Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент в культурно-досуговой деятельности 1 страница




В современной научной литературе можно встретить множество разных определений понятия "менеджмент". Менеджмент - это уме­ние добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. В русском языке "менеджмент" означает "управление" - функцию, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. На­конец, менеджмент как собирательное от "менеджер" - это опреде­ленная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Управленческий труд - часть общего технологического процесса деятельности учреждений культуры.

Предметом управленческого труда является информация (устная, письменная, визуальная).

Субъект - руководитель, объект - подчиненный. При этом контакты между ними и посетителями учреждений культуры надо рассматривать как особый вид информационной деятельности.

Продуктом управленческого труда является управленческое реше­ние. Управленческий труд в учреждениях культуры - это интеллектуаль­ный труд, состоящий в оценке и проектировании решений, опирающийся на экономическую, педагогическую, психологическую и искусствовед­ческую культуру. Его основное содержание - работа с людьми и доку­ментами.

Управленческий труд - это деятельность, распространяемая на лю­дей, которые не связаны правовыми и нормативными актами. Поэтому управление - элемент, функция организованной системы, биологически, социально, технически обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, достижение цели деятельности.

В настоящее время в обществе сложилось два типа механизмов-стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядоченное, управляемое воздействие на систему является результатом столкнове­ния разно направленно действующих сил.

Система управления учреждением культуры динамична: каждый штатный работник, занимаясь управленческой деятельностью, находит­ся в круговороте взаимоотношений. Однако зачастую в стороне оста­ются те, ради кого и работает система учреждения культуры, - люди. Вместе с тем именно среди населения часто зарождаются инициативы, которые могли и должны были бы подпитывать систему управления уч­реждения культуры. Отклик на нововведения, предложенные населени­ем, пусть даже локального, местного масштаба, мог бы стать основой для более гибкой, динамичной управленческой деятельности учрежде­ния культуры, которая опирается на ценностные ориентации.

Потребности и запросы населения, формирующиеся при включе­нии личности в определенные нормативные системы, формы жизнедея­тельности учреждения культуры, содействуют выработке соответ­ствующих целей учреждения культуры в целом и каждого коллектива самодеятельного художественного и технического творчества, люби­тельского объединения в частности.

Управление - это институциализированная платная форма дея­тельности профессионально подготовленных специалистов по произ­водству культурных услуг для населения.

В учреждении культуры и, особенно в коллективе художественной самодеятельности устанавливаются коллективные связи между субъек­тами познания, практики и управления. Именно руководители и специа­листы учреждения культуры есть коллективный субъект управления по­знавательной и творческой деятельностью в социальной среде, соз­дающий условия для коллективного освоения культуры, снимающий противоречие между практикой и творческим процессом.

"Субъект управления, снимая противоречие между познанием и практикой, является тем активным творческим центром личности, кото­рый осуществляет единство объективного и субъективного, бытия и мышления".

Творческие способности присущи каждому человеку, ибо уже сам процесс познания - это процесс перехода от одной решенной задачи к другой. Управление обычно представляется в динамике как деятель­ность, направленная на процессы, идущие в учреждении культуры. В связи с этим выделяются цели, средства и методы управления, этапы управления (прогнозирование, планирование, координирование, приня­тие решения, контроль). В качестве стратегических и тактических целей управления учреждением культуры выступают его сохранение или пре­образование в новую организационную структуру и совершенствование технологического процесса, протекающего в нем.

Управленческая деятельность учреждений культуры охватывает все стороны жизнедеятельности управляемого объекта, решая при этом две основные задачи: поддержание функционирования этой системы в соответствии с нормативными требованиями и целенаправленное воз­действие на функционирование коллектива, обеспечивающее его изме­нения в запланированном направлении.

Управленческую деятельность следует рассматривать дифферен­цированно по двум направлениям: текущему и перспективному. Задача текущего управления состоит в поддержании и оптимизации функцио­нирования учреждения культуры. Задача перспективного управления обычно направлена на преобразование учреждения культуры в соот­ветствии с потребностями жизни, изменение режима функционирования или самого характера его функционирования.

По характеру управляющих воздействий управленческая деятель­ность в учреждении культуры может быть расчленена на два типа.

Первый - это управление администрацией, которое осуществляется отдельными актами и фрагментами деятельности и сводится к поддер­жанию связи между ними или изменению их в нужном направлении. К этому типу управления относятся и вопросы организации и изменения технологических процессов, финансовой политики, создания коммер­ческой службы.

Этот процесс является центральным и определяющим звеном ме­неджмента учреждения культуры, поскольку технология управления со-

стоит из принятия управленческих решений (единоличных и коллек­тивных) и контроля за степенью и характером реализации этих реше­ний. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимно допол­няют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Все эти оперативные со­ставляющие менеджмента учреждения культуры образуют целост­ное технологическое единство, которое может быть представлено следующей схемой: решение - цель - средство - контроль - резуль­тат. В этих понятиях и заложен концептуальный потенциал управлен­ческих основ в таком учреждении, необходимый для практики техноло­гической ориентации. В нем выражается представление об управлен­ческом "механизме" как об органическом единстве, целостности средств управления учреждения культуры для достижения заданной цели.

"Ресурсной" основой этого механизма в учреждении культуры яв­ляется информация о целях, путях, степени и характере достижения целей, "добываемая" и передаваемая с помощью соответствующей до­кументации: организационно-распорядительной (приказы, распоряже­ния); директивно-инструктивной (планы, инструкции, директивы), справочно-информационной (письма, справки, доклады, объяснительные и докладные записки), учетно-контрольной (текущий, статистический, бух­галтерский учет и отчетность). Важно подчеркнуть, что в настоящее время технологическое единство механизма учреждения культуры по­лучает новые импульсы в направлении интеграции на основе реализа­ции методического обеспечения.

Другой управленческой основой функционирования учреждения культуры является налаживание взаимодействия с другими типами уч­реждений, направленного на результативное достижение целей менед­жмента как творческого процесса.

Одной из основ управления учреждением культуры являются лю­бительское и неформальное движение, которые образуют принципи­ально новые социокультурные общности: неформальные объединения, нетрадиционные формы самодеятельного творчества.

Под нетрадиционной самодеятельностью следует понимать дея­тельность любительских объединений, клубов по интересам и других самодеятельных неформальных объединений различных типов, кото­рая совпадает по интересам с управленческой деятельностью.

Управленческая деятельность в сфере досуга характеризуется полуинституциональным существованием множества организационных форм, которые развиваются на полном или частичном хозрасчете, имеют программу деятельности и т.п., что порождает у них потребность в определенных юридических взаимоотношениях с учреждениями куль­туры. Удовлетворение этих потребностей заключается в выработке та­кого механизма взаимодействия любительских объединений с фор­мальными структурами учреждения культуры, который поддерживал бы и, возможно, способствовал их самоорганизации со всей ее специфи­кой.

Одной из важнейших черт любительских объединений является со­вместный, кооперативный характер их деятельности, объединение уси­лий всех членов коллектива и поклонников их таланта. Менеджмент как основа функционирования учреждения культуры связан, прежде всего, с задачами творческой самореализации личности, ее самовыражением. Поэтому форма и способ деятельности становятся вторичными, не яв­ляются самоцелью, а складываются в связи с установками на самореа­лизацию. Ориентацию управленческой деятельности на развитие и вы­работку определенной системы духовных ценностей должны в первую очередь учитывать учреждения культуры при подготовке различных культурно-досуговых программ.

Если при подготовке программ возникают варианты и анализ пока­зывает, что они опираются на разные предположения о ходе событий и, при этом нет достаточных оснований для однозначной оценки каждого из них, то это служит индикатором объективной неопределенности соответствующих интересов и организационно-экономических форм. Та­кая ситуация не означает необходимости ждать, пока появится всех удовлетворяющий вариант.

Учреждение культуры представляет собой сложную и недостаточно изученную систему, особенности организации которой затрудняют воз­можность воспринять все богатство взаимодействия ее элементов не­посредственно в процессе менеджмента. Поэтому процесс управления здесь требует максимального использования механизма саморегулиро­вания, который является наиболее существенным и типичным для дея­тельности учреждения культуры.

Это относится и к таким уровням руководства, когда субъект, не на­ходясь в непосредственном контакте с объектом управления, предлага­ет последнему определенные предписания или частичную стратегию поведения и деятельности. Взаимоотношения руководителя учрежде­ния культуры и самодеятельного коллектива или любительского объ­единения, функционирующего внутри этого учреждения, становятся бо­лее тесными, если этот руководитель знает специфику деятельности данного коллектива.

Методологическим основанием, на котором выстраиваются и вза­имно увязываются основы менеджмента как на уровне учреждения культуры в целом, так и на уровне самодеятельного коллектива, яв­ляется целенаправленный педагогический процесс, в котором прояв­ляется самодеятельная активность личности, ее спонтанность дей­ствий.

Реальная и потенциальная активность участников самодеятельного коллектива "снизу" приводит к созданию в нем своеобразного типа управленческих отношений. Субъектом управления (как и субъектом деятельности) являются и руководитель, и актив, и совет коллектива, и даже весь коллектив в зависимости от создавшейся ситуации.

В связи с этим меняется и роль объекта, в качестве которого всегда рассматривался лишь коллектив. Для членов коллектива руководитель является, в свою очередь, объектом реализации своих потребностей в управленческой деятельности.

Структура взаимоотношений субъекта и объекта управления в учреждениях культуры наглядно свидетельствует о том, что управленческая деятельность предоставляет дополнительное поле жизнедеятель­ности, возможность оптимизировать процесс самореализации личности за счет более сложной и динамичной структуры ее самоутверждения. Такое представление о структуре взаимоотношений субъекта и объекта управления позволит существенно дополнить характеристику самодея­тельного коллектива или любительского объединения как объекта педа­гогического воздействия.

Система управления учреждения культуры объективно склады­вается в процессе функционирования отношений между различными сторонами и элементами коллективной деятельности. Интегрирующим ее звеном являются отношения "руководитель - коллектив - руководи­тель".

В зависимости от характера связей субъекта и объекта методы менеджмена в учреждении культуры можно разделить на две группы: непосредственные (субъект-объект), воздействующие на коллектив как объект и на отношения с горизонтальными связями: руководитель - руководитель, группа - группа, участник - участник, и опосредованные (субъект - объект - субъект), когда руководитель, управляя объектом своего воздействия (коллективом, группой или участником), переводит его в новое качество - в субъект самоуправления или управления. При идеально организованном процессе управления роль руководителя здесь минимальна. Реальный управленческий акт совершается за счет активности участников «снизу» - лидером, советом и т.д.

Методы менеджмента не должны быть единственными или преобладающими в арсенале руководителя. Управленческое воздействие есть органическое единство непосредственных и опосредованных методов, обеспечивающих технологический процесс. Воздействие на технологический процесс и на создание условий его функционирования в самодеятельном коллективе или любительском объединении обеспечивается исключительно управленческой деятельностью.

Сущность опосредованного управления в самодеятельном коллек­тиве заключается в том, что руководитель не дает непосредственных указаний объекту в отношении желаемого поведения, но изменяет си­туацию так, что объект сам выбирает соответствующую форму пред­метной деятельности или способ поведения (уже в качестве субъекта деятельности). Опосредованное управление стимулирует активность так, что желание действовать определенным образом воспринимается участником коллектива как собственное желание, им осознанная целесообразность.

Применяемые в коллективах учреждений культуры методы опосредованного управления включают в себя:

- использование коллектива в качестве субъекта педагогического воздействия на посетителей учреждения культуры;

- организацию управления и самоуправления с помощью совета коллектива, актива;

- социально-психологическое и педагогическое самоуправление с помощью неформальных лидеров.

Для освоения менеджмента в учреждениях культуры необходимо овладеть как непосредственными, так и опосредованными методами. Причем в процессе управленческой деятельности удельный вес опосредованных методов в самодеятельных коллективах должен быть гораздо выше, чем в каких-либо других.

На наш взгляд, необходимость использования методов опосредованного управления вызвана также требованием применения наиболь­шего разнообразия в действиях субъекта, согласно которому неопре­деленность в поведении объекта может быть уменьшена за счет соот­ветствующего увеличения разнообразия в действиях субъекта. Дело в том, что функциональное соответствие субъекта управления закономерностям деятельности объекта во многом определяется его инфор­мационным соответствием. Информация, получаемая всеми структур­ными единицами субъекта управления, должна возможно полнее ха­рактеризовать количественное и качественное разнообразие объекта управления. В противном случае управление не может гарантировать надлежащие результаты, так как оно будет осуществляться методом проб и ошибок.

В связи с тем, что руководитель учреждения культуры один не в состоянии справиться с переработкой информации, необходимой для успешного функционирования коллектива (информации о социальном и психологическом уровнях индивидуальности участников коллектива, специальной информации по предмету коллективной деятельности и др.), возникает потребность в активизации промежуточных ступеней управления, то есть в частичной передаче тех или иных функций руководства совету, активу, лидеру и т.д.

Используя методы непосредственного управления с помощью ак­тива, группы, неформального лидера, передавая им часть инструмен­тальных или экспрессивных функций, можно достигнуть оптимального соотношения видов управленческой деятельности и активного включе­ния посетителей учреждения культуры в процесс самоуправления.

Основы менеджмента составляет также знание управленческих от­ношений "внутри" коллективной деятельности (в соответствии со струк­турой деятельности объекта управления), что позволяет выявить еще одну основу функционирования учреждения культуры.

При построении организационной структуры на основе менеджмен­та происходит определение целей, методов решения той или иной за­дачи, а затем нахождение для определенного класса задач достаточно гибких и динамичных организационных структур, позволяющих устано­вить оптимальное соотношение разных уровней управления.

Поскольку художественный рынок развивается стихийно, то и ме­неджмент в учреждении культуры - явление сложное. Дезориентированными в делах коммерции оказались и специалисты учреждений культуры, на деятельность которых оказывают влияние рыночные от­ношения. В логике четко различаются термины "значение" и "смысл". Значение есть обозначаемое (денотат), а смысл - способ, каким это обозначаемое выражается, представляется, преподносится, мыслится. В конструктивно-познавательном аспекте художественный смысл в дея­тельности учреждений культуры можно определить как способ истолко­вания той или иной культурно-досуговой программы, зафиксированный в содержании и детерминированный целями, установками, задачами субъекта, осуществляющего ее подготовку и проведение.

На основе менеджмента и осуществляется культурно-досуговая программа, что предполагает знание жизни (обстановки, отношений лю­дей, их настроений и т.п.) и сущности культурно-досуговой деятель­ности.

 

Теория и методика менеджмента оказываются сопоставимыми, взаимопроникающими, взаимопереводимыми управленческими опера­циями.

Первую группу операций менеджмента составляет "сфера прогно­зирования". Это оценка будущего места учреждения культуры в куль­турной жизни населенного пункта, постановка целей, определение эта­пов и сроков проведения мероприятий, критериев оценки.

Затем "администрирование". Это группа операций начинается с ознакомления с материалами, отражающими культурные запросы раз­личных коммерческих структур, которые непосредственно связаны с удолетворением потребности людей в отдыхе, разъяснением им осо­бенностей этих структур, их реальных возможностей.

Третья группа - "воздействие и контроль". Это: личный пример; не­посредственное воздействие; определение функций сотрудников уч­реждения культуры по развитию культурно-досуговой деятельности.

По этой методике могут быть выделены три основные стадии тех­нологического процесса в соответствии с каждой культурно-досуговой программой: определение общего уровня затрат и расходов на дея­тельность; распределение средств между направлениями и выбор стра­тегической линии; отбор из имеющихся предложений тех, которые оп­тимальны для включения в ту или иную программу; выдвижение новых вариантов и т.д.

В качестве определяющих факторов использования менеджмента в деятельности учреждения культуры по развитию личности можно выде­лить следующие:

- уровень программ, необходимый для достижения перспективных целей;

- оценочный подход с учетом реальных возможностей материаль­но-технической базы и кадрового состава учреждения культуры;

- текущее и ожидаемое финансовое положение учреждения культу­ры;

- известные и предполагаемые практические ограничения, напри­мер, возможность обеспечения необходимых условий для развития личности.

Рационализация и систематизация управленческой деятельности на всех этапах способны привести к тому, что она полностью будет осуществляться на основе менеджмента, поддаваясь целенаправлен­ным воздействиям. Для этого в системе управления учреждения куль­туры должны функционировать менеджеры, в обязаности которых вхо­дили бы отбор наиболее актуальных проблем, связанных с развитием

личности, вычленение основного функционального стержня в каждом виде искусства, сбор нужной информации, анализ стоимости проектов и

т.д.

Вместе с тем в менеджменте важно помнить и о большой роли творческих групп, в которые входят сценаристы, режиссеры и другие специалисты учреждения культуры, занимающиеся синтезом различных видов искусства и использованием его в культурно-досуговых програм­мах для достижения определенной цели.

"Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, дол­жен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менед­жеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить ис­полнение работы данной организации".

Словом, менеджмент - это единая система, в структуре которой множество социальных сущностей (коллектив учреждения культуры, аудитория постоянная, переменная и потенциальная, актив учреждения культуры и т.д.). Отсюда эффективность менеджмента в учреждении культуры следует рассматривать прежде всего как обеспечение целей, актуальных в течение определенного периода времени. Система будет эффективной, если она способствует достижению оптимального результата, определяющего цель менеджмента при обеспечении необходимого и достаточного функционирования системы, которая находится в зависимости от определенной системы ценностей и решаемой зада­чи.

Следовательно, эффективность можно определить как степень (меру) целевой результативности организации (системы) по отношению к затратам и факторам - условиям ее функционирования - в рамках определенной системы ценностей и типа решаемой задачи.

Приведенные признаки указывают на сложность понятия эффективности и значительную трудность ее определения в реальных усло­виях. Один из путей преодоления трудностей - использование ЭВМ в диалоговом режиме, где лица, ответственные за принятие решений по управлению организацией, оценивают результаты, факторы-условия, уточняют цели и т. д. Поэтому критерий эффективности можно представить, по крайней мере, тремя составляющими:

- степень (мера) удовлетворения потребностей населения в культурных благах;

- степень (мера) соответствия результатов функционирования деятельности учреждения культуры общественным целям в области ду­ховного развития личности;

- степень (мера) обеспечения равенства в удовлетворении духов­ных потребностей посетителей учреждения культуры.

Таким образом, определение эффективности деятельности учреж­дений культуры должно быть результатом объединенных усилий спе­циалистов по менеджменту. Специалисты по менеджменту объединяют и организуют работу, они должны быть заняты построением системы целей отрасли, дерева целей и дерева критериев отрасли, участвовать в измерении (по качественным и количественным шкалам) каждого из них.

Итак, менеджмент - это умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - деятельность целенаправленная и целесообразная, поэтому техноло­гия менеджмента связана с выработкой представления о цели как обра­зе желаемого и необходимого результата, с характеристикой фактиче­ски полученного результата и их соотнесением друг с другом (центральное и определяющее звено менеджмента). Эта технология связана с выработкой и принятием решений (единоличных и коллек­тивных), контролем за степенью и характером реализации этих реше­ний. В этом смысле решение и контроль предполагают и взаимно допол­няют друг друга. Принятое решение, не подкрепленное контролем, не имеет реального, практического смысла. Прежде чем контролировать, следует сначала принять конкретное решение, определить характер, содержание, способ и сроки выполнения работы и исполнителей. Сло­вом, создать систему управления кадрами, способную четко функцио­нировать в непредвиденных обстоятельствах, контролировать все из­менения, происходящие внутри учреждения культуры и в его отношени­ях с окружающим деловым миром. Персонал учреждения обязан обес­печить точной информацией его руководителя для принятия решения и ясного представления общей картины дела, разработать четкую си­стему обязанностей каждого работника с целью развития реальной и эффективной системы управления. Но прежде чем рассмотреть одну из структурных составляющих менеджмента - планирование финансовой деятельности, необходимо рассмотреть феномен коммерческой дея­тельности.

 

§ 3. Коммерческая деятельность учреждений культуры

В современных условиях коммерческая деятельность становится неотъемлемой составной частью технологического процесса. Она осу­ществляется не путем вмешательства в художественный процесс, а пу­тем создания условий для его протекания через экономическую под­держку тех культурно-досуговых структур, которые реализуют целесо­образную политику, задание правил взаимодействия разных структур (школ, направлений, движений) в обществе и, наконец, выращивание новых (альтернативных существующим) субъектов культурно-досуговой деятельности.

Коммерческая деятельность учреждения культуры определяется личностными, производственными и общественными целями коллекти­ва. Она может стать целенаправленным процессом, вытекающим из потребности общества, если будет плановой, целесообразной, обеспе­чивающей творческую раскрепощенность всех членов коллектива, и вы­ступать как саморегулирующаяся подсистема, сохраняющая свою це­лостность и качественную определенность благодаря способности обеспечить функционирование творческого процесса.

Одной из задач коммерческой деятельности учреждений культуры является широкое и повсеместное использование целевых культурно-досуговых программ, ориентированных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения. Учитывая, что достиг­нуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть просчитаны творческие, экономические и организационные возможности коллектива учреждения культуры. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессио­нальных работников культуры с населением.

Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетите­лей. Экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры. Достаточно напом­нить, что такие сложные механизмы, как самофинансирование, расши­рение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. Инновационный потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом воз­действия учреждения культуры становятся также такие базовые детер­минанты поведения людей в сфере досуга, как ценностные ориентации,

индивидуальные значения и мотивы выбора услуг. Поэтому коммерче­ская деятельность в учреждениях культуры обеспечивает динамичное формирование многообразных социокультурных групп, включение личности в культурно-досуговую деятельность, выступает важным показателем приобщения личности к культуре.

Сокращение диапазона контактов с населением побуждает учреж­дения культуры расширять спектр деятельности, организовывать многочисленные новые, неизвестные до сих пор варианты объединений культурно-просветительной и культурно-творческой направленности: ассоциации, фонды, союзы, производственно-коммерческие центры, малые предприятия и т.д. Это, в свою очередь, заставляет искать пути расширения аудитории учреждений культуры и устанавливать связи с новыми социокультурными группами и слоями населения, ранее не пользовавшимися их услугами, или перестраивать отношения с груп­пами, посещавшими учреждения культуры прежде.

Реальное содержание деятельности учреждений культуры делает возможным расширение их аудитории за счет высокодоходных социокультурных групп населения, мотивационный спектр которых состоит, в основном, из ориентации на развлекательные формы досуга. Учрежде­ния культуры могут сосредоточить свои усилия в разных направлениях: помощь в получении практических навыков, полезных в бытовой сфере, а также новых услуг, которые могут быть платными, - от первого при­общения к навыкам профессиональной деятельности до овладения компьютерной грамотностью, иностранным языком или техникой резьбы по дереву.

Существующая ориентация учреждения культуры на путь наименьшего сопротивления, на скорейшее получение прибыли без учета возможных социальных последствий, приводит к падению его престижа и популярности среди населения.

При наращивании платных услуг утрачиваются ценностно-культурные смыслы деятельности учреждения культуры, духовные по­требности населения нивелируются, развлекательно-прагматические ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи, значи­мость которых определяется прежде всего их практической полез­ностью. Соответственно эффективность деятельности учреждений культуры в современный период оценивается населением именно с практических позиций. Одновременно появляются и другие регуляторы взаимоотношений между населением и учреждением культуры.

Коммерческая деятельность вплоть до начала XX века интенсивно развивалась на основе соединения бизнеса и социального начала. С развитием бизнеса начинается новый этап в разработке понятия коммерческой деятельности, связанный прежде всего с исследованием явлений самоорганизации. В содержательном плане самоорганизация в технологическом процессе проявляется в переходе от моделей ком­мерции к моделям, описывающим процессы структурных изменений коммерческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 7462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.