Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое социальный контроль




ЮНОСТЬ

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами (загляните в словарь английского языка или в другой источник и установите смысл термина). В этом воз­расте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определен­ные психологические сдвиги: возникает влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность (зачастую немотивированная), про­являются склонность к необдуманному риску и неумение оценить сте­пень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и само­стоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, не­признание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая


автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Среди ее негативных ха­рактеристик обычно выделяют три явления-символа: наркотики, секс и насилие. Подростковый период называют "трудным возрастом", "пе­реломным периодом". Его содержание заключается в изменении пове­денческих характеристик: от почти полного послушания, свойственно­го малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоян­ный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оцен­кам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет соци­альную среду и социальную символику "Я". Гипертрофированная са­мостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собст­венных оценок: для многих тинэйджеров "хорошо" и "правильно" толь­ко то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинэйд­жеров, который задан их возрастом;

несовпадением старого стиля родительства, ориентированно­го на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, задан­ных им психофизиологическим повзрослением;

противоречием между усилившейся ориентацией на самостоя­тельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведе­ния сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меня­ет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы. Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, распорядите-


ли, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще тре­буют социальной защиты и не выступают участниками правоотноше­ний. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собст­венниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут при­нимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйд­жеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заклю­чается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйдже-ров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослы­ми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными пробле­мами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это дела­ют взрослые. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьез­ности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алко­голизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие ти­нэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худ­шей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработи­цы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотреб­ление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается "невзрослым". Он не спо­собствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологи­ческой взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают считать детьми.

Задание

Проведите собственное расследование: какие обстоятельст­ва, черты поведения и образа жизни, характеризующие поло­жение современных тинэйджеров в России, упущены в данном параграфе. Используйте свой жизненный опыт и свои позна­ния.

Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие, тинэйджеров. Это и есть ключевое понятие.


ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

В зрелом возрасте ролевой конфликт (ролевое бесправие) преодо­левается. Психофизиологическое повзросление совпадает с социаль­ным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение пропорционально затраченным уси­лиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст в принципе характе­ризуется расцветом человеческой личности (хотя конкретные люди, конечно, различаются степенью своего личностного развития).

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало тру­довой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рож­дение детей.

Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затя­нуться — вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) — до 21 —23 лет, а может и ускориться — по причине раннего начала тру­довой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя гра­ница обозначена выходом на пенсию — мужчин в 60, а женщин в 55 лет.

Социологическим критерием разграничения двух периодов — мо­лодежного и зрелого — служит экономическая, социальная и полити­ческая самостоятельность. Но что считать проявлением такой само­стоятельности? Бывали времена, когда 20-летние юноши командовали армиями, занимались другими серьезными взрослыми делами, а сегод­ня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории — во время войн и револю­ций — молодежь быстрее достигает общественного признания, ее со­циальный статус растет благодаря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутирования. Напротив, в спокойные пе­риоды истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких пе­риодов социологи разработали набор критериев, которые позволяют определить соответствие молодого человека статусу взрослого. Он дол­жен:

— сам себя обеспечивать средствами существования;

— распоряжаться деньгами независимо от других;

— быть самостоятельным в выборе образа жизни;

— проживать независимо от родителей.


Задание

Проверьте на себе описанные выше критерии. В какой мере Вы им соответствуете? Можете ли Вы назвать себя взрослым? Как по Вашему мнению, приведенные критерии достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взрослым то­го, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в спи­ске выделить главные и неглавные критерии?

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молоде­жи в возрасте от 15 до 30 лет соответствуют четырем приведенным кри­териям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент рос­сийской молодежи, на Ваш взгляд, отвечает всем критериям?

Наряду с указанными критериями социологи пользуются и некото­рыми другими. Это, в частности: а) способность отвечать перед зако­ном, б) допуск к голосованию на выборах, в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым кри­терием взрослости. Семья — единственный агент социализации, ока­зывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и ста­тус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ре­бенок — объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек — субъект (по отношению к детям) и объект (по от­ношению к другому супругу) социализации одновременно. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей проте­кает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние — из объектов воспитания они становятся его субъектами. И на первых по­рах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью: молодоженам нередко приходится обращаться к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта — как пеленать и когда кормить малют­ку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказыва­ют социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распре­делении прав и обязанностей, лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация просходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнеру.


Взрослая жизнь — самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игро­вой, а в реальной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязан­ностей, потребностей и средств их удовлетворения. Выделим ключевые понятия:

Субъект социализации Объект социализации

Критерии взрослости

СТАРОСТЬ

Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность к выполнению социальных ролей и видов деятель­ности. С выходом на пенсию завершается активный период социали­зации. Пожилой человек перестал выполнять главнейшую функ­цию — быть производителем материальных ценностей. Из производи­теля он превратился в потребителя. Хотя старый человек зачастую та­кой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в от­личие от ребенка старик, как правило, не является главной целью жиз­ни для своих взрослых детей. Родители ищут эмоциональное удоволь­ствие прежде всего в общении с детьми, а в общении с пожилыми роди­телями они зачастую видят только обязанность. Старик — это чело­век, переставший служить и главной целью жизни, как ребенок, и средством жизни, как взрослый. Его положение в структуре семьи и в социальной жизни особое.

Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые соци­альные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе последних; по ведению домашнего хозяй­ства им зачастую оставляют простейшие функции (подмести пол, схо­дить в магазин), а принципиальные вопросы молодые оставляют за со­бой. В примитивном обществе старики знают больше молодых, а в по­стиндустриальном обществе — наоборот. Взрослые дети часто сбрасы­вают свое потомство на воспитание бабушкам и дедушкам. В одних случаях такое воспитание выражается в процессе передачи знаний и жизненной мудрости от старших к младшим. В других случаях стари­ков используют в качестве нянек и сиделок, приглядывающих за мало­летними отпрысками в отсутствие мам и пап.

Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений тру­дового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни,


а также отношения к работе как источнику доходов и морального удов­летворения, трудоспособности, круга общения и самооценки. Непри­вычный избыток свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают пожилого человека заново проходить процесс адаптации. Старение человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации, в результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах существования. Ощущение себя соци­альным иждивенцем вызывает у пожилого человека чувство социаль­ного унижения. Десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой воз­можности, предлагая ему "просто отдыхать". Невостребованная потребность, резкая смена ценностных ориентации и установок изме­няют личность. Процесс старения многократно усиливается под воз­действием психологического груза. Обостряются физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в традиционном обще­стве старые люди покидали насиженные места и уходили умирать в одиночестве, В современном обществе способом сделать переход к но­вому социальному положению менее болезненным Служит дополни­тельная работа пенсионеров в общественном производстве. Противоречивость социального положения пенсионеров в современном обществе заключается в следующем. За свою долгую трудовую жизнь пожилой человек дал обществу больше, чем реально получил в виде заработной платы. Поэтому его пенсия — это тот долг, который государство выплачивает за уже сделанный трудовой вклад.

Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность людей адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают: старики становятся ворчливее, раздраженнее и угрюмее. Но известно и другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний день жизни.

Задание

Сравните психологию поведения стариков и подростков. Что между ними общего? Кому в наибольшей мере свойственна агрессивность? Л одиночество и непонимание окружающих? Кто больше и кто меньше терпим к окружающим? Кто более суров в собственных оценках? Кто болезненнее реагирует на критические замечания в свой адрес и на непризнание? Кто ам­бициознее?

Прекращение работы и выход на пенсию нередко ведут к негатив­ным последствиям: вынужденное увеличение хозяйственных и быто-


вых нагрузок, материальная зависимость от родственников, уменьше­ние авторитета и престижа, чувство изолированности, боязнь одиноче­ства. Образ жизни и досуг становятся пассивными (сидение на лавочке у дома или в сквере, неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач больше прежнего), малоподвижными и одно­образными.

Задание

Понаблюдайте за своими престарелыми или пожилыми родственниками. Какие негативные изменения в их образе жиз­ни вы можете отметить? Есть ли таковые вообще или это не­типичная черта? А как проводят досуг ваши родственники на склоне лет? Типично ли их поведение для других?

Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают потому, что у стариков часто теряется то, что свойственно другим.возрастным группам, — исчезают жизненные планы. Жизнен­ный план — идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служат предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизнен­ные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных жела­ний, в зрелом — более или менее четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.

Благодаря жизненным планам социализация из стихийного и не­управляемого процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый индивид сверяет с поставленной целью то, что он реально достиг, и вносит необходимые поправки. Но пожилой человек подобного уже сделать не может — впереди у него нет необходимого за­паса времени и сил. Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет ни то­го, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятель­ности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.

Дополнительная информация

Неудачи социализации пожилых людей

Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково. Примером второго является современное американское общество. Оказывается, оно не способно эффективно подготовить людей к смене жизненных циклов. Рядовые американцы не готовы решать проблемы, с которыми они сталкиваются в юно­сти. Средства массовой информации буквально навязывают своей аудитории ценности сексуального удовлетворения и денежного успе-


ха. Но юноши, несмотря на физическую готовность добиваться то­го и другого, имеют ограниченный доступ к ним.

К сожалению, и взрослые сталкиваются с неменьшими трудностями, особенно в возрасте от 40 до 50. Американок учат вы­глядеть как в молодости и быть добродетельными матерями. Но когда молодость уходит, а выросшие дети покидают семейное гнез­дышко, женщины чувствуют себя опустошенными, никому не нуж­ными. Американцев социализируют с ориентацией на ценности профессионального и денежного успеха, но мужчина, не достигший подобных целей чуть после 40, ощущает полную обреченность: кредо неудачника разрушает психологический комфорт и Я-концепцию.

Но наибольший провал социализации ждет американцев, пожалуй, в конце жизненного пути. Их не готовят к восприятию старости и смерти. Доиндустриальное общество ориентировано скорее в сторону старости, нежели юности. Пожилых уважали за их мудрость, а в семье для них было приготовлено самое почетное мес­то. В современном обществе их знания кажутся архаичными, ав­торитетнизложенным, а сами ониненужными своим детям. Самое лучшее, что они могут сделать,это не быть обузой. Не столько общество отвергло пожилых, сколько исчезли социальные роли, некогда выполнявшиеся ими. Они страдают даже не от есте­ственного процесса старения, а от изоляции, отчуждения и непони­мания.

Понятия "социализация к смерти" вообще не существует в США. В доиндустриальном обществе смертьобъект табу. Мы стараемся не говорить о ней вовсе или употреблять эвфемизмы ти­па "жизнь прошла'. Мы изгоняем смерть из повседневностистариков отсылаем в дома престарелых и больницы. Вопреки сло­жившейся практике социологи свидетельствуют: смерть переживается гораздо лучше, если она открыта обсуждению, если людей готовят к ней заранее.

Адаптировано по источнику: Robertson I. Sociology.N. Y., 1977.

Вопросы к главе

1. Что такое социализация?

2. Какие этапы она проходит?

3. Кого называют агентами социализации?

4. В чем выражаются социальные и биологические предпосылки детства?

5. Что такое ролевое бесправие тинэйджеров?

6. В чем особенности зрелого возраста?

7. Как вы объясните трудности адаптации в старости, можно ли их преодолеть или облегчить?


Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социализацию мы представляем как процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Мы также не могли не заметить, что социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуаль­ный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осущест­вляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Когда мы говорили о социальном прогрессе и рассматривали развитие общества, то концентрировали внимание на изменениях, ин­новациях, привнесении нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если это старое' заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важ­ное. Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедея­тельность общества. Переселившись на новое место, народ переносил с собой не памятники материальной культуры, а знания, обычаи, нормы и традиции. А памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.

Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социаль­ный контроль. Он представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции. Нормы — это предписания того, как надо правильно себя ве­сти в обществе. Санкции — средства поощрения или наказания, стиму­лирующие людей соблюдать социальные нормы.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает сообщество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется. О ценностях мы уже говорили, но в специальном значе­нии — как об элементах культуры. И это правильно. Но сейчас речь пойдет о социальных нормах, поэтому ценности придется рассматривать более широко. Даже общераспространенные привычки

/■


соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой пла­ток, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний. Социальные предписания — запреты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (ус­тной или письменной, формальной или неформальной).

Задание

Определите, являются ли коллективными предписания-требования, которые родители иногда предъявляют своим де­тям, а именно: а) не пачкать одежду, б) бережно относиться к электроэнергии, в) пропускать вперед старших и женщин, г) не давать деньги в долг тому, кто их не может вернуть, д) переходить улицу в положенном месте, е) считать сдачу, ко­торую дает продавец, ж) не обманывать родителей.

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице.
Он "штрафует" тех, кто неправильно "переходит улицу". Если бы не
было социального контроля, люди могли делать все, что им забла­
горассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбеж­
но возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, об­
щественный хаос. Социальный контроль выполняет функцию кон­
серватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать
традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.
Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником
прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению обще­
ства. Это — задача других общественных учреждений. Социальный
контроль — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или
ослабление ведут к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.
Итак, мы затронули одно из важнейших понятий социологии и вы­
яснили, что социальный контроль выполняет охранительную функ­
цию и стабилизирует общество. Выделим ключевые термины:
Социальный контроль Социальные нормы

Санкции Ценности

Социальные предписания Охранительная функция




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.