КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Численность населения и доля городских жителей России 4 страница
Главное звено подготовки научных кадров высшей квалификации — обучение в аспирантуре. В среднем на одно высшее учебное заведение приходится 100 аспирантов, выделяется МГУ — 3,8 тыс чел. В университетах восточной зоны этот показатель колеблется от 44 чел. (Якутский) до 357 чел. (Томский). Завершающим этапом в системе подготовки научных кадров является докторантура. В 1996 г. в России насчитывалось 198 научно-исследовательских институтов и 140 вузов, имеющих докторантуру. Удельный вес выпускников докторантуры, которые заканчивают обучение с защитой диссертации, не превышает 40%. На один вуз и научно-исследовательский институт в среднем за год приходится 5 докторантов, из них, как правило, двое защищают диссертации. Основной источник финансирования науки — государственный бюджет. Из него покрывается примерно 95% текущих затрат на науку. Ассигнования на научные исследования за счет разных источников во многом обусловлены трансформацией системы управления наукой. К числу важнейших мероприятий по реорганизации финансирования науки следует отнести перевод научных организаций на новые условия хозяйствования, повышение роли договорных отношений в организации их деятельности. С 1992 г. введена практика формирования внебюджетных фондов финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции за счет отчислений в размере 1,5% себестоимости товарной продукции. Однако величина отчислений этих средств в 1993 г. оказалась в 20 раз ниже ожидаемого уровня. На долю внебюджетных фондов приходилось не более 5% текущих затрат на науку. До сих пор не удалось реально заинтересовать первичные хозяйственные звенья (предприятия, коммерческие структуры) в финансировании научных исследований за счет собственных средств.
Формирование рыночных отношений сопровождается образованием сектора малого бизнеса в науке. Научно-технические кооперативы, малые и совместные предприятия при сравнительно небольшой численности кадров отличаются, как правило, высоким динамизмом. До 1990 г. основной организационной формой малого бизнеса в науке были научно-технические кооперативы по разработке программных средств, оказанию информационных услуг. Основная часть объема проводимых ими работ приходилась на разработку программных средств (40%), информационные услуги, консультации и экономические исследования (22%), проектирование (12%), наладку и ремонт оборудования (11%). Правовая и экономическая поддержка малого бизнеса была слабой, это привело к тому, что число кооперативов начало сокращаться, но интенсивно росло число малых предприятий: за 1992—1995 гг. число кооперативов уменьшилось в 5 раз, а малых предприятий выросло почти в 7 раз. Большие надежды возлагались на совместные предприятия с участием иностранного капитала. Предполагалось, что эта форма позволит привлечь передовые достижения зарубежной науки, управленческий опыт, материальные ресурсы для развития производства наукоемкой продукции в нашей стране. Однако вследствие политической и экономической нестабильности, неконвертируемости рубля, отсутствия имущественных и правовых гарантий, налоговых и таможенных льгот, которые стимулировали бы приоритетные виды деятельности, из 620 совместных предприятий, действовавших в России к началу 1991 г., к числу научно-исследовательских организаций относились лишь 50 (8,1% от общего числа совместных предприятий). К началу 1996 г. число совместных предприятий научно-технического направления выросло в 4,5 раза. В 1995 г. ими было экспортировано товаров и услуг на 200 млн долл., импортировано — на 98 млн долл., реализовано на внутреннем рынке — на 225 млн долл. Почти половина экспорта и импорта приходится на совместные предприятия Москвы, их удельное значение на внутреннем рынке около 80%.
Наукоемкий бизнес составляет небольшую долю деятельности совместных предприятий. Продукция предприятий научно-технического профиля в основном предназначена для реализации на внутреннем рынке. Ее удельный вес в общем объеме экспорта товаров и услуг всех совместных предприятий — 3,5%, тогда как на внутреннем рынке он в 3 раза выше. Многие совместные предприятия, формально относящиеся к научным, на самом деле являются просто крупными импортерами компьютеров, автомобилей и товаров народного потребления. Капитальные вложения в науку отличаются существенной неравномерностью по годам. Начатый в 1985 г. курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагал интенсивное наращивание инвестиций в сфере строительства объектов, связанных с созданием, освоением и внедрением научных нововведений, в том числе в развитие опытно-экспериментальной базы науки. Спад инвестиционной активности в 1989—1991 гг. отрицательно сказался на динамике капитальных вложений в науку, причем их сокращение опережало снижение объема инвестиций в народном хозяйстве России в целом на 15%. За 1992—1996 гг. положение еще больше ухудшилось. Капитальные вложения в науку снизились по сравнению с 1986 г. в 5,3 раза (в 1986 г. отмечался максимальный за десятилетие прирост объема капитальных вложений в науку — 38%). Снижение капитальных вложений затронуло большинство регионов России, в первую очередь крупные научные центры. В Москве и Санкт-Петербурге, на долю которых приходится 39,7% общего объема инвестиций в сферу науки, они снизились в 5,8 раза, почти в 7 раз сократился ввод в действие основных фондов вузов и научно-исследовательских институтов. В Новосибирской области капитальные вложения в науку уменьшились в 6,3 раза. Сокращение объема инвестиций в науку произошло и в Западной Сибири, Свердловской области, в Северном, Северо-Кавказском районах, на Дальнем Востоке. Вместе с тем интенсивно строятся научные объекты в Ленинградской области, где объем капитальных вложений в 1996 г. (в сопоставимых ценах) в 3 раза превышал уровень 1990 г. Рост инвестиций в науку отмечался в Якутии (в 2 раза), Сахалинской области (в 1,2 раза), Татарстане (в 1,7 раза), Мордовии (в 1,5 раза), Бурятии (в 1,15 раза).
На современном этапе развития в нашей стране необходимо уделять большее внимание научно-техническому прогрессу. На прежней материально-технической основе кардинальных перемен добиться невозможно. Выход — глубокая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники, прорыв на авангардных направлениях научно-технического прогресса. Научно-техническая революция способствует качественным и структурным сдвигам в экономике. В бывшем СССР научно-технический прогресс в основном развивался эволюционным путем. Эволюционный путь состоит в совершенствовании действующей техники и технологии. Производственный процесс в целом при таком подходе технически не преобразуется, а численность вспомогательных и обслуживающих работников практически не уменьшается. С этим связан парадоксальный результат, когда при значительном росте производительности труда численность работающих, занятых ручным трудом, не только не сокращалась, но даже увеличивалась. Направления совершенствования техники и технологии приводили к дополнительным капитальным вложениям. В результате эволюционный путь научно-технического прогресса сопровождался ростом фондоемкости производства. Эволюционная форма научно-технического прогресса привела к тому, что эффективность общественного производства повышалась медленно: менее чем на 1,5% в год. Этот синтетический показатель складывался из роста производительности труда в народном хозяйстве страны (примерно 3% в год), экономии топлива, сырья (примерно 2%). Но полученный эффект наполовину обесценивался тем, что одновременно на 3% в год росла фондоемкость народного хозяйства. Главное внимание нужно уделять отбору тех направлений научно-технического прогресса, которые дадут наибольшую эффективность во всех отраслях. Прежде всего, это коренное изменение технологии, которое резко снизит удельные затраты на производственные ресурсы, приведет к повышению качества продукции и улучшению экологической обстановки. Одно из главных направлений — автоматизация производственных процессов с внедрением средств вычислительной техники.
Оказывая влияние на территориальную организацию хозяйства, специализацию и комплексное развитие экономических районов, научно-технический прогресс определяет изменения в размещении производительных сил. Это влияние имеет двоякий характер: с одной стороны, увеличивается возможность более равномерной дислокации отраслей, предприятий и комплексов, с другой — повышаются региональные требования к новой технике. В итоге обеспечивается резкий скачок в повышении эффективности производства. Освоение новых районов с экстремальными характеристиками предъявляет к научно-техническому прогрессу повышенные требования: например, техника должна быть приспособлена к условиям работы в заболоченной местности, тундры, вечной мерзлоты и т.д. В зоне сурового Севера разработка месторождений природных богатств требует широкого использования высокопроизводительной техники в северном исполнении из хладостойких металлов. При формировании важнейших направлений технической политики на этапе долгосрочного развития Севера следует учитывать, что для него, как и для других восточных районов страны, характерен значительный разрыв между наличием огромных эффективных природных залежей и ограниченными трудовыми ресурсами. Поэтому ускорение научно-технического прогресса — решающее условие для обеспечения высоких темпов освоения природных богатств, роста эффективности общественного производства. Оплата труда на Севере почти в 3 раза выше, чем в других районах страны, поэтому использование там малоквалифицированного труда неэффективно. Механизация и автоматизация производственных процессов здесь должна быть значительно выше. Несмотря на установку непрерывно повышать уровень технического оснащения нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири и на этой основе значительно увеличивать производительность труда, резкое расширение объемов нефтедобычи повлечет за собой потребность в дополнительном персонале. По расчетам Института экономики и организации промышленного производства СО АН России, потребность в трудовых ресурсах нефтедобывающей, газодобывающей промышленности и геологоразведки на нефть и газ Западной Сибири составила в 1990т. 14,5% общей потребности. По прогнозам этого же института, свыше 50% всех трудовых ресурсов Западно-Сибирского комплекса будет занято в непроизводственной сфере, 16,5% — в комплексирующих производствах (строительно-монтажном, промышленности строительных материалов), более 11% — на транспорте, в энергетике, связи и примерно 6% - на лесозаготовке, лесопереработке и в рыбной промышленности. Повышению эффективности освоения природных ресурсов Севера может способствовать рационализация структуры народного хозяйства. Структурная политика должна быть направлена на создание здесь оптимального с общегосударственных позиций хозяйственного комплекса. Необходимо, чтобы структура материального производства в районах нового освоения принципиально отличалась от структуры в обжитых районах. Это относится в первую очередь к соотношению численности занятых в основном и обслуживающих производствах. В настоящее время оно составляет 1: 5, в то время как в аналогичных районах американского и канадского Севера — 1: 2. Рационализация структуры занятости позволит почти в 2 раза снизить потребность в дополнительно привлекаемой рабочей силе. Неодинаковы условия и при разработке природных богатств в европейской зоне России: при освоении железных руд Курской магнитной аномалии, газоконденсатных месторождений Прикаспийской впадины, использовании переувлажненных земель нечерноземной зоны, орошении земель Поволжья, Северного Кавказа и др. Следовательно, в региональных направлениях научно-технического прогресса должны учитываться не только природные, но и экономические условия (плотность населения, транспорт, стоимость основных производственных фондов и т.д.). Региональная техника и технология призваны обеспечить высокую экономическую эффективность, снижать затраты живого труда, сокращать сроки строительства объектов. Современные методы разведки и разработки природных ресурсов ведут к территориальному расширению энергетической и сырьевой базы промышленности. В настоящее время стала вполне экономичной добыча нефти и газа с больших глубин и морского шельфа, тогда как ранее это было невозможно по техническим причинам. Научно-технический прогресс позволяет проводить более углубленную переработку сырья и топлива, использовать малоотходную, безотходную, энергосберегающую технологию. Широкое применение в народном хозяйстве находят результаты космических исследований. Ведутся работы по созданию новых химико-технологических процессов с целью получения материалов с заданными свойствами. Предполагается увеличить масштабы реализации возобновляемых источников энергии — солнечной, ветровой, гидравлической и геотермальной. Все это приведет к более равномерному и эффективному размещению производительных сил страны. В России почти 45% работающих заняты ручным трудом. Решение этой проблемы связано с созданием нового поколения техники, прежде всего дающей возможность комплексной механизации и автоматизации производства. Необходима большая работа по созданию новых видов машин, механизмов и технологий. Особенно перспективно внедрение компьютеров и роботов, роторов и роторно-конвейерных линий, гибкой технологии, что позволит в трудодефицитных регионах проводить трудосберегающую политику. Внедрение робототехники повышает производительность труда в среднем в 2 раза, а на отдельных производственных операциях — в 3 раза, создаются возможности для внедрения новой технологии и повышения качества продукции. Появляются благоприятные предпосылки для развития автоматизированных систем управления производством. Необходимо внедрение гибких производственных систем в автомобильной, электротехнической, пищевой, легкой и других отраслях промышленности, где требуется частое обновление выпускаемой продукции. Это создает основу для формирования полностью автоматизированных предприятий с мобильной технологией. К комплексному использованию нефти как сырья для нефтехимической промышленности предъявляют большие требования. Мощности нефтеперерабатывающих установок на современном этапе в 4 раза больше, чем применявшиеся раньше. Развитие комплекса шло в основном за счет реконструкции и расширения мощностей. Новые крупнейшие предприятия были созданы в Западной Сибири (Томский и Тобольский нефтехимические комплексы). Однако в настоящее время в стране еще недостаточно используются технические возможности, особенно это касается сырьевых трубопроводов. Иная ситуация сложилась в 1992—1996 гг. Осуществлено 235 внедренческих мероприятий, затраты на внедрение составили 900 млн руб. (180 млн руб. в среднем за год, в 1981—1990 гг. — 2,53 млрд руб.), а экономический эффект снизился до 150 млн руб. Агропромышленный комплекс страны призван обеспечить стабильный рост сельскохозяйственного производства, интенсификацию использования ресурсов, повышение качества продукции и сокращение потерь при уборке урожая и хранении продукции. Число внедренных мероприятий в АН К за 1981—1990 гг. составило 251 тыс. Фактические затраты на внедрение мероприятий достигли 3,5 млрд руб. Экономический эффект от внедрения новой техники — 1,6 млрд руб. За 1992—1996 гг. эти показатели достигли рекордного снижения. Число внедренных мероприятий составило 1,5 тыс, а затраты на них — 80 млн руб., экономический эффект — 2,5 млн руб. Главная задача в области механизации сельского хозяйства — переход от использования отдельных механизмов к использованию комплекса машин, позволяющих обеспечить поточную технологию, завершить в основном комплексную механизацию земледелия и животноводства. На размещение производительных сил большое влияние оказывает техническая оснащенность всех видов транспорта. Снижение доли транспортных затрат в стоимости продукции уменьшает тяготение предприятий к источникам топлива и сырья, расширяет зоны потребления, изменяет межрайонные и внутрирайонные связи. Внедрение новой техники позволит укрепить материальную базу транспорта, повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, ускоренно развивать контейнерно-транспортную систему. Внедрение достижений научно-технического прогресса особенно важно на трубопроводном транспорте. По грузообороту он занимает второе место после железнодорожного, его удельный вес в суммарном грузообороте транспорта составляет 31%. Себестоимость перевозки по трубам в 3—4 раза ниже, чем по железной дороге, а удельные затраты труда, энергии, металла в 1,2—1,5 раза ниже. Формируется систематранспорта полупродуктов нефтехимии (этилен). Этиленпроводы соединяют нефтехимические заводы Казани, Салавата, Стерлитамака, Нижнекамска, действует этиленпровод из Оренбурга в Поволжье, введен в строй продуктопровод из Западной Сибири на Урал. Для транспортировки минеральных удобрений используется аммиакопровод Тольятти — Одесса, который высвобождает ежегодно почти 5 тыс железнодорожных цистерн. Научно-технический прогресс открывает большие возможности транспортировки по трубопроводам угля. Создан опытно-промышленный углепровод Кузбасс — Новосибирск протяженностью 250 км. Разрабатывается проект углепровода Кузбасс — Урал протяженностью 2,4 тыс км с диаметром труб 930 мм. Имеется опыт гидротранспорта руд. На Норильском горно-металлургическом комбинате транспортируется медно-никелевый концентрат. Основные причины, которые сдерживают развитие гидротрубопроводного транспорта, — это недостаточный коэффициент полезного действия его работы (доля твердого вещества в пульпе 15%) и экологические проблемы, связанные с очисткой воды.
РАЗДЕЛ II. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Положение российской промышленности в 1991—1995 гг. отмечено необратимыми потерями, за эти годы производственный потенциал России сократился более чем вдвое из-за глубокого структурного кризиса. Существенно уменьшился выпуск практически всех основных видов продукции как производственного, так и потребительского назначения. Перечень наукоемких технологий, утраченных в эти годы, содержит сотни наименований. Возникла реальная угроза разрушения большей части научно-производственного потенциала, безвозвратной потери технологической. основы реконструкции и обновления индустриальной базы страны. Если в начале кризиса основными факторами падения промышленного производства были: на 60—65% — сокращение энергосырьевых ресурсов и только на 10—15% — сжатие спроса, то уже в 1995 г. картина радикально изменилась: на сокращение спроса приходилось 70%, а на ресурсные ограничения — 30%. Изменение в соотношении различных факторов спада свидетельствует о смене режима экономического роста и обусловливает необходимость перемен в экономической политике, в первую очередь — необходимость обеспечения прогрессивных сдвигов в структуре промышленного производства на основе оживления рыночной конъюнктуры, интегрирования в мировую рыночную систему. Резкое ускорение спада производства в наукоемкой промышленности и разрушение научно-промышленного потенциала во многом объясняется отсутствием государственного протекционизма в проводимой экономической политике. Вся наукоемкая промышленность, особенно приоритетные отрасли (авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, судостроение, космические услуги, разработка программного обеспечения), не получила требуемой государственной поддержки. Нет до сих пор и программы стимулирования промышленного экспорта. Зато большой размах приобрела практика предоставления индивидуальных льгот коммерческим структурам, работающим главным образом в газо- и нефтедобыче, а также в торговле. Только за 1996 г. индивидуальных льгот было предоставлено на сумму более 6,5 трлн руб. В результате в структуре промышленности резко возросла доля ТЭК и других секторов, выпускающих экспортоемкую промежуточную продукцию, в то время как в ряду аутсайдеров оказались наукоемкие отрасли производства. Структурный сдвиг в пользу ТЭК и сырьевых отраслей закрепляется соответствующей перестройкой структуры инвестиционного спроса. Нарастающая деградация и упрощение совокупного внутреннего спроса ставит перед российским индустриальным сектором исключительно сложную дилемму выживания: либо полностью утерять имеющийся технологический и научно-производственный потенциал и всякие перспективы структурной адаптации, либо попытаться реализовать сохраняющиеся пока конкурентные преимущества за счет развития промышленного экспорта, опирающегося на государственный протекционизм и инвестицибнную поддержку прогрессивных «точек роста» в отраслях промышленности. В 1996—2005 гг. развитие промышленности предполагается по двум сценариям, которые объективно обусловлены активностью рыночных преобразований, антиинфляционными мерами и финансовой стабилизацией, государственным протекционизмом стимулирования совокупного спроса на общероссийском рынке инвестиционной активности, а также рационализацией экспортно-импортных связей. Нарастающие тенденции к деиндустриализации преодолели качественный рубеж: в России складывается экономика преимущественно сырьевой направленности, свойственная развивающимся странам, которая полностью зависит от спроса на топливно-сырьевые ресурсы со стороны развитых государств. В 1995 г. сырьевая составляющая российского экспорта в дальнее зарубежье превысила 85%, в то время как в 1990 г. доля сырья лишь незначительно превышала 60%. Объем экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукций снизился за этот же период почти в 7 раз. Внутреннее потребление нефти в 1993 г. сократилось по сравнению с 1990 г. на 40%, а газа — на 22%, тем не менее официальный экспорт (без учета контрабандного вывоза) этих продуктов за этот же период увеличился соответственно на 4 и 20%. Аналогичная ситуация складывается с металлами, целлюлозой, аммиаком, минеральными удобрениями и т. д. И это при том, что внутренняя потребность России практически по всем видам сырья в последние годы остается неудовлетворенной. В происходящих структурных изменениях настораживает то, что нормальное функционирование металлургического, топливно-энергетического комплексов, химической и лесоперерабатывающей промышленности — основных поставщиков валюты в Российской Федерации — в значительной мере зависит от поставок оборудования и запчастей к ним по импорту. Из-за «ножниц цен» (низкие цены на сырье и высокие на оборудование) количество вывозимого сырья постоянно растет: если в 1976—1980 гг. на закупку оборудования затрачено около 20 млрд долл., то в ближайшие 5—7 лет, по подсчетам специалистов, потребуется оборудования и запасных частей к нему на сумму около 100 млрд долл. Росту сырьевого экспорта, причем в ущерб собственным внутренним потребителям, способствовала и прогрессирующая инфляция. Реальные валютные поступления в казну в виде налогов и рентных платежей с сырьевого комплекса составляют немногим более 7 млрд долл. в год. Максимально возможное увеличение экспорта сырья позволит получать примерно 10 млрд долл. в год, но большую часть этих средств государство будет вынуждено снова направлять на развитие сырьевого комплекса. Этот парадокс объясняется тем, что развитие добывающих отраслей за счет собственных средств ограничено ввиду постоянно растущей необходимости в покупке импортного оборудования, кроме того, увеличение себестоимости добычи (особенно в перспективе), значительные транспортные издержки, рост стоимости освоения новых месторождений приведут к тому, что у России не хватит собственных средств для постоянного развития экспортного потенциала в сырьевом комплексе. Если в перспективе экспорт из Российской Федерации топливно-сырьевых ресурсов будет расти, то ожидаемое удорожание импорта приведет к ограничению числа платежеспособных покупателей и, как следствие, — к сокращению макроэкономического спроса на общероссийском рынке и объема самого импорта. Если эти процессы не остановить, физические объемы экспорта сырья будут расти до бесконечности (в нашем случае до полного исчерпания запасов экспортируемых видов сырья, полуфабрикатов, металлов). Кроме того, будет относительно повышаться стоимость основных средств в девальвированной валюте и снижаться цена живого труда. Будут подорваны основы возможного процесса развития промышленности, в первую очередь может прекратить существование только появившийся на свет малый и средний бизнес. Следом за малым и средним бизнесом остановятся многие предприятия машиностроительного комплекса и т.д. Таким образом, в случае усиления зависимости России от экспорта собственного сырья и импорта оборудования для добычи и переработки этого же сырья нашей стране суждено окончательно превратиться в нефтяного, газового, никелевого и прочего сырьевого донора ведущих стран мира. При развитии промышленности по ресурсному сценарию в ближайшее время (1996—2000 гг.) должен наступить длительный этап депрессии, характеризующейся низкими и нестабильными темпами экономического развития, устойчиво высокой безработицей, высокой степенью экономической зависимости и исчезновением значительной части имеющегося индустриально-промышленного потенциала. Сценарий приоритетного развития в структуре промышленности сектора по производству потребительских товаров, протекционизма развития наукоемких производств и начала структурных преобразований должен базироваться на государственном стимулировании платежеспособного спроса и протекционизме развития потребительского сектора. Реальный эффект расширения государственного спроса был и остается ничтожно малым в сравнении с масштабами ресурсов, выкачиваемых из производственного сектора через механизм чрезмерного налогового бремени и инфляционного налогообложения. Ни одна экономика, рассчитанная на полноценную реализацию своего потенциала конкурентоспособности и условий для сбалансированного экономического роста, не может выдержать такого расточительства в поддержке экономически неэффективных производств. Следствием указанной политики стало падение доходов промышленности в совокупном ВВП и истощение совокупного производственного спроса. В свою очередь, сокращение доли доходов сферы материального производства разрушает доходную базу населения и формирования бюджета, а это в рамках проводимой политики влечет за собой еще большее сокращение совокупного спроса на общероссийском рынке. Поэтому первоначальной мерой государственного протекционизма для реализации второго сценария должно стать стимулирование макроэкономического спроса на общероссийском рынке, причем в приоритетном порядке в промышленном секторе экономики — в производстве товаров народного потребления и продуктов питания. Не менее важная мера — стабилизация финансовой системы и сокращение инфляции до уровня, при котором возможно вложение инвестиций в производство потребительских товаров со сроком окупаемости до двух лет. Этот сценарий, как на первом этапе (2000—2005 гг.), так и в дальнейшем, должен быть ориентирован на приоритетное развитие легкой промышленности и производства ТНП, аграрного сектора и обслуживающих отраслей машиностроения. На примере развитых стран известно, что экономическое оздоровление обычно начинается в легкой и пищевой промышленности, которые наиболее гибко реагируют на изменение рыночного спроса, легче всего поддаются модернизации и имеют высокую скорость оборота капитала, становятся стимуляторами развития инвестиционных отраслей промышленности через развитые межотраслевые кооперационные связи. Одним из важных факторов кризисного спада производства в легкой промышленности последних лет было сокращение реального конечного спроса из-за снижения жизненного уровня населения. Фантастические доходы элитных слоев населения не решают проблемы спроса на внутреннем российском рынке, поскольку товары покупаются ими на внешних рынках. Высокий уровень инфляции сделал невозможным не только долгосрочные, но и среднесрочные инвестиции, что сдерживает даже воспроизводство, не говоря уже о расширенном воспроизводстве. Взаимодействие всех этих факторов в итоге привело к резкому падению объемов производства. При низком качестве и слабой конкурентоспособности отечественных товаров без замещения ими импорта данная стратегия может иметь инфляционный характер, если спрос будет стимулироваться за счет повышения зарплаты. Уровень инфляции может подняться выше декларируемого в настоящее время, что осложнит нормальное инвестирование структурной перестройки. Необходимы защита внутреннего рынка отечественных товаров народного потребления и стимулирование их экспорта на основе рациональной таможенной политики. В пищевой промышленности основные концептуальные положения прогнозного развития заключаются в том, что в период до 2000 г. необходимо стабилизировать положение в этой сфере экономики, а затем обеспечить ее устойчивое развитие на основе подъема сельского хозяйства и проведения разумных рыночных преобразований. Кроме того, российские продовольственные товары (кондитерские изделия, консервы и т.д.) уже сегодня конкурентоспособны на внешних рынках и могут экспортироваться. В рамках аграрной реформы наряду с повышением самообеспечения основными продуктами питания приоритетным направлением должна стать специализация субъектов на товарном производстве отдельных видов продукции с учетом специфики природно-экономических условий, традиций местного населения, сложившейся производственной инфраструктуры и существующих экономических связей с другими регионами.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |