КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексный подход к формированию коммерческой информации о рынке 2 страница
Показатели, характеризующие рыночные возможности торговой организации Показатели, характеризующие экономический потенциал организации. К ним относятся: • активы, характеризующие состав и размещение имеющихся в распоряжении организации и контролируемых средств; • основной капитал, характеризующий мощность торговой организации (здания, сооружения, оборудование, предназначенные для торгово-технологического процесса, оказания услуг, сдачи в аренду и т.д.); • объем товарооборота, его структура, позволяющие судить о доле торговой организации в общем товарообороте на том рынке, где она работает; • размер капитальных вложений, их размещение, показывающие потенциальные возможности развития. Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность торговой организации. К ним относятся общие издержки обращения, включающие транспортные расходы, расходы на оплату труда, аренду и содержание зданий, сооружений, инвентаря, эксплуатационные расходы, расходы на рекламу, хранение, подсортировку, потери товаров, проценты за кредит, расходы на тару и др. Показатели поступления и расходования средств. К источникам поступления относятся чистая прибыль, амортизационные отчисления, поступления от реализации активов, неплани- руемые доходы, кредиты и др. К показателям расходования средств относятся выплата дивидендов, капитальные вложения, погашение кредитов и т.д. Показатели эффективности деятельности торговой организации. Основным критерием оценки эффективности деятельности организации является прибыль. Показатели прибыли могут быть абсолютными и относительными. К абсолютным показателям относятся:
• валовая прибыль, представляющая общий объем прибыли до выплаты налогов и отчислений. Выявляется ее прирост или уменьшение; • чистая прибыль, характеризующая размер прибыли после выплаты налогов и других выплат. Производится ее сравнение с предыдущими периодами. Выполнение плана прибыли может оцениваться в сумме и в процентах. Относительными показателями являются: • отношение прибыли к объему продаж, характеризующее рентабельность организации; • отношение прибыли к активам, являющееся показателем рентабельности использования оборотного и внеоборотного капитала; • отношение прибыли к основному капиталу, представляющее собой коэффициент рентабельности основного капитала. Возрастание этого показателя может быть следствием чрезмерного роста оборотных активов, товарных запасов, дебиторской задолженности либо кассовой наличности. Отношение прибыли к собственному капиталу показывает эффективность использования собственных источников финансирования. Отношение прибыли к собственному и долгосрочному заемному капиталу характеризует интенсивность использования всего инвестированного в течение длительного срока капитала. Наряду с прибылью важным показателем оценки эффективности работы торговой организации является также объем товарооборота и его отношение к другим показателям. Отношение товарооборота к активам показывает уровень использования оборотного и внеоборотного капитала (активов), т.е. всех средств, имеющихся в распоряжении организации. Отношение товарооборота к основному капиталу характеризует эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Отношение товарооборота к оборотным активам свидетельствует о скорости оборачиваемости оборотного капитала в течение года (коэффициент оборачиваемости). Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь организации для оперативной текущей деятельности.
Отношение товарооборота к суммарному объему товарных запасов характеризует скорость оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы. Снижение этого показателя свидетельствует о накоплении излишних товарных запасов, затоваривании. Важным показателем, используемым для определения эффективности деятельности организации и сравнения с другими, является показатель издержек обращения, их динамика, структура и отношение к другим показателям. Показатели финансового положения и платежеспособности торговой организации. Характеризуют зависимость организации от источников финансирования, ее платежеспособность. Наибольшее значение для анализа имеют следующие показатели. Улучшение структуры собственного капитала (рост собственного капитала за счет прибыли, увеличение его доли в расчетных операциях) свидетельствует об усилении финансовой независимости торговой организации. Отношение собственного капитала к балансовой стоимости активов показывает степень зависимости торговой организации от внешних источников финансирования. Чем выше это соотношение, тем лучше финансовое положение организации. Допустимым считается соотношение, превышающее 50%. Отношение общей суммы задолженности к собственному капиталу характеризует соотношение внешних и собственных источников финансирования. Задолженность не должна превышать собственный капитал. Для анализа представляет интерес и структура задолженности, а именно доля в ней краткосрочных и долгосрочных долгов, а также задолженности по заработной плате, налогам и другим платежам. Отношение собственного капитала к основному капиталу показывает, в какой степени инвестирование капитала осуществлялось за счет внутренних источников финансирования. Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу характеризует степень финансирования деятельности за счет привлечения долгосрочных кредитов. Допустимой считается долгосрочная задолженность, когда размеры выплачиваемых процентов ниже нормы прибыли, полученной организацией, когда сумма задолженности не превышает стоимость собственного капитала, а также величину собственного оборотного капитала (разница между оборотными активами и краткосрочной задолженностью).
Поступление наличных средств (кассовой и банковской наличности) от текущих операций характеризует своевременность поступления платежей, размеры погашения дебиторской задолженности. Анализу подвергается изменение как обшей наличности, так и ее структуры (доля чистой прибыли и амортизационных отчислений). Отношение поступлений наличности к стоимости капитальных вложений в текущем году показывает, в какой мере инвестиции в основной капитал осуществлялись за счет текущих поступлений наличных средств. Этот показатель называется коэффициентом самофинансирования. Отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности свидетельствует о том, в какой степени краткосрочная задолженность может быть покрыта оборотным капиталом (коэффициент покрытия). Этот показатель не должен быть менее единицы. Он свидетельствует об уровне платежеспособности организации. Отношение наличных средств и быстрореализуемых ценных бумаг к текущим оборотным активам показывает долю наличных средств и быстрореализуемых бумаг в стоимости оборотного капитала. Этот показатель называется коэффициентом ликвидности. Чем он выше, тем выше платежеспособность организации. Отношение ликвидных средств к краткосрочной задолженности показывает уровень платежеспособности организации. Он называется коэффициентом покрытия краткосрочной задолженности ликвидными средствами. Наряду с наличностью и быстрореализуемыми ценными бумагами он включает также дебиторскую задолженность. Отношение оборотных активов ко всему заемному капиталу также является показателем платежеспособности организации. Она считается высокой, если стоимость оборотных активов полностью покрывает задолженность организации, так как превышает заемный капитал. Усиление конкуренции требует особого внимания к показателям, характеризующим способность торговой организации к инновационностн: модернизации, внедрению новых технологий. обновлению основных фондов, привлечению и эффективному использованию инвестиций и т.д.
Анализ вышеприведенных показателей необходим для выявления тенденции развития торговой организации, сравнения ее деятельности с деятельностью конкурентов, для оценки реального положения на рынке с целью оптимизации и повышения эффективности коммерческих решений. Эта работа отражает экономическую суть коммерческой деятельности. Коммерческая служба особое внимание должна обратить на выявление сильных и слабых сторон деятельности своей организации. чтобы объективно оценить ее возможности. Это необходимо для того, чтобы разрабатываемые меры по повышению конкурентоспособности были реальными и обеспечили успех. При прочих равных условиях преимущество имеет та торговая организация, которая доводит товар от производства до потребителя с наименьшими затратами. Это важное направление повышения конкурентоспособности, так как торговая организация, имеющая более низкие издержки, получает большую прибыль, что повышает ее экономическую эффективность, платежеспособность, позволяет развивать свою деятельность. Конечными результатами взаимодействия торговой организации с рынком являются объем и динамика продажи товаров, доля рынка, объем прибыли, рентабельность. Оценка конкурентоспособности торговой организации на рынке или его сегменте помогает определить ее потенциальные возможности по реализации коммерческих решений и выработать мероприятия по укреплению конкурентных позиций на конкретном рынке. Информация, полученная при изучении потенциальных возможностей торговой организации, необходима для разработки ее коммерческой стратегии, определения ассортиментной и инвестиционной политики, выбора форм и методов стимулирования продаж товаров, расширения сервисного обслуживания, формирования благоприятного общественного мнения и других мер, с помощью которых торговая организация может обеспечить себе преимущество на рынке. Для эффективного применения коммерческой информации торговым организациям целесообразно формировать единую компьютерную базу данных, постоянно накапливать информацию, обеспечить к ней дифференцированный доступ сотрудников с учетом производственной необходимости с помощью локальной вычислительной сети. Эта информация должна использоваться в практической деятельности торговых организаций: • для обоснования потребности в товарах по объему и структуре при осуществлении закупок на очередной плановый год и определении партий и частоты завоза товаров в торговые объекты; • повышения эффективности принимаемых коммерческих решений; • прогнозирования спроса на товары и услуги; • при выборе рациональных путей товародвижения и формирования логистических систем; • обосновании финансирования инновационных технологий в коммерческой деятельности; • разработке коммерческих стратегий.
2.6. Защита коммерческой информации Понятия «коммерческая тайна», «коммерческие секреты», «промышленный шпионаж» Правовая основа отнесения информации к служебной или коммерческой тайне заложена в Гражданском кодексе Республики Беларусь. К ней относится информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые могут составлять служебную или коммерческую тайну, и способы ее защиты определяются законодательством. Лица, незаконно овладевшие такой информацией, обязаны возместить причиненные убытки. Ответственность лежит и на работниках, допущенных по служебной необходимости к такой информации и подписавших соответствующий договор или контракт о ее неразглашении (ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Гражданским кодексом предусмотрено право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования (ст. 1010-1012 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Коммерческая тайна определяется непосредственно конкретной организацией самостоятельно, является ее собственностью и охраняется службой безопасности самой торговой организации. С развитием рыночных отношений возрастает роль коммерческой информации. Она становится товаром и средством конкурентной борьбы. В связи с этим изменяется отношение к ее защите. Организации начинают осознавать экономическую целесообразность охраны своих коммерческих интересов. Законодательством Республики Беларусь установлено право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну предполагает определенные ограничения государственных возможностей вмешиваться в экономику. В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь. Коммерческая тайна — преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах производственной, торговой, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности организации, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности. Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в Республике Беларусь пока отсутствует. Поэтому существует опасность, что некоторые документы, не являющиеся носителями секретной коммерческой информации, неправомерно могут относиться к этой категории, а именно: учредительные документы, уставы организаций, сведения по установленной статистической отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, а также информация, необходимая для проверки правильности исчисления и уплаты налогов в бюджет, и др. Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в пределах, установленных собственником и законодательством Республики Беларусь. В реальной ситуации коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна является секретом, но не всякий секрет — тайной. Коммерческие секреты — форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящихся к коммерческой тайне торговой организации и подлежащих защите со стороны службы безопасности этой организации. Носителем коммерческого секрета является лицо, осведомленное о коммерческих секретах организации, а источниками закрытой коммерческой информации-документы, схемы, технологии, образцы, изделия, ноу-хау. В условиях рыночного хозяйствования коммерческие секреты зачастую связаны со стратегическими интересами организации, поэтому возникает необходимость защищать их от недобросовестной конкуренции, включающей противоправные действия в виде незаконного использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, промышленного шпионажа и т.д. Большой ущерб организациям может нанести промышленный шпионаж. Промышленный шпионаж — незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицами или организациями, не уполномоченными на это ее владельцем. Объектом промышленного шпионажа могут выступать любые материальные объекты, содержащие коммерческую тайну: документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых исследованиях и иные сведения, представляющие предпринимательский интерес. Стремление «позаимствовать» интеллектуальную или промышленную собственность конкурента - достаточно распространенное явление, поэтому нужна правовая база, обеспечивающая защиту коммерческой тайны. При этом основную роль в ее сохранении должны играть сами ее владельцы, а не негосударственные органы. Законодательная и нормативная база Республики Беларусь, обеспечивающая защиту коммерческой тайны В качестве документа, в котором сформулированы наработанные международной практикой принципы, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883). В Республике Беларусь формируется единая концепция коммерческой тайны и специальное законодательство, регламентирующее и защищающее ее. Различные его аспекты регулируются законами «О патентах на промышленные образцы», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на изображение и полезные модели», Положением о коммерческой тайне, которые не противоречат Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В последнем документе определены экономические и правовые основы защиты коммерческой тайны. Его цель — способствовать установлению «добросовестной конкуренции» между партнерами по бизнесу, защищать субъектов хозяйствования от злоупотреблений. Сформулированы единые требования к информации, составляющей коммерческую тайну. Они предполагают следующее: • коммерческую тайну может составлять информация, имеющая действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим признакам; • информация не должна быть общеизвестной и общедоступной; • информация, являющаяся коммерческой тайной, должна быть соответствующим образом помечена (совершенно секрет- но, строго конфиденциально, конфиденциально, для служебного пользования и т.д.), оформлена документально и обеспечена системой защитных мер; • информация не должна являться государственным секретом, касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, нанести ущерб интересам государства; • информация должна защищаться авторским или патентным правом. В Положении о коммерческой тайне четко определено для субъектов хозяйствования всех форм собственности и ведомственной принадлежности, какая информация не может быть отнесена к коммерческой тайне в соответствии со ст. 1010 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а именно: • учредительные документы, лицензии на лицензируемые виды деятельности; • сведения, предусмотренные установленными формами отчетности о финансово-хозяйственной деятельности организаций; • данные, необходимые для проверки правильности уплаты налогов и других обязательных платежей; • документы о платежеспособности организации; • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, условиях труда, наличии вакантных рабочих мест. Государственные органы, наделенные контролирующими функциями, имеют право в пределах своей компетенции знакомиться с информацией, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования. Однако следует отметить, что должностные лица, имеющие такие полномочия, несут установленную законодательством ответственность за ее неразглашение. Руководителю, чтобы не допустить утечки коммерческой тайны через государственные органы, необходимо знать: • органы, имеющие право требовать или изымать любую информацию (документацию), необходимую, с их точки зрения, для выполнения своих функций, обязаны ее сохранять. Таким правом наделены налоговые, финансовые органы, пожарные, санитарные службы, милиция и другие в рамках, предусмотренных законом; • когда и при каких обстоятельствах можно воспользоваться услугами адвоката, эксперта, консультанта, в каких формах возможно их участие и пределы их доступа к секретной и конфиденциальной информации; • каков порядок обжалования действий должностных лиц, правоохранительных органов и госслужащих и возмещения ущерба, причиненного организации их неправомерными действиями. Иные органы, в том числе СМИ, правом истребования у субъектов хозяйствования информации, составляющей коммерческую тайну, не обладают. Государство гарантирует право субъекта хозяйствования на коммерческую тайну и ее защиту, но при условии, что на микроуровне субъектом хозяйствования соблюдены все законодательные и нормативные требования в пределах делегированных ему полномочий. Руководитель субъекта хозяйствования несет персональную ответственность за грамотное ведение работы и создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны. В связи с этим необходимо выполнить следующее: четко определить содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну конкретной торговой организации. Сформулированный перечень необходимо оформить приказом «О защите коммерческой тайны»; • создать надежную систему защиты коммерческой тайны; • оформить приказом степень секретности документов, являющихся носителями коммерческой тайны, промаркировать и определить порядок делопроизводства с ними и список лиц, имеющих доступ к Порядку обращения со сведениями, относящимися к коммерческой тайне, который регулируется Положением по сохранности коммерческой тайны, утверждаемым его руководителем; • заключить с работниками, имеющими доступ к коммерческой тайне, Соглашение о неразглашении коммерческой тайны в письменной форме; • при производственной необходимости передачи коммерческой тайны партнерам по бизнесу, клиентам, покупателям, инвесторам и т.д. к договору между субъектами хозяйствования следует приложить Соглашение о секретности (без права разглашения ее третьим лицам). Это может быть сделано только с согласия и по решению руководителя торговой организации. Нарушение такого соглашения влечет за собой установленную законодательством ответственность; • при увольнении из торговой организации лиц, имевших допуск к коммерческой тайне, оформить письменно Соглашение о прекращении работы. Увольняющийся должен оставить заявление, в котором он подтверждает свои обязательства перед организацией о неразглашении коммерческой тайны. Защита коммерческой тайны субъекта хозяйствования осуществляется в судебном порядке при соблюдении законов Республики Беларусь. В суд должны быть предъявлены все перечисленные выше документы — регистрация права на коммерческую тайну в Уставе организации, выписка из коллективного договора положений, касающихся коммерческой тайны; документы о сертификации средств ПЭВМ, являющихся носителями информации, об аттестации работников. Принципы отнесения информации к коммерческой тайне и содержание работы по ее выделению Как уже отмечалось, методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в Республике Беларусь пока не сформировалась. Каждая торговая организация, его руководитель решает этот вопрос самостоятельно. Для того чтобы такое решение было обоснованным, в том числе и экономически, целесообразно воспользоваться наработанным в разных странах практическим опытом. На его основе представляется разумным предложить для применения в деловой практике следующие принципы: • при засекречивании информации следует исходить из выгоды и безопасности торговой организации. Нельзя засекречивать всю информацию: это неразумно и невыгодно, но и пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может нанести непоправимый ущерб. Для организации, работающей на рынке, с одной стороны, важно, чтобы о ее существовании знало как можно больше людей, с другой стороны, особые технологии и методы достижения поставленных целей, обеспечивающие конкурентные преимущества, должны охраняться. Потому в практической работе важно выделить особо ценную информацию, требующую защиты. Такой информацией считаются следующие сведения: • информация типа ноу-хау обязательно должна бьггь отнесена к разряду коммерческой тайны; • информация, которая касается разработки чего-то нового (нового товара, новой технологии, способа транспортировки, продажи, рекламы и т.п.), представляет собой коммерческую тайну; • значительная часть договоров, заключаемых между субъектами хозяйствования, относится к коммерческой тайне. В ряде случаев ситуация такова, что не только текст договора, но и сам факт его заключения представляет собой коммерческую тайну. Если это так, то либо в договоре поставки (раздел «Особые условия»), либо в специальном соглашении секретности, приложенном к договору, должно быть оговорено, что партнер обязуется не разглашать третьим лицам предоставленную ему в связи с заключением договора информацию или документы, переданные ему при этом. Информация, являющаяся объектом коммерческой тайны, может быть разделена на две группы. Деловая информация: • некоторые финансовые сведения; • данные о цене (стоимости) продукции, услуг, технологии, прайс-листы; • производственные планы, планы выпуска новой продукции; • стратегия организации; • списки деловых партнеров, их намерения; • договоры, контракты, соглашения; • информация о маркетинге; • коммерческие предложения; • списки персонала, сведения о нем; • организационные схемы, структура управления, применяемые формы и методы и др. Научно-техническая (технологическая) информация: • научные работники, научно-исследовательские проекты; • конструкторские разработки для производства какой-либо продукции; • технические параметры продукции, ее химический состав, рецептура; • заявки на патенты; • дизайн, методы работы, ноу-хау; • информационные технологии; • программное обеспечение ЭВМ и др. Работа по выделению коммерческой тайны в конкретной организации включает: • проведение анализа всех сторон деятельности организации и составление предварительного перечня ее коммерческой информации, представляющей ценность; • исключение из предварительного перечня ценной информации организации сведений, являющихся государственной тайной, так как порядок ее защиты, устанавливается Правительством; • исключение сведений, являющихся чужой собственностью на законных основаниях (авторские права, патенты, торговые марки, знаки); • исключение сведений, касающихся негативной деятельности организации или наносящих ущерб обществу, государству (загрязнение окружающей среды, нарушение действующих законов, уклонение от договорных обязательств, осуществление запрещенной деятельности, способы недобросовестной конкуренции, обман, шантаж, шпионаж и т.д.); выделение наиболее ценной информации для организации на основе системы показателей (прирост прибыли, снижение себестоимости, затраты на защиту коммерческой тайны, годовой эффект, срок окупаемости, повышение уровня рентабельности, возможный ущерб от утечки информации, предел экономической безопасности организации, сопоставление выгоды и затрат); определение реальной ценности; • оценка возможного ущерба при разглашении (утечке) охраняемых сведений; • после определения окончательного перечня сведений, представляющих коммерческую тайну конкретной организации, издается приказ руководителя, к которому прикладывается документ «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации с определением степени секретности». По степени секретности информация бывает: • строго конфиденциальной, утечка которой может повлечь банкротство (ноу-хау); • конфиденциальной (размеры прибыли и направления ее использования, сведения о клиентах, кредитовании, прогнозах и т.п.); • не подлежащей огласке, разглашение которой наносит вред положению торговой организации на рынке и предназначенной для служебного пользования (поставщики, условия поставки, рынки и каналы сбыта, имеющие место разногласия, конфликты и т.д.). Перечень состоит из непрерывно меняющихся сведений, длительность и степень ценности которых зависит от конкретных условий. Временной диапазон ценности может быть от нескольких минут (на биржах, переговорах) до многих лет (рецептура продуктов, компоненты духов, секреты художественных росписей). Поэтому информация, составляющая коммерческую тайну, должна определяться экспертной комиссией торговой организации. Вводится порядок работы с закрытой информацией. Руководитель организации утверждает Положение (инструкцию) по защите коммерческой тайны своей организации, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ. Каналы противоправного овладения коммерческой тайной В условиях развития рыночных отношений возрастает риск, связанный со стремлением конкурентов завладеть современными технологиями, ноу-хау и другой ценной информацией, представляющей коммерческую тайну. Утечка такой информации может нанести серьезный ущерб организации. Каналами несанкционированного распространения коммерческой тайны являются средства обмена информацией между субъектами деловых и личных отношений, которые целесообразно разделить на формальные и неформальные (рис. 2.1). К формальным каналам относятся деловые встречи, совещания, переговоры, обмен официальными документами (например, договорами), технической документацией, средства передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф, факс, компьютерные сети и т.д.).
Рис. 2.1. Каналы возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |