Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ство воспитания i




тем видом деятельности, в котором фор­мируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью вооб­ражения, состоит в том, что у ребенка развиваются потреб­ность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло - кос­мическая ракета, плюшевый пингвинчик - отважный путе­шественник).

Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ре­бенок не просто примеряет к себе профессию и особеннос­ти чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не следует думать, что в любой игре приобрете­ния ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя - властно командует детьми, по­крикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, ис­пытываемые в играх «мамами», действия и способы обще­ния, в которых они упражняются, то станет ясно, как по- разному скажутся подобные игры на формировании харак­тера, отношения к окружающей жизни.

Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельно­сти: путем игры можно воспитать зверя, а можно - прекрас­ного человека, нужного обществу. В многочисленных пси­хологических и педагогических исследованиях убедитель­но доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрос­лых, чтобы игра стала его первой «школой», средством вос­питания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игруш­ка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руко­водстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, пра­вил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значе­ние для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сде­лать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Егору расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком - другое дело. Но кранов­щик - Алеша, а если он, Егор, выйдет из игры, то она нару­шится. Как быть?

Подобные нравственные коллизии часто возникают и в играх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: про­должать бегать или сесть на скамейку, где собрались дру­гие «осаленные» водящим дети?

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрыва­нии роли, при создании необходимых для игры игрушек- самоделок, элементов костюма. Понаблюдаем, насколько выразительнее речь, мимика, движения ребенка в игре, чем в повседневной жизни!

Таким образом, воспитательные возможности всех ви­дов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовы- вать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, про­сто неосторожным словом.

Задания

1. Понаблюдайте за одной игрой (любого вида) детей в той группе, где вы проходите практику. Определите воспитательные задачи, кото­рые ставились и решались в ней. Выскажите свое мнение, за счет чего (изменения содержания, правил, методики проведения игры; включе­ния нового материала, приобщения детей к его изготовлению и др.) мож­но было бы повысить ее воспитательно-образовательную нагрузку.

2. Повторите задачи эстетического воспитания дошкольников и самостоятельно определите роль игры в их решении.

Одним из положений педагогической теории игры явля­ется признание игры как формы организации жизни и дея- „, тельности детей дошкольного возраста.

гра как форма Первая попытка организовать жизнь де- организации Тей в форме игры принадлежала Ф. Фре-

жизни и деятель- белю Qh ра3работал систему игр, пре- ности лете и

м имущественно дидактических и подвиж­

ных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в дет­ском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К.Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного воз­раста, Н. К. Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспита­ния. Игра - для дошкольников - способ познания окру­жающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Круп­ской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» малень­кого ребенка игрой высказывал А.С.Макаренко. Сам он блестяще реализовал эту идею, работая с трудными подро­стками.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать про­исходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом про­цессе организующую функцию, воспитателю нужно хоро­шо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесооб­разно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь зас­тенчивого Сережу в подвижную игру; попросить Сашу объяснить новичку Диме игру «Танграм»).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые мож­но решать с ее помощью, уровня сформированности у де­тей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем - «ря­дового» партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в ту­пик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в го­сти издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет иг­рать белыми, а кто черными шашками, напомнит о существовании жеребьевки и т.д.

Однако, направляя игру в русло решения воспитатель­но-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность до­школьника. В игре ребенок обладает возможностью про­являть самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игруш­ки и предметы, партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра по­зволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно ис­пользовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигна­лу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, зами­рают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конф­ликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ма­лыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается спо­собным уступить игрушку, взять на себя не очень привле­кательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низ­ким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реаль­ных отношений у детей формируются (или не формиру­ются) качества «общественности» (А.П.Усова): способ­ность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнера­ми, подчиняться общественному мнению. Иными слова­ми, качества «общественности» позволяют ребенку успеш­но взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыка­ми общественного поведения. А.П.Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооцен­ки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования об­щественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчи­вые, агрессивные, мало активные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольни­ков без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельными, формировать умения, которые реаль­но обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В настоящее время во мно­гих дошкольных учреждениях складывается тенденция к ис­пользованию времени, отведенного на игры, для каких-либо занятий, репетиций, что недопустимо. В режиме дня обяза­тельно должно быть время (до утренней гимнастики, на про­гулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию «Научим новенького», где в роли новенького может выступать медве­жонок или кукла. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать. В форме игры проводятся многие занятия (занятие лепкой проводится в форме игры «Гончарная мастерская», для обобщения знаний о диких животных - игра-занятие «Экскурсия по зоопарку»), что повышает их эффективность.

Воспитательно-образовательные возможности игры воз­растают, если она органически соединена с каким-либо дру­гим видом деятельности. Наиболее целесообразно связы­вать игру с трудом, изобразительной и конструктивной де- ятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-дру­гому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью вос­питателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).

Уже в возрасте 2-3 лет детям прививают привычку под­держивать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл - убери игрушки на место», привлека­ют к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бе­режно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, сти­рают кукольную одежду, чистят мягкие игрушки.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Задания

1. Объясните значение понятий «качество общественности», «дет­ское общество». Докажите, что в игре складываются наиболее благо­приятные условия для формирования у дошкольников качеств обще­ственности.

2. Проанализируйте, насколько четко определено время и место игры в распорядке дня той группы дошкольного учреждения, где вы проходите практику. Путем хронометража выясните, как обстоит дело в реальности, на что уходит время, отведенное для игры.

Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непро­фессионала заметит, насколько разнообразны игры по сво- „, ему содержанию, степени самостоятель-

лассификации ности детей формам организации, игро-

JTPTf*K*IIY ИГТ!

А v вому материалу. В педагогике делались

неоднократные попытки изучить и описать каждый из ви­дов игры с учетом его функций в развитии детей, дать класси­фикацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педа­гогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи пер­вым среди педагогов, кто выдвинул положение о игре как особом средстве воспитания, в основу своей классифика­ции положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому зна­чению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвиж­ные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных фун­кций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охо­ту, ухаживание и др.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени са­мостоятельности и творчества детей в игре. Первоначаль­но к классификации детских игр по такому принципу подо­шел П.Ф, Лесгафт, позже его идея получила развитие в ра­ботах Н. К. Крупской.

П. Ф. Лесгафт считал, что дошкольный возраст - пери­од имитации новых впечатлений и их осознания посред­ством умственного труда. Стремление ребенка в первые 6- 7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию имитационные (подражательные), а по орга­низации - самостоятельные, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по фор­ме. Таким образом, П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвиж­ные (игры с правилами).

«Привязывание» П. Ф. Лесгафтом каждого вида игр к определенному возрасту может показаться несостоятель­ным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, в педагогическом процессе которого игры с правилами занимают достойное место, начиная уже с младших групп. Совсем иное положе­ние было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою клас­сификацию игры: в России было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры в основном начинались в школьном возрасте.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особен­ность - самостоятельный характер. Такое название сохра­нилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регули­рующих отношения между играющими, способы использо­вания игрового материала. Но эти правила, во-первых, оп­ределяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются прини­мать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, ди­дактические) дети проявляют творчество, придумывая но­вые варианты, используя новый игровой материал, соеди­няя несколько игр в одну и т. п. Например, в старшей груп­пе появилась новая игра - «Зоологическое лото». Ведущий поочередно открывает маленькие карточки и показывает их играющим. Через несколько дней кто-то из детей гово­рит: «Так играть неинтересно: посмотрел на картинку и нашел животное в своей карточке. Пусть ведущий просто называет животное, а не показывает карточку». Затем дети придумывают еще один вариант: ведущий говорит, где оби­тает животное и с какой буквы начинается его название. Таких усложнений может быть много, все зависит от фан­тазии играющих. Но неизменной остается направленность ребенка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.