Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексный подход к формированию коммерческой информации о рынке 2 страница




Показатели, характеризующие рыночные возможности торговой организации

Показатели, характеризующие экономический потенциал организации. К ним относятся:

• активы, характеризующие состав и размещение имеющих­ся в распоряжении организации и контролируемых средств;

• основной капитал, характеризующий мощность торговой организации (здания, сооружения, оборудование, предназна­ченные для торгово-технологического процесса, оказания услуг, сдачи в аренду и т.д.);

• объем товарооборота, его структура, позволяющие судить о доле торговой организации в общем товарообороте на том рынке, где она работает;

• размер капитальных вложений, их размещение, показыва­ющие потенциальные возможности развития.

Показатели, характеризующие хозяйственную деятель­ность торговой организации. К ним относятся общие издержки обращения, включающие транспортные расходы, расходы на оплату труда, аренду и содержание зданий, сооружений, инвен­таря, эксплуатационные расходы, расходы на рекламу, хране­ние, подсортировку, потери товаров, проценты за кредит, рас­ходы на тару и др.

Показатели поступления и расходования средств. К источ­никам поступления относятся чистая прибыль, амортизацион­ные отчисления, поступления от реализации активов, неплани- руемые доходы, кредиты и др. К показателям расходования средств относятся выплата дивидендов, капитальные вложе­ния, погашение кредитов и т.д.

Показатели эффективности деятельности торговой орга­низации. Основным критерием оценки эффективности де­ятельности организации является прибыль. Показатели прибы­ли могут быть абсолютными и относительными.

К абсолютным показателям относятся:

• валовая прибыль, представляющая общий объем прибыли до выплаты налогов и отчислений. Выявляется ее прирост или уменьшение;

• чистая прибыль, характеризующая размер прибыли после выплаты налогов и других выплат. Производится ее сравнение с предыдущими периодами. Выполнение плана прибыли мо­жет оцениваться в сумме и в процентах.

Относительными показателями являются:

• отношение прибыли к объему продаж, характеризующее рентабельность организации;

• отношение прибыли к активам, являющееся показателем рентабельности использования оборотного и внеоборотного капитала;

• отношение прибыли к основному капиталу, представляю­щее собой коэффициент рентабельности основного капитала. Возрастание этого показателя может быть следствием чрезмер­ного роста оборотных активов, товарных запасов, дебиторской задолженности либо кассовой наличности.

Отношение прибыли к собственному капиталу показывает эффективность использования собственных источников фи­нансирования. Отношение прибыли к собственному и долго­срочному заемному капиталу характеризует интенсивность ис­пользования всего инвестированного в течение длительного срока капитала.

Наряду с прибылью важным показателем оценки эффектив­ности работы торговой организации является также объем то­варооборота и его отношение к другим показателям.

Отношение товарооборота к активам показывает уровень использования оборотного и внеоборотного капитала (акти­вов), т.е. всех средств, имеющихся в распоряжении органи­зации.

Отношение товарооборота к основному капиталу характе­ризует эффективность использования средств, вложенных в основной капитал.

Отношение товарооборота к оборотным активам свидетель­ствует о скорости оборачиваемости оборотного капитала в те­чение года (коэффициент оборачиваемости). Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь организации для оперативной текущей деятельности.

Отношение товарооборота к суммарному объему товарных запасов характеризует скорость оборачиваемости средств, вло­женных в товарные запасы. Снижение этого показателя свиде­тельствует о накоплении излишних товарных запасов, затова­ривании.

Важным показателем, используемым для определения эф­фективности деятельности организации и сравнения с други­ми, является показатель издержек обращения, их динамика, структура и отношение к другим показателям.

Показатели финансового положения и платежеспособно­сти торговой организации. Характеризуют зависимость орга­низации от источников финансирования, ее платежеспособ­ность. Наибольшее значение для анализа имеют следующие показатели.

Улучшение структуры собственного капитала (рост соб­ственного капитала за счет прибыли, увеличение его доли в рас­четных операциях) свидетельствует об усилении финансовой независимости торговой организации.

Отношение собственного капитала к балансовой стоимости активов показывает степень зависимости торговой организа­ции от внешних источников финансирования. Чем выше это соотношение, тем лучше финансовое положение организации. Допустимым считается соотношение, превышающее 50%.

Отношение общей суммы задолженности к собственному капиталу характеризует соотношение внешних и собственных источников финансирования. Задолженность не должна пре­вышать собственный капитал. Для анализа представляет инте­рес и структура задолженности, а именно доля в ней кратко­срочных и долгосрочных долгов, а также задолженности по за­работной плате, налогам и другим платежам.

Отношение собственного капитала к основному капиталу показывает, в какой степени инвестирование капитала осу­ществлялось за счет внутренних источников финансирования.

Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу характеризует степень финансирования деятельно­сти за счет привлечения долгосрочных кредитов. Допустимой считается долгосрочная задолженность, когда размеры выпла­чиваемых процентов ниже нормы прибыли, полученной орга­низацией, когда сумма задолженности не превышает стои­мость собственного капитала, а также величину собственного оборотного капитала (разница между оборотными активами и краткосрочной задолженностью).

Поступление наличных средств (кассовой и банковской на­личности) от текущих операций характеризует своевремен­ность поступления платежей, размеры погашения дебиторской задолженности. Анализу подвергается изменение как обшей наличности, так и ее структуры (доля чистой прибыли и амор­тизационных отчислений).

Отношение поступлений наличности к стоимости капиталь­ных вложений в текущем году показывает, в какой мере инвес­тиции в основной капитал осуществлялись за счет текущих по­ступлений наличных средств. Этот показатель называется коэф­фициентом самофинансирования.

Отношение оборотных активов к краткосрочной задолжен­ности свидетельствует о том, в какой степени краткосрочная за­долженность может быть покрыта оборотным капиталом (ко­эффициент покрытия). Этот показатель не должен быть менее единицы. Он свидетельствует об уровне платежеспособности организации.

Отношение наличных средств и быстрореализуемых цен­ных бумаг к текущим оборотным активам показывает долю на­личных средств и быстрореализуемых бумаг в стоимости обо­ротного капитала. Этот показатель называется коэффициентом ликвидности. Чем он выше, тем выше платежеспособность ор­ганизации.

Отношение ликвидных средств к краткосрочной задолжен­ности показывает уровень платежеспособности организации. Он называется коэффициентом покрытия краткосрочной задол­женности ликвидными средствами. Наряду с наличностью и быстрореализуемыми ценными бумагами он включает также дебиторскую задолженность.

Отношение оборотных активов ко всему заемному капиталу также является показателем платежеспособности организации. Она считается высокой, если стоимость оборотных активов полностью покрывает задолженность организации, так как превышает заемный капитал.

Усиление конкуренции требует особого внимания к показа­телям, характеризующим способность торговой организации к инновационностн: модернизации, внедрению новых техноло­гий. обновлению основных фондов, привлечению и эффектив­ному использованию инвестиций и т.д.

Анализ вышеприведенных показателей необходим для вы­явления тенденции развития торговой организации, сравнения ее деятельности с деятельностью конкурентов, для оценки ре­ального положения на рынке с целью оптимизации и повыше­ния эффективности коммерческих решений. Эта работа отра­жает экономическую суть коммерческой деятельности.

Коммерческая служба особое внимание должна обратить на выявление сильных и слабых сторон деятельности своей орга­низации. чтобы объективно оценить ее возможности. Это необ­ходимо для того, чтобы разрабатываемые меры по повышению конкурентоспособности были реальными и обеспечили успех. При прочих равных условиях преимущество имеет та торговая организация, которая доводит товар от производства до потре­бителя с наименьшими затратами. Это важное направление по­вышения конкурентоспособности, так как торговая организа­ция, имеющая более низкие издержки, получает большую при­быль, что повышает ее экономическую эффективность, плате­жеспособность, позволяет развивать свою деятельность.

Конечными результатами взаимодействия торговой органи­зации с рынком являются объем и динамика продажи товаров, доля рынка, объем прибыли, рентабельность.

Оценка конкурентоспособности торговой организации на рынке или его сегменте помогает определить ее потенциаль­ные возможности по реализации коммерческих решений и вы­работать мероприятия по укреплению конкурентных позиций на конкретном рынке.

Информация, полученная при изучении потенциальных возможностей торговой организации, необходима для разра­ботки ее коммерческой стратегии, определения ассортимент­ной и инвестиционной политики, выбора форм и методов сти­мулирования продаж товаров, расширения сервисного обслу­живания, формирования благоприятного общественного мне­ния и других мер, с помощью которых торговая организация может обеспечить себе преимущество на рынке.

Для эффективного применения коммерческой информа­ции торговым организациям целесообразно формировать еди­ную компьютерную базу данных, постоянно накапливать ин­формацию, обеспечить к ней дифференцированный доступ сотрудников с учетом производственной необходимости с по­мощью локальной вычислительной сети. Эта информация должна использоваться в практической деятельности торговых организаций:

• для обоснования потребности в товарах по объему и струк­туре при осуществлении закупок на очередной плановый год и определении партий и частоты завоза товаров в торговые объекты;

• повышения эффективности принимаемых коммерческих решений;

• прогнозирования спроса на товары и услуги;

• при выборе рациональных путей товародвижения и фор­мирования логистических систем;

• обосновании финансирования инновационных техноло­гий в коммерческой деятельности;

• разработке коммерческих стратегий.

 

2.6. Защита коммерческой информации

Понятия «коммерческая тайна», «коммерческие секреты», «промышленный шпионаж»

Правовая основа отнесения информации к служебной или коммерческой тайне заложена в Гражданском кодексе Респуб­лики Беларусь. К ней относится информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного до­ступа на законном основании, и обладатель информации при­нимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, ко­торые могут составлять служебную или коммерческую тайну, и способы ее защиты определяются законодательством. Лица, незаконно овладевшие такой информацией, обязаны возмес­тить причиненные убытки. Ответственность лежит и на работ­никах, допущенных по служебной необходимости к такой ин­формации и подписавших соответствующий договор или конт­ракт о ее неразглашении (ст. 140 Гражданского кодекса Рес­публики Беларусь). Гражданским кодексом предусмотрено право на защиту нераскрытой информации от незаконного ис­пользования (ст. 1010-1012 Гражданского кодекса Республи­ки Беларусь).

Коммерческая тайна определяется непосредственно конк­ретной организацией самостоятельно, является ее собствен­ностью и охраняется службой безопасности самой торговой организации.

С развитием рыночных отношений возрастает роль коммер­ческой информации. Она становится товаром и средством кон­курентной борьбы. В связи с этим изменяется отношение к ее защите. Организации начинают осознавать экономическую це­лесообразность охраны своих коммерческих интересов.

Законодательством Республики Беларусь установлено пра­во на определенную свободу предпринимательства, защиту сво­их интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну предполагает определенные ограничения государствен­ных возможностей вмешиваться в экономику.

В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дает­ся в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Сове­том Министров Республики Беларусь.

Коммерческая тайна — преднамеренно скрываемые по ком­мерческим соображениям экономические интересы и сведе­ния о различных сторонах производственной, торговой, управ­ленческой, научно-технической, финансовой деятельности ор­ганизации, охрана которых обусловлена интересами конкурен­ции и возможными угрозами экономической безопасности.

Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в Республике Беларусь пока отсутствует. Поэтому сущест­вует опасность, что некоторые документы, не являющиеся носи­телями секретной коммерческой информации, неправомерно могут относиться к этой категории, а именно: учредительные до­кументы, уставы организаций, сведения по установленной ста­тистической отчетности о финансово-хозяйственной деятель­ности, а также информация, необходимая для проверки правиль­ности исчисления и уплаты налогов в бюджет, и др.

Информация, составляющая коммерческую тайну, являет­ся собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в пределах, уста­новленных собственником и законодательством Республики Беларусь.

В реальной ситуации коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна являет­ся секретом, но не всякий секрет — тайной.

Коммерческие секреты — форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящихся к коммерческой тайне торговой организации и подлежащих защите со стороны службы без­опасности этой организации.

Носителем коммерческого секрета является лицо, осведом­ленное о коммерческих секретах организации, а источниками закрытой коммерческой информации-документы, схемы, тех­нологии, образцы, изделия, ноу-хау.

В условиях рыночного хозяйствования коммерческие секре­ты зачастую связаны со стратегическими интересами организа­ции, поэтому возникает необходимость защищать их от недоб­росовестной конкуренции, включающей противоправные действия в виде незаконного использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, промышленного шпионажа и т.д.

Большой ущерб организациям может нанести промышлен­ный шпионаж.

Промышленный шпионаж — незаконный сбор сведений, со­ставляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицами или организациями, не упол­номоченными на это ее владельцем.

Объектом промышленного шпионажа могут выступать лю­бые материальные объекты, содержащие коммерческую тайну: документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные па­тенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых исследованиях и иные сведения, представляющие предпринимательский интерес.

Стремление «позаимствовать» интеллектуальную или про­мышленную собственность конкурента - достаточно распро­страненное явление, поэтому нужна правовая база, обеспечива­ющая защиту коммерческой тайны. При этом основную роль в ее сохранении должны играть сами ее владельцы, а не негосу­дарственные органы.

Законодательная и нормативная база Республики Беларусь, обеспечивающая защиту коммерческой тайны

В качестве документа, в котором сформулированы нарабо­танные международной практикой принципы, является Па­рижская конвенция по охране промышленной собственности (1883).

В Республике Беларусь формируется единая концепция коммерческой тайны и специальное законодательство, регла­ментирующее и защищающее ее. Различные его аспекты регу­лируются законами «О патентах на промышленные образцы», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на изображение и полезные модели», Положением о коммерче­ской тайне, которые не противоречат Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В последнем документе определены эко­номические и правовые основы защиты коммерческой тайны. Его цель — способствовать установлению «добросовестной кон­куренции» между партнерами по бизнесу, защищать субъектов хозяйствования от злоупотреблений.

Сформулированы единые требования к информации, составляющей коммерческую тайну. Они предполагают следу­ющее:

• коммерческую тайну может составлять информация, име­ющая действительную или потенциальную ценность для субъ­екта хозяйствования по коммерческим признакам;

• информация не должна быть общеизвестной и общедо­ступной;

• информация, являющаяся коммерческой тайной, должна быть соответствующим образом помечена (совершенно секрет- но, строго конфиденциально, конфиденциально, для служеб­ного пользования и т.д.), оформлена документально и обеспе­чена системой защитных мер;

• информация не должна являться государственным секре­том, касаться негативной деятельности субъекта хозяйствова­ния, нанести ущерб интересам государства;

• информация должна защищаться авторским или патент­ным правом.

В Положении о коммерческой тайне четко определено для субъектов хозяйствования всех форм собственности и ведом­ственной принадлежности, какая информация не может быть отнесена к коммерческой тайне в соответствии со ст. 1010 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а именно:

• учредительные документы, лицензии на лицензируемые виды деятельности;

• сведения, предусмотренные установленными формами от­четности о финансово-хозяйственной деятельности органи­заций;

• данные, необходимые для проверки правильности уплаты налогов и других обязательных платежей;

• документы о платежеспособности организации;

• сведения о численности, составе работающих, их заработ­ной плате, условиях труда, наличии вакантных рабочих мест.

Государственные органы, наделенные контролирующими функциями, имеют право в пределах своей компетенции знако­миться с информацией, составляющей коммерческую тайну субъ­екта хозяйствования. Однако следует отметить, что должностные лица, имеющие такие полномочия, несут установленную законо­дательством ответственность за ее неразглашение.

Руководителю, чтобы не допустить утечки коммерческой тайны через государственные органы, необходимо знать:

• органы, имеющие право требовать или изымать любую ин­формацию (документацию), необходимую, с их точки зрения, для выполнения своих функций, обязаны ее сохранять. Таким правом наделены налоговые, финансовые органы, пожарные, санитарные службы, милиция и другие в рамках, предусмотрен­ных законом;

• когда и при каких обстоятельствах можно воспользовать­ся услугами адвоката, эксперта, консультанта, в каких формах возможно их участие и пределы их доступа к секретной и кон­фиденциальной информации;

• каков порядок обжалования действий должностных лиц, правоохранительных органов и госслужащих и возмещения ущерба, причиненного организации их неправомерными дей­ствиями.

Иные органы, в том числе СМИ, правом истребования у субъектов хозяйствования информации, составляющей ком­мерческую тайну, не обладают.

Государство гарантирует право субъекта хозяйствования на коммерческую тайну и ее защиту, но при условии, что на мик­роуровне субъектом хозяйствования соблюдены все законода­тельные и нормативные требования в пределах делегирован­ных ему полномочий.

Руководитель субъекта хозяйствования несет персональную ответственность за грамотное ведение работы и создание необ­ходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны.

В связи с этим необходимо выполнить следующее:

четко определить содержание и объем информации, со­ставляющей коммерческую тайну конкретной торговой организации. Сформулированный перечень необходимо оформить приказом «О защите коммерческой тайны»;

• создать надежную систему защиты коммерческой тайны;

• оформить приказом степень секретности документов, яв­ляющихся носителями коммерческой тайны, промаркировать и определить порядок делопроизводства с ними и список лиц, имеющих доступ к Порядку обращения со сведениями, относя­щимися к коммерческой тайне, который регулируется Положе­нием по сохранности коммерческой тайны, утверждаемым его руководителем;

• заключить с работниками, имеющими доступ к коммер­ческой тайне, Соглашение о неразглашении коммерческой тай­ны в письменной форме;

• при производственной необходимости передачи коммер­ческой тайны партнерам по бизнесу, клиентам, покупателям, инвесторам и т.д. к договору между субъектами хозяйствова­ния следует приложить Соглашение о секретности (без права разглашения ее третьим лицам). Это может быть сделано толь­ко с согласия и по решению руководителя торговой организа­ции. Нарушение такого соглашения влечет за собой установ­ленную законодательством ответственность;

• при увольнении из торговой организации лиц, имевших допуск к коммерческой тайне, оформить письменно Соглаше­ние о прекращении работы. Увольняющийся должен оставить заявление, в котором он подтверждает свои обязательства пе­ред организацией о неразглашении коммерческой тайны.

Защита коммерческой тайны субъекта хозяйствования осу­ществляется в судебном порядке при соблюдении законов Рес­публики Беларусь. В суд должны быть предъявлены все пере­численные выше документы — регистрация права на коммер­ческую тайну в Уставе организации, выписка из коллективного договора положений, касающихся коммерческой тайны; доку­менты о сертификации средств ПЭВМ, являющихся носителя­ми информации, об аттестации работников.

Принципы отнесения информации к коммерческой тайне и содержание работы по ее выделению

Как уже отмечалось, методика отнесения тех или иных све­дений к коммерческой тайне в Республике Беларусь пока не сформировалась. Каждая торговая организация, его руководитель решает этот вопрос самостоятельно. Для того чтобы такое решение было обоснованным, в том числе и экономически, це­лесообразно воспользоваться наработанным в разных странах практическим опытом. На его основе представляется разум­ным предложить для применения в деловой практике следую­щие принципы:

• при засекречивании информации следует исходить из вы­годы и безопасности торговой организации. Нельзя засекречи­вать всю информацию: это неразумно и невыгодно, но и пре­небрежительное отношение к коммерческой тайне может на­нести непоправимый ущерб. Для организации, работающей на рынке, с одной стороны, важно, чтобы о ее существовании зна­ло как можно больше людей, с другой стороны, особые техно­логии и методы достижения поставленных целей, обеспечива­ющие конкурентные преимущества, должны охраняться. Пото­му в практической работе важно выделить особо ценную ин­формацию, требующую защиты. Такой информацией считают­ся следующие сведения:

• информация типа ноу-хау обязательно должна бьггь отне­сена к разряду коммерческой тайны;

• информация, которая касается разработки чего-то нового (нового товара, новой технологии, способа транспортировки, продажи, рекламы и т.п.), представляет собой коммерческую тайну;

• значительная часть договоров, заключаемых между субъ­ектами хозяйствования, относится к коммерческой тайне. В ря­де случаев ситуация такова, что не только текст договора, но и сам факт его заключения представляет собой коммерческую тайну. Если это так, то либо в договоре поставки (раздел «Осо­бые условия»), либо в специальном соглашении секретности, приложенном к договору, должно быть оговорено, что партнер обязуется не разглашать третьим лицам предоставленную ему в связи с заключением договора информацию или документы, переданные ему при этом.

Информация, являющаяся объектом коммерческой тайны, может быть разделена на две группы.

Деловая информация:

• некоторые финансовые сведения;

• данные о цене (стоимости) продукции, услуг, технологии, прайс-листы;

• производственные планы, планы выпуска новой про­дукции;

• стратегия организации;

• списки деловых партнеров, их намерения;

• договоры, контракты, соглашения;

• информация о маркетинге;

• коммерческие предложения;

• списки персонала, сведения о нем;

• организационные схемы, структура управления, применяе­мые формы и методы и др.

Научно-техническая (технологическая) информация:

• научные работники, научно-исследовательские проекты;

• конструкторские разработки для производства какой-либо продукции;

• технические параметры продукции, ее химический состав, рецептура;

• заявки на патенты;

• дизайн, методы работы, ноу-хау;

• информационные технологии;

• программное обеспечение ЭВМ и др.

Работа по выделению коммерческой тайны в конкретной организации включает:

• проведение анализа всех сторон деятельности организа­ции и составление предварительного перечня ее коммерческой информации, представляющей ценность;

• исключение из предварительного перечня ценной инфор­мации организации сведений, являющихся государственной тайной, так как порядок ее защиты, устанавливается Прави­тельством;

• исключение сведений, являющихся чужой собствен­ностью на законных основаниях (авторские права, патенты, торговые марки, знаки);

• исключение сведений, касающихся негативной деятель­ности организации или наносящих ущерб обществу, государ­ству (загрязнение окружающей среды, нарушение действую­щих законов, уклонение от договорных обязательств, осущест­вление запрещенной деятельности, способы недобросовестной конкуренции, обман, шантаж, шпионаж и т.д.);

выделение наиболее ценной информации для организа­ции на основе системы показателей (прирост прибыли, сниже­ние себестоимости, затраты на защиту коммерческой тайны, годовой эффект, срок окупаемости, повышение уровня рента­бельности, возможный ущерб от утечки информации, предел экономической безопасности организации, сопоставление вы­годы и затрат); определение реальной ценности;

• оценка возможного ущерба при разглашении (утечке) охраняемых сведений;

• после определения окончательного перечня сведений, представляющих коммерческую тайну конкретной организа­ции, издается приказ руководителя, к которому прикладывает­ся документ «Перечень сведений, составляющих коммерче­скую тайну организации с определением степени секретности».

По степени секретности информация бывает:

• строго конфиденциальной, утечка которой может повлечь банкротство (ноу-хау);

• конфиденциальной (размеры прибыли и направления ее использования, сведения о клиентах, кредитовании, прогнозах и т.п.);

• не подлежащей огласке, разглашение которой наносит вред положению торговой организации на рынке и предназна­ченной для служебного пользования (поставщики, условия поставки, рынки и каналы сбыта, имеющие место разногласия, конфликты и т.д.).

Перечень состоит из непрерывно меняющихся сведений, длительность и степень ценности которых зависит от конкрет­ных условий. Временной диапазон ценности может быть от не­скольких минут (на биржах, переговорах) до многих лет (рецеп­тура продуктов, компоненты духов, секреты художественных росписей). Поэтому информация, составляющая коммерче­скую тайну, должна определяться экспертной комиссией тор­говой организации. Вводится порядок работы с закрытой ин­формацией. Руководитель организации утверждает Положе­ние (инструкцию) по защите коммерческой тайны своей орга­низации, с которым под личную подпись должны быть озна­комлены лица, имеющие к ней доступ.

Каналы противоправного овладения коммерческой тайной

В условиях развития рыночных отношений возрастает риск, связанный со стремлением конкурентов завладеть современны­ми технологиями, ноу-хау и другой ценной информацией, представляющей коммерческую тайну. Утечка такой информации может нанести серьезный ущерб организации.

Каналами несанкционированного распространения ком­мерческой тайны являются средства обмена информацией между субъектами деловых и личных отношений, которые целесообразно разделить на формальные и неформальные (рис. 2.1).

К формальным каналам относятся деловые встречи, совеща­ния, переговоры, обмен официальными документами (напри­мер, договорами), технической документацией, средства передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф, факс, компьютерные сети и т.д.).

 

Рис. 2.1. Каналы возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну

 

 

               
 
Действия, приводящие к противоправному овладению коммерческой тайной  
 
   
Разглашение Умышленные или неосторожные действия должност­ных лиц и граждан, приведение к ознакомлению с охраняемыми сведениями лиц, не допущенных к ним Выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, утере и иных способах и реализуется по различным каналам  
 
Утечка Бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы организации или круга лиц, которым она была доверена Возможна по различным каналам утечки информации, в том числе визуально- оптическим, акустическим, электромагнитным и материально- вещественным
 
Несанкциониро­ванный доступ Противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям Реализуется различными способами, в том числе такими, как сотрудничество, выведывание, подслушивание, наблюдение, хищение, копирование, подделка    
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.