Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории этики




Категориями этики являются наиболее общие понятия, которые отражают основные и существенные моменты морали. Они формируют целостную систему и теоретическое содержание этики. Специфика этических категорий в том, что кроме гносеологического момента они содержат ценностные и нормативные элементы. Другими словами, они не только отражают нравственные отношения, но и оценивают, рекомендуют или запрещают что-либо. К основным нравственным категориям относится благо, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни и т.д.

Добро и зло – это фундаментальные морально-этические категории которые выражают моральную оценку условий, действий и поступков как отдельного человека, так и социальных групп, коллективов, классов, а также различные социальные события. Они характеризуют деятельность человека с точки зркения её нравственного значения. Эти понятия имеют конкретно-исторический характер, их содержание изменялось в процессе исторического развития. В первобытном обществе добро было связано с полезной деятельностью для коллектива, а зло – с вредными для него действиями. С возникновением классов мораль приобретает классовый характер, одни и те же поступки, события оценивались одними слоями общества как добро, другими – как зло. Последующее развитие общества способствовало более многосторонней моральной оценке социальной ценности явлений, их полезность. На протяжении истории в понятиях добра и зла закреплялось нечто общее, что позволяло отличать моральное от аморального. Хорошо - это то, что общество считает приемлемым, что оно рекомендует для себя и своих членов, то что утверждает в поведении людей из прошлого, настоящего и рекомендует для будущего. Нравственно (добро) есть то, что соответсвует интересам, потребностям, надеждам людей, безнравственно (зло) – то что приходит в противоречие с ними. Добро и зло должны быть связаны с объективными тенденциями социального прогресса. Добро - это такое поведение и деятельность которые соответствуют прогрессу общества и личности, которые ориентированы на сохранение и всестороннее развитие человека как высшей социальной ценности. Зло отождествляется с теми формами поведения и социальной деятельности, которые препятствуют индивидуальному и социальному прогрессу.

Благо (добродетель) – этическое понятие с оценочным и нормативным содержанием, отражает положительные свойства людей – соблюдать идеалы, нормы и принципы морали. Порок есть характеристика отрицательных моральных качеств, безразличие и несоблюдение нравственных норм. Благо формируется в процессе воспитания и социальной деятельности, в результате освоения нравственной культуры. В разные эпохи это понятие имело разное содержание и изменялось одновременно с изменением общества и моральных норм.

Честь – этическая категория, выражающая отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно основывается на искренности и взаимном доверии, на соблюдении и выполнении данных обязательств относительно других людей и общества. Честь вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие.

Совесть – категория этики характеризующаяспособность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.Совесть - это одно из выражений нравственного самосознания личности, это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Совесть - это один из наиболее древнейших и интимно-личностных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Долг – категория этики, отражающая моральные обязанности человека, выполняемые из сознательного побуждения. В долге находит выражение требования общества по отношению к личности и обязанности личности по отношению к обществу. Поэтому содержание и ценность морального долга имеет конкретно-исторический характер в зависимости от периода развития общества. Вместе с тем, в понятии морального долга включается и необходимость выполнения некоторых общечеловеческих норм морали, вытекающие из совместной жизни людей. Моральный долг носит императивный характер, это своеобразное принуждение. Поэтому осознание морального долга выступает как внутреннее требование, помогающее человеку лучше ориентироваться в своем поведении и выполнять лучше свои обязанности, соблюдению моральных требований даже в отсутствии элемента принуждения. В христианской этике моральный долг определяется сверхестественными силами. В идеалистических системах долг понимается как нечто абстрактное вне реальных связей, как продукт сознания (как у И.Канта категорический императив). Профессия врача обязательно предполагает осознание долга, обусловленный особенностями его деятельности. Высший моральный долг врача – в бескорыстном служении больному.

Достоинство – этическая категория, выражающая моральную ценность человека, его отношение к самому себе и признание или непризнание обществом его личностной ценности. Достоинство – это форма самосознания и самоконтроля личности, способ понимания человеком своей ответственности по отношению к самому себе как моральное существо. Чувство достоинства не позволяют человеку совершать поступки не соответствующие его поведению, убеждению и в тоже время уважать достоинство других людей. Таким образом, достоинство способствует моральному совершенствованию личности. Общество, в свою очередь, обязана признать и обеспечить необходимые условия для проявления достоинства всех её членов. Достоинство есть важный аспект моральной и социальной свободы человека. Понимание этой категории было различным в зависимости от ступени развития общества и философско-этических доктрин. В религиозной этике достоинство и моральная ценность человека связаны с выполнением им определенных религиозных рекомендаций.

Счастье – понятие морального сознания, означающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенностиусловиями своего существования, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В его содержании переплетаются не только доминирующие социальные потребности, идеалы, но и цель, смысл жизни, мечты и повседневные желания личности. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отлтчие от неё означает не устремления личности, а исполнение этих устремлений. Счастье тесно связано со смыслом жизни – понятие присущее любой мировоззренческой системе, обозначающее назначение, цель жизнедеятельности людей. Оно определяется содержанием массовых представлений о путях достижения счастья, поисков идеалов.

 

 

20.5. Мораль как форма общественного сознания. Сущность и специфика морали

 

Мораль – это совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются люди в своем поведении, исходя из их представления о добре и зле, справедливости, долга, чести и т.д. Мораль – социальный феномен, форма общественного сознания и детерминирована общественным бытием. Каково бытие людей, их способ жизни – такова и их мораль. Цель морали в регламентации поведения людей в обществе, их отношения друг к другу, к коллективу, обществу в целом. В морали формируется социальный идеал к которому тяготеет общество. Но в различные исторические периоды содержание морали меняется в зависимости от образа жизни, социально-экономических условий, от господствующих ценностей в обществе.

Мораль есть бескорыстная деятельность, выполняется добровольно и держится на общественном мнении. В своей деятельности индивид руководствуется моралью тогда, когда нормы и принципы нравственности становятся для него внутренним убеждением, императивом. Нравственные императивы поддерживаются специфически психологическим механизмом – совестью и долгом. Совесть требует, чтобы мы в своей деятельности руководствовались добром и боролись со злом, а долг обязывает нас быть честными, выполнять взятые обязательства, уважать свою честь и достоинство.

Мораль представляет собой многостороннюю и всепроникающую деятельность. Она регулирует деятельность людей во всех общественных сферах – на производстве, в быту, семье, отдыхе, общественных местах. В тоже время она многофункциональна, способствует решению многих социально-исторических проблем, выполняет множество функций, среди которых: регулирующая, ориентирующая, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, мотивационная, коммуникативная, прогнозирующая. Все эти функции взаимно переплетаются, действуют совместно.

В структуре морали выделяем три компонента: моральные отношения, моральная деятельность и моральные взгляды и теории (или собственно моральное сознание). Моральная деятельность – это определенная сторона человеческой деятельности, которая называется ещё нравами. Сюда относится различные действия и поступки, навыки и стереотипы поведения. Моральные отношения являются разновидностью общественных отношений и образуют «скелет» поведения. Это существующие обычаи и традиции в обществе. В нравственных отношениях практически консолидируется определенные способы поведения. Моральные отношения и деятельность составляет объективную сторону морали. Моральное сознание есть субъективная сторона морали и выражается через совокупность нравственных чувств, убеждений, надежд, представления о долге, моральных и социальных идеалах. Отражая моральные отношения и деятельность, которые образуются объективно в процессе жизнедеятельности людей, моральное сознание формирует моральные принципы и требования. Последние носят нормативный характер, регулируют поведение людей в соответствии с определенными нормами. К моральному сознанию относится: нормы, правила, принципы, мотивы и мотивация, оценка и самооценка, ценностные ориентации, совесть и долг.

Моральные нормы – это элементы нравственного сознания, складывающиеся в нем в определенную систему взаимозависимости и соподчинения. Это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных ценностей, воплотившаяся с теми или иными вариациями и в индивидуальном сознании. В моральных нормах, как регуляторах общественной жизни, особенно отчетливо выступает их особое свойство – повелительность, императивность. Они что-то предписывают или запрещают (не кради, не лги и т.д.), проявляя себя как различные обычаи, традиции, нравы. Нормы определяют содержание моральных отношений и в тоже время указывают способ их реализации. В религиозном сознании моральные нормы выступают как заповеди.

Моральные принципы – это более общие нравственные требования, относящиеся ко всей линии поведения человека, так или иначе цементирующие в единое целое его моральное сознание и нравственные качества. Моральные принципы служат и соответствующими критериями морали. Различаютследующие моральные принципы: методологические (авторитаризм, волюнтаризм, конформизм, формализм), концептуальные (гуманизм, индивидуализм, коллективизм, патриотизм ) и собственно моральные принципы (альтруизм, аскетизм, гедонизм, утилитаризм, эпикуреизм и т.д.). В медицине специфическим принципом морали является «не навреди».

Способность нравственного сознания постоянно, в самых различных ситуациях направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности может быть охарактеризована как ценностная ориентация. Иными словами, это общая оценочно-императивная устремленность морального сознания, обеспечивающая единство его действия, целенаправленность регуляции поведения. Ценностная ориентация обеспечивает императивное единство всей структуры нравственного сознания и поведения личности.

Важными способами моральной регуляции поведения людей является мотивы и мотивация, оценка и самооценка. Мотив – это нравственно осознанное побуждение поведения, мотивация же – система определенным образом взаимосвязанных, мировоззренчески соподчиненных мотивов, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение им линии своего поведения. Мотивация – это оправдание поведения. Она позволяет личности не только сознательно регулировать свое поведение, но и осуществлять разумный самоконтроль за состоянием своего нравственного сознания, помогает личности в самовоспитании, в сохранении нравственной чистоты помыслов.

Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности (или целых коллективов, социальных общностей), их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства признательности, восхищения или неприязни, негодования. Самооценка – это самостоятельное, на свой страх и риск определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков, она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля. Мотив, оценка, самооценка представляют собой рациональные процедуры мышления, с помощью которых человек может представить себе нравственные последствия своего поведения и контролировать состояние своего внутреннего мира.

Литература

Апресян Р.Г. Природа морали. // Философские науки. 1991. № 12.

Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2000.

Марксистская этика. М., 1986.

Назаретян А. П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс. //Вопросы философии. 1992.№ 3.

Петрицкий В. А. Экологизация морали и этики. //Философские науки. 1990. № 5.

Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

Сократ, Платон, Аристотель, Сенека: Биографические очерки. М., 1995.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Teodor N.Ţîrdea, Berlinschi P.V., Popuşoi E.P. Filosofie – Etică – Medicină. Chişinău, 1997.

 

 

Глава 21. Нравственная культура

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 40033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.