Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феральные люди




Л



щество социальное. Социализация как бы рассказывает на индивиду­альном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллек­тивном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же эта­пы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволю­ции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биоло­гической эволюции. Ни один биологический вид не научился "сверты­вать" этапы своего развития. Благодаря социализации слабому челове­ческому детенышу не надо проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

Задание

1. В какой половине жизнипервой или второйчеловек ус­ваивает больше социальных ролей? А культурных норм?

2. Опишите роль языка в процессе социализации.

3. Кого природа наделила большим числом инстинктовчело­века или животного? Как вы думаете, инстинкты помогают или затрудняют социализацию?

Итак, мы рассмотрели процесс социализации и выяснили, что она представляет собой усвоение социальных ролей и культурных норм, начинающееся в младенчестве и кончающееся в старости. Выделим ключевые понятия:

Социализация Освоение ролей

Обучение нормам

Очень многое человек наследует не только от своих далеких живо­тных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и родителей родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспо­мощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символи­ческому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности чело­века очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Даже если все необходимое для социализации заложено в человеческих генах, тем не менее это лишь потенциальная возможность, лишь задатки, которые требуют для своей реализации определенных условий. Сказанное под­тверждается встречами с так называемыми феральными людьми.


Феральные люди — существа, выросшие в изоляции от людей и вос­питанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, не цивилизовавшихся людей называют еще "маугли" и "детьми джунглей". Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1 940 году. В Индии бы­ли обнаружены две девочки — восьмилетняя Камала и полуторогодо-валая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсиль­вании (США) обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутст­вовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найден­ные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде — мясу или молоку — они предва­рительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; де­ти испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. "Ма­угли" доказали, что оставленный на произвол судьбы человек переста­ет быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дрем­лющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут куль­турные "оковы". Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Задание

1. Можно ли заключить, что принюхивание к еде, страх перед огнем, облизывание зубовэто проявление "дремлющих при­родных сил" в человеке?

2. Какие природные качества заложены в человеке, какие инс­тинкты сохранились в нем?

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усво­ить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состо­ящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наслед­ство, биологическая предрасположенность к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести бе­седу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

Итак, феральные люди — продукт социальной изоляции человека.
Социальная среда играет решающую роль в превращении биологиче­
ского существа в общественное. Выделим ключевые термины:
Феральные люди Социальная изоляция


ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСТВА

Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Она пред­ставляет собой такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ре­бенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнару­живаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в це­лом нельзя.

Как вы думаете, почему?

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как на­чнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент со­циализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя мно­гие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, чтобы предаться углубленным размышлениям и со­зерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?

Таким образом, начальная социализация и продолженная — каче­ственно разные этапы. Социализация — кумулятивный процесс, в хо­де которого накапливаются социальные навыки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.