной плате. К тому же получилось, что те, кто имел жилье без удобств, косвенно как бы «доплачивали» тем, кто жил со всеми удобствами. Жители сельской местности в большей степени осуществляли оплату жилищно-коммунальных услуг из личных средств, нежели горожане.

Жилищно-коммунальная реформа призвана изменить систему оплаты за жилье и коммунальные услуги. Законодательной осно­вой реформы является Закон «Об основах федеральной жилищной политики» (1992 г.). С 1994 г. оплате подлежит общая площадь квартиры, а не только жилая, как это было в советский период, что давало скрытые преимущества проживающим в квартирах с большими холлами, кухнями, коридорами, площадь которых не подлежала оплате. С 1997 г. в ставку оплаты жилья начала вво­диться плата за найм и амортизационные отчисления на капи­тальный ремонт.

Продолжаютдействовать льготы по оплате жилья и комму­нальных услуг (в виде 50%-ных скидок и др.). Эти льготы предос­тавляются определенным категориям населения вне прямой связи с уровнем дохода. Кроме того, развернута программа жилищных субсидий (компенсаций), в которую заложен, во-первых, прин­цип предельно допустимых расходов семьи на оплату жилья и, во-вторых, принцип адресного субсидирования семей, у которых размер фактических жилищно-коммунальных платежей превы­шает установленную предельно допустимую величину. Субсидии должны компенсировать для таких семей эту разницу. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 1998 г. 3,3% домашних хозяйств со среднедушевыми располага­емыми ресурсами ниже прожиточного минимума получили дота­ции или имели льготы на оплату жилья. В 1998 г. 29,9 млн. чел. пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, среднемесячный размер льгот на одного пользователя составил 21 руб.; в 1 квартале 1999 г. средняя сумма месячных дотаций и льгот на получателя составила 40,2 руб., получали такие дотации и льготы 16,7%домохозяйств. Льготы имеют инвалиды, ветера­ны, представители определенных профессиональных групп и другие категории граждан независимо от доходов.

В развитых странах домохозяйства со средними доходами тра­тят на оплату жилья и коммунальные услуги в среднем 25—30% своего дохода. В концепцию жилищно-коммунальной реформы была заложена цель довести долю расходов средней российской семьи на оплату жилья и коммунальных услуг с 3% ее дохода до 25%, чтобы при этом семья оплачивала 100% затрат жилищно-коммунального хозяйства на содержание и обслуживание зани­маемого ею жилища. Предполагается достижение этой цели в 2008 г. Фактически, поданным Госкомстата, эта доля в сентябре 1998 г. составила в Санкт-Петербурге 43,4%, в Москве — 17,6.

 
 

Предельно допустимый расход семьи на оплату жилья пред­ставляет новый для нашей страны социальный стандарт. Его принятие означает проведение политики социальной защиты в жилищно-коммунальной области малообеспеченных граждан. Введенная система субсидий является заявительной Для оформления субсидии заявитель должен документально под­твердить все виды получаемых доходов. Право на получение суб­сидий должно периодически подтверждаться в ходе переатте­стаций (как правило, один раз в полгода). Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг получают около 2 млн. семей или 5,9% их общего числа. Как свидетельствует практика, когда насе­ление начинает оплачивать более 30% стоимости жилищно-ком­мунальных услуг, в субсидиях нуждается не менее 5% семей. В на­шей стране это соотношение не выполняется: доля получающих субсидии выше. В Санкт-Петербурге субсидии получают 11,8% семей, в Москве — 10,9%. Доля расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в среднем составляет 10— 12% семейного дохода (до 20% у бедных).

В соответствии с осуществляемой жилищно-коммунальной реформой растут ставкиоплаты жилья и тарифы за коммуналь­ные услуги (рис. 7.1). При отсутствии четкой тенденции роста ре­альных денежных доходов населения рост оплаты жилья и комму­нальных услуг создает трудности среднеобеспеченным слоям населения, которые не могут претендовать на субсидии по опла­те жилищно-коммунальных услуг.

С развитием рыночных отношений могут усиливаться различия в жилищных условиях населения в значительной степени под воз­действием роста квартирной платы и влияния последней на обеспеченность жильем. Этот процесс может быть определен количест­венно с помощью измерения взаимосвязи между уровнем оплаты жилья и обеспеченностью жильем, а также методами многомерной классификации домохозяйств на основе таких признаков, как уро­вень обеспеченности жильем, размер душевого денежного дохо­да, социально-профессиональная группа экономически активных членов домохозяйства, число иждивенцев, или коэффициент се­мейной нагрузки, и т. д.

Жилищная политика должна включать организацию помощи на содержание и ремонт жилья семьям, которые в ней нуждаются.

Статистика играет ведущую роль по выявлению дифференциации жилищных условий населения, определению категорий жителей, нуждающихся в поддержке из средств бюджета. При этомплатаза содержание жилья для всех жильцов должна поэтапно повы­шаться до уровня, когда будут полностью покрываться расходы параллельно с соответствующим увеличением прямых целевых социальных выплат определенным группам. В перспективе воз­можны полный вывод содержания жилого фонда из- под контроля региональных властей, прекращение прямого субсидирования организаций, занимающихся ремонтом и содержанием жилья, увеличение прямых выплат менее обеспеченным категориям и пенсионерам в связи с ростом расходов на содержание и ремонт жилья, создание специального регионального фонда реконст­рукции и содержания жилья.

Тарифы за коммунальные услуги должны основываться на за­конах ценообразования в условиях естественных монополий, ка­ковыми в России являются газо-, водо-, энергоснабжение и т. д. Возможно влияние на тарифы и некоторой структурной пере­стройки путем выделения из естественных монополий отдельных элементов с целью развития конкуренции, сдерживающей рост тарифов, акционирования некоторых коммунальных служб с ус­тановлением четкого контроля за их работой. Все более важной функцией коммунальных служб становятся уборка территорий и лестничных клеток, утилизация и переработка бытовых отходов, организация погребений. Так, в бюджетах городов Германии фи­нансирование этих видовдеятельности составляет в среднем 12%. Информация о результатах деятельности коммунальных служб содержится в представляемой ими отчетности.

Для решения задач обслуживания и финансирования жилищ­ного фонда должно быть организовано обеспечение сведениями по регионам и муниципалитетам.

Статистика должна отражать развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда, формирование реальных дого­ворных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.

7.4. СТАТИСТИКА РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО И ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, УСЛУГ СВЯЗИ

Качествоусловий жизни зависит не только от качества жилища, но и от уровня развития социальной инфраструктуры, измеряе­мого количеством учреждений культуры, образования, торговли, бытового обслуживания на 1000 жителей или на единицу площади, например на 1 кв. км. К составляющим социальной инфраструк­туры относятся: транспортная сеть (внутригородская и между населенными пунктами), учреждения связи, озеленение городов (что имеет большое значение для улучшения экологической обс­тановки), инфраструктура села и др.

Развитие транспорта характеризуется количеством его видов на данной территории, протяженностью маршрутов каждого ви­да. Важны и такие показатели, как количество остановок транс­портных средств каждого вида транспорта, их совместимость, но они государственной статистикой не фиксируются. Существен­ным элементом социальной инфраструктуры является создание условий для использования велосипедного транспорта. Это пре­жде всего наличие и протяженность велосипедных дорожек в го­родах и вне городские территорий.

В крупных городах значительно влияние такого фактора, как городской транспорт; его доля весома в расходной части город­ского бюджета. Например, в Санкт-Петербурге расходы на со­держание городского транспорта составили в 1993 г. 10,5% рас­ходной части бюджета города. Выручка от продажи билетов в настоящее время не покрывает и половины расходов на эксплу­атацию общественного транспорта: в Санкт-Петербурге она со­ставила для наземного городского транспорта 25% расходов на эксплуатацию в 1994 г. и 22% — в 1995 г., для метрополитена — 45% в 1994 г. и 47% — в 1995 г.

Рост стоимости услуг общественного транспорта следует со­поставлять с ростом цен на другие виды платных услуг населе­нию, на потребительские товары, с ростом заработной платы и денежных доходов населения. Для целей регионального управ­ления должны сопоставляться такие показатели, как объем выручки за предоставленные услуги, количество перевезенных пассажи­ров, количество лиц, имеющих льготные тарифы, право бесплат­ного проезда на транспорте. Так, в Санкт-Петербурге 42 катего­рии граждан имеют такое право, в совокупности они составляют более 1 500 000 человек, т. е. более 1/3 жителей города. Это одна из реальных мер по оказанию адресной социальной помощи ну­ждающимся, прежде всего пенсионерам-

Официальная статистика довольно скупо освещает работу пассажирского городского транспорта, имеются лишь данные по видам транспорта о числе перевезенных пассажиров, о выпол­ненных пассажиро-километрах. Ведомственная статистика со­держит более подробную информацию о количестве маршрутов по каждому виду транспорта, протяженности каждого, о графике движения транспорта по маршруту. Для социальной статистики важны данные о нарушениях режима транспортного обслужива­ния населения, несчастных случаях на транспорте, о распределе­нии транспортных средств по срокам службы, сравнительные ха­рактеристики загрузки транспорта в час “пик” и вне этого времени. Огромное социальное значение имеет развитие сети автомобильных дорог с твердым покрытием. Статистика должна отражать не только их протяженность, но и качество.

Процесс приватизации в нашей стране охватил прежде всего сферу бытового обслуживания и общественного питания. По дан­ным Госкомстата России, на 1 января 1996 г 90,3% малых предпри­ятий жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания являлись негосударственными. Задача социальной статистики состоит в том, чтобы дать сравни­тельную характеристику обеспечения населения платными услуга­ми учреждений разных организационно-правовых форм, включая магазины розничной сети разных форм собственности. Стати­стика розничной торговли существенно дополняет данные стати­стики бюджетов населения в части соотношения продовольст­венных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота.

Если для оценки уровня развития инфраструктуры достаточны показатели насыщенности ее элементами какой-то территории, прежде всего городов, то для определения потребления услуг, предоставляемых учреждениями и организациями социальной инфраструктуры, важны такие показатели, как:

• среднее число посетителей за единицу времени (за год, квартал, месяц), обслуженных учреждением химчистки, ба­ней, парикмахерской, кафе, рестораном;

• общая сумма выручки, тыс. руб.;

• средняя выручкана одного работника данного типа учреж­дения, руб.;

• выручка по видам услуг, тыс. руб. Эти показатели недоста­точны для характеристики доступности услуг, их качества, удовлетворенности потребностей. Такая информация мо­жет быть получена только путем специальных обследований, Реализация федеральных и региональных социальных про­грамм в части помощи бездомным (беженцам, вынужденным ми­грантам, бомжам) приводит к возникновению таких элементов социальной инфраструктуры, как ночлежные дома. Возникают новые организационные формы культурной деятельности, на­пример, народные дома. Все это должно найти отражение в ста­тистике. Статистика должна располагать данными о почтовых от­делениях и их работе, о числе жилых помещений, имеющих не только телефоны, но и факсовую связь, связь посредством элект­ронной почты. Кроме того, нужны сведения о количестве уличных телефонов-автоматов, в том числе междугородных и междуна­родных (на 1000 жителей). В показатели социальной статистики должны войти данные о распространенности страховых фирм, нотариальных контор, отделений Сбербанка, отделений коммер­ческих банков на 1000 жителей, в перспективе — банкоматов, т. е. всех тех единиц, от которых зависит комфортабельность жизни людей.

Возрастает обеспеченность населения предметами культур­но-бытового назначения длительного пользования. На 100 домо­хозяйстве 1995 г. было 116 телевизоров, в 1998— 124, холодиль­ников—95 в 1995, 113—в 1998, электропылесосов —53s 1995, 80—в 1998 г. Число автомобилей в расчете на 1000 населения со­ставило в 1994 г. 84,4, в 1995 — 93,3, в 1996 — 102.8, в 1997 — 113,7, в 1998 г. — 122. Это выше, чем в среднем в странах Цент­ральной и Восточной Европы (113 автомобилей на 1000 жителей). Рост обеспеченности предметами длительного пользования соз­дает основу для развития сферы услуг (фото- и кино-мастерские, ателье, мастерские по ремонту бытовой техники, автосервис и т. д.).

Еще одной составляющей социальной инфраструктуры в го­родах являются парки, скверы. Их распространенность измеря­ется общей площадью зеленых насаждений (кв. км) и площадью зеленых насаждений на 1000 жителей (кв. км/чел.). В табл. 7.4 при­ведены данные о насыщенности парками некоторых крупных го­родов Европы.

Статистические показатели должны отражать развитие инф­раструктуры села. К таким показателям относятся: ввод в действие в сельской местности водопроводных сетей (км), канализацион­ных сетей (км), газовых сетей (тыс. км), АТС (тыс. номеров обще­го пользования), линий электропередачи напряжением 0,4 кВт, 6—20 кВт (тыс. км), автомобильных дорог с твердым покрытием (тыс. км), в том числе местного значения, ведомственных и частных.

Важное значение придается оценке комплексности развития социальной инфраструктуры. Для решения такой задачи можно каждой территориальной единице (области, городу, району) при­своить ранг по значению каждого из показателей социальной ин­фраструктуры и измерить связь между ранжированием объек­тов по k характеристикам.

В табл. 7.4 в качестве примера приведены условные данные (на 1000 жителей), по которым можно оценить комплексность развития элементов социальной инфраструктуры в 10 админист­ративныхрайонах города (вместо названий районов приведены порядковые номера).

Таблица 7.4

Обеспеченность парками крупным городов Европы в 1990—1994 гг.

Город Площадь парков, кв. км
всего на 1000 жителей
Антверпен 74,4 16,1
Барселона 20,8 1,3
Будапешт 24,7 1,2
Брюссель 15,2 1,6
Копенгаген 6,9 1,5
Дублин 14,0 2,9
Эдинбург 16,0 3,8
Глазго 12,0 1,8
Гамбург 33,3 2,0
Хельсинки 16,4 3,2
Лиссабон 23,0 3,5
Люксембург 1,5 2,0
Милан 8,6 0,6
Прага 74,1 6,1
Стокгольм 63,0 9,1
Таллинн 47,4 10,7
Вена 16,8 1,0
Цюрих 2,6 0,7
Источник. Statistics from the City of Helsinki Information Management Center, 1995, 7. — Arts and Culture, Facts and Figures. — Helsinki. 1995. — P. 69.
       

 

Ранг, присвоенный каждому району, отражает его место по развитию данного элемента инфраструктуры. Знание ранга дает большую информацию администрации района. При комплекс­ном развитии района его ранги по всем показателям будут одни­ми и теми же или близкими, и, наоборот, при некомплексном раз­витии приоритетное положение по одному показателю будет сочетаться с положением аутсайдера по другим показателям.

Такая ситуацияможет свидетельствовать о реализации некоторой стратегии развития города, которую можно назвать «компенсаци­онной», т. е. дефицит одних элементов инфраструктуры компен­сируется развитием других. Данные примера свидетельствуют скорее о тенденции комплексного развития. Для количественной оценки этого процесса можно вычислить коэффициенты ранго­вой корреляции Спирмэна между каждой парой рангов и затем найти средний из них. Число таких коэффициентов равно числу сочетаний из k по 2 — , и процедура становится довольно уто­мительной. Проще рассчитать коэффициент конкордации Кендалла, являющийся средним из попарных коэффициентов


 

Таблица 7.5

Показатели социальной инфраструктуры и ранги районов

    Рай­он     Число продо­вольст­венных магази­нов, ед.         Ранг     Число непродовольственных магази­нов, ед.     Ранг     Количе­ство мастерских по ремонту бытовой техники, ед.     Ранг       Протяжен­ность мар­шрутов общественного транспорта, км     Ранг         Сумма рангов  
  1,20   0.90   0,20        
  1,05   0,80   0,10        
  1,00   0,50   0,05        
  1,10   0.65   0.15        
  0,70   0,40   0,12        
  0,90   0.30   0,04        
  1,02   0,70   0,08        
  0,95   0,45   0,07        
  0,85   0,20   0,06        
  0,80   0,25   0,02        

 

корреляции между рангами. Коэффициент конкордации вычисляете: по формуле

где — сумма квадратов отклонений суммы рангов для каждого объе­кта от средней суммы рангов:

(здесь — ранг j-го района);

число рядоврангов (в нашем примере это число показателей, по которым ранжировались районы);

— число ранжируемых объектов.

Вычислим значение sb формуле (7.1). По данным табл. 7.5 на­ходим

Подставив величины в формулу (7.2), получим:

Тогда

Учитывая, что коэффициент конкордации принимает значе­ния в интервале [0, 1] как и большинство статистических мер связи, полученная величина позволяет сделать вывод о том, что имеет место комплексное развитие районов и можно выделить район с высоким и низким уровнями инфраструктуры. Коэффи­циент конкордации можно использовать и для измерения сог­ласованности между объективными показателями развития территориальных единиц и субъективными — оценками их при­влекательности самими жителями.

Большое значение имеют межрегиональные сравнения раз­витости социальной инфраструктуры на основе сравнения пока­зателей обеспеченности учреждениями инфраструктуры на 1000 жителей, телефонизации и т. д., измерения уровня и вариации значений этих показателей по типам городов (крупные, средние, малые), по административно-территориальным единицам.

Развитие социальной инфраструктуры происходит, вместе с изменениями в образе жизни населения, выражающимися в уве­личении числа индивидуальных средств передвижения — личных автомобилей, велосипедов, распространении «второго жилища» (загородных коттеджей, дач). Все эти индикаторы свидетельствуют о росте мобильности населения. Соответственно статистика дол­жна отражать изменения в структуре учреждений бытового об­служивания: переходить от сводных показателей (например, числа магазинов розничной торговли и др.) к показателям, характери­зующим их дифференциацию (число магазинов-супермаркетов и маленьких узкоспециализированных магазинов, отличающихся радиусом обслуживания населения, ассортиментом товаров и т. д.). В США в конце 80-х гг. половина семейного бюджета уходила на оплату услуг, что объясняется их высокой стоимостью, постоянно расширяющимся их набором и высоким качеством.

Россия имеет огромную потребность в развитии социальной инфраструктуры. Сравнение доли занятых в так называемом «третичном секторе» экономики, включающем торговлю, рестора­ны, кафе, гостиничное хозяйство, транспорт, складское хозяйство, связь, финансы, страхование, государственное управление, об­щественные, личные и коммунальные услуги, в нашей стране и в развитых странах свидетельствует о значительных отличиях Рос­сии: если в США в «третичном секторе» экономики занято около 70%, в Англии — примерно 63%, Франции — примерно 58%, то в России — 46,8% в 1995 г. Это больше, чем в 1992 г. (42,1%), т. е. структурная перестройка дает свои результаты, но меньшие,чем должно быть для более высокого уровня удовлетворения потреб­ностей населения в личных и общественных услугах.

7.5. ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Сложность социальных процессов вызывает разнообразие способов их измерения, выявления социальных факторов, влия­ющих на них. Большое значение здесь имеют результаты опросов населения. Субъективные оценки жилищных условий, качества среды обитания позволяют вырабатывать рекомендации проек­тировщикам жилья, градостроителям, служат основой определе­ния направлений социальной политики на ближайшее будущее. Особая ценность такой информации заключается в том, что оценки жилищных условий, бытового обслуживания «привязаны» к лич­ностным и семейным характеристикам опрашиваемых — демогра­фическим, социальным, экономическим. В результате появляется возможность получить целостное представление о "желаемых» и «идеальных» условиях жизни для разных категорий населения, определить амплитуду притязаний, найти общее и специфическое в оценках разных типов респондентов.

Все это делает необходимым дополнение объективных стати­стических показателей, отражающих состояние условий жизни, субъективными. Такие данные получают при выборочных обсле­дованиях. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. отражать структуру генеральной совокупности и включать прежде всего все категории проживающих по типам жилища с учетом его при­надлежности [государственный жилищный фонд, ведомственный, кооперативный, частный) и характеристики жилого помещения (индивидуальная квартира, комната в коммунальной квартире, часть дома, дом). Искажение пропорций в выбор не делает сводные Показатели по выборке нерепрезентативными, но показатели, полученные по отдельным типам респондентов (средние и отно­сительные), можно использовать без какой-либо корректировки. Информативность данных зависит и от качества вопросника: нацеленности каждого вопроса на поставленные задачи, формы, в которой он задается, вариантов подсказов. Программа таких обследований разрабатывается, как правило, группой специалистов — статистиков, социологов, архитекторов, проектировщиков, градостроителей.

Объективные характеристики жилища опрашиваемого допо­лняются оценками достаточности метража жилых помещений (в разрезе комнат), освещенности комнат дневным светом; даются оценки достаточности метража других помещений квартиры: кухни, ванной комнаты, туалета, прихожей, коридора. Типичным прие­мом получения квантифицированных ранжированных оценок яв­ляется балльная оценка (например, по 5-балльной шкале), вклю­чающая оценку как квартиры, так и дома в целом, придомового пространства, улицы. Например, предлагается дать балльную оценку удовлетворенности (при крайних оценках: 5 — полностью удовлетворены, 1 — совершенно не удовлетворены): размерами квартиры, комнат, кухни, количеством комнат, подсобными поме­щениями (по размеру, по составу), этажом проживания, лоджией, балконом; наличием удобств в доме, в квартире; санитарно-гигие­ническим состоянием дома; защитой от шума транспорта, каче­ством двора, егоразмером, удобством, оборудованностью, озелененностью; эстетическим качеством жилища и его окружения (включая улицу).

Использование балльных оценок позволяет вычислять сред­ний балл как совокупную субъективную оценку жилья и сопостав­лять с балльной самооценкой социального статуса и дохода семьи. Если средняя балльная оценка жилья выше остальных, то можно сделать вывод о том, что потребность в жилье у обследованных семей реализована полнее, чем потребность в повышении соци­ального статуса или текущего дохода, и наоборот.

Респонденту дается возможность оценить функциональные качества дома и квартиры применительно к потребностям всех членовсемьи, прежде всего детей — школьников и дошкольников. Выясняются потребности в детских учреждениях, режиме их ра­боты, форме занятий с детьми, а также предпочитаемые занятия в свободное время взрослых членов семьи, их желание (нежелание) общения с друзьями, родственниками в жилище и вне его. Кроме того, вопросники или анкеты содержат вопросы относительно общения с соседями по квартире (если это коммунальная квар­тира), по этажу, по дому. двору, из близлежащих домов, а также оценки соседских отношений (конфликтные, безразличные, очень хорошие). Выясняются представления об «идеальном со­седе», особенно важные для пожилых людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.