КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Еще немного крайне полезных суффиксовУрок 29. Словообразование, перефразируя одного популярного политика эпохи Уильяма Баттлера Йейтса, из всех филологических исскуств для нас имеет наибольшую важность. Мы сможем напридумывать сколько угодно корней и основ, руководствуясь бессмертной "глокой куздрой" профессора Л.В.Щербы. Но ни один эльф, даже семи с половиной пядей между ничуть не заостренными ушами, не сможет нас понять, если мы не дадим своим корням правильные флексии. И наоборот, стоит правильные эти флексии указать, как сразу же даже самый темный эльф простится с тишиной и захлопает в зеленые ладоши. А непонятки в корнях слов можно будет разъяснить на пальцах за несколько минут, как объяснились же наконец, и довольно быстро, первые нуменорцы в Средиземье с туземными жителями Эриадора, между тем как языки их разошлись еще в Первую Эпоху, если не раньше. И вот какие еще разнообразные вещи мы можем узнать. Существительное из прилагательного можно образовать посредством суффикса -ië. Это существительное будет иметь значение сущности того, чего прилагательное является качеством. Ну, попросту говоря, morna -- черный, mornië -- чернота. От глагола существительное со значением действующего лица можно, как говорилось в предыдущем уроке, образовать суффиксом -(n)tar. Не следует путать его с суффиксом -tar, имеющим значение "властитель". Для образования прилагательного из существительного средств разработано немало. Например, суффикс подобия, навроде "-образный" -- -(ë)a, -vëa. Он произведен от сравнительного союза ve, означаящего "как"; elvëa -- "звездоподобный, звездящийся, лучистый"; lómë, "тень" -- lómëa, "тенистый". Знаем мы также суффикс -in(a), означающий "сделанный из". Имя мастеровитого и прозорливого Келебримбора Феанорыча в квенийских манускриптах писалось как Telper in quarë -- "кулак из серебра". Существует также слово telpina, "серебряный", образованное от telpë, "серебро". Следует различать "сделанный из" и "похожий на". Прилагательное от глагола со значением "способный, могущий", образуется с помощью суффикса -ima. От гипотетического глагола *nót- слово unótima, "бессчетный", образуется с помощью именно этого суффикса, а также отрицательной приставки u-. Существует также приставка li(l)-, "много-", выступающая в таких словах, как lillassëa -- "многолиственный", Taurelilómëa -- "многотенистый лес". Приставка эта происходит от того же гипотетического, предполагаемого некоторыми учеными, в числе которых, кажется, и Джим Аллан, корня li- -- "много". Давно и хорошо мы уже знаем и чтим отрицательную приставку ú-, переводящуюся как "без-, не-". Вспомним, в частности, имя, которым прозвалась в пору своей феминистской молодости Галадриэль -- Úner -- Noman, что означало в ее случае "Мужикам -- нет!". Ну, тут настал момент еще раз повторить о важности словообразовательных флексий. Если в этой области, благодаря новейшим исследованиям, появится какая-то новая информация (кстати, уму моему непостижимо, как это происходит!) -- немедленно дайте мне знать.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |