Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы конкуренции




Тема 6.Маркетинг и конкуренция.

Конкуренция (состязательность) предполагает соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересо­ванными в достижении одной и той же цели.

Конкуренция представляет собой экономический процесс взаи­мосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоева­ние преимуществ в сбыте своей продукции.

Предприятия, работающие на рынке, ставят цель — привлечь внима­ние и побудить потребителя к покупке своего товара, соперничая при этом с другими производителями. Однако рассматривать в качестве конку­рентов только фирмы, производящие идентичный товар, было бы неверно.

В практике маркетинга конкурентов компании рассматривают с отраслевой и рыночной точек зрения.

Отрасль составляют фирмы, производящие продукт или группу продуктов, близких по их назначению.

Совершенная конкуренция

В зависимости от ситуации на рынке различают совершенную (свободную, чистую) и несовершенную конкуренцию.Совершенная конкуренция - это ничем неограниченная конкуренция, возникающая тогда, когда на рынке действует неограниченное число предприятий, продающих идентичные (однородные, стандартизированные) товары. При этом предприятия находятся в схожих конкурентных условиях и конкурируют преимущественно ценовыми методами.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция предприятий в ситуации, когда одно из них или несколько занимают господствующее положение на рынке. Получается, что такие предприятия оказываются как бы вне конкуренции, по крайней мере имеет место неравенство условий конкуренции.

По числу участников конкурентной борьбы различают три разновидности несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополистическая и монополия.

Основными характерными чертами совершенной конкуренции являются:

1. Множество независимых предприятий-производителей продукции. Каждое из них контролирует малую долю общего отраслевого рынка. Чем меньше влияние отдельных предприятий на рынок своей продукции, тем более свободным и конкурентным считается данный рынок.

2. Товар должен быть однородным (стандартизированным) с точки зрения его потребителей.

3. Вход в отрасль и выход из нее - свободные, входные и выходные барьеры отсутствуют вообще.

4. Информированность товаропроизводителей обо всех участниках рынка, информация - достоверная.

5. Поведение всех субъектов рынка исключает в любой форме сговор или какие-либо другие дружественные действия. При этом каждый субъект рынка отстаивает свои собственные интересы.

Несовершенная конкуренция имеет место в ситуации, когда нарушается одно или несколько условий свободной конкуренции. В зависимости от количества подобных нарушений возникают различные виды несовершенной конкуренции (рис. 3).

Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда на рынке:

1. По каждому виду продукции конкурирует относительно большое число предприятий.

2. Предлагается на продажу дифференцированная продукция. В этих условиях при данной цене потребителю в определенной степени безразлично, у какого продавца покупать товар. В условиях дифференциации продукции различных продавцов имеются серьезные основания для неценовой конкуренции. При продаже однородной продукции преобладает ценовая конкуренция.

3. Могут достаточно свободно входить в отрасль любые новые предприятия. Выходные и входные отраслевые барьеры преодолеваются без большого напряжения.

4. Любое предприятие продает и покупает незначительную часть производимой в отрасли продукции. Снижение или рост предложения и спроса каждого отдельного предприятия в отдельности не будет отражаться в значительной степени на общеотраслевом предложении или спросе. Как правило, такое влияние не затрагивает величину цен на товары. В описанной ситуации, как и в случае совершенной конкуренции, сговор по ценам и другим вопросам между предприятиями практически осуществить невозможно.

Если на отраслевой рынок выходит относительно небольшое количество продавцов (более одного), то на рынке осуществляется олигополистическая конкуренция. Понятно, что в этом случае предприятия-олигополисты имеют возможность согласовывать свои позиции на рынке, координировать стратегии своего развития.

Олигополия может быть охарактеризована следующими основными признаками:

1. Относительно небольшое число предприятий, конкурирующих между собой. При наличии только двух предприятий возникает конкуренция, которую принято называть дуополией.

2. Возможность продажи однородных и дифференцированных товаров. При продаже однородных товаров имеет место однородная олигополия. Такая ситуация встречается в базовых отраслях экономики: предприятия по производству стали, цемента, каменного угля, зерна и др. Типичной при этом становится ценовая конкуренция.

3. Преобладание при продаже дифференцированной продукции неценовой конкуренции.

4. Затрудненный вход на отраслевой олигополистический рынок из-за высокой конкурентоспособности действующих крупных предприятий. Кроме того, как правило, эти предприятия применяют все возможные способы противодействия новым предприятиям, пытающимся «прорваться» на отраслевой рынок. В целом можно считать, что олигополия возникает в тех отраслях, в которых входные барьеры являются высокими.

5. Жесткий контроль над ценами со стороны предприятий-олигополистов. В условиях олигополии субъекты рынка могут вести себя неоднозначно. Они, например, могут не учитывать поведения своих конкурентов. Но могут и прогнозировать его, учитывать в своей деятельности, заключать с конкурентами соглашения, вступать в прямой сговор. Сговор олигополистов принято называть тайной олигополией. В некоторых случаях одно очень крупное предприятие может контролировать до 80% отраслевого рынка.

Третьей разновидностью несовершенной конкуренции является чистая монополия. Такая конкуренция предполагает, что в отрасли есть только один продавец, контролирующий весь отраслевой рынок, лавными признаками чистой монополии являются:

1. Существование на отраслевом рынке одного продавца товара определенного вида. В таком положении находятся, например, предприятия, производящие товары и услуги общественного пользования: воду, газ, электричество, услуги телефонной связи, коммунальные услуги и т. д.

2. Уникальность продукции и отсутствие ее заменителей. Для потребителя это означает отсутствие какой-либо приемлемой альтернативы покупке товара чистого монополиста. Потребитель вынужден будет решать вопрос: покупать или не покупать товар монополиста. Не исключено, что ему придется обходиться без такого товара.

3. Фактическое отсутствие конкуренции, т. к. продавец на рынке один. Его продукция является уникальной и ни в какой рекламе не нуждается. И все- хаки опасность конкуренции для чистого монополиста остается. Заключается она в возможности появления новых производителей монополизированной продукции. Никакие высокие барьеры не могут полностью защитить чистого монополиста от появления новых конкурентов, отечественных или зарубежных. Более того, непрерывное развитие науки и техники может привести к возникновению новых предпринимательских идей, новых проектно-конструкторских разработок, новых технологий. Это и приведет к появлению новых конкурентов в отрасли, к производству товаров-заменителей.

4. Сложность проникновения новых конкурентов на монополизированный рынок. Монополисты пытаются его попросту блокировать. И тем не менее входные барьеры не могут носить абсолютный характер. Высота и прочность входных отраслевых барьеров зависят от вида чистых монополий.

Существует три вида чистых монополий: закрытая, открытая, естественная. Закрытая монополия защищена от конкуренции юридическими законами. Открытая монополия возникает в тех случаях, когда одно предприятие, по крайней мере, на некоторое время остается единственным продавцом товара, юридической защиты от конкуренции не имеет. Естественная монополия предопределяется возможностью экономить на масштабах производства. Средние издержки производства становятся минимальными только в том случае, когда весь отраслевой рынок обеспечивает только одно предприятие - чистый монополист.

5. Высокий уровень контроля над ценообразованием продукции. Чистый монополист сам устанавливает уровень цены на свой товар. Это вполне объяснимо, так как он сам производит свой товар и сам контролирует отраслевой рынок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.