Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 30 страница




13.3. ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА

Доминирующее место в современной моральной статистике занимает правовая статистика. Она учитывает правонарушения, подразделяемые на административные, гражданские, уголовные и различного рода антисоциальные явления. Правовой статистикой анализируются причины и условия, способствующие возникно­вению этих явлений, изучаются структура и динамика преступности и антисоциального поведения. Такие разработки ведутся на уровне каждого региона, а сводные итоги определяются по стране в целом.

Основной поток информации правовой статистики идет по ведомственным каналам — органам министерства юстиции. Часть отчетов поступает также в систему государственной статистики. В регионах эти отчеты направляются в статистические органы от уп­равлений юстиции при местной администрации — мэрии и др.

В статистические органы поступает информация в основном следующего содержания: количество правонарушений и уголов­ных преступлений по их видам; количество лиц, привлеченных к административной и уголовной ответственности; данные о мерах уголовного наказания, о составе осужденных; материалы об осу­жденных несовершеннолетних и др.

Наибольшую социальную опасность представляют уголовные преступления. Они классифицируются по видам: особо опасные государственные преступления, бандитизм; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; изготовле­ние и сбыт поддельных денег или ценных бумаг; нарушение пра­вил о валютных операциях; хищение государственного или обще­ственного имущества; умышленное убийство, убийство при превышении пределов необходимой самообороны, неосторож­ное убийство; умышленное тяжкое телесное повреждение; пре­ступления, связанные с венерическими заболеваниями или СПИДом, изнасилование; злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей; нарушения правил охраны труда и бе­зопасного производства работ; преступления против личной собственностиграждан; спекуляция, злоупотребления в сфере обслуживания населения; изготовление и хранение спиртных на­питков домашней выработки; должностные преступления; сопро­тивление работнику милиции или народному дружиннику, хулиган­ство; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; угон автотранспортных средств; преступления, связанные с нарко­тиками, воинские преступления, прочие преступления, требую­щие дознания и следствия.

Общим показателем уровня преступности является число за­регистрированных преступлений (табл. 13.4).

 

Таблица 13.4

Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.

  Год Число зарегистрированных преступлений
за данный год, тыс. в % к 1976 г.
       
    123,1  
    169,7  
    220.3  
    330,0  
    309,2  
Источники: Преступность и правонарушения. 1992 г. — М.: Госкомстат России, 1993 г. — С. 16; Состояние преступности в России за 1993 г. — М.: Финансы и статистика, 1994 г. — С. 3; Российский статистический ежегодник, 1999 г. — М.: Госкомстат России, 1999.—С. 176.  
         

 

Ряд преступлений подразделяется на виды по степени их тя­жести, последствиям, условиям совершения, способам осуще­ствления преступного деяния.

Особую опасность представляет организованная преступ­ность. В основе выделения организованной преступности из об­щего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой в процессе криминальной деятельности, осуществляемой группой лиц в течение более или менее длительного времени. Первые учетные данные об организованной преступности появи­лись в нашей стране в 1989 г. Учет включает перечень следующих общеуголовных преступлений, совершенных организованными группами: умышленное убийство; изнасилование; умышленное тяжкое телесное повреждение; кража;грабеж; разбой; мошенни­чество; вымогательство; преступления, связанные с оружием, взрывчатыми и наркотическими веществами; похищение детей; нарушение правил о валютных операциях; должностные хищения; взяточничество; контрабанда и др. Сбор таких сведений продол­жается.

Специально должна выделяться преступность в вооруженных силах. Однако систематические открытые статистические дан­ные такого рода до сих пор в России не публикуются. Преступ­ность военнослужащих подразделяется на воинские преступления, общеуголовные преступления, государственные преступления. Каждый из видов подразделяется по родам войск и категориям военнослужащих, совершивших преступления.

В правовой статистике выделяются правонарушения, совер­шенные политической и правящей элитой. Уголовные преступления, совершенные работниками системы государственной службы, подразделяются по принадлежности их: к органам государ­ственного управления (министерства и их структуры на местах, кредитные и банковские учреждения, контролирующие органы и таможенные органы и иные), к правоохранительным органам (органам внутренних дел, безопасности и иным), к органам вла­сти (депутаты субъектов Федерации, местных органов власти, руководители администрации и пр.), к судебным органам.

Группировки используются для характеристики лиц, привле­ченных к уголовной ответственности, и меры наказания преступ­ников. По результатам судопроизводства выделяются группы лиц: 1) в отношении которых дела прекращены за отсутствием состава, события преступления или за недоказанностью престу­пления; 2) невменяемых, к которым применены принудительные медицинские меры; 3) осужденных. Меры уголовного наказания также группируются: смертная казнь, лишение свободы на опре­деленный срок, исправительные работы без лишения свободы, направление в дисциплинарный батальон, отсрочка исполнения приговора, штраф, содержание на гауптвахте, лишение права за­нимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества и др.

Приведение смертной казни в России к исполнению носит еди­ничный характер, так как основной массе заключенных смертная казнь в порядке помилования заменяется лишением свободы до 15 лет, либо пожизненно.

Состав осужденных рассматривается по:

• месту жительства — постоянные жители данной местности, лица. имеющие постоянным местом жительства другой ре­гион;

• полу — мужчины и женщины;

состоянию — в состоянии опьянения алкогольного, нарко­тического, сильного душевного волнения;

• характеру участия — в группе, в организованной группе, в одиночку;

• возрасту — 14 — 17 лет, 18 — 24 года, 25 — 29 лет, 50 лет и старше;

• занятию в период совершения преступления — рабочие, служащие, работники частных предприятий, учащиеся моло­же 18 лет, учащиеся старше 18 лет, трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, в том числе безработные, за­ключенные и пр.;

• образованию — из общего числа осужденных лица с высшим образованием, средним специальным, средним общим и неполным средним образованием;

• прошлой судимости — по числу прошлых судимостей и ви­дам прошлых преступлений;

• месту совершения преступления — на улице, в местах за­ключения и т. д.

В качестве примера приведем некоторые характеристики лиц, совершивших преступления (табл. 13.5).

К правонарушениям, связанным с привлечением к админист­ративной ответственности, относятся: распространение ложных сведений о кандидате, воспрепятствование осуществлению из­бирательного права, незаконные действия с наркотиками, торго­вля с рук в неустановленных местах, самовольная добыча янтаря, азартные игры, нарушение порядка проведения массовых меро­приятий, незаконное изготовление и распространение массовой информации, завышение цен в частных предприятиях торговли, нарушение равноправия граждан и единства территории, нару­шение законодательства о приватизации предприятий, об охра­не памятников и др. При установлении факта административного правонарушения применяются следующие виды административ­ных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, лишение специального права, исправи­тельные работы, административный арест.

К числу гражданских дел, рассматриваемых судами, относятся:

• дела, касающиеся семейно-брачных отношений о расторже­нии брака супругов, взыскании алиментов на содержание де­тей, установлении отцовства, лишении родительских прав;

• трудовые споры работников государственного обществен­ного сектора: об оплате труда, о признании забастовок не­законными и возмещении причиненного ими ущерба, воз­мещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей;

иски о возмещении вреда за увечье и смерть???при исполнении трудовых обязанностей,???, движений и авариях на транспорте;

• дела о выселении из домов и государственного жилого фонда, из служебных жилых помещений, связанные с при­ватизацией жилой площади, другие жилищные споры;

• дела о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, в том числе связанные с проведением земельной реформы;

• иски, связанные с приватизацией предприятий;

• иски о защите интеллектуальной собственности,

• иски о возмещении ущерба из-за некачественных товаров и услуг;

• иски о защите чести и достоинства граждан;

• дела о признании граждан ограниченно дееспособными и др. Решения суда по гражданским делам могут быть следующими:

иск удовлетворен, отказ в принятии иска, дела переданы в другие суды, Могут быть вынесены частные определения.

 

Таблица 13.5

Состав лиц, совершивших преступления в России

в первом полугодии 1994 г. и в 1998 г.

Категории лиц Удельный вес в общем числе выявленных лиц, %
I полугодие 1994 г. 1998 г.
Женщины 13,1 14,7
Несовершеннолетние 14,2 11,1
Безработные 8,2 5,5
Ранее совершавшие преступления 21,2  
Совершившие преступления в группе 34,5  
Совершившие преступления в состо­янии алкогольного опьянения 41,9  
Совершившие преступления в состо­янии наркотическо-токсического возбуждения 0,4  
Источники: Состояние преступности в Российской Федерации за 1 полугодие 1994 г — М.: Финансы и статистика, 1994. — С. 15. Российский статистический ежегодник. 1999 — Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 176.

 

Специальная разработка проводится по судебным делам о хищениях, хозяйственных и должностных преступлениях по от­дельным отраслям экономики. При этом лица, совершившие преступления, подразделяются на: руководителей данного пред­приятия, учреждения; прочих работников данного предприятия, учреждения; не работающихна этом предприятии.

Наиболее распространенные виды преступлений, рассматри­ваемые при таком анализе, следующие: хищение, получение взятки, дача взятки, другие должностные преступления, наруше­ния правил охраны труда и безопасного производства работ, нару­шения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Особое внимание уделяется делам об осужденных несовер­шеннолетних. Эти преступления классифицируются по видам с учетом сопутствующих обстоятельств и степени тяжести, способа совершения преступления, В разных аспектах рассматриваются личности преступников. Проводятся следующие группировки: по возрасту— 14—15лети 16— 17лет; по полу — мальчики, девочки; по типу семьи, в которой воспитываются, — в семье с одним ро­дителем, вне семьи (в интернате, детдоме и т. п.), в нормальной семье; по занятию — неработавшие и неучившиеся, учащиеся, ра­ботающие; по состоянию в момент совершения преступления — алкогольного или наркотического опьянения.

Проводится группировка по обстоятельствам совершения преступления — в одиночку, в группе без участия взрослых, в группе с участием взрослых. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказания; лишение свободы на срок до десяти??? правительные работы, условное осуждение, отсрочка ис??? приговора, передача для перевоспитания и под наблюдение трудовым коллективам. В статистической отчетности предста­влены данные о распределении осужденных по видам наказания.

Основными показателями в правовой статистике являются абсолютные данные о числе преступлений, числе преступников и мерах наказания. Они определяются на базе названных выше группировок. Кроме того, вычисляются некоторые обобщенные по­казатели, например: средний срок наказания, средний срок рас­смотрения дел, средняя сумма ущерба от преступных действий. Анализируется динамика этих показателей на основе системы ря­дов динамики. Рассчитываются специальные показатели: абсолют­ные приросты (ценные и базисные), темпы роста и прироста и др.

Важным направлением исследования в правовой статистике служит оценка степени криминогенности ситуации в различных регионах страны. Главным показателем в этом случае выступает коэффициент преступности, который находится как число уго­ловных преступлений на 10 тыс. человек населения, проживаю­щего на данной территории. Этот показатель рассчитывается как индивидуальный по отдельным видам преступлений. Если нужно дать сводную оценку уровня преступности, то вычисляют "свод­ный индекс преступности", представляющий собой среднюю взвешенную индивидуальных коэффициентов преступности. При этом вводится балльная оценка степени тяжести преступлений каждого вида.

Вычисляется также коэффициент криминогенной пораженности территорий:

где М — выявлено лиц, совершивших преступления;

— численность населения в возрасте от 14 до 55(60) лет-

Расчет обобщающих показателей позволяет группировать территории по криминогенной пораженности. Так, в России, по данным за 1990 г., были выделены семь уровней криминогенности (табл. 13.6).

Автор приведенной в табл. 13.6 группировки Г. И. Забрянский относит уровни групп криминогенности 1 — 3 к территориям с по­зитивной криминогенной ситуацией; уровень 4, по его же мне­нию, отражает ситуацию среднюю; уровни 5—7 — негативную.

За период 1990—1998 гг. на фоне общего роста уровня кри­миногенной пораженное территории России наблюдалась зна­чительная дифференциация субъектов РФ по характеру динамики показателя. В целом по стране доля регионов с показателем вы­ше среднего возросла с 21% до 46%, Во многих регионах изме­нились уровни криминогенности. они переместились в группы с более неблагоприятной ситуацией. Так, из первой, самой благо­получной группы переместились: Москва — во вторую, Москов­ская и Ульяновская области — в третью; Петербург — из второй в пятую, Ленинградская область — из пятой в шестую и т. д. К 1998 г. в первой группе остались лишь республики Дагестан и Ингуше­тия. В наиболее неблагоприятной, седьмой группе в 1998 г. ока­зались области Курская, Пермская, Магаданская, Сахалинская, Хабаровский край и Еврейская автономная область. В четырех ре­гионах ситуация улучшилась — в республиках Саха, Тыва, Север­ная Осетия и Кабардино-Балкария.

Показатели правовой статистики позволяют произвести раз­вернутый анализ состояния преступности в стране, его динамики и региональной дифференциации. В частности, данные за 1 полу­годие 1996 г. показали, что раскрываемость преступлений около 67%. В структуре преступности преобладали имущественные преступления (56%). На 1 июля 1996 г. в местах лишения свободы находились 822 тыс. осужденных, из числа которых 131 тыс. женщин, 98,9 тыс. несовершеннолетних. С начала 1996 г. зарегистри­ровано 18,2 тыс. преступлений, совершенных нероссиянами, в том числе 14,5 тыс. жителями СНГ.

В 1998 г. по сравнению с 1990 г. в России общее число заре­гистрированных преступлений возросло на 40%, число самых тяжких преступлений — убийств и покушений на убийство — увеличилось на 90%. Особенно убедительным свидетельством небла­гоприятных тенденций динамики криминогенности является то, что число убийств и покушений на убийство лицами моложе 30 лет возросло за 1990—1998гг. на 103%.


 

Таблица 13.6

Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.

№ груп-пы Уровенькриминоген-ности Коэффициенткриминогеннойпораженности Число регионов Территория
  Очень низкий 412,3—651.5   Ульяновская и Московская области, Чечено-Ингушская Республика, Дагестан, г. Москва
  Низкий 704,2—844,0   Мурманская, Калужская, Курская, Тульская, Белгородская, Костромская, Самарская. Липецкая, Челябинская области, Башкирия, Чувашия, Северная Осетия, г. Петербург
  Ниже среднего 865.7—966,5   Пензенская, Оренбургская, Вятская, Орловская, Саратовская, Волгоградская, Магаданская, Ивановская, Нижегородская. Владимирская, Ярославская области, Кабардино-Балкария. Удмуртия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Карелия
  Средний 974,1—1095,9   Воронежская, Камчатская, Калининградская, Рязанская, Томская, Архангельская, Тверская, Омская, Новосибирская, Тамбовская, Свердловская, Пермская, Амурская, Сахалинская, Брянская области, Мордовия, Саха (Якутия), Ставропольский, Краснодарский, Красноярский края
  Выше среднего 1116,4—1351,5   Смоленская, Тюменская, Кемеровская, Ленинградская, Иркутская, Астраханская, Читинская, Новгородская области, Калмыкия, Приморский, Алтайский, Хабаровский края
  Высокий 1655,5—1702,1   Псковская область, Бурятия
  Очень высокий 2330,0   Республика Тыва
  Итого      
Источник. Вестник МГУ. Серия право. — 1993. — № 2. — С. 43.

 


Приведем пример упрощенной системы показателей право­вой статистики, включающий наиболее распространенные их виды (табл. 13.7).

 

Таблица 13.7

Примерный вариант системы показателей правовом статистики

Группа показателей Примеры конкретных показателей
Абсолютные величины Количество совершенных преступлений. Выяв­лено число лиц, совершивших преступление
Относительные величины Процент раскрытых преступлений. Среди со­вершивших преступления доля лиц, ранее совершавших преступления
Показатели динамики Темпы прироста (снижения) доли частных предпринимателей среди лиц, совершив­ших преступления Темпы прироста числа преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных документов, денежных знаков, ценных бумаг
Показатели вариации Распределение областей по числу преступ­лений, связанных с угоном транспортных средств
Показатели интенсивности преступности Число преступлений в расчете на 100 000 человек населения
Средние величины Средний возраст лиц, совершивших умыш­ленные убийства
Показатели причинно- следственных связей Коэффициент регрессии, характеризующий влияние безработицы на интенсивность преступности
Индексы Изменение общего объема ущерба от престу­плений против имущества за счет измене­ния числа преступлений данного вида и за счет изменения величины ущерба от одного преступлений

 

Выделенные группы показателей являются общими для лю­бой области применения статистики, но каждая область имеет свою специфику, которая отражается в предпочтении показате­лей определенной группы. Для изучения негативных явлений ос­новными, как отмечалось, выступают абсолютные показатели. Они характеризуют распространенность явлений, следователь­но, степень их опасности для общества.

В современной правовой статистике можно обозначить три главных направления исследований. Первое представляет об­щую характеристику состояния и тенденции преступности. Вто­рое направление — исследование причин преступности, лично­сти правонарушителей и мотивации преступного поведения. Третье направление — статистика результатов и эффективности деятельности правоохранительных органов.

Переход к открытому обществу обусловливает новые перспе­ктивы развития моральной статистики: повышение достоверно­сти данных, аналитических разработок в статике и динамике.


 

Глава 14

СТАТИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

14.1. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ

Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описываю­щей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политичес­кие нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.

Предмет статистики политической и общественной жиз­ни — количественная сторона явлении, происходящих в поли­тической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, органи­зациях, объединениях, трудовых коллективах.

Статистические данные позволяют полно и всесторонне рас­крыть закономерности развития общества и государства, уви­деть вновь возникающие явления и дать их характеристику. Они служат для осмысления как прошлого, так и современных прак­тических нужд государственных органов, корректировки полити­ческого курса, выработки основных направлений экономической и социальной политики, определений главных путей эволюции политической системы.

В современной России статистика политической и общест­венной жизни еще не сложилась. Это новая, быстроразвивающаяся область статистики. Ее особенность состоит прежде всего в том, что она в большей степени децентрализована, нежели другие. Органы государственной статистики в РФ, да и во многих других странах, не занимаются сбором такого рода данных. Показатели состава партий, их руководящих органов разрабатываются и рассчитываются партийными службами; результаты выборов и ре­ферендумов —органами, ответственными за их проведение (в нашей стране это Центральная избирательная комиссия РФ); со­циологическое обслуживание предвыборной кампании осуществ­ляют специальные группы, которые прогнозируют распределение голосов (по регионам и в целом), оценивают поддержку отдель­ных положений предвыборных программ кандидатов и корректи­руют ход предвыборной борьбы. В выполнении таких работ уча­ствуют государственные и частные социологические службы, в России — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), службы телевидения и т. д. В некоторых странах данные выборов анализируются статистическими службами. Например, в Германии анализ выполняют статистические департаменты зе­мель. Это касается прежде всего выборов в местные органы власти.

Показатели статистики политической и общественной жизни дают количественную оценку избирательной системе, деятель­ности органов представительной власти, политическим партиям и общественным организациям, формам социального протеста и по­литической борьбы, формированию элитных групп и групп поддер­жки в различных социальных слоях населения России, соотноше­нию и взаимодействию законодательной, исполнительной и судебной власти в различные периоды российской государст­венности и в настоящее время. Поскольку политическая система связана с отношениями собственности, некоторые ученые пред­лагают включить в анализ политической и общественной жизни данные о собственности (распределении предприятий и органи­заций по формам собственности, распределении занятых, их доходах и т. д.). Так, распределение общего числа зарегистрирован­ных предприятий по формам собственности на 1 января 1999 г. свидетельствует о том, что в Российской Федерации заложена экономическая основа развития демократического общества:

государственная собственность — 5,1%, муниципальная собст­венность — 6,3%, частная собственность — 74%, собственность общественных объединений и организаций — 6,3%, прочие формы собственности — 8,3%. Однако к статистике политической и об­щественной жизни эти показатели не относятся — они характе­ризуют только предпосылки ее развития.

В нашей стране не всегда такая статистика была доступна. В 20-е гг. ее данные публиковались в изданиях Центрального статистического управления, в которых нашли отражение материалы со­циально-культурной статистики органов государственной власти и управления (табл. 14.1).

С конца 20-х гг. материалы, характеризующие политическую систему советской государственности, становятся фактически закрытыми. Это было связано с общей политической обстановкой того времени: отказом от новой экономической политики и возвращением к военно-коммунистическим методам форсиро­ванного строительства социализма, острой политической борь­бой в политическом руководстве страны. Основные данные ста­тистики постепенно сосредоточились в двух ведомствах: Отделе информации ЦК ВКП (б) и информационном отделе ОГПУ, а слета 1934 г. — в Информационно-статистическом отделе НКВД СССР. Все статистические материалы относительно состава местных Советов, их деятельности, подлинные результаты и итоги выбо­ров поступали в высшие законодательные органы власти с гри­фом «Совершенно секретно».

 

Таблица 14.1

Состав Петроградского Совета IX созыва

  Состав депутатов     Количество депутатов
мужчин женщин всего
По партийности:    
члены РКП      
из них с партстажем с 1918 г. и позже      
кандидаты РКП      
члены РКСМ      
По возрасту (лет):    
18—20      
21—30      
31—40      
41—50      
51 и старше      
По занятиям:    
рабочие      
служащие и интеллигенция      
политические и профсоюзные работники      
военные   -  
учащиеся      
домохозяйки и кустари      
безработные      
По образованию:    
неграмотные и малограмотные      
домашнее, низшее      
среднее и незаконченное среднее      
незаконченное высшее      
высшее      
итого      

 

Наиболее полная информация поступала в Политбюро ЦК ВКП (б), секретариат ЦК под грифом "Особая папка», «Совершен­но секретно" в качестве подготовительных материалов для соот­ветствующих решений Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК. В свою очередь, это означало недоступность этих материалов для исследователей и аналитиков. Процессы огосударствления об­щественных организаций и союзов привели к их фактическому превращению в придаток государственных органов.

Со второй половины 30-х гг. публикации статистических мате­риалов подвергались значительной корректировке, Среди пока­зателей фигурировали лишь половозрастной, партийный, про­фессиональный и образовательный цензы депутатов. Картина деятельности представительных органов власти оказалась в большей степени отретушированной.

Начиная с 1937 г. вырабатывался определенный тип статисти­ческого издания, рассчитанного прежде всего на пропаганди­стов. В них,как правило, публиковались краткие обобщенные таблицы с готовыми результатами в качестве иллюстраций к ос­новным положениям Конституции СССР, решениям Коммунисти­ческой партии, Советского правительства и выступлениям И. В. Сталина. Первымтаким изданием стал сборник «Двадцать лет Советской власти», изданный в 1937 г. По такому же типу стали издаваться и отраслевые статистические сборники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.