Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 27 страница




В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных пока­зателей образует основную социально-экономическую нормаль.

Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования:

• численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С);

• численность учащихся начальных классов (У);

• число школ (Ш);

численность учителей начальных классов (Т);

расходы на начальное школьное образование в год (Ф).

Строим комбинационную таблицу и систему относительных показателей:

    С У Ш Т Ф
С   У/С Ш/С Т/С Ф/С
У С/У   Ш/У Т/У Ф/У
Ш С/Ш У/Ш   Т/Ш Ф/Ш
Т С/Т У/Т Ш/Т   Ф/Т
Ф С/Ф У/Ф Ш/Ф Т/Ф  

 

Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:

    С У Ш Т Ф
С
У
Ш
Т
Ф

 

Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:

 

Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.

С У Ш Т Ф
         

 

Число темпов роста в столбце

 

Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:

    Ф Ш Т У С
Ф        
Ш      
Т    
У  
С

Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю.

В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):


Основными направлениямииспользования нормалей являются:

• анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием норма­ли и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения);

• обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов;

• построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг.

Например, на базе нормали можно построить следующую взаимосвязанную систему показателей:

или

где - средний размер педагогического коллектива начальной школы;

- среднее число учащихся на одного учителя;

- среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата де­тей начальным образованием);

- удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста.

На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения динамики общих расходов в целом и за счет выделенных факторов:

Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.


 

Глава 12

СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА

12.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Статистика рекреации1 и досуга включает два вза­имосвязанных потока информации. Первый поток характеризует потребителей рекреационных услуг: их ориентации и предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг. Второй поток информации описывает рекреационные и досуговые услуги со стороны предложения: дает характеристику фирм и физических лиц, занятых оказанием таких услуг.

Первый поток информации содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяются объем свободного времени, основные (приоритетные) виды досуга и отдыха, дифференциация потребляемых услуг по социально-демографическим группам населения, К сожалений, государственная статистика уже более 10 лет не проводит такие исследования. При выборочных обследованиях по отдельным группам населения (например, с различной покупательной способностью) изучается избирательность в потреблении услуг досуга и отдыха, выявляются объем потребляемых услуг, предпочтения и предполагаемые намерения по их выбору- В зарубежных исследованиях использование таких услуг различными категориями потребителей связывается с доходами фирм, что позволяет учитывать данную информацию при проведении рекламных кампаний и для уточнения системы нормативов и льгот по налогообложению учреждений рекреационной сферы.

Второй поток информации включает сбор данных, построе­ние регистров субъектов деятельности и разработку классификаций досуговых и рекреационных услуг, а также расчет обобщающих показателей. В статистике данной сферы наиболее

 

1 Рекреация [лат. recreatio] — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

 

распространены частные системы показателей, характеризующие каждый отдельный вид деятельности (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и др.). Многообразие показателей затрудняет получение сводных итогов, изучение структуры занятости, распределения материальных и институционных ресурсов, возможности их мобильного использования в соответствии с соотношением в тенденциях спроса и предложения. К сводным экономическим по­казателям распространенности, предложения и состава услуг досуга и отдыха относятся следующие: среднесписочная численность работников, фонд оплаты труда, число учреждений, стоимость основных фондов, объем (стоимость) платных услуг, оказанных населению, численность посетителей (зрителей).

Сбор и обобщение информации по фирмам досуговых и рекре­ационных видов деятельности затруднены также многообразием форм собственности, организационно-правовой спецификой, их изменчивостью в условиях нестабильного рынка. Поэтому наибо­лее точным методом учета фирм становится перепись, проводимая раз в 10 лет. Данные собираются на основе предоставленной государственной статотчетности в статистические службы.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) деятельность по организации распространения информации, культуры, спорта, отдыха и развлечений включает следующие разделы:

• деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и прочих видов искусства, связанных с распространением культуры;

• деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры;

• спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений.

Подробнее состав платных услуг досуга и отдыха разработан в Общероссийском классификаторе платных услуг, оказываемых населению (ОКУН). Начиная с 1992 г. российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению, в целом и по отдельным видам услуг (перечень услуг-представителей достаточно ограничен). Это дает возможность рассчитывать индекс физического объема услуг, оказанных населению:

 

Однако продолжают оставаться малоразработанными проблемы статистического измерения бесплатно предоставляемых услуг в сфере досуга и отдыха (или на льготных основаниях), а также оптимального соотношения платных и бесплатных услуг.

Традиционно обеспеченность населения сетью учреждений, предоставляющих рекреационные и досуговые услуги, различна в городе и в сельской местности, по территории страны. Отсюда важным аспектоманализа выступают территориальное размещение и финансирование субъектов по распространению, информации, культуры, искусства, спорта и отдыха из бюджетов различного уровня с целью сохранения и пополнения национального достояния.

12.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации: просмотр телепередач и прослушивание радио (от 46 мин до 3 ч в сутки для различных категорий населения по рабочим и выходным дням; чтение газет, журналов и художественной литературы от 8 мин до 1 ч 4 мин в день). Получение информации занимает значительную часть свободного времени — от 37 до 69%, в том числе от 32 до 56% занимает время, затрачиваемое на просмотр телепередач и прослушивание радио, и от 6 до 13% — время на чтение,

Для выявления особенностей поведения различных катего­рий населения и семей необходимы: выборочные опросы об ис­пользовании средств массовой информации, формах ее получе­ния, о расходах населения на приобретение книг, журналов, на посещение концертов, театров — дифференцированно, по возрастным, имущественным, социальным группам.

Большую помощь в представлении такой информации оказывают графические методы. Диаграмма наглядно отражает различия в ежедневном чтении газет среди разных групп: пожилые люди больше любят читать газеты, нежели молодые; мужчины испытывают большую потребность в ежедневном чтении газет, нежели женщины, причем с возрастом различия между мужчинами и женщинами сглаживаются.

В качестве примера приведем диаграмму, показывающую распространенность ежедневного чтения газет жителями Хельсинки (рис. 12.1).


Показатели обеспеченности населения информацией включают данные о производстве программ теле- и радиовещания, выпуске печатной продукции и подписке на нее, данные о библиотеках и распространении коммерческой информации.

Рис. 12.1. Число жителей Хельсинки, ежедневно читающих газеты

Показатели теле- и радиовещания учитывают число редакций радиовещания и телевидения, число каналов, продолжитель­ность вещания. Обеспеченность населения теле" и радиоприем­ными средствами в некоторых странах мира представлена в табл. 12.1. Эти показатели тесно связаны с общим уровнем благосос­тояния и культуры населения страны.

Важным показателем является обеспеченность печатными изданиями - книгами, брошюрами, журналами и газетами. К книгам относятся непериодические публикации объемом свыше 48 страниц, к брошюрам — непериодические публикации более 4, но менее 48 страниц. Журналом называют периодическое издание статей, очерков, заметок, информации. Журналы имеют установ­ленные сроки выхода и постоянный объем. К ежедневным газетам относятся газеты, выходящие не реже четырех раз в неделю. Вы­пуск ежедневных газет в некоторых странах мира представлен в табл. 12.2.

При выпуске печатной продукции учитываются печатные еди­ницы — полиграфически оформленные произведения печати (книги, брошюры), оттиснутые с одного набора, сброшюрован­ные и сфальцованные, имеющие самостоятельный номер типо­графского знака (шрифта). За печатную единицу принимаются каждый том, выпуск, часть произведения во всех изданиях, пере­изданиях, переводах и переработках.

 

Таблица 12.1

Обеспеченность населении теле- н радиоприемными средствами» 1996г.

Страна Количество, приходящееся на 1000 человек населения, шт.
телевизоров радиоприемников
Австралия    
Германия    
Китай    
Польша    
Россия    
США    
Швеция    
Япония    
Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Ста­тистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 588.

 

К показателю печатной продукции относится количество листов (листаж) — общий объем вышедшей литературы, используемый издательствами и полиграфической промышленностью для ха­рактеристики результатов своей деятельности. Различают печат­ные листы (физические листыразмером 60 х 90 см) и авторские

Таблица 12.2

Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.

Страна Разовый тираж на 1000 человек населения (1996 г.), экз.
Австралия  
Германия  
Польша  
Россия 97*
США  
Япония  
*В 1998 г. Источник. Российский статистический ежегодник, 1999, Статистический сборник. — М-: Госкомстат России. 1999. — С. 588-

 

листы (40 000 печатных знаков). Отдельный экземпляр печатного листа называется листом-оттиском. Число печатных листов в книге определяется числом листов-оттисков в ней.

Тираж определяется числом экземпляров печатных единиц одного названия, вышедшего из печати. Тираж произведений оп­ределяется суммированием всех тиражей данного произведения, которые вышли за учитываемый период. Для газет определяется разовый тираж — число печатных экземпляров данной газеты, Для определения среднего годового тиража численность общего тиража делится на число лет, за которые издан этот тираж1.

Выпускаемые издания группируются последующим тематиче­ским разделам: политическая и социально-экономическая, естественно-научная, техническая, сельскохозяйственная, медицин­ская литература, литература по физической культуре и спорту, по культуре и образованию, по филологическим наукам, художествен­ная литература, литература для детей, литература по искусству и искусствоведению, по печати, книговедению, полиграфии, лите­ратура универсального содержания. Динамика выпуска печатной продукции в России представлена в табл. 12.3.


 

Таблица 12.3

Динамика выпуска печатной продукции в России

  Вид печатной продукции Число изданий, тыс. печатных единиц Годовой тираж*
1958г. 1990г. 1998г. 1985г. 1990г. 1998г.
Книги и брошюры            
Журналы и дру­гие периодиче­ские издания            
Газеты            
*Годовой тираж приведен по книгам и журналам в млн. экз., по млрд. экз. Источник. Российский статистический ежегодник. 1999.. Статистический сборник — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 235.
                   

 

 

1 См.: Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Финансы и статистика, 1985. — С.503.

 

Данные табл. 12.3 отражают переход от журнального и книж­ного бума, характерного для России в 1985— 1990 гг., к спаду вы­пуска печатной продукции. Это проявилось в сокращении их числа и тиража, для газет — в сокращении тиража при довольно ста­бильном и даже возрастающем числе изданий.

Для изучения коммуникационного пространства использует­ся контент-анализ (анализ содержания текста). Объектом изуче­ния могут выступать книги, газетные и журнальные статьи, объя­вления. выступления, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, произведения искусства и др. При проведении контент-анализа изучаются большие объемы текста (например, годовая подшивка газет) для характеристики отражения изучаемой проблемы и по­явления новых инновационных моментов. Порядок проведения контент-анализа включает формулирование проблемы, отбор единицы анализа (совокупность изданий определенного вида) и единицы наблюдения (статья, абзац, слово, ситуация, сцена, персонаж), обоснование единицы записи или счета и формули­рование системы кодирования.

Система кодирования, представляющая собой правила для фиксирования и записи содержания текста, включает следую­щие четыре характеристики:

• частота: фиксация и подсчет числа единиц анализа и счета;

• направленность сообщения внутри содержания — позитив­ная или негативная оценка, поддержка или опровержение;

• интенсивность — сила или мощность сообщения в выделенной направленности;

• определение объема занимаемого пространства — размер сообщения, его длительность, подсчет слов, предложений и др.

Надежность системы кодирования проверяется путем сопос­тавления результатов анализа одного и того же текста несколь­кими кодировщиками. Например, в ходе контент-анализа особен­ностей женских и мужских бесед выявлено, что женские беседы в основном сосредоточиваются на межличностных и социальных от­ношениях, а мужские — о достигнутых успехах или на темы, свя­занные с агрессией.

Известны также ненавязчивые методы измерения, при которых население не знает, что их поведение изучается. Так, исследова­тели определяли, что обычно слушают водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены радиоприемники в автома­шинах, доставленных на ремонт.

Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Массовые (публичные) библио­теки предоставляют возможности для пользования их фондами всем слоям населения. На предприятиях, в учебных и научных заведениях имеются учебные, технические и специальные библио­теки, учет которых проводится во время библиотечной переписи. Последняя такая перепись относится к 1986 г.

К основным показателям массовых библиотек относятся:

• библиотечный фонд — организованное собрание докумен­тов. Единицей учета служат отдельный экземпляр книги, брошюры, отдельный номер ежемесячного журнала боль­шого объема, переплетенный комплекс номеров журналов малого объема, годовая подшивка газет, экземпляры нотных, картографических и другихматериалов, Библиотечный фонд учитывается в инвентарных книгах по балансовой схеме: состоит на учете на начало года, поступило, выбыло, состоит на конец года;

• число читателей библиотек — лиц, пользующихся библиоте­кой, численность которых определяется по читательским формулярам;

• книговыдача — выдача читателю одного экземпляра доку­мента для временного пользования в читальном зале или на абонементе;

• обращаемость библиотечного фонда, определяемая отно­шением числа книговыдач к объему библиотечного фонда и характеризующая интенсивность его использования;

• читаемость, определяемая отношением годовой книговыдачи к численности читателей и отражающая интенсивность использования библиотечного фонда читателями;

• насыщенность библиотеками отдельных населенных пунктов (наличие библиотек в городах, поселках городского типа и сельской местности);

• доступность библиотек для населения (численность населе­ния, приходящаяся на одну библиотеку, или число библиотек, приходящихся на 10 000 человек населения);

• книгообеспеченность населения (число книг и журналов, приходящихся на одного жителя или одного читателя).

Большинство показателей является по своей сути моментными — характеризуют состояние библиотечной сети на момент времени. Они могут быть заданы и как среднегодовые показатели. Например, число книг может быть учтено на начало года или сре­днегодовое. При расчете производных показателей, которые по­лучаются в результате отношения абсолютных показателей, важ­но обеспечить сопоставимость величин, стоящих в числителе и знаменателе такого отношения. Так, показатель книгообеспеченности может быть правильно рассчитан, если и число книг, и численность населения учтены на одну и ту же дату или взяты как средние за один и тот же период.

Основываясь на взаимосвязидинамики отдельных показателей, можно дать оценку качества предоставленных населению библи­отечных услуг При этом порядок взаимосвязи факторов может меняться в зависимости от целей изучения и анализа. Система перечисленных ранее показателей может быть использована для оценки качества деятельности библиотек. Результативным при­знаком наиболее оправданно в условиях рыночной экономики принять стоимость услуг библиотек (оплачиваемую населением и финансируемую через бюджет). Однако данный показатель пока что государственной статистикой не рассчитывается. При качественном библиотечном обслуживании населения оп­равданным является следующее соотношение в изменении пока­зателей в динамике, т. е. социально-экономическая нормаль:

где — индекс, получаемый как отношение отчетного (текущего) значе­ния соответствующего показателя к базисному (прошлому).

На основании такой взаимосвязи можно построить мультип­ликативную зависимость результата (стоимости библиотечных услуг) от факторов. В полном виде такая система имеет вид:

                 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.