Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в рыночной экономике. Рыночной экономике в целом присуща наиболее быстрая реакция в ответ на изменения условий экономической деятельности




Рыночной экономике в целом присуща наиболее быстрая реакция в ответ на изменения условий экономической деятельности, которая осуществляется через минимум информации в виде цен и издержек производства. Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; он обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей. При этом действия отдельных субъектов, направленные на оптимизацию лишь своего положения, одновременно служат и достижению общего блага.

В то же время с помощью рынка нельзя решить проблемы денежного обращения в стране, обеспечить охрану окружающей среды. Рынку присуще нестабильное (циклическое) развитие, он не застрахован от инфляции и монополистических тенденций. Рынок не обеспечивает самостоятельно производство товаров общественного пользования, воспроизводит существенное неравенство и др.

Ограниченность рыночного механизма, недостаточная эффективность решения с его помощью многих социально-экономических проблем делает необходимым вмешательство государства в экономическую жизнь. Такое вмешательство осуществляется через выполнение правительством ряда экономических функций. В современных смешанных экономиках основными экономическими функциями правительства являются следующие.

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы. Выполняя эту функцию, правительство выступает, с одной стороны, силой, которая определяет правила рыночной игры, а с другой стороны, силой, которая обеспечивает их выполнение. В эту функцию входит защита прав собственности; регулирование предпринимательской деятельности; законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями и производителями, между работодателями и наемными работниками; поддержание общественного порядка; организация денежного обращения и др.

2. Защита конкуренции. Защищая и усиливая конкуренцию как эффективный регулятор поведения бизнеса, правительство создает условия для нормальной работы рыночного механизма. Эта функция реализуется через проведение антимонопольной политики, контроль за уровнем безработицы и инфляции, внесение корректировок в колебания экономического цикла.

3. Перераспределение дохода. С точки зрения рынка справедливым является любой доход, полученный в результате участия в конкуренции - и очень высокий, и низкий, обрекающий на нищету. Существование значительного неравенства в доходах является острой социальной и политической проблемой, решение которой берет на себя правительство путем перераспределения доходов. Перераспределение доходов осуществляется через прогрессивную систему налогообложения, законодательное установление минимальных ставок оплаты труда, государственное регулирование некоторых рыночных цен, трансфертные платежи. Трансфертные платежи - это выплаты, которые не предполагают оказания какой-либо экономической услуги со стороны их получателей (например, пенсии, стипендии, пособия по безработице и т.п.).

4. Перераспределение ресурсов посредством регулирования внешних эффектов и принятия решений об объеме производства общественных товаров. Выполнение этой функции, как и предыдущей, обусловлено существованием в экономике проблем, недоступных для рынка вообще.

Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности внешние (побочные) эффекты, которые представляют изменения в благосостоянии субъектов, не обусловленные их действиями на рынке. Внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительные внешние эффекты приводят к выгодам третьих лиц, то есть лиц, не являющихся участниками рыночной сделки. Отрицательные внешние эффекты приводят к издержкам третьих лиц.

Внешние эффекты сопровождаются переливом ресурсов, что означает неполное отражение в кривых спроса и предложения всех издержек или выгод производства определенных благ. При издержках перелива ресурсы в производство данного товара поступают в чрезмерном количестве и равновесный объем производства выше оптимального. При выгодах перелива ресурсы поступают в производство данного товара в недостаточном количестве и равновесный объем производства ниже оптимального. Правительство берет на себя решение проблемы непропорционального распределения ресурсов при внешних эффектах. Оно поощряет производителей выгод перелива, например, предоставляя субсидии производителям или потребителям, и наказывает производителей издержек перелива, используя меры налоговой политики и законодательных ограничений.

Рынок хорошо удовлетворяет такие потребности, на которые можно установить цену, то есть потребности в чистых частных благах. Чистое частное благо – это такое, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В то же время рынок не в состоянии удовлетворить потребности, на которые цены не выставляются, но удовлетворение которых влияет на благосостояние всего общества. Блага, от потребления которых выигрывают все, несмотря на то, кто сколько за них платит, называются общественными благами (общественными товарами). Чистые общественные блага - это блага, неконкурентные в потреблении и неисключаемые из потребления (например, национальная оборона, обеспечение общественного порядка). Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Существуют также квазиобщественные блага (квази – почти) – это те, обеспечением которых занимается правительство при условии, что они приносят существенные выгоды обществу (например, здравоохранение, образование). Производством квазиобщественных благ или иначе исключаемых общественных благ могут заниматься и частные производители, но удовлетворить полную потребность в этих благах частный сектор не в состоянии.

  1. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса

Рынки обеспечивают обмен между продавцами и покупателями, в результате которого определяются цены и количество проданных благ. Для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, в микроэкономике исследуются спрос и предложение в условиях свободной (совершенной) конкуренции.

Спрос представляет платежеспособную потребность в товарах и услугах. Спрос можно также определить как количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене.

Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях, чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели желают и могут приобрести и наоборот. Прочие равные условия означают постоянство всех других факторов, влияющих на спрос.

Закон спроса является общим ожиданием, гипотезой, подтверждаемой в большинстве случаев. При аргументации закона спроса можно опираться:

- во-первых, на здравый смысл. Люди обычно покупают больше товара по низкой цене, чем по высокой;

- во-вторых, на закон убывающей предельной полезности. В соответствии с законом убывающей предельной полезности потребитель готов купить еще одну, дополнительную единицу товара, при условии уменьшения цены;

- в-третьих, на эффекты дохода и замещения.

Эффект дохода показывает, что при уменьшении цены на данный товар, потребитель может увеличивать его потребление, не изменяя объемы потребления других товаров, покупательная способность его дохода возрастает.

Эффект замещения показывает, что при уменьшении цены на данный товар, потребитель будет стремиться увеличить его потребление и сократить потребление аналогичного, более дорогого товара.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой и объемом спроса. Объем спроса (или иначе, величина спроса) – это то максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести по некоторой цене в данное время при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов, называется функцией спроса. Если все факторы, кроме цены товара, являются неизменными, то будем иметь функцию спроса от цены. Математическая формула функции спроса от цены имеет вид: Qd = f (P).

Функция спроса от цены может быть представлена также табличным и графическим способами. Рассмотрим табличное и графическое представление функции спроса от цены на условном примере.

 

Индивидуальный спрос на яблоки семьи Ивановых в неделю

Цена, р. за кг., (P) Объем спроса, кг., (Q)
P1 =50 Q1 = 2
P2 = 25 Q2 = 4
P3 = 10 Q3 = 7
P2 = 5 Q4 = 10

 

График, показывающий, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени, называется кривой спроса. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, она является убывающей.

Рис. Кривая спроса на яблоки

 

Изменение цены товара обусловливает изменение объема спроса (конкретного значения функции спроса) и соответствующее перемещение из одной точки в другую вдоль кривой спроса. Изменение всех прочих факторов (они называются неценовыми) ведет к изменению спроса (самой функции спроса) и сдвигу кривой спроса (рис. 4.2.) влево при уменьшении спроса (кривая D1) и вправо при увеличении спроса (кривая D2).

Рис. Изменение спроса

 

Основными неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются: вкусы, предпочтения потребителей; количество потребителей; доходы потребителей. Рост доходов увеличивает спрос на нормальные товары и вызывает падение спроса на «низшие товары»; цены других товаров. Рост цен на один товар-дополнитель ведет к снижение спроса на другой товар-дополнитель и наоборот; Рост цен на один товар-заменитель вызывает рост спроса на другой товар-заменитель и наоборот; ожидания потребителя.

 

  1. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения

Предложение - это количество товаров и услуг, которое продавцы желают и могут продать по определенной цене.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше количество предлагаемых товаров и услуг и наоборот. Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и объемом предложения.

Объем предложения (или иначе, величина предложения) – это то максимальное количество товара, которое продавец желает и может продать по некоторой цене в данное время при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Если все факторы, кроме цены товара, являются неизменными, то будем иметь функцию предложения от цены. Математическая формула функции предложения от цены имеет вид: Qs = f (P). Функция предложения, как и функция спроса от цены, может быть представлена также табличным и графическим способами.

Предложение котлет столовой ЛГТУ в день

Цена, р. за шт., (P) Объем предложения, шт., (Q)
P1 = 8 Q1 = 90
P2 = 7 Q2 = 70
P3 = 6 Q3 = 50
P4 = 5 Q4 = 30
P5 = 4 Q5 = 10

 

График, показывающий, какое количество товара может быть предложено по разным ценам в данный момент времени, называется кривой предложения (рис. 4.3.). Кривая предложения имеет положительный наклон, она является возрастающей.

Рис. Кривая предложения котлет

Изменение цены товара обусловливает изменение объема предложения (конкретного значения функции предложения) и соответствующее перемещение из одной точки в другую вдоль кривой предложения. Изменение всех прочих факторов (неценовых) ведет к изменению предложения (самой функции предложения) и сдвигу кривой предложения вправо при увеличении предложения (кривая S1) и влево при уменьшении предложения (кривая S2).

Основными неценовыми факторами, влияющими на предложение, являются: цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы уменьшает предложение при всех возможных рыночных ценах; технологии. Применение более совершенной технологии позволяет увеличить предложение при всех возможных рыночных ценах. Цены на ресурсы и технологии вместе характеризуют издержки производства; количество продавцов; налоги и субсидии. Действие налогов равнозначно увеличению цен на ресурсы. Субсидии – это налоги наоборот, они дают возможность расширить производство; цены других товаров; ожидания производителей.

9. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие

Сумма покупок при любой цене будет равна сумме продаж. Но это не означает, что рынок находится в равновесии при любом значении цены. Рыночное равновесие (equilibrium) существует, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых благ. Иначе говоря, рыночное равновесие – это ситуация, когда количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. Графическим представлением рыночного равновесия является точка пересечения кривых спроса и предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой (Pe), а объем продаж – равновесным объемом (Qe).

Рис. Спрос, предложение и рыночное равновесие

 

Данное равновесие при неизменности прочих факторов является устойчивым и единственным. При любой другой цене, отличной от Ре рынок является несбалансированным. Если реальная рыночная цена Р1 выше равновесной, то объем предложения больше объема спроса, возникает избыток предложения или перепроизводство. Если реальная рыночная цена Р2 ниже равновесной, то объем спроса больше объема предложения и при данной цене имеет место избыток спроса или дефицит..

Избыток предложения в первом случае и избыток спроса во втором случае будут давить на цену в сторону ее снижения или повышения, соответственно. При равновесной цене объемы спроса и предложения совпадут. Такой подход к описанию равновесия называется равновесием по Вальрасу. Равновесие по Маршаллу исходит из того, что равновесие складывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или наоборот. Превышение цены спроса над ценой предложения стимулирует продавцов увеличивать объем предложения, а превышение цены предложения над ценой спроса заставляет продавцов снижать объем предложения. При равновесном объеме цена спроса и предложения совпадут.

Кривая спроса задает потолок цен спроса, а кривая предложения – нижнюю границу цен предложения. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, и выше минимальной, которую готовы предложить фирмы, то в результате установления рыночного равновесия выигрывают и потребители и продавцы. Превышение суммы, которую готов заплатить потребитель над ценой, которую он фактически платит, называется излишком потребителя. Превышение цены над той суммой, по которой производители готовы поставить товар, называется излишком производителя.

Рис. Излишек потребителя, излишек производителя и издержки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.