Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип наглядности




Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности в обучении требует осознан­ного усвоения знаний в процессе.активной познавательной и практи­ческой деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное от­ношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит 9т ряда условий и факторов: мо­тивов обучения, уровня и характера познавательной активности, орга­низации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и прак­тическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, уме­ний и навыков.

В основе данного принципа лежат закономерности: ценность челове­ческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной ум­ственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:

• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоя­щей работы;

• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

• применять наглядные пособия, использовать технические средства;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

 

• использовать активные и интенсивные методы обучения;

• логически увязывать неизвестное с известным;

• учить учащихся находить причинно-следственные связи;

• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидакти­ческом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосред­ственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слы­шимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; до­ступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явле­ния можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».

И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение нагляд­ности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушин­ский раскрыл значение' наглядных ощущений для развития речи обучае­мых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и нагляд­ности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обу­чения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изу­чаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за про­исходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в есте­ственных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности служат:

натуральные объекты: растения, животные, природные и производ­ственные объекты, труд людей и самих учащихся;

объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафиль­мы, рисунки;

символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, те­левизионные передачи, компьютерная техника;

самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, зна­ния приобретают личностный смысл

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрываю­щих применение принципа наглядности:

• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и яв­лений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

• лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

• то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;

• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;

' не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучае­мых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мыш­ление;

• наглядность использовать не только для подтверждения достоверно­сти изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

• по мере взросления детей необходимо больше использовать симво­лической наглядности взамен предметной;

• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмер­ное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;

• наглядность должна эстетически воспитывать;

• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообраз­ных средств наглядности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.