Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренты. Успех предприятия на рынке в значительной степени зависит от того, имеет ли предприятие преимущества по сравнению с конкурентами




Успех предприятия на рынке в значительной степени зависит от того, имеет ли предприятие преимущества по сравнению с конкурентами. Даже если продукция предприятия лучше с точки зрения потребностей людей, это еще не означает автоматического достижения успеха. Многое зависит от того, удалось ли предприятию выиграть конкурентную борьбу за поставщиков, завоевать каналы сбыта, убедить потребителя в преимуществах своего товара, обеспечить необходимое финансирование разработок, опередить конкурентов по времени освоения и поставки, обеспечить патентную защиту своих товаров и марок. В 80-х годах конкуренция и конкурентные преимущества стали ключевым звеном маркетинга западных производителей. Во многом это было связано с насыщением рынков, сложностями с созданием новых продуктов. В этих условиях зачастую единственной возможностью роста предприятия является увеличение своей доли рынка, что автоматически ведет к ужесточению конкурентной борьбы.

 

3.6.1. Понятие и виды конкуренции

 

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

С другой стороны, конкуренция - это взаимодействие экономических субъектов, цели которых находятся в противоречии и ресурсы которых достаточны для противодействия противнику.

В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

- желания-конкуренты (этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств);

- функциональная конкуренция (этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами);

- межфирменная конкуренция (это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности);

- межтоварная конкуренция (конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет из себя частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора).

В обыденном понимании к конкурентам предприятия относятся юридические и физические лица, производящие сопоставимую (взаимозаменяемую) продукцию, обычно предприятия одной отрасли или подотрасли. К конкурентам предприятия в широком смысле слова можно отнести совокупность юридических и физических лиц, для которых характерно наличие целей, противоречащих целям предприятия и наличие достаточных для ведения конкурентной борьбы ресурсов (см. раздел о потенциале предприятия). Данное понимание отражено в модели пяти конкурирующих сил М.Портера. М.Портер выделяет конкуренцию:

- со стороны предприятий отрасли (внутриотраслевая конкуренция);

- со стороны потребителей;

- со стороны поставщиков;

- со стороны производителей товаров- заменителей;

- со стороны потенциальных новых конкурентов.

Каждый из этих субъектов способен, имея достаточную рыночную мощь, нанести ущерб интересам предприятия (например, диктат цен со стороны поставщиков- монополистов). В то же время в реальных рыночных взаимоотношениях борьба сочетается с сотрудничеством и нейтралитетом.

3.6.2. Типы рынков по структуре конкуренции.

Чистая или совершенная конкуренция.

Этот вид конкуренции характеризуется большим количеством покупателей и продавцов на рынке, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной силой, чтобы повлиять на цену товара на рынке. Товары на таком рынке имеют четко определенные характеристики, не различимы по качеству, взаимозаменяемы и продаются по ценам, которые определяются только соотношением спроса и предложения. При чистой конкуренции основной детерминантой является игра спроса и предложения. Для фирмы важной переменной является цена и предлагаемое количество.

Олигополия.

Число конкурентов мало или несколько фирм доминируют на рынке, создавая сильную взаимозависимость. На таких рынках каждая фирма знакома с действующими силами и маневры любого конкурента ощущаются остальными фирмами. Результат стратегического маневра зависит от того, будут ли на него реагировать конкуренты. Сила реактивной позиции измеряется эластичностью реакции.

Монополистическая или несовершенная конкуренция

Конкуренты многочисленны и их силы уравновешенны, но их товары дифференцированны. Таким образом монополистическая конкуренция проистекает из стратегии дифференцирования. В это случае основными задачами маркетинговой политики будут: реализация эффекта экономии на масштабах производства, исключение лишних расходов, интеграция “проектирование - производство - реализация продукции”, специализация на конкретном типе товаров, специализация на заказе потребителя, активные действия на региональном рынке.

Монополия.

На таком рынке идет конкуренция за сохранение доминирующего положения на рынке. Приоритетными направлениями маркетинговой политики будут следующие: повышение входных барьеров в отрасль, конкуренция с нововведениями в смежных отраслях, противодействие товарам- заменителям, конкуренция с импортной продукцией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.