Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование товарных ресурсов и ассортимента товаров в оптовой торговле




Вопросы для контроля

• Что вы понимаете под покупательским спросом?

• Какие задачи реализуются в процессе изучения покупательско­го спроса?

• Какие факторы влияют на покупательский спрос?

• Какие этапы включает жизненный цикл спроса?

• Какие методы можно использовать для изучения удовлетворен­ного спроса?

• Какие методы следует использовать для изучения неудовлетво­ренного спроса?

• Какие методы рекомендуются для изучения формирующегося спроса?

• Какие методы можно использовать для прогнозирования поку­пательского спроса?

• Какие факторы формируют конъюнктуру рынка товаров народ­ного потребления?

• Что собой представляют конъюнктурные обзоры, какова их структура?

• Для решения каких задач в практической работе торговых орга­низаций используются материалы изучения покупательского спроса и конъюнктуры рынка?

 

 

4.1. Понятия «товарные ресурсы», «управление товарными ресурсами»

С целью исключения различного толкования терминов Го­сударственным стандартом Республики Беларусь утвержден стандарт СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», который является обязательным для применения в практиче­ской работе торговой сферы.

Товарные ресурсы — продукция, производимая внутри стра­ны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи на­селению, снабжения социальных учреждений и спецконтин­гента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а так­же создания товарных запасов.

Управление товарными ресурсами представляет комплекс коммерческих, экономических, организационных мер, осу­ществляемых субъектами правоотношений по доведению това­ров от изготовителей до конечных потребителей. В этом про­цессе задействовано множество участников, относящихся к различным организационно-правовым структурам с различной формой собственности. Это затрудняет согласование дей­ствий, так как часто каждый из них преследует свои коммерче­ские цели, не заботясь об общеэкономическом интересе. В этих условиях особую значимость приобретает уровень коммерче­ской работы по управлению товарными ресурсами на каждом этапе товародвижения, в том числе в оптовой и розничной тор­говле, являющейся связующим звеном между производством и потреблением.

Цель управления товарными ресурсами — достижение сба­лансированности спроса и предложения по объему и структуре ассортимента, наилучшее удовлетворение спроса населения при высоком качестве торгового обслуживания, обеспечение рентабельной работы торговых организаций и формирование конкурентных преимуществ на рынке.

Специфика работы по управлению товарными ресурсами в потребительской кооперации отражена в Методических реко­мендациях по управлению товарными ресурсами в системе по­требительской кооперации (2008), которые используются с учетом происходящих на потребительском рынке изменений. В соответствии с этим документом необходимо осуществлять контроль за динамикой продаж, тенденциями покупательской активности, состоянием товарных запасов, совершенствовать логистическую систему, управлять ассортиментом товаров, активно внедрять автоматизацию и компьютеризацию при управлении товарными ресурсами. Предусматривается улучше­ние информационно-аналитической работы, повышение роли оперативной отчетности о поступлении товаров и остатках, что позволит своевременно принимать обоснованные коммерче­ские решения. Документ направлен на повышение роли дого­воров поставки в управлении товарными ресурсами за счет включения в него при заключении договоров условий, выгод­ных для торговых организаций. Например, определение сроков оплаты за товар с учетом их товарооборачиваемости; осущест­вление поставок на основе станции назначения, достав­ка товаров транспортом поставщика, использование предопла­ты только как исключение, но не как правило.

Источники товарных ресурсов

Источниками товарных ресурсов являются:

• производство;

• сельское хозяйство, включая фермерские хозяйства;

• собственные товарные ресурсы субъектов хозяйствования;

• импорт.

Основные источники поступления товаров народного по­требления — производство и сельское хозяйство. На долю пред­приятий пищевой, легкой, электронной, химической, деревооб­рабатывающей и других отраслей промышленности приходит­ся значительный объем поставок товаров на рынок.

Кроме того, можно вовлекать собственные ресурсы в това­рооборот: закупать излишки сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов, фермеров, населения, осуществлять заго­товку дикорастущих плодов, грибов, ягод, меда, лекарственно­го технического сырья, развивать собственное производство (хлебопечение, переработку мяса, овощей, картофеля, консерв­ное производство и т.д.), расширять выпуск собственной про­дукции в организациях общественного питания, цехах по про­изводству полуфабрикатов, выпечки и т.п., что является важ­ным источником пополнения товарных ресурсов.

Совхозы, колхозы, заготовительные организации и индиви­дуальные предприниматели могут поставлять плодоовощную продукцию, рыбу, мед, соки, консервы, напитки и т.д.

Часть товаров поступает по импорту.

Задачи управления товарными ресурсами

Основными задачами управления товарными ресурсами в торговых организациях являются:

• повышение уровня коммерческой работы по управлению товарными ресурсами;

• изучение спроса и конъюнктуры рынка обслуживаемого населения;

• совершенствование договорных отношений;

• развитие логистических систем;

• оптимальное размещение товарных ресурсов между оптом и розницей, а также между различными торговыми объектами;

• повышение уровня планирования и контроля закупок, продаж товаров и состояния товарных запасов;

• использование автоматизации и компьютеризации про­цессов управления товарными ресурсами с применением со­временной техники и технологий;

• обеспечение плана товарного покрытия и динамики роста товарооборота при удовлетворении спроса и обеспечении рен­табельной работы торговых организаций.

Основные направления реализации комплексного подхода к управлению товарными ресурсами в торговле

Целесообразно в укрупненном виде выделить следующие направления реализации задач по управлению товарными ресур­сами в торговых организациях:

• создание системы информационно-аналитического обес­печения коммерческой деятельности;

• экономическое обоснование потребности в товарах, рас­чет товарного обеспечения, разработка плана товарного пос­тупления с определением конкретных поставщиков, объемов, структуры и сроков поставок;

• использование компьютерной техники для сбора, обработ­ки и передачи заявок на потребность и завоз товаров;

• совершенствование хозяйственных связей и договорной работы;

• повышение качества коммерческой работы по защите ин­тересов конечного потребителя и экономических интересов торговых организаций как по объемам, ассортименту, так и по системе расчета за товары, транспортным условиям, условиям доставки;

• совершенствование логистической системы, обеспечиваю­щей снижение затрат на доведение товаров от производства до потребителя и ускорение товарооборачиваемости при соблюде­нии сроков, объемов и частоты завоза;

• автоматизация и компьютеризация управления товарны­ми ресурсами как в процессе поступления, реализации, так и по результатам мониторинга товарных запасов, позволяющая в ре­жиме реального времени получить необходимую для принятия коммерческого решения информацию и своевременно отреа­гировать на происходящие изменения (сократить или увели­чить закупки, осуществить переброску товара, активизировать его продажу и т.д.).

Ответственность за результаты этой работы и ее координа­цию несут непосредственно руководители торговых организа­ций. Они обязаны создать условия для результативной работы руководителей различных структурных подразделений на всех уровнях и направлениях коммерческой деятельности следую­щим образом:

• торговые объекты — за обеспечение обязательного и рас­ширенного ассортимента товаров, соответствующих спросу и позволяющих осуществлять рентабельную работу,

• коммерческие службы—за организацию договорных отно­шений, выгодность условий договоров, выбранных форм и ме­тодов оптовых закупок, логистических схем, эффективность продажи при высоком уровне торгового обслуживания;

• планово-экономические службы — за обоснованность пла­нов закупки, соблюдение нормативов товарных запасов с уче­том сезонности и других факторов, требующих дополнительно­го накопления товарных запасов, расчет размера партий и час­тоты завоза, расходов по формированию и хранению товарных запасов, прогнозы изменений динамики и структуры товаро­оборота и товарных запасов;

финансовые службы — за финансовое обеспечение работы по управлению товарными ресурсами, платежеспособности организации,для своевременности расчетов за товары, создание условий для инновационного развития.

Для paсчетa потребности в товарных ресурсах, необходи­мых для обеспечения объеме реализации (П), можно использовать следующую формулу балансовой увязки:

где Г - объем реализации товаров в сумме или в натуральном измерении; Зм - запасы товаров на начало планируемого пери­ода в сумме или в натуральном измерении; Зк — запасы товаров на конец планируемого периода в сумме или в натуральном измерении.

Совершенствованию работы по управлению товарными ресурсами будет способствовать реализация Программы разви­тия логистических систем до 2015 г„ утвержденная Советом Министров Республики Беларусь (2008), которая предусматривает комплексный подход к решению вопросов закупки, рас­пределение товаров, их сервисного сопровождения. Комплексность предполагает обеспечение партнерских взаимоотношений всех участников продвижения товаров на рынок (постав­щиков, потребителей, контрегентов, конкурентов), отказ от уз- коотрвслевого подхода и переход к межотраслевому принципу управления логистической системой для обеспечения взаимовыгодных результатов. Для координации этой работы Прави­тельством Республики Беларусь создана межведомственная ко­миссия. Предусматривается создание благоприятных условий для инвесторов, которые изъявят желание принять участие в реализации этой Программы. Реализация Программы разви­тия логистических систем до 2015 г. в потребительской коопе­рации предполагает развитие 15 оптовых организаций совокуп­ной складской площадью 200 тыс. м, в том числе 2 републкиканские базы (ЧУП «Белкоопоптторг», «Белкоопвнешторг») и 113 областных оптово-логистических центра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.