Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговые концепции




Тема 1.Теоретические аспекты маркетинга.

Существует множество предположений по вопросу истории зарожде­ния маркетинга, и все-таки родиной современного маркетинга принято считать США, а временем его рождения - начало XX века.

По определению известного специалиста в области маркетинга ф. Котлера, «маркетинг есть социальный и управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей приобретают то, в чем нуждаются и что хотят получить, обмениваясь с другими создан­ными продуктами и ценностями».

Анализируя множество определений маркетинга, можно сделать вывод, что философия маркетинга заключается в концентрации пред­принимательской деятельности вокруг потребителя, в непрерывном процессе выявления и удовлетворения нужд и желаний потребителей.

Концепция совершенствования производства основана на утверж­дении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство пред­приятия должно сосредоточить свои усилия на повышении эффектив­ности производства. Ориентация на производство проявляется в том, что руководство концентрируется на затратах, т.е. старается добиться экономии на масштабах за счет производства ограниченного ассорти­мента товаров с минимальными затратами. Данная концепция явля­ется достаточно плодотворной в ситуации «рынка продавца».

Концепция совершенствования товара исходит из того, что по­требители будут склонны к покупке товаров, обладающих высоким качеством, лучшими эксплутационными свойствами и характеристи­ками, для достижения чего должна проводиться работа предприятия по постоянному их совершенствованию. Концепция характеризуется концентрацией усилий на производстве высококачественных товаров или услуг в попытке завоевать покупателей путем предложения са­мых лучших товаров в своей категории. Проблематично использова­ние данной концепции в случае взаимозаменяемости различных ти­пов изделий.

Концепция интенсификации коммерческих усилий базирует­ся на идее, что потребители не будут покупать товары предприятия-производителя в достаточных количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция применяется к товарам пассивного спроса и в сфере некоммерческой деятельности. Многие предприятия используют эту концепцию, ког­да начинают испытывать трудности со сбытом. Цель их деятельно­сти — продажа произведенных товаров, а не производство продук­ции, в которой нуждается рынок.

Концепция маркетинга основана на определении и удовлетво­рении запросов потребителей более эффективно по сравнению с кон­курентами, в результате чего фирма получает прибыль.

Основой концепции маркетинга являются следующие состав­ляющие: целевой рынок; потребительские нужды; интегрированный мар­кетинг как двусторонняя система, включающая внешний маркетинг, направленный на координацию всех маркетинговых функций с точки зрения клиента, и внутренний, требующий согласования работы всех отделов компании с точки зрения сотрудников; рентабельность.

Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы тео­рии суверенитета потребителя. Некоторые фирмы считают, что ре­зультатом изучения потребителей должно быть не только выявление реальных, но и формирование потенциальных нужд, о которых люди не задумываются, но на возможность удовлетворения которых с эн­тузиазмом откликаются. В этих случаях используется творческий маркетинг.

Концепция просвещенного маркетинга как явление самого по­следнего периода базируется на идее, что маркетинг должен поддер­живать оптимальное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе, основываясь на следующих принципах: ориентация на потребителя, маркетинг ценностных достоинств товара, мар­кетинг с осознанием своей миссии, социально-этический (ответст­венный) маркетинг.

Социально-этический (социально-ориетированный маркетинг) маркетинг предполагает, что организация должна не только выявить и эффективнее, чем конкуренты, удовлет­ворить потребности целевых рынков, но также поддерживать и укреп­лять благосостояние отдельных потребителей и общества в целом. Данная концепция требует сбалансированности в рамках политики маркетинга таких факторов, как прибыль фирмы, покупательские по­требности, интересы общества.

Предприятия, взявшие за основу своей деятельности концепции маркетинга и социально-ответственного маркетинга, стремятся пред­лагать рынку не просто основной товар, а продукт, обладающий высо­кой потребительской ценностью.

Потребительскую ценность можно представить в виде разницы между воспринимаемыми выгодами (преимущества товара, уровень обслуживания, имиджа и т.д.) и воспринимаемыми затратами (денеж­ные расходы, временные и психологические затраты).

Концепция стратегического маркетинга, основанная на раз­граничении понятий стратегического маркетинга, включающего ана­лиз микро- и макросреды, потребителей, конкурентоспособности, ас­сортимента и выбор стратегии бизнеса, и операционного маркетинга как инструмента реализации выбранной стратегии для разработки маркетинговой программы.

Концепция маркетинга отношений базируется на том, что пред­приятие должно ориентироваться в своей деятельности на создание и расширение прочных взаимовыгодных отношений с потребителями или другими заинтересованными лицами (поставщиками, контактны­ми аудиториями, посредниками и т.д.). Результатом такого подхода является увеличение вероятности будущих сделок с одними и теми же потребителями.

Концепция максимаркетинга предполагает, что управление маркетингом нацелено на максимальное повышение торгового оборо­та и прибылей путем разработки маркетинговой стратегии, ориентированной на четкое определение целевого рынка и интенсивного рас­пределения.

Концепция мегамаркетинга предполагает координацию всех усилий фирмы, направленных на установление сотрудничества с по­литиками (политическими партиями) для выхода на определенный рынок и (или) работы на нем.

Этапы развития маркетинга можно условно свести к сле­дующим:

1. 1860—1930 гг. — товарная ориентация характеризу­ющаяся значительным превышением спроса над предложе­нием при достаточно низкой конкуренции. В результате изменение качества товаров и услуг осуществлялось без достаточного учета потребностей, желаний и вкусов потре­бителей. В этот период философия высшего руководства компаний выражается словами Г. Форда: «Мы можем дать покупателям машину любого цвета, но при условии, что этот цвет — черный», а не словами: «Мы управляем не фир­мой, а организацией, удовлетворяющей потребности потре­бителей».

2. 1930—1950 гг. — сбытовая ориентация, имела место при активизации конкурентной борьбы, ее обострении на рынке. Вместе с тем наблюдался значительный объем не­удовлетворенного спроса, который стимулировался различ­ными методами, в том числе и рассрочкой платежа — «кре­дитные продажи». Характерным для данного этапа явля­ется расширение рекламных воздействий на потребителя, внедрение стимуляторов продаж.

3. 1950—1960 гг. — рыночная ориентация, т.е. выделе­ние товаров, пользующихся активным спросом у потреби­телей за счет высокого качества и привлекательности ис­полнения, и достижение за счет этого высокого уровня продаж. Основная характеристика этапа — формирование рынка покупателя, расширение ассортимента товарных групп, насыщение рынка товарами. При этом выделение товаров с высокой потребительной стоимостью происходи­ло, как правило, без достаточных маркетинговых исследо­ваний и анализа спроса.

1960 —по настоящее время - маркетинговое управление процес­сом производства ипродаж продукции. Для этого периода характерны: переход к перспективным планам деятельнос­ти предприятий на рынке в средне- и долгосрочном времен­ном периоде (10—15 лет); системность и целенаправленность в исследовании рынка и его составных элементов; использо­вание комплексных методов формирования и планирования спроса; расширение усилий по стимулированию сбыта; развитие индивидуального маркетинга, уменьшение жизненно­го цикла товаров и услуг, ориентация на рыночную новизну товара, более тщательный анализ групп потребителей, рас­ширение сферы деятельности фирм на рынке услуг.

Каждому этапу эволюции маркетинга соответствуют определенные управленческие концепции маркетинговой деятельности, возникающие в различные периоды развития экономики как ответ на социальные, эко­номические и политические перемены, происшедшие в течение века.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.