Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля как форма активности личности. Волевые качества личности




Умения

I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

III Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие психические процессы Вы знаете?

2.Чем ощущение отличается от восприятия?

3.Какова роль воображения в жизнедеятельности человека?

4. В чем состоит взаимосвязь речи и мышления?

5. Как использовать основные характеристики памяти при работе с большим объемом информации?

IVЛитература

1.Козубовский В.М. Общая психология: Конспект лекций.Мн., 2001

2.Лобанов А.П. Познание и самопознание личности. Витебск, 1997.

2.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.

3.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И.рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.Введение в практическую социальную психологию. М.: 2002.

4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2004

Тема 3. Психические состояния

результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- основные характеристики психических состояний;

- принципы взаимодействия состояний;

- анализировать причины возникновения состояний;

- прогнозировать возникновение специфических состояний (аффекта, фрустрации и т.д.);

II Академический текст.

План

1. Эмоциональные явления.

2. Воля как форма активности личности. Волевые качества личности.

.

1.Эмоциональные явления.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект – сильное, бурное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека.

Собственно эмоции, в отличие от аффекта - более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вспоминаемые.

Чувства – еще более устойчивые, чем эмоции, психические состояния. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются - стеническими, вторые – астеническими.

Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно действовать в сложившейся ситуации.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Фрустрация – это невозможность удовлетворения потребности (хочется, но нельзя, невозможно достичь)

Агрессия (враждебность)- наиболее распространенная реакция на фрустрацию- поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.Агрессия может быть

ü прямая (ругаться, драться), косвенная (насмешка, критика),

ü непосредственная (в текущее время) или отсроченная,

ü м.б. направлена на другого или на себя самого, аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до самоубийства).

Фрустрация и агрессия может возникать от социального сравнения («мне дали меньше, чем другим», «меня любят меньше, чем других»). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека, либо формируя комплекс неполноценности (агрессия на себя самого) и, в конечном счете, агрессия выплескивается не на виновника фрустрации (т.к. он сильнее вас, он может вас фрустрировать), а тех, кто «послабее» (хотя они ни в чем не виноваты), либо на тех слабых, кого в данный момент назвали «врагом».

Для создания оптимального состояния нужны:

1. Правильная оценка значимости события

2. Достаточная информированность по данному вопросу

3. Полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить не благоприятное решение. В случае поражения переоценить значимость ситуации по типу «не очень-то и хотелось» понижения значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к новому штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно, в глубокой древности, на Востоке, люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы преодолеть то, что я не могу пережить, пережить то, что я не могу преодолеть, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Когда человек находиться в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бесполезно, нужно помочь ему разрядить эмоцию, дать эму выговориться до конца. После этого его возбуждение снижается и появляется возможность успокоить и разъяснить ему что-либо. Чтобы быстрее нормализовать своё состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку и использовать методы релаксации. Важный способ снятия психического напряжения – это активизации чувства юмора, умение рассмеяться в трудной ситуации, т к. смех приводит к падению тревожности и релаксации мышц человека.

Важной характеристикой характера является воля – свойство состояния человека, которое проявляется в способности сознательно управлять своей психикой поступками. Появляется в преодолении преград, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать сознанием дела».

Сила воли может возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций и 2) сложного противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Волевые качества личности:

1. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего – в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманные действия, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

2. Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.. Различают целеустремленность

а) стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами,

б) оперативную – умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процесс исполнения.

Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда едут, за что борются.

3. Инициативность - заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека целей. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Инициативность тесно связанна с самостоятельностью. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и исходя из нее, ставят цель.

Инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли – решительностью. Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, и в выборе правильных действий, и в выборе адекватных средств достижения цели.

4. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность.

5. Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоко вероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Положительным волевым качеством является принципиальность его действий, выражающаяся в том, что все поступки вытекают из одного руководящего принципа, которому он подчиняет все побочное, второстепенное.

6. Старательность – это стремление выполнять какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя и т.п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредотачивается на работе, прилагает волевые усилия.

7. Энергичность – способность быстро поднимать активность до необходимого уровня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.