КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические основы обучения профессиональному мастерствуКультурно-досуговая деятельность представляет собой уникальную и неповторимую область деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Возникающие здесь художественно-творческие и "человекотворческие" начала принимают весьма тонкие и сложные формы. Кроме того, индивидуальный и коллективный характер общения в процессе деятельности, предопределяющий в сочетании^ с бойьшим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило, эмоциональным тонусом работы необходимость глубоких личностных контактов специалиста и его субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности специалиста сферы досуга. Число людей, активно пользующихся плодами деятельности куль-турно-досуговых учреждений, а также самих создателей этого процесса - менеджеров, режиссеров-постановщиков, исполнителей, педагогов -постоянно возрастает. Роль, и значение досуга в жизни человека велики и, несомненно, будут возрастать с повышением материального, экономического уровня его жизни и общества в целом. Отсюда понятен повышенный интерес к получению высшего профессионального образования, связанного с культурно-досуговой деятельностью. Важное значение в этой связи имеют организаторские, творческие, гражданские и нравственные качества специалиста культурно-досуговой деятельности. Профессиональное мастерство этого специалиста по своей природе также уникально. Оно определяется высоким уровнем мастерства художественного и нравственного воздействия на личность, коллектив, большие и малые группы людей в условиях досуга. Однако профессиональное мастерство не может быть сформировано в ходе обучения, в студенческой аудитории, здесь лишь закладываются его основы. Профессиональное мастерство специалиста культурно-досуговой деятельности представляет собой совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в результате профессиональной, порой длительной, деятельности. Следовательно, проблемы формирования основ профессионального мастерства специалиста необходимо связывать, с одной стороны, с освоением теоретических знаний, а, с другой стороны, с овладением методами и приемами, умениями и навыками профессиональной деятельности. Синтез теоретических профессиональных знаний, практических умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности является базовой основой профессионального мастерства специалиста, необходимого для успешного решения раз-ноплановых профессиональных задач культурно-досуговой деятельности. Методикой формирования профессионального мастерства специалиста культурно-досуговой деятельности предусматривается развитие профессиональных качеств будущего специалиста в ситуации деятельности, где обеспечивается особенно высокий уровень профессиональной самоорганизации студента. Деятельностно-личностный подход создает условия индивидуально-творческого обучения, раскрытия индивидуальных качеств будущего специалиста, его профессиональных способностей, развития коммуникативных качеств в реальной работе с людьми. Профессиональная деятельность специалиста культурно-досуговой сферы весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства. Мотивы деятельности, побуждения специалиста культурно-досуговой сферы представляют собой сложное психологическое явление. Оно обусловлено, во-первых, осознанием общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, создании условий для культурного досуга людей, во-вторых, состоянием творческой удовлетворенности, радостью успеха и оценки людей, в- третьих, психологическими свойствами специалиста: желанием быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе досуго-вой деятельности, занимать лидирующее положение среди людей вне их трудовой деятельности, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям. Мотивация профессиональной деятельности специалиста культурно-досуговой деятельности не ограничивается перечисленным. Но объективность перечисленных мотивов безусловна, так как один из ведущих мотивов деятельности - материальная заинтересованность - в данном случае сведен к минимуму. Цель профессиональной деятельности специалиста культурно-досуговои деятельности обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в условиях досуга. Это определяет и набор средств, с помощью которых специалист включает людей в различные виды деятельности в сфере досуга. Подготовка специалистов для культурно-досуговои сферы осуществляется в определенной системе. Сеть вузов культуры и искусства дает возможность готовить кадры с высшим образованием для различных областей культуры. Естественно, что каждое высшее учебное заведение культуры накопило определенный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов, и каждый такой опыт достоин обобщения и использования в работе. Вместе с тем, быстро меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют вузы культуры искать не только адекватные направления в подготовке специалистов досуга, но и новые методы обучения. И, естественно, каждое высшее учебное заведение имеет свои собственные научные и методические находки, положительный опыт, свое видение перспектив в подготовке специалистов для сферы досуга, свою уникальную особенность. По-другому быть и не должно, ибо процесс обучения является процессом творческим, а творчество всегда индивидуалы-ю. В этой связи возрастает необходимость больше уделять внимания не только содержанию учебных дисциплин, предметов, но и вопросам целеполагания, организации обучения. Определение конечных целей обучения, моделирование структуры деятельности специалиста и вытекающие из них предметные связи, комплексное обучение, научно обоснованные учебные планы и программы, непрерывная система - школа, колледж, вуз - требуют такого же пристального к себе внимания, как содержание самих учебных дисциплин. Опора на опыт работы вузов культуры и искусства, методику обучения и основные направления подготовки специалистов культурно-досуговои деятельности в Московском государственном университете культуры позволяет сформулировать методические основы обучения профессиональному мастерству специалистов культурно-досуговои деятельности. Подготовка кадров для различных областей культуры в университете ведется различными кафедрами. Кафедра культурно-досуговои деятельности осуществляет подготовку специалистов непосредственно для сферы досуга. Ее работа сфокусирована на ряде основных направлений подготовки специалистов: организации и постановке культурно-досуговых программ, постановке спортивно-бальных танцев и пластических программ, туристском досуге, создании развлекательных программ и игр на телевидении, продюсировании концертных программ. Концептуальную основу учебных дисциплин данных направлений в подготовке специалистов составляет объективная социально-общественная потребность в воссоздании содержательно насыщенной культурно-досуговои среды, за счет высокого уровня профессионального мастерства будущих специалистов, их способности моделировать и осуществлять разнообразные виды культурно-досуговои деятельности, включая индивидуальные, групповые и домашние. Исходя из этого возникает необходимость создания концептуальной системной модели специалиста культурно-досуговои деятельности, которая способствовала бы подлинному углублению связей обучения с практикой, обеспечивала фундаментальность и глубину теоретических знаний, точность научного предвидения, перспективность, динамичность, возможность непрерывного обновления и совершенствования. Сама по себе концептуальная системная модель специалиста культурно-досуговои деятельности, в силу специфики деятельности, носит аналитический характер, она позволяет проникнуть в сущность, внутреннюю структуру явлений, происходящих как в культурно-досуговои сфере, так и в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов. Она объединяет в себе свойства не только практического руководства оптимизацией учебного процесса, но и теоретического метода исследования явлений в области культурно-досуговои педагогики, способствует комплексному развитию научных исследований в этой области, образуя ее теоретический фундамент. Следовательно, концептуальная системная модель подготовки специалиста культурно-досуговои деятельности должна включать, с одной стороны^ основные характеристики его деятельности, с другой, -раскрывать особенности личностно-профессионального комплекса качеств специалиста. Идеальная системная модель специалиста в концентрированном виде должна включать потребности общества в данных специалистах. Тем самым в самой модели специалиста закладывается определенная программа организации и развития учебного процесса. Такая программа включает последовательность и взаимосвязь следующих объектов: модель будущего специалиста; модель системы обучения; модель цикла учебных дисциплин; модель каждой учебной дисциплины; модель содержания разделов и тем дисциплины. Эффективность организации и развития процесса обучения зависит во многом и от установления взаимосвязей между преподавателем, студентом и учебным материалом. Однако на практике идеальной модели специалиста, в силу объективных законов поступательного развития, быть не может, равно как не может быть и идеально выстроенного процесса обучения профессиональному мастерству. Следовательно, чтобы достичь положительных результатов, необходимо руководствоваться не застывшими приемами и методами обучения, а опираться на методические основы обучения профессиональному мастерству. Они заключаются в следующем: - обучение профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности направлено на подготовку деятелей культуры, несущих людям лучшие образцы мировой и отечественной культуры, личностно и общественно значимые формы досуга; - культурно-досуговое профессиональное образование - это не только получение широкого круга общенаучных знаний, знаний искусства, теории и истории культуры, но и обучение конкретному мастерству; - основы профессионального мастерства специалиста культурно-досуговой деятельности закладываются в процессе йак организаторско-преобразующей, так и художественно-творческой деятельности; - процесс обучения профессиональному мастерству в вузе культуры обеспечивается коллективным трудом преподавателей и практиков; - основой формирования профессионального мастерства является взаимосвязанный процесс: преподаватель - студент. Методические основы обучения профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности также включают постановку и обоснование цели обучения исходя из той или иной модели специалиста и специализации, выявление необходимой взаимосвязи теоретической и специальной подготовки в условиях конкретной.деятельности, определение роли, значимости и полезности учебных дисциплин в процессе обучения, содержание учебных дисциплин и налаживание межпредметных связей. В основе организации процесса обучения профессиональному мастерству должны лежать следующие методические принципы: - логическая преемственность и последовательность в изучении как отдельных дисциплин, так и их циклов, составляющих основу профессионального мастерства; - профилирование общенаучных дисциплин на конкретные специальности; - определение оптимального соотношения различных видов занятий по общенаучным, специальным дисциплинам, дисциплинам специализаций; - рациональное распределение учебного времени студентов: утренние часы для специальных дисциплин и дисциплин специализации, оптимальное соотношение обязательных дисциплин и факультативов, время для самостоятельной работы студентов и индивидуальных занятий с преподавателем. Профессия культурно-досугового работника, который имеет квалификацию менеджера-постановщика культурно-досуговых программ, относится к группе профессий, пригодность к которым формируется только при наличии у человека ярко выраженных природных данных, степень и модальность которых может быть установлена путем углубленной проверки. Проблема определения профессиональной пригодности заключается в выявлении признаков, по которым можно увидеть доминантные качества личности, которые обеспечат ей успех в будущей профессиональной культурно-досуговой деятельности. Кроме узкоспециальных способностей сюда относятся: склад мышления, воля, эмоциональная природа и др. Основная трудность профессионального отбора будущих специалистов культурно-досуговой деятельности заключается в отсутствии начального профессионального звена обучения специальности, подобно музыкальной школе. Начальное обучение этому виду деятельности осуществляется лишь на уровне любительских занятий в средней школе или в культурно-досуговых учреждениях. Поэтому культурно-досуговый багаж абитуриента определяется, в основном, общими навыками культурно-досуговой деятельности. В такой ситуации выявить глубинные потенциальные качества абитуриента на вступительном экзамене, проводимом по традиционной методике, практически невозможно. Уменьшить вероятность ошибок в профессиональном отборе абитуриентов позволяет методика проведения вступительного экзамена в два этапа (тура). Первый тур - творческий показ абитуриентом своей программы, номера в условиях сцены, в присутствии не только приемной комиссии, но и зрителей (самих абитуриентов). Здесь отчетливо выявляются такие качества абитуриента, как мастерство исполнения, пластика, музыкальность, голос, дикция, умение держаться на сцене, чувство ритма, меры, эмоциональная выразительность, культура исполнения, умение общаться с аудиторией и т.д. Результаты первого тура вступительного экзамена позволяют в большой степени выявить профессиональные качества абитуриента, и это становится основополагающим фактором его оценки. Подтвердить или опровергнуть полученные представления об абитуриенте позволяет второй тур - теоретическая часть экзамена. Здесь абитуриент раскрывает свой интеллектуально-теоретический и творческий багаж: знание вопросов современного состояния культурно-досуговой деятельности, структуры и типов культурхо-досуговых учреждений, форм и методов их работы; системы управления; знание основных режиссерских понятий, закономерностей режиссерского построения культурно-досуговых программ. Наличие творческого воображения, творческого мышления отчетливо выявляется при разработке абитуриентом на экзамене творческого замысла сценического номера на заданную тему. Специалисту культурно-досуговой деятельности требуется и высокая образованность, такт, умение общаться с людьми. Эти качества в определенной степени могут быть выявлены на специальном собеседовании-коллоквиуме, который предшествует вступительному экзамену. Следовательно, профессиональный отбор будущих специалистов культурно-досуговой деятельности необходимо проврдить комплексно с использованием разнообразных методов. Научно Обоснованный профессиональный отбор обеспечивает высокий профессиональный уровень специалистов и позволяет избежать многих негативных последствий, которые, например, проявляются в фактах; отчислений студентов из вуза по причине профессиональной непригодности или в низком профессионализме выпущенных работников. Необходимость тщательного профессионального отбора диктуется также: высокой ответственностью работника за его возможные ошибочные действия; высокой стоимостью и длительностью профессионального обучения; большим числом желающих обучаться. Основная цель профессионального отбора - выявить свойства и качества личности, определить соответствие ее интересов и способностей для данной профессии. Специалист культурно-досуговой сферы должен обладать качествами хорошего режиссера, педагога, сценариста, исполнителя-актера, обладать организаторскими способностями. Поэтому вопрос о том, каким образом осуществляется отбор претендентов на эту трудную и многогранную профессию, имеет особую важность. Профессиональный отбор, при всех сложностях, дает возможность формировать достаточно высокий учебно-творческий и научный уровень контингента будущих специалистов культурно-досуговой деятельности. Систематические опросы первокурсников о мотивах выбора своей будущей специальности в 98 случаях из 100 говорят об их огромном желании стать высокопрофессиональными специалистами. Гармоничное сочетание исходных факторов, обусловленных умственно-творческим потенциалом и устойчивостью мотивации к обучению, создает объективные условия для реализации целей обучения. В начальный период обучения, как правило, отмечается высокий уровень посещаемости занятий, хорошая организационно-исполнительская дисциплина, высокое чувство ответственности за результаты учебы, стремление овладеть профессией. Однако довольно высокий исходный интерес к учебе с каждым.последующим годом, по мере психологической адаптации, приобретения навыков в учебе, усложнения дисциплин и приближения к вершинам будущей профессии, не всегда возрастает. У некоторой части студентов отчетливо прослеживается достаточно высокий уровень мотивации к обучению в начальный период учебы и заметный спад интереса в дальнейшем. Данное явление носит не случайный характер, оно является закономерным отражением определенных проблем в самой структуре и содержании обучения. В нем заключено одно из главных противоречий, препятствующих повышению качественных характеристик будущих специалистов. Устойчивость интереса студентов в ходе обучения профессиональному мастерству следует поддерживать через: 1) повышение престижности культурно-досуговой деятельности и специалистов этой сферы; 2) осознание студентом модели специалиста культурно-досуговой деятельности; 3) совершенствование систем профессионального отбора; 4) улучшение содержания и характера учебного процесса; 5) профессиональную переориентацию и переподготовку преподавателей вузов в соответствии с новой моделью специалиста культурно-досуговой деятельности. При этом главным является все же учебный процесс, его содержание и методы. Изложенные положения, раскрывающие методические основы обучения профессиональному мастерству, позволяют эффективно использовать своеобразную системную модель обучения, которая дает ощутимый качественный результат. Ее суть заключается в создании учебно-творческих внутрикафедральных педагогических лабораторий, включающих преподавателей "основных" дисциплин: режиссуры, сценарного мастерства и т. д. и дисциплин "обеспечивающих": сценической пластики, сценической речи, музыкального оформления, сцено-графии и др. При очевидной самостоятельности всех учебных дисциплин объединяющим фактором является базовая дисциплина - режиссура культурно-досуговых программ, которая позволяет студентам овладеть основами классической режиссуры и актерского мастерства. Учебные программы на всех специализациях по этой дисциплине на первых двух курсах подчинены единой цели - сформировать у студента основы режиссерского мышления, творческого подхода в моделировании разнообразных форм и видов культурно-досуговой деятельности. В течение перЁых двух лет обучения по этой системе студент получает базовую специальную подготовку, что в последующем, на старших курсах, позволит перейти к специализированному обучению с учетом избранного профиля. Такой метод обучения дает возможность студенту не только усвоить основные элементы классической режиссуры и на этой основе сформировать свои профессиональные качества, но и подкрепить их еще в ходе учебного процесса практической работой по созданию культурно-досуговых программ для реальной аудитории. Суть системной модели обучения заключается в применении метода "сквозных авторских творческих мастерских", где творческий процесс методически регулируется спецификой каждого из программных направлений, избранных специализаций. Возглавляет творческую мастерскую опытный, высокопрофессиональный педагог, ^состав творческой мастерской он сам подбирает преподавателей по опоку специальных дисциплин и дисциплинам специализации. Таким образом, создается коллектив преподавателей-единомышленников, которые творчески выстраивают весь процесс обучения, экспериментируют, внедряют новые методики. Учебный процесс здесь строится по принципу "школа в школе", где каждый руководитель курса в рамках единого творческого метода, в рамках всей школы создает свою индивидуальную авторскую "мини-школу" в рамках учебной программы. Такая система построения процесса обучения дает значительные преимущества. Прежде всего, здесь наиболее оптимально, в условиях коллективного обучения, достигается реализация принципа персонального обучения. Он вытекает из стремления студента к самоутверждению, индивидуальному творческому выражению. В творческой мастерской студент вносит свои собственные идеи в виде сценарного плана, режиссерского решения замысла, раскрывает свое актерское мастерство. Несомненно, что данный метод лишь приближает персонификацию обучения к идеалу, поскольку преобладание еще поточно-групповых форм обучения весьма затрудняет этот процесс. Метод творческих мастерских обладает еще одним важным преимуществом. Руководитель курса и его мини-коллектив педагогов осуществляют набор студентов на первый курс, они же и выпускают молодых специалистов. В процессе обучения студент не передается другим педагогам, вся ответственность за качество подготовки молодого специалиста возлагается на руководителя курса и его "команду" преподавателей, что не позволяет размывать критерии оценки и степень ответственности педагогов, не ущемляет и естественное право студента в выборе форм, методов и субъектов обучения. Такая система стимулирует процесс творческой соревновательности между творческими школами внутри самой кафедры. Логически выстроенная системная модель обучения, в которой отсутствует эстафетная передача студентов с курса на курс к разным преподавателям, обеспечивает воспитание вкуса и любви к будущей профессии, восприимчивости и адаптации к происходящим в культурно-досуговой деятельности изменениям характера, условий, форм и методов работы. Обучение студентов под руководством педагога-мастера включает такой эффективный метод профессиональной адаптации, как показ созданной группой культурно-досуговой программы в реальных условиях учреждения культуры. Каждая такая программа вбирает в себя плоды деятельности каждого студента в роли режиссера, актера и менеджера, и в то же время она является законченным произведением всего коллектива студенческой группы. Именно здесь оттачиваются мастерство и профессионализм, воспитывается уважение к профессии, познаются специфические особенности культурно-досуговой деятельности, отличающие ее от других видов деятельности. В течение четырех-пяти лет обучения каждый студент не менее десяти раз выходит на аудиторию со своим художественно-творческим и эстетическим багажом и оценивается не только педагогами, но и зрителями. Такая система обучения широко применяется в Московском государственном университете культуры. За последние годы выпущено несколько сотен молодых специалистов. Положительные отзывы органов культуры регионов, выпускников, уже поработавших в естественной культурно-досуговой среде, свидетельствуют о правильности выбранной методики обучения. Следует обратить внимание и на проблемы. К сожалению, специфика культурно-досуговой деятельности, проблемы и задачи, которые здесь решаются, не всегда адекватно осознаются всеми, особенно молодыми людьми, садящимися на студенческую скамью. Система непрерывного образования "лицей-колледж-вуз" срабатывает пока мало- эффективно. Для большинства первокурсников освоение профессии по существу начинается только в вузовской аудитории. Уровень подготовки специалистов в училищах культуры и колледжах не всегда высок, часто бывает канонизирован и однообразен. Однобокость начальной профессиональной подготовки в среднем звене обучения ставит вузы перед необходимостью уже на первых занятиях с первокурсниками осваивать азы будущей профессии, а порой и исправлять неправильные представления. Естественно, процесс подготовки специалистов досуга - не застывшее явление, он развивается и совершенствуется, но при этом приходится преодолевать и трудности роста, решать проблемы и устранять недостатки. Таким образом, основу обучения профессиональному мастерству специалистов культурно-досуговой деятельности составляют два важнейших методических положения: во-первых, - свобода творчества педагога и студента; во-вторых, - воспроизводство культурных норм и ценностей. Оба эти положения гармонично совмещаются в данной модели обучения профессиональному мастерству специалиста культурно-досуговой деятельности и оставляют простор для ее дальнейшего развития.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |