КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование товарных ресурсов и ассортимента товаров в оптовой торговле
Вопросы для контроля • Что вы понимаете под покупательским спросом? • Какие задачи реализуются в процессе изучения покупательского спроса? • Какие факторы влияют на покупательский спрос? • Какие этапы включает жизненный цикл спроса? • Какие методы можно использовать для изучения удовлетворенного спроса? • Какие методы следует использовать для изучения неудовлетворенного спроса? • Какие методы рекомендуются для изучения формирующегося спроса? • Какие методы можно использовать для прогнозирования покупательского спроса? • Какие факторы формируют конъюнктуру рынка товаров народного потребления? • Что собой представляют конъюнктурные обзоры, какова их структура? • Для решения каких задач в практической работе торговых организаций используются материалы изучения покупательского спроса и конъюнктуры рынка?
4.1. Понятия «товарные ресурсы», «управление товарными ресурсами» С целью исключения различного толкования терминов Государственным стандартом Республики Беларусь утвержден стандарт СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», который является обязательным для применения в практической работе торговой сферы. Товарные ресурсы — продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов. Управление товарными ресурсами представляет комплекс коммерческих, экономических, организационных мер, осуществляемых субъектами правоотношений по доведению товаров от изготовителей до конечных потребителей. В этом процессе задействовано множество участников, относящихся к различным организационно-правовым структурам с различной формой собственности. Это затрудняет согласование действий, так как часто каждый из них преследует свои коммерческие цели, не заботясь об общеэкономическом интересе. В этих условиях особую значимость приобретает уровень коммерческой работы по управлению товарными ресурсами на каждом этапе товародвижения, в том числе в оптовой и розничной торговле, являющейся связующим звеном между производством и потреблением.
Цель управления товарными ресурсами — достижение сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре ассортимента, наилучшее удовлетворение спроса населения при высоком качестве торгового обслуживания, обеспечение рентабельной работы торговых организаций и формирование конкурентных преимуществ на рынке. Специфика работы по управлению товарными ресурсами в потребительской кооперации отражена в Методических рекомендациях по управлению товарными ресурсами в системе потребительской кооперации (2008), которые используются с учетом происходящих на потребительском рынке изменений. В соответствии с этим документом необходимо осуществлять контроль за динамикой продаж, тенденциями покупательской активности, состоянием товарных запасов, совершенствовать логистическую систему, управлять ассортиментом товаров, активно внедрять автоматизацию и компьютеризацию при управлении товарными ресурсами. Предусматривается улучшение информационно-аналитической работы, повышение роли оперативной отчетности о поступлении товаров и остатках, что позволит своевременно принимать обоснованные коммерческие решения. Документ направлен на повышение роли договоров поставки в управлении товарными ресурсами за счет включения в него при заключении договоров условий, выгодных для торговых организаций. Например, определение сроков оплаты за товар с учетом их товарооборачиваемости; осуществление поставок на основе станции назначения, доставка товаров транспортом поставщика, использование предоплаты только как исключение, но не как правило.
Источники товарных ресурсов Источниками товарных ресурсов являются: • производство; • сельское хозяйство, включая фермерские хозяйства; • собственные товарные ресурсы субъектов хозяйствования; • импорт. Основные источники поступления товаров народного потребления — производство и сельское хозяйство. На долю предприятий пищевой, легкой, электронной, химической, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности приходится значительный объем поставок товаров на рынок. Кроме того, можно вовлекать собственные ресурсы в товарооборот: закупать излишки сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов, фермеров, населения, осуществлять заготовку дикорастущих плодов, грибов, ягод, меда, лекарственного технического сырья, развивать собственное производство (хлебопечение, переработку мяса, овощей, картофеля, консервное производство и т.д.), расширять выпуск собственной продукции в организациях общественного питания, цехах по производству полуфабрикатов, выпечки и т.п., что является важным источником пополнения товарных ресурсов. Совхозы, колхозы, заготовительные организации и индивидуальные предприниматели могут поставлять плодоовощную продукцию, рыбу, мед, соки, консервы, напитки и т.д. Часть товаров поступает по импорту. Задачи управления товарными ресурсами Основными задачами управления товарными ресурсами в торговых организациях являются: • повышение уровня коммерческой работы по управлению товарными ресурсами; • изучение спроса и конъюнктуры рынка обслуживаемого населения; • совершенствование договорных отношений; • развитие логистических систем; • оптимальное размещение товарных ресурсов между оптом и розницей, а также между различными торговыми объектами; • повышение уровня планирования и контроля закупок, продаж товаров и состояния товарных запасов; • использование автоматизации и компьютеризации процессов управления товарными ресурсами с применением современной техники и технологий;
• обеспечение плана товарного покрытия и динамики роста товарооборота при удовлетворении спроса и обеспечении рентабельной работы торговых организаций. Основные направления реализации комплексного подхода к управлению товарными ресурсами в торговле Целесообразно в укрупненном виде выделить следующие направления реализации задач по управлению товарными ресурсами в торговых организациях: • создание системы информационно-аналитического обеспечения коммерческой деятельности; • экономическое обоснование потребности в товарах, расчет товарного обеспечения, разработка плана товарного поступления с определением конкретных поставщиков, объемов, структуры и сроков поставок; • использование компьютерной техники для сбора, обработки и передачи заявок на потребность и завоз товаров; • совершенствование хозяйственных связей и договорной работы; • повышение качества коммерческой работы по защите интересов конечного потребителя и экономических интересов торговых организаций как по объемам, ассортименту, так и по системе расчета за товары, транспортным условиям, условиям доставки; • совершенствование логистической системы, обеспечивающей снижение затрат на доведение товаров от производства до потребителя и ускорение товарооборачиваемости при соблюдении сроков, объемов и частоты завоза; • автоматизация и компьютеризация управления товарными ресурсами как в процессе поступления, реализации, так и по результатам мониторинга товарных запасов, позволяющая в режиме реального времени получить необходимую для принятия коммерческого решения информацию и своевременно отреагировать на происходящие изменения (сократить или увеличить закупки, осуществить переброску товара, активизировать его продажу и т.д.). Ответственность за результаты этой работы и ее координацию несут непосредственно руководители торговых организаций. Они обязаны создать условия для результативной работы руководителей различных структурных подразделений на всех уровнях и направлениях коммерческой деятельности следующим образом:
• торговые объекты — за обеспечение обязательного и расширенного ассортимента товаров, соответствующих спросу и позволяющих осуществлять рентабельную работу, • коммерческие службы—за организацию договорных отношений, выгодность условий договоров, выбранных форм и методов оптовых закупок, логистических схем, эффективность продажи при высоком уровне торгового обслуживания; • планово-экономические службы — за обоснованность планов закупки, соблюдение нормативов товарных запасов с учетом сезонности и других факторов, требующих дополнительного накопления товарных запасов, расчет размера партий и частоты завоза, расходов по формированию и хранению товарных запасов, прогнозы изменений динамики и структуры товарооборота и товарных запасов; финансовые службы — за финансовое обеспечение работы по управлению товарными ресурсами, платежеспособности организации,для своевременности расчетов за товары, создание условий для инновационного развития. Для paсчетa потребности в товарных ресурсах, необходимых для обеспечения объеме реализации (П), можно использовать следующую формулу балансовой увязки: где Г - объем реализации товаров в сумме или в натуральном измерении; Зм - запасы товаров на начало планируемого периода в сумме или в натуральном измерении; Зк — запасы товаров на конец планируемого периода в сумме или в натуральном измерении. Совершенствованию работы по управлению товарными ресурсами будет способствовать реализация Программы развития логистических систем до 2015 г„ утвержденная Советом Министров Республики Беларусь (2008), которая предусматривает комплексный подход к решению вопросов закупки, распределение товаров, их сервисного сопровождения. Комплексность предполагает обеспечение партнерских взаимоотношений всех участников продвижения товаров на рынок (поставщиков, потребителей, контрегентов, конкурентов), отказ от уз- коотрвслевого подхода и переход к межотраслевому принципу управления логистической системой для обеспечения взаимовыгодных результатов. Для координации этой работы Правительством Республики Беларусь создана межведомственная комиссия. Предусматривается создание благоприятных условий для инвесторов, которые изъявят желание принять участие в реализации этой Программы. Реализация Программы развития логистических систем до 2015 г. в потребительской кооперации предполагает развитие 15 оптовых организаций совокупной складской площадью 200 тыс. м, в том числе 2 републкиканские базы (ЧУП «Белкоопоптторг», «Белкоопвнешторг») и 113 областных оптово-логистических центра.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |