Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская мысль в XIX - XX вв




Философия просветительства в Молдове.

Экономическое развитие Молдовы в ХIX веке составляет объективную предпосылку для изучения страны и его природных богатств, развития науки и образования, подготовки специалистов в различных отраслях, особенно в промышленности и сельском хозяйстве. ХIX век в Молдове – это век просветительства. Его представители боролись за установление разумного мира, общества равноправия, политической свободы и гражданских прав. Особое значение они придавали распространению знаний. К просветителям относится поэты, писатели, публицисты, ученые: Г. Асаки, К. Стамати, А. Донич, К. Негруцци, А. Хыждеу, Б.П. Хашдеу, М. Когэлничану и др. В своих произведениях они раскрывали и критиковали недостатки существующего строя. Особое место занимают социально-политические и философские идеи А. Руссо, В. Александри, М. Эминеску, которые боролись с феодализмом и национальным угнетением. Их произведения содержат и размышления о человеке, природе, их место и роль в жизни общества, о монархии и формах государственного правления, о религии и судопроизводстве.

М. Когэлничану (1817 – 1891) – крупный ученый историк и социолог. Он подчеркивал, что национальное и социальное освобождение, процветание рода возможны только на основе знания истории. Незнание истории равносильно гибели рода. Как социолог он пытается установить причины социальных явлений, исследует законы движения и развития общества. Разрабатывая философию истории, он отмечает два момента: теорию исторического процесса и теорию истории как науки.

Александру Хыждеу (1811-1874) – известный писатель, философ, фольклорист и филолог. В объяснении общественных явлений был идеалистом, находился под влиянием гегелевской философии (считал, что жизнь зависит от хорошего монарха). Он писал, что философия в системе научных знаний может быть сравнена с солнцем в системе планет, как и солнце она освещает все научные сферы. Подчеркивая роль философии, он не отрицал значение религии.

Богдан Петричейку Хашдеу (1836-1907) – выдающийся ученый, писатель, публицист, историк и филолог. Знал более 20 языков, был избран членом Петербургской Академии наук в 1882 г. и членом Румынской Академии наук в 1887 г.

Философские мысли изложены в работе «Sic cogito» («Так думаю» – 1892), в которой пытается объединить науку с верой, философию Д. Бруно с эволюционной теорией Дарвина. Как и Бруно считал, что во всех вещах присутствует какой-то дух, что фундаментальная наука должна быть наукой о духе. Природа и космос – это Бог. Развивает ценные мысли в области теории познания.

В конце ХIX начале XX века социально-политические и философские мысли развиваются в произведениях естествоиспытателей Молдовы – А.И. Гросул-Толстой, А.Д. Денгик, И. Чихак, К. Вырнав и др. Они организовали Бессарабское общество естествоиспытателей, способствовали развитию культуры и просвещения.

В ХХ веке интересные исследования в области философии находим у Титу Майореску, Лучиан Блага, Константин Нойка, Думитру Рошка и др.

Т.Майореску (1840-1917) – критик, эстетик, философ и политический деятель, основатель философского образования в Румынии. Был специалистом в области истории философии, проблем человека и теории познания. Читал курсы философии, истории философии, логики, психологии, этики и эстетики в университетах Ясс и Бухареста. Был членом Румынской Академии наук. Майореску основал общество «Жунимя» и журнал «Литературные беседы». Он не оставил оригинальную философскую концепцию, но занимался широким спектром проблем как взаимоотношение философии и науки, теория и методология познания, онтология, эстетика, культура и т.д. Центральное место в философских исследованиях Майореску занимает проблема человека. Поэтому проблему бытия он анализирует с позиций ценности и судьбы человека. Критикует религиозную мораль и взгляды тех интеллигентов, которые считали, что религия является основой морали. Майореску утверждал, что мораль может существовать в человеке, независимо от того является ли он верующим или нет. Находясь под сильным влиянием Канта и Фейербаха, он выступал за освобождение человека, за его самоутверждение, за переход от теологии к антропологии.

Л. Блага (1895-1961) – писатель, философ и политический деятель, профессор Клужского Университета. Выполнял различные дипломатические функции в Варшаве, Праге, Вене, Берне, Лиссабоне. Специалист в области проблем культуры, познания и др. Будучи под влиянием философии Гегеля, Ницше и Бергсона он формулирует оригинальную концепцию.

Его философия изложена в 15 томах (трилогия познания, трилогия культуры, трилогия ценностей и трилогия космологическая). Блага написал 615 философских работ, 497 стихотворений, 10 драм и один роман.

Главная проблема философии Л. Блага это проблема бытия человека в мире. В основе мира он ставит мистико-философское начало (Великий Аноним), наделенное божественными и демоническими качествами. Блага выделяет два уровня бытия человека. Первый уровень – это бытие человека как живое существо, сущность которого является стремление к самосохранению. Второй уровень – бытие истинно человеческое, бытие человека в поле мистического, стремление проникнуть в это мистическое, несмотря на наличие трансцендентной цензуры, навязываемой Великим Анонимом. Средствами, с помощью которых человек может достичь истинно человеческое существование, отличное от животного и достойное гордости и душевного удовлетворения, являются мифы, религиозные и метафизические взгляды, научные концепции, произведения искусства и т.д. В работе «Эксперимент и математический дух» Л. Блага анализирует развитие науки, и выделяет три периода: аристотелевский, галилео-ньютоновский и эйнштейновский.

Константин Нойка (1909-1987) - имеет работы по философии культуры, истории философии, антропологии, гносеологии и др. Д. Рошка (1895-1981) знаток истории философии, логики.

В первой половине ХХ века, точнее до 1945 года, философская мысль в Молдове развивается в русле большинства проблем философии того времени. Более существенное развитие происходит в послевоенный период, когда организуются кафедры философии в ВУЗах республики, соответствующие институты Академии наук. Философы и ученые того периода приложили немало сил для организации философского образования и подготовке научных философских кадров. Первые философские труды были из области истории философии. Д.Т. Урсул, В.П. Коробан, Е.М. Русев, В.Н. Ермуратский, П.А. Ковчегов, В.М. Смелых, А.И. Бабий опубликовали серию работ «Молдавские мыслители». В них рассматриваются философские и общественно-политические взгляды Г. Уреке, М. Костина, Н. Костина, И. Некульче, Н. Милеску-Спэтару, Д. Кантемир, А. Хотинский, К. Стамати, А. Руссо, М. Эминеску, Н. Зубку-Кодряну, З. Ралли-Арборе, Б.П. Хашдеу и др. В 1970 появилась коллективная монография «Из истории общественно-политической мысли Молдавии» под редакцией В.Н. Ермуратского. В 1972 г. появляется коллективная монография «Некоторые проблемы истории философии». В разработке исторической тематики определенный вклад внесли М. Булгару, Г. Бобынэ, А. Бабий, Д. Калдаре, С. Коандэ и др. Ряд работ посвящены ленинскому этапу развития философии («Некоторые аспекты ленинского философского наследия» 1971, «Основные черты ленинского этапа философии» 1977).

После 1970 года спектр философских исследований расширяется. Появляются работы по онтологии, гносеологии, этике, эстетике, атеизму и др.: Н.Г. Михай – «Критика гносеологии неорационализма», Ф.Н.Цырдя - «Информация, системы, управление», П.И. Визир «Основные категории материалистической диалектики», П.М. Румлянский «Материя и её основные формы существования», Н.Н. Погольша «Основные законы материалистической диалектики», коллективные монографии «Проблемы теории познания» и «Проблемы развития познания», А. Д. Урсул «Категории современной науки», Т.Н.Цырдя «Социальная философия и социокогнитология» (2001) и др.

Развиваются исследования в области философии естествознания: Т.Н.Цырдя «Синергетика, нелинейность, самоорганизация. Путь к постнеклассической науке», Н.Г. Михай «Диалектический материализм и современная физика», «Философия и физики микромира», Л.П. Дергачева «Философия и наука о жизни», И.Г. Кодряну «Философские проблемы математического моделирования», А. Д. Урсул «Проблема внеземных цивилизаций» и др. Проблемам социальных отношений и социологии посвящены работы А.Н. Рошка, А А. Завтур, И.К. Русанду, П.М. Варзарь, Г.С. Энтелис, Г.А Калкей, Н.В.Цуркану и др.

После 1970 года в Молдове начинаются исследования, посвященные философско-методологическим проблемам кибернетики, информатизации, экологизации и ноосферизации общества. Вклад в разработку этих проблем внесли А. Д. Урсул, Ф.Н. Цырдя, И. Сырбу, А.Жолондковский, И.С. Фонарь и др. В этом направлении отметим работы А.Д.Урсул «Информатизация общества. Введение в социальную информатику» (1990), Ф.Н.Цырдя «Информатизация, познание, социальное управление» (1992), «Информатика и социальный прогресс» (1989), А.Д.Урсул, В.Г.Пушкин «Информатика, кибернетика, интеллект» (1988), «Путь в ноосферу» (1993), Ф.(Т.)Н.Цырдя «Элементы социальной информатики, социокогнитологии и ноосферологии» (2001). Этим проблемам были посвящены и проведены ряд международных конференций, организованных кафедрой философии и биоэтики ГУМФ им. Н.Тестемицану и Министерством благоустройства территории и экологии.

В 1999 году в Молдове была организована кафедра философии и биоэтики – первая в постсоветском пространстве. Издан учебник Ф.(Т.)Н.Цырдя «Философия и Биоэтика: история, персоналии, парадигмы» (2000). Кафедра философии и биоэтики Медицинского Университета разрабатывает проблемы информатизации и ноосферизации общества (организованы шесть международных научных конференций) и является пионером в преподавании биоэтики.

Литература

Бабий А. И. Н.П.Зубку-Кодряну. Кишинев, 1982.

Ермуратский В.Н. Дмитрий Кантемир. Кишинев, 1983.

Смелых В.М. Константин Стамати. Кишинев, 1983.

Урсул Д.Т., Бабий А.И., Ковчегов П. А. Развитие философской мысли Молдавии за годы Советской власти. Кишинев, 1974.

Урсул Д.Т. Философские и общественно-политические взгляды Н. Милеску-Спэтару. Кишинев, 1955.

Filosofia în concepţii şi personalităţi. Redactor ştiinţific d.h.ş.f., prof.univ. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1995

Ţîrdea Teodor N. Filosofie şi Bioetică: istorie, personalităţi, paradigme. Chişinău, 2000

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.