Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели развития воздушного транспорта России




 

    1980г.   1985г.   1990г.   1995г.  
Отправлено пассажиров, млн чел;   66,0   73,0   91,0   32,0  
Пассажирооборот, млрд пассажиро-км   102,3   121,5   159,5   71,7  
Отправлено грузов, млн т   2,4   2,7   2,5   0,6  
Грузооборот, млрд т/км   —   2,7   2,6   1,6  

 

Создана разветвленная сеть транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний. Москва соединена авиалиниями со столицами стран ближнего зарубежья, центрами республик, краев, областей и круп­ными городами Российской Федерации. Прямое воздушное сообще­ние установлено с 87 зарубежными странами. В системе международ­ных воздушных авиалиний нашей страны имеются воздушные линии, которые эксплуатируются Аэрофлотом совместно с зарубежными авиа­компаниями. Это, например, Транссибирская авиамагистраль, по ко­торой регулярно совершают полеты самолеты Аэрофлота, японской авиакомпании Джал, французской Эр Франс, английской БОАК, скан­динавской САС, немецкой Люфтганза.

Пассажиропотоки воздушного транспорта формируются под вли­янием целого ряда факторов, наиболее важные из которых следующие: особенности местных районов тяготения, численность населения в рай­онах тяготения, транспортная подвижность населения, число пунктов, охваченных сетью воздушных сообщений, расстояние между пункта­ми, условия перевозок (тарифы, регулярность, комфорт, частота рей­сов и т.д.).

Ведущее место в формировании пассажиропотоков воздушного транспорта принадлежит Московскому авиаузлу, на долю которого при­ходится более 10% всех первоначальных отправок пассажиров. Из Москвы совершаются рейсы в пяти направлениях: кавказском, южном, восточном, центрально-азиатском и западном. Самое большое число пассажиров перевозится воздушным транспортом из Москвы в Петер­бург, Сочи. Крупным потоком пассажиров характеризуется восточное направление, идущее от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний Восток, а также южное — к курортам Крыма и Кавказа.

Кроме Москвы мощные пассажиропотоки образуются в авиаци­онных узлах Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Сочи, Минеральных Вод, Красноярска, Хабаровска, Иркутска, Ростова-на-Дону, Казани, Самары. Из каждого аэропорта наиболее мощные пас­сажиропотоки следуют по ограниченному числу маршрутов. Так, аэро­порты Москвы, имея прямую воздушную связь с 200 городами страны, примерно половину всех пассажиров отправляют в 18—20 городов, из Петербурга половина авиапассажиров направляется в 9 городов.

На местных воздушных линиях много пассажиров перевозится в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Перевозки авиапассажиров отличаются высокой неравномернос­тью. На II и III кварталы года приходится более половины годового объема пассажирских перевозок. В зимний период число рейсов резко сокращается. Неравномерность перевозок больше всего на линиях, обслуживающих курортные районы.

В дальнейшем будут развиваться пассажирские перевозки на сред­ние и дальние расстояния. Воздушный транспорт займет главное мес­то в грузовых перевозках при освоении северных и северо-восточных районов страны.

Основные направления развития воздушного транспорта — повы­шение вместимости (грузоподъемности) и скорости самолетов, улуч­шение технического оснащения портов, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечение безопасности полетов.

В настоящее время разрабатывается комплексная программа «Транспорт России». В первую очередь требуют решения вопросы уве­личения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капи­тала, налаживания работы транспортного машиностроения, электро­технической и электронной промышленности, приборостроения и др. В условиях рыночной экономики нашей стране требуется такая систе­ма транспорта, которая могла бы приспособиться к быстро меняющим­ся обстоятельствам.

Среди предложений заслуживает внимания создание транспортно­го коридора Балтика — Центр — Черное море протяженностью 2 тыс км. Это целая система коммуникаций, объединяющая шоссе, железные дороги, аэропорты, порты, склады, грузовые терминалы и др. Со вре­менем российский коридор может стать частью трансконтинентальной транспортной системы, соединяющей Северную и Западную Европу со странами Ближнего Востока, Турцией, Ираном.

 

РАЗДЕЛ III. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

 

Экономическое районирование является неотъемлемой составной частью региональной экономики, так как в результате его проведения выделяются объекты исследования региональной экономики.

Процесс районообразования происходит под совокупным воздей­ствием системы факторов производственного, ресурсного, социально­го и политического характера.

Производственные отношения как районообразующий фактор проявляются прежде всего в том, что они оказывают определяющее воздействие на уровень, форму организации производительных сил района и на специализацию его хозяйства.

Территориальное разделение труда — один их важнейших элемен­тов районообразования. Оно предполагает две стороны процесса — спе­циализацию хозяйства и развитие экономических связей между спе­циализирующимися территориями.

К числу районообразующих факторов относится и размещение трудовых ресурсов, так как оно наряду с природными условиями и природными ресурсами определяет направление хозяйственной спе­циализации конкретной территории и уровень развития производи­тельных сил.

На процесс районообразования влияют также национальный фак­тор, социально-политические условия, характерные для конкретного этапа развития страны, транспортная освоенность территорий, геопо­литическое положение страны и ее отдельных частей.

Анализ районообразующих факторов на длительном временном этапе развития общества показывает, что, во-первых, их значение из­меняется в зависимости от той исторической эпохи, в которой они действуют; во-вторых, на формирование экономических районов сущест­венное влияние оказывает овеществленный человеческий труд; в-тре­тьих, при районообразовании приходится иметь дело с постоянно из­меняющимся объектом — производительными силами. Следовательно, процесс районообразования динамичен по своей сути.

Огромный вклад в разработку теории экономического райониро­вания в советский период внесли П.М. Алампиев, Н.Н. Баранский, И.И. Белоусов, А.Г. Гранберг, Н.Н. Казанский, Т.М. Калашникова, Н.Н. Колосовский, Г.В. Копанев, Н.Н. Некрасов, М.Б. Мазанова, Ю.Г. Саушкин, А.Т. Хрущев, А.А. Адамеску и другие видные специали­сты в области экономической географии и региональной экономики.

Экономическое районирование в практическом преломлении не­обходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная политика государства.

В настоящее время параметры социально-экономического разви­тия страны устанавливаются применительно к ее макрорегионам (зо­нам), внутри макрорегионов — по отдельным регионам (районам).

Исходное значение имеют изучение и планирование основных со­циально-экономических показателей по макрорегионам страны.

Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с ха­рактерными природными и экономическими условиями развития про­изводительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природ­ных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населении.

В настоящее время для макроэкономических исследований выде­ляются два макрорегиона — европейская и восточная зоны страны. Их демографические и природные ресурсы столь различны, что подходы к изучению этих зон принципиально не совпадают.

На территории европейской зоны страны сконцентрировано бо­лее 78% населения России, здесь производится 73% товарной продук­ции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь — топливно-энергетических.

В то же время основные природные ресурсы сосредоточены в вос­точной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспече­нии страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т. д. По­давляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской зоне страны и экспортируется.

Границы макрорегионов принимаются несколько условно, по­скольку в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно откло­няются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом. Так, арк­тические районы как европейской, так и восточной зоны резко выде­ляются по природно-климатическим и ресурсным условиям, по достигнутому уровню социально-экономического развития и степени осво­енности. Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагает ряд экономгеографов, вряд ли акту­ально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управле­ния этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны.

В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав восточной зоны страны, в силу большей схожести по уровню разви­тия и обеспеченности ресурсами переведены в состав европейской зоны страны.

Экономический район является основным элементом территори­альной структуры народнохозяйственного комплекса страны. Он вы­деляется специализацией в территориальном разделении труда, прису­щей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресур­сов и социально-экономических предпосылок.

Обязательный признак экономического района — относительно законченная система воспроизводственного процесса.

Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район — это территориальная часть хозяйства страны, характеризую­щаяся конкретным экономико-географическим положением, террито­риально-хозяйственным единством, своеобразием природных и эко­номических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном раз­делении труда.

В экономической литературе имеется множество определений эко­номического района. Практически каждый известный специалист в области региональной экономики или экономической географии добавляет к этому понятию свое определение. Однако, отличаясь друг от друга теми или иными оттенками в основном терминологического и понятийного характера, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфи­ка территориального сочетания природных ресурсов и социально-эко­номических предпосылок развития.

Принципиальным в определении экономического района являет­ся комплексный учет всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную территориальную единицу предплано­вых и прогнозных исследований.

Наряду с общими экономическими районами территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или группе факторов, влияющих на региональное разделение труда. В частности, это можно отнести к энергоэкономическому райониро­ванию, демографическому районированию и т.п. В основу энергоэкономического районирования положена степень обеспеченности терри­тории собственными энергоресурсами, экономика их использования, их дефицитность или избыточность и т.п. Однако этот способ райони­рования входит составной частью в экономическое районирование, как и все другие способы частного территориального деления в соответст­вии с отдельными факторами и условиями развития.

Выделение экономического района в системе народного хозяйст­ва страны осуществляется на основе формирующегося районного хо­зяйственного комплекса в рамках принятого на конкретном этапе развития экономики административного деления. Знак равенства между понятием «экономический район» и «районный хозяйственный ком­плекс» ставить нельзя.

Районный хозяйственный комплекс — это система хозяйства и со­циальных процессов, объективно происходящих в пределах определен­ной территории. Экономический район — понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйственные комплексы ряда территорий, характеризующихся или однотипными направлениями развития и специализации, или соподчиненными друг другу в реше­нии конкретных социально-экономических задач развития территории нескольких административных образований.

Экономический район выделяется на базе объединения хозяйст­венных комплексов ряда административных образований в целях об­легчения управления экономическими процессами, создания банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой методологии.

Первое практическое планирование региональной экономики осуществлено в плане ГОЭЛРО (1920 г.). Это первый план хозяйст­венного развития страны (а вернее — восстановления народного хо­зяйства) на основе регионального использования всех видов ресурсов (в первую очередь — энергетических) отдельных территорий России. В плане ГОЭЛРО было выделено восемь крупных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 эконо­мический район.

В основу районирования был положен экономический принцип. В виде района выделялась по возможности экономически оформлен­ная территория страны, которая благодаря комбинации природных особенностей, национальных особенностей и трудовых навыков на­селения представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хо­зяйства.

Таким образом, основные контуры районов определяются природ­ными условиями, степенью вовлечения их в использование; специали­зацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотнос­тью, трудовым опытом, национальным составом, концентрацией в городах и селах), транспортной освоенностью, степенью развития соци­альной и производственной инфраструктуры.

Сетка экономических районов в СССР неоднократно пересматри­валась, изменялось их число и уточнялся состав крупных районов.

Первый пятилетний план (1929—1932 гг.) был составлен по 24 рай­онам, второй (1933 —1937 гг.) — по 32 районам и зоне Севера, третий (1938—1942 гг.) — по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. ут­верждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных рай­онов РСФСР: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Цен­трально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В на­стоящее время в силу возросших различий в развитии производитель­ных сил из Северо-Западного района выделена значительная террито­рия, образовавшая Северный экономический район.

Таким образом, в настоящее время экономическое районирова­ние России проводится по двум макрорегионам: европейская зона в составе восьми экономических районов; восточная зона в составе трех крупных экономических районов.

Любой макроэкономический и региональный сценарий развития может быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами страны.

Региональная политика является составной частью общегосудар­ственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполити­ческой задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могуще­ство страны.

Особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как:

систематическое выравнивание уровня жизни населения по райо­нам страны с учетом национальных особенностей населения;

создание плановой системы расселения по территории;

осуществление мероприятий в области природных ресурсов и ок­ружающей среды.

За несколько последних десятилетий региональная политика го­сударства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить от­раслевой метод планирования с практически полным отстранением ре­гионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в директивные органы предложения по развитию, скоординированные с Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и являлась мощнейшим рычагом го­сударственной политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион.

В последние 3—4 года региональная политика в России стреми­тельно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной по­литики.

В науке, по мнению академика А.Г. Гранберга*, вносящего значи­тельный вклад в разработку региональной политики, ситуация выгля­дит несколько иначе. По его определению, современное открытие ре­гиональной политики — не более чем смещение в терминах и акцентах, поскольку предмет, объекты, методы исследования и формы реализа­ции — это вечные проблемы региональных исследований.

* Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М.,1996 (изд. СОПС при МЭ РФ).

 

Постоянный фон региональной политики обусловлен физико-ге­ографическими «вечными» и историческими факторами (различие в ресурсной обеспеченности, в расселении населения и т. п.).

Просто критиковать прежнюю региональную политику — непродуктивно, так как уже нет той системы и сейчас необходима переоцен­ка сложившейся системы размещения производительных сил с точки зрения сохранения или преобразования ее элементов и связей. Наи­большую озабоченность вызывает такое наследие прошлого, как чрез­мерная концентрация многих производств, узкая специализация реги­онов, дальние расстояния между поставщиками и потребителями, су­ществование моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения зависит от функционирования одного пред­приятия).

Трансформация экономической и политической систем в СССР и Российской Федерации с середины 80-х гг. создала качественно новую ситуацию для региональной экономической политики. Здесь следует отметить:

распад СССР и формирование постсоветского геополитического и экономического пространства;

открытие экономики для внешних рынков;

формирование реального федерализма;

демилитаризацию экономики.

Эти процессы в сочетании с исходной региональной дифферен­циацией создают массу новых региональных проблем. Среди них сле­дующие. Развал СССР привел к возникновению в России новых пригранич­ных регионов со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь необходимы принципиально новые подходы к развитию их экономики.

Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике везде приводит к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыноч­ным условиям. Особенно уязвимы оказались три группы регионов:

с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельны­ми при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос на свою продукцию;

удаленные от основных экономических центров; их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов, кото­рые в ряде случаев выросли в 5—10 тыс раз;

получавшие ранее из федерального бюджета значительные дота­ции и внезапно потерявшие их.

В то же время ряд регионов, где сложилась рыночная инфраструк­тура и особенно где возник банковский капитал (например, Москва), достаточно быстро оправились от шока.

Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть терри­тории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основ­ными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийско­го уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (се­верокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.

Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спа­дом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые обла­сти Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, За­падно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие по­следствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.

В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую си­туацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраст­руктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в по­литике региональных властей определяют неравномерность осуществ­ления реформ и их региональное разнообразие.

Основные вариации определяются примерно следующими моде­лями поведения региональных властей:

осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления со­циальной дифференциации (Москва и др.);

ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической дея­тельности;

завоевание для своего региона льгот от федерального правительст­ва (налоговые льготы, субсидии и т.п.);

сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормирован­ное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замк­нутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных свя­зей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение ре­гиона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др.

Примеров интеграционной направленности пока очень мало (в Российской Федерации — Беларусь). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодо­лении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует поддержать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики.

Огромные различия российских регионов по всем условиям раз­вития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифи­цированные подходы к проведению реформ. Для реформирования Рос­сии необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссий­ской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

Пространственная интеграция экономики России также включает ряд специальных мероприятий, среди них:

стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);

совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;

проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. созда­ние для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.

Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоре­чивы. Не исключено вырождение регионализации в региональный се­паратизм. Но и чрезмерная централизация управления реформой нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на мес­тах создает базу регионального сепаратизма, поскольку в регионах уси­ливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе регио­нальных коалиций, можно добиться большего.

 

Глава 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Территориальные пропорции развития производительных сил от­ражают участие каждого субъекта Федерации — республик, краев, об­ластей, национальных образований — в формировании экономическо­го потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «тер­риториальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и бази­руется на учете многочисленных, часто разнонаправленных, предпо­сылок и ограничений развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного производ­ства России в течение многих десятилетий формировались в составе мощного государственно-экономического объединения — СССР, на­роднохозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового веде­ния хозяйства. Территориальные пропорции развития народного хозяй­ства рассматривались взаимосвязанно с развитием и совершенствова­нием единого народнохозяйственного комплекса страны, они — резуль­тат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, масштабы раз­вития отраслей специализации предопределяют соотношение всех тер­риториальных образований в общественном производстве.

С позиций экономики страны в целом территориальные пропор­ции дают комплексное территориально-отраслевое представление о размещении производительных сил, выступая как обобщающая эко­номическая категория, характеризующая общественное производство страны с точки зрения эффективного сочетания мест концентрации природных ресурсов, населения и центров потребления с центрами производства. Таким образом, территориальные пропорции отражают, с одной стороны, соотношение между возможностями регионов и до­стигнутым уровнем их развития, с другой — соотношение между регио­нами в производстве и потреблении всех видов продукции, в уровнях социального развития.

При плановом ведении народного хозяйства в числе основных за­кономерностей размещения производства выделялись:

неуклонный рост производительности общественного труда вслед­ствие экономии его в масштабе всего общественного производства за счет рационального размещения производства;

планомерное размещение социалистического производства по тер­ритории страны, всемерное приближение его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой продукции;

рациональное разделение труда между экономическими районами страны путем направленной специализации и комплексного развития.

Рациональное размещение производительных сил, формирующее территориальные пропорции, в этот период предполагало: обеспече­ние максимальной экономии общественного труда на всех стадиях про­изводства и обращения; наиболее полное и комплексное использова­ние ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хо­зяйства; сочетание интересов отдельных территорий с общегосударст­венными; специализацию территорий на развитии тех отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные природные и экономичес­кие условия; межрайонное и внутрирайонное кооперирование произ­водства. При этом полностью игнорировались ценовые рычаги рыноч­ных отношений, так как в качестве критерия рациональности разме­щения производительных сил принимался минимум расчетных затрат в народном хозяйстве при условии обеспечения заданного уровня раз­вития и структуры народного хозяйства.

Вместе с тем необходимо отметить, что большинство факторов раз­мещения общественного производства являются действительными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения эконо­мики России в рыночные отношения.

Территориальные пропорции экономического развития страны ус­танавливаются по ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегнонов -по отдельным регионам. Наиболее принципиальное значение имеют изучение и планирование основных территориальных пропорций по макрорегионам (европейская зона, восточная зона России), поскольку природные и экономические условия их развития различны, и подхо­ды к формированию структуры этих зон принципиально не совпадают.

Сложившиеся в условиях планового развития экономики территори­альные пропорции формировались по следующим основным группам*:

региональное распределение природного комплекса;

социально-экономические региональные пропорции;

территориальные пропорции энергетического комплекса;

территориальные пропорции промышленности;

территориальные пропорции агропромышленного комплекса;

территориальное распределение транспортного комплекса.

* Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., Экономика, 1978, с. 147.

 

Природные ресурсы (земельные, водные, лесные, энергетические и минеральные), их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирова­ния территориальных пропорций, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуа­тацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для России принципиально важным является сдвиг основ­ных ресурсных баз в слабоосвоенные районы востока, севера и северо-востока России.

На востоке страны сконцентрировано более 86% разведанных за­пасов топливных ресурсов, 85% гидроэнергетического потенциала, боль­шая часть лесных ресурсов страны, основные запасы руд цветных ме­таллов, железных руд и сырья для химической промышленности. Сла­бая геологическая изученность большей части районов Восточной Си­бири и Дальнего Востока страны позволяет рассчитывать на выявление новых месторождений различных ископаемых и на усиление ресурсной базы востока страны, как фактора развития производительных сил.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современно­го использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяй­ственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и на­циональные различия в затратах на проживание. Определяющее зна­чение в этой группе имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, оно становится одним из главных факто­ров, определяющих территориальное развитие общественного произ­водства.

Для России характерна высокая подвижность населения, вызван­ная сдвигами в размещении производительных сил. За последние 20 лет (1975—1995 гг.) население восточной зоны увеличилось в 1,2 раза при росте населения России в целом за период в 1,1 раза. В последние годы увеличилась миграция русскоязычного населения из стран СНГ.

В 1995 г. численность населения восточной зоны составила 21,6% (31,9 млн чел.) от общей численности населения России против 19,9% в 1975 г.

В социально-экономических пропорциях находят свое отражение особенности развития социальной инфраструктуры — уровень обеспе­ченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени восточные райо­ны России значительно уступают по этим показателям европейской зоне страны.

Территориальные пропорции промышленности составляют осно­ву экономического развития территории. Промышленное производст­во рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в ие­рархии экономических систем, а с другой — как подсистема народного хозяйства. Оценка эффективности территориальной организации про­мышленного потенциала осуществляется в несколько этапов, каждый из которых подчинен вполне конкретной в методическом отношении проблеме. На первом этапе оценивается эффективность межзонально­го размещения конкретного предприятия. На следующем этапе фор­мируется вариант рациональной структуры промышленного потенци­ала региона с учетом региональных ограничений и предпосылок хозяй­ственного развития, и лишь затем оценивается общая эффективность вариантов формирования промышленного комплекса с учетом межот­раслевых и межрайонных связей.

При определении рациональной структуры прироста выпуска важ­нейших видов продукции отраслей промышленности учитываются тех­нико-экономические особенности производства и обспечивается мак­симальное использование благоприятных природных и экономических условий промышленного развития крупных зон, экономических райо­нов и субъектов Федерации.

Технико-экономическое обоснование регионального развития про­мышленности базируется на исследовании количественного и качест­венного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния от­дельных факторов базируется на детальном изучении и учете направ­лений научно-технического прогресса, возможных изменений в орга­низации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нор­мативов, уровня техники и технологии производства, стоимости про­изводственных ресурсов.

Факторный анализ позволяет определить экономический эффект при сравнении вариантов межрайоного размещения конкретного про­изводства, выбрать основные направления промышленной специали­зации субъектов Федерации, регионов и зон, обосновать пути совер­шенствования территориальных пропорций на перспективу.

Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продук­ции конкретной отрасли, социально-экономическим условиям кон­кретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных тер­риторий ресурсами многоцелевого назначения и т.д.

К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономичес­кую специфику отрасли промышленности, относятся дифференциро­ванные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоем­кость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают вли­яние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли. Природно-экономические усло­вия территории оцениваются через региональные факторы, отражаю­щие региональную дифференциацию стоимости производственного и непроизводственного строительства; дифференциацию норм аморти­зации, характеризующую различия в степени износа оборудования по регионам; перспективную оценку стоимости сырья, энергии, воды, очистки и отвода загрязненных стоков, земельных ресурсов, а также стоимостную оценку транспортной работы.

Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных пред­приятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характер­ные группы:

отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, в зна­чительной степени связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту группу входят предприятия, перерабатывающие многотоннажное сы­рье, перевозки которого значительно дороже перевозок готовой про­дукции;

отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии. Предприя­тия этой группы характеризуются большой долей энергетических за­трат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции;

отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов. К этой группе относятся производства с высокой трудоемкостью, а сле­довательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную и коммунальную сферу и др.;

отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. К этой группе относятся производства, в которых затраты на доставку продук­ции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок. Сюда от­носятся и предприятия, производящие малотранспортабельную про­дукцию.

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это тре­бует более углубленного экономического анализа комплексного воз­действия всей системы факторов, влияющих на их размещение.

Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени, вплоть до измене­ния направления воздействия. Так, отдельные территории по мере на­ращивания уровней хозяйственного освоения из трудоизбыточных пре­вращаются в трудодефицитные, из энергоизбыточных — в энергодефи­цитные и т.д. Повышение уровня электровооруженности труда в энергоизбыточных, но трудодефицитных восточных районах страны может явиться одним из решающих моментов снижения трудоемкости про­изводства и, следовательно, повышения эффективности размещения в этой зоне широкой группы трудоемких отраслей, в первую очередь ма­шиностроения. Вероятно, что ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способ­ствовать рыночная экономика, при которой в целях получения допол­нительной прибыли и конкурентоспособности продукции на регио­нальных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооруже­ния производств.

В формировании территориальной структуры экономики энерге­тический фактор, под которым понимается совокупность энергоноси­телей электроэнергии, тепла и технологического топлива, относится к числу постоянно действующих и независимо от экономической ситуа­ции усиливающих свое влияние на динамику эффективности промы­шленного производства, совершенствование территориальных пропор­ций его развития, рационализацию производственных структур субъ­ектов Федерации.

Развитие топливно-энергетического комплекса России во все боль­шей степени определяется сложившимся несоответствием между раз­мещением крупнейших топливно-энергетических баз и основными центрами потребления их продукции. Большая часть топливно-энер­гетических ресурсов сосредоточена в районах восточное Урала. Здесь сконцентрировано свыше 84% потенциальных ресурсов природного газа, свыше 75% нефти, 89% угля. В то же время европейская зона, где проживает основная часть населения (78,4%) и производится более 73% валовой продукции промышленности, потребляется более 2/3 добывае­мых в стране энергоресурсов, располагает менее чем 10% потенциальных запасов топлива и 15% гидроэнергетических ресурсов. Это приво­дит к тому, что поток топлива из восточных районов на запад постоян­но растет. Наряду с этим в европейских районах в вынужденном по­рядке развернута атомная программа, недостаточно подготовленная в плане экономичности и безопасности.

Экономическая характеристика ресурсно-энергетического потен­циала территорий заключается в определении технических возможно­стей и экономических показателей добычи энергоресурсов исходя из качественных и количественных характеристик запасов с учетом при­менения наиболее прогрессивной техники их разработки. Перечислен­ные показатели составляют основную часть так называемой энергоэко­номической характеристики регионов, непосредственно влияющей на направление их экономического развития и особенно на их специали­зацию, так как эти элементы отвечают не только на вопрос, где, какие, в каких количествах и в каких условиях располагаются запасы топлив­но-энергетических ресурсов, но также с какими затратами, в каких мас­штабах, какого качества и примерно в какие сроки можно организо­вать их добычу и вовлечь в хозяйственное использование. Энергоэко­номическая характеристика любого региона включает в свой состав показатели, характеризующие уровень развития и экономику его топ­ливно-энергетического хозяйства, что позволяет определить потреб­ность конкретной территории в энергоресурсах, а также направления их обеспечения, в том числе за счет поставок из других районов.

Анализ структуры и динамики энергопотребления в европейских районах позволяет сделать вывод о том, что основу дефицита топлив­но-энергетического баланса зоны составляют в основном не энергоемкие производства (хотя и с их размещением дело обстоит не совсем благополучно), а предприятия, характеризующиеся относительно низ­кой удельной энергоемкостью со значительными размерами энергопо­требления, в первую очередь металлургия и машиностроение. На долю этих отраслей в 1995 г. приходилось свыше 40% суммарного расхода энергии в европейской зоне. Таким образом, возникает противоречие: малоэнергоемкие, но сконцентрированные в энергодефицитной зоне производства машиностроения и в определенной степени металлургии формируют основу дефицита европейской зоны в топливе и энергии. Вместе с тем сдвиг этих отраслей на восток происходит крайне медлен­ными темпами в силу их высокой трудоемкости.

Сложившиеся под совокупным воздействием региональных, ре­сурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропор­ции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития европейской (западной) и восточной зон страны.

Наиболее характерными особенностями для основной части тер­ритории европейской зоны являются:

сосредоточение здесь более 78% населения России;

наличие значительного комплекса природных ресурсов (минераль­ных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственныхугодий, вод­ных ресурсов);

высокоразвитый производственный комплекс, производящий бо­лее 73% продукции промышленности (см. табл. 2.1);

развитая (применительно к условиям России) социальная инфра­структура;

развитая транспортная сеть, обеспечивающая межрайонные и меж­государственные связи России.

К числу «ограничителей» развития производительных сил европей­ской зоны относятся крайне низкая обеспеченность собственными топ­ливно-энергетическими ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей.

Таблица 2.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.