Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демокрит




В счастье и прибежище в несчастье

Воспитание есть украшение

ВОСПИТАНИЕ

В книге проводится анализ ценностно-мотивационной сферы, описываются интересы и потребности современных детей и подростков на материалах анализа их опроса, содержатся диагностические методики.

В книге представлены наиболее значимые произведения выдающегося отечественного психолога Лидии Ивановны Божович. Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, условия и закономерности ее формирования.

Интересы и потребности современных детей и подростков: Методическое пособие для детей и подростков/ Под ред. Н.Ю.Синягиной. - СПб.: КАРО, 2007.

Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

В своей книге профессор Игорь Семенович Кон рассматривает данные наук о человеке – психологии, социологии, истории, этнографии, которые посвящены следующим вопросам: Что такое человеческое «Я»? Как формируется и изменяется структура и содержание индивидуального самосознания в истории культуры и в процессе развития личности? Может ли человек объективно познавать и «сделать» самого себя? Саморегуляция или самообман?

Соловейчик С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей.- М.: Дет. лит., 1989.

Книга о семейном воспитании детей и подростков, об одной из самых сокровенных тайн человечества – о том, как зарождаются и укрепляются в ребенке высшие нравственные и духовные начала, об отношениях с детьми в семье, о том, как вырастить самостоятельных, добрых и честных людей.

Начните собирать свою профессиональную педагогическую библиотеку. Какие книги должны быть, на ваш взгляд, у педагога под рукой? Подготовьте презентацию важной, с вашей точки зрения, книги для современного педагога и периодически обсуждайте ваш выбор на семинарах по педагогике.


Раздел 4.

Введение в раздел

В нынешних условиях ключевым вопросом становится вопрос о воспитании, поскольку сегодня всем очевидно, что человечество стоит перед выбором – «либо действительно создавать общество, основанное на солидарности и справедливости, разнообразии и единстве, взаимозависимости и опоре на собственные силы, либо оказаться перед лицом распада всей человеческой системы, сопровождаемой сначала региональными, а потом и глобальной катастрофами». [52]

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

В докладе Римскому клубу [53], подготовленному в 1979 году под руководством американского специалиста в области образования Дж. Боткина, ученого из Марокко М. Эльманджры и профессора Бухарестского университета М. Малицы "Нет пределов обучению". Основными целями человечества названы выживание и обеспечение человеческого достоинства. Возможность трансформации мира, по мнению авторов, открывает концепция "инновационного обучения", под которым понимается не только школьное, университетское или профессиональное образование, но и широкий общий подход к жизненному поведению и мировоззрению личности, основанный на "человеческой инициативе". Воспитание, развитие сознания человека должно быть "превосходящим" вместо нынешнего "запаздывающего", которое неспособно вести человека в ногу со временем, а лишь адаптирует его к уже случившемуся. Авторы доклада призвали строить будущее, срывая с него налет непроницаемости, предложили обучать людей адекватному поведению перед лицом новых ситуаций, предвидению будущего, оценке последствий принимаемых решений, активному участию в формировании будущего. Человек должен участвовать в общественной жизни так, чтобы было обеспечено органическое сочетание прав личности и ее ответственности за судьбу человечества, свободное развитие каждого и интеграция всех людей в единое сообщество в условиях глобального сотрудничества, основанного на гуманистических ценностях.

Современное российское общество характеризуется переходным состоянием: в экономической сфере в основном завершен переход к рыночной экономической системе, в политической сфере – развиваются институты гражданского общества, в идеологической сфере – переход к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. В школе ребенок приобретает два вида знаний, необходимых при решении разных жизненных задач: знания о действительности (что это такое?) и о способах деятельности или о процессах (как это сделать?). При этом отметим, что решить любую задачу в жизни можно несколькими способами, и человек выбирает тот, который в большей степени соответствует его внутренним установкам, мотивам и ценностям, интересам и потребностям, его знанию как это сделать. Не менее сложная задача воспитателя - создать условия, чтобы человек узнал об истинных ценностях, пережил и присвоил их. Возникают закономерные вопросы: что сегодня, в быстро меняющихся экономических и социальных условиях, может сделать воспитание, чтобы человек обладал нравственными, т.е. подлинно человеческими качествами?

Сложность проблем воспитания в современном мире усугубляется еще тем, что на первый план, по силе влияния на личность, выходят средства информации и коммуникации. «Эта идея представляет собой радикальный отход от чисто институциональной концепции общения, согласно которой оно проводится только в классах или в рамках организованных групп преподавателей и учащихся». [54] В этих условиях встает вопрос: что же реально в плане воспитания может сделать сегодня школа, а что лежит вне ее компетенции? Что представляет собой современный процесс воспитания? Попытаемся ответить на эти вопросы.

По материалам исследований Анализ наличия современных концептуальных подходов, концепций и материалов по проблеме воспитания, показал, что, начиная с 1992 года по 1998 год, были созданы в основном авторские концепции воспитания: структура целостной системы воспитания (И.П.Иванов), обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы (творческий коллектив под руководством О.С.Газмана), воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (Е.В.Бондаревская), базисная концепция воспитательного процесса в школе (Н.М.Таланчук), новые технологии воспитательного процесса (Н.Е.Щуркова), концепция воспитательной работы со студентами вузов (В.Т.Лисовский), и другие. С 1998 по 2003 г.г. появляется значительное количество концепций воспитания для вузовского уровня, для уровня республики, области. Например, концепция воспитания подрастающего поколения Иркутской области, основы концепции и программы воспитания студентов вузов Санкт-Петербурга, концепция самовоспитания (Г.К.Селевко) и другие. Анализ практически всех созданных концепций воспитания показал, что наиболее общими, актуальными положениями в них являются следующие: · Реализация идей гуманизации и гуманитаризации; · Создание условий для раскрытия творческих способностей человека; · Всестороннее и гармоничное развитие личности; · Социализация личности гражданина России; · Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе; · Формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе; · Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству; · Сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития – самовоспитании. В качестве доминирующих понятий в концепциях последних лет, материалах и разработках авторы выделяют: · Человека, личность, её формирование в системе непрерывного воспитания и образования; · Воспитание, развитие, социализацию личности для её служения обществу. Выделены шесть основных общих для многих концепций воспитания признаков: - целенаправленность воздействий на воспитанника; - социальная направленность этих воздействий; - создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; - освоение человеком социальных ролей; - управление процессом формирования и развития личности (поддержка); - создание условий для самореализации личности». По материалам исследования, выполненного в рамках федеральной программы Министерства образования Российской Федерации «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования». Опубликовано: Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.

ЗАДАНИЕ

Обратитесь к вставке «По материалам исследований», и связанному с этим материалом заданию в разделе «Субъекты педагогического процесса». Сопоставьте приведенные данные с материалами форсайт-проекта «Детство» (Дорожная карта «Детство 2030»), а также с материалами, подготовленными Комиссией Общественной палаты РФ «Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения» - режим доступа http://www.miloserdie.ru/pic/36009_Aton_all_A4_screen.pdf (вход 11.07.2011г.)

Сформулируйте ответы на следующие вопросы. Какие социальные риски обусловлены недостаточным вниманием к проблеме воспитания?

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.