Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология политического процесса и его особенности в современной России




Сущность, содержание и структура политического процесса

 

Понятие «процесс» происходит от латинского «processus», что означает продвижение, изменение. Его современное научное понимание как социального феномена сводится к двум основным толкованиям. С одной стороны, это – последовательная смена явлений и состояний в развитии чего-либо, а, с другой, последовательность действий субъектов политики по достижению какого-либо результата.

Процессы разворачиваются и существуют во всех сферах общественной жизни, на различных уровнях социальных систем. Политический процесс – это последовательная смена политических явлений, состояний и событий, совокупность целенаправленных действий субъектов политики по достижению определенных политических целей [87]. Сущность политического процесса составляют разнообразные взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов в сфере политики, их сознательные действия по завоеванию, распределению, перераспределению, удержанию и использованию политической власти. Политический процесс как феномен обеспечивает формирование, функционирование, развитие и изменение, деградацию и распад структур и институтов политического властвования и господства, политической системы, определенного социально-политического устройства.

Содержание политического процесса по объему аккумулируемой им политической реальности близко к содержанию политической жизни общества и практически совпадает с ним. Политический процесс включает все реально происходящие явления, события и трансформации в сфере политики, как санкционированные, так и несанкционированные политической системой действия субъектов общественных отношений. Отличие политического процесса от политического режима, представляющего собой способ организации и функционирования политической системы, технологию осуществления политической власти, заключается в том, что политический режим характеризует политическую систему с точки зрения должного, а политический процесс – с точки зрения всего происходящего, динамики ее эволюции во времени и пространстве. Он представляет развивающуюся политическую реальность, которая складывается не по желанию и предписаниям тех, или иных субъектов общественных отношений. Это обобщенный результат совпадения, консенсуса, борьбы интересов разных социально-политических сил и отдельных граждан, их поведения и представлений о том, что бы они хотели получить от государства и политического режима. В политическом процессе действуют и выполняют различные функции и роли живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры и образования. Политический процесс связан с прошлым, направлен в будущее и совершается в настоящее время.

Политический процесс, рассматриваемый как последовательная смена явлений, состояний и событий, составляют взаимопереходы таких феноменов политической жизни как революция и контрреволюция, застой и реформа, стабильность и кризис. В соответствии с этими феноменами политический процесс может функционировать и развиваться в революционной, реакционной, деградационной, модернизационной, стабилизационной и дестабилизационной формах. В реальной жизни, в зависимости от сложившихся условий, те или иные формы функционирования и развития политического процесса могут доминировать, быть главными, или взаимно уравновешивать друг друга, образуя состояние политической неопределенности. Ярким подтверждением этому является политическая истории России в ХХ веке, особенно общественно-политическая ситуация в стране в 1905-1907, 1917, 1918-1922 годах, в конце 70-х – 90-х годов.

Политический процесс как совокупность последовательных действий участников политической жизни отражает функционально-деятельностную сторону политики. Его составляют действия-операции, выполняемые субъектами политики в интересах достижения определенной политической цели. Такой процесс, как правило, является субъективно инициированным (сознательно-организованным), т.е. происходит по инициативе и при организующей роли субъектов политики, осуществляется последовательно, в разных формах. Так, например, процесс завоевания, удержания и использования политической власти осуществляется поэтапно. Первоочередность и приоритетность каждой из задач (завоевание, удержание, использование) для различных субъектов политики отличаются, в зависимости от их места и роли в системе властных отношений. Для одних задачей является завоевание политической власти, а для других (в это же самое время) – ее удержание, укрепление и использование. Сами же действия субъектов политики по завоеванию, удержанию, укреплению и использованию политической власти могут осуществляться в различных формах: как мирных, конституционных, так и насильственных, нелегальных. Содержание деятельности при этом также будет различным. Однако, независимо от задач субъектов политики, вариантов и форм их действий, они всегда следуют определенному алгоритму поведения, выполняют цепочку последовательных операций, обеспечивающих достижение конкретных политических целей. Это обеспечивает организованность и упорядоченность их деятельности, ее адекватность содержанию и тенденциям развития политической жизни. Вместе с творческим отношением к политике как к искусству, это позволяет избегать многих, в том числе «технических» ошибок, придает политическому процессу необходимую направленность и характер функционирования и развития.

Политический процесс обладает определенной структурой. Соотношение и субординация элементов структуры политического процесса определяют его функционирование и развитие, ту или иную последовательность политических явлений, состояний, событий и действий, их особенности и динамику протекания[88]. В современной отечественной научной и учебной литературе в структуре политического процесса принято выделять: субъекты политического процесса, политические отношения между ними, их политическое поведение.

Субъекты политического процесса – это практически все реально действующие участники политической жизни. Они являются носителями политических отношений, движущей силой их изменений. Субъекты политического процесса, в зависимости от места и роли в политике, степени и характера воздействия на политическую жизнь подразделяются на социальные и институциональные. К социальным субъектам относятся различные социальные группы и образования (класс, нация, профессиональная группа, политическая элита, группы интересов и т.п.), отдельные индивиды. А к институциональным – институционализированные группы людей (государство и его органы, политические партии, общественные организации и другие формализованные объединения). Субъекты политического процесса стремятся реализовать в сфере политики те или иные, разноуровневые, часто несовпадающие интересы. От степени осознания этих интересов зависят мотивация и направленность политического поведения субъектов, его формы и активность. Среди субъектов политического процесса приоритетная роль принадлежит тем, которые обладают политической властью, могут использовать и распределять ее ресурсы. Это, прежде всего государство, которое призвано представлять и реализовывать интересы всего общества, а не только интересы его отдельных групп, обеспечивать стабильное функционирование и развитие политического процесса. Соотношение и переплетение интересов субъектов политического процесса определяют их политические взаимоотношения,

 

 

которые могут быть антагонистическими, союзническими, партнерскими, различными по содержанию и динамике.

Политические отношения и их динамика в структуре политического процесса характеризуют позиции и роли его субъектов в политической жизни, ее изменения. Содержание и характер политических отношений между субъектами политического процесса определяются их местом и ролью в системе политической власти, существующими в обществе политическими правами и свободами. В самом общем виде политические отношения субъектов политического процесса и их динамика представляют собой форму скрытого механизма производства (воспроизводства), распределения, перераспределения, удержания и использования политической власти, изменения ее качества и зарождения новых элементов.

Политические отношения субъектов политического процесса складываются и развиваются по вертикали и по горизонтали. Вертикальные политические отношения – это отношения господства и подчинения, управления и исполнения. В системе этих отношений структурно – функциональная зависимость нижестоящих субъектов от вышестоящих превращает первых в объекты руководства и управления. Вертикальные политические отношения позволяют господствующим социально-политическим силам навязывать другим субъектам политического процесса, даже вопреки их сопротивлению, нужные им ценности, важнейшими из которых являются законопослушность, ответственность, рациональность поведения. Эти отношения, главным образом сводятся к определению и практическому осуществлению правил «правильного политического поведения», к достижению согласия между его субъектами, усилению элементов предсказуемости и конструктивности в политической жизни. Опираясь на важнейшие атрибуты власти – ресурсы, авторитет, силу, право, при вертикальных политических отношениях, доминирующие в политическом процессе субъекты, обеспечивают воспроизводство существующей политической системы, нужное им распределение статусов и ролей, различных социально-политических сил в общественной жизни, реализацию своих коренных интересов.

Горизонтальные политические отношения складываются между отдельными субъектами политического процесса, обладающими примерно равным политическим статусом, действующим на одном уровне политических отношений в установленном правовом поле. Основой этих отношений является формальное равенство и относительная автономность их участников. В системе горизонтальных политических отношений возникает и развивается конфронтационные и конструктивные связи, отношения конкуренции и сотрудничества. Здесь выбор логики и форм взаимодействия как для обладающих властью и лояльных к ним субъектов политического процесса, так и противостоящих политическому режиму сил, определяются не только объективно складывающимися обстоятельствами, но и симпатиями и антипатиями, амбициями участников политической жизни, неэтатистской системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, справедливости, права, консенсуса. Под влиянием этих условий складывается не только определенный баланс сил в политической жизни, но и их соперничество, противостояние и противоборство в ущерб сотрудничеству и компромиссам. Особенно очевидно в горизонтальных политических отношениях проявляются

 

разобщенность правящих и оппозиционных власти политических сил, различия в их политических интересах и целях.

Политические отношения субъектов политического процесса, их взаимопроникновение, изменение и динамика определяют режимы существования политического процесса. В зависимости от их состояния, содержания и характера политический процесс может существовать в режимах функционирования, развития и упадка. Режим функционирования отражает стабильность политической системы, способность политической власти к управлению обществом. Режим развития характеризует возможности и способность политической системы адекватно реагировать на меняющиеся социальные условия и совершенствоваться в соответствии с ними. Режим упадка свидетельствует о разрушении целостности политической системы, потере органами власти своей управленческой способности и легитимности. Политические отношения изменяются и развиваются под влиянием различных факторов, важнейшим среди которых является политическое поведение субъектов политического процесса.

Политическое поведение субъектов политического процесса, как элемент его структуры, обеспечивает реализацию их интересов, достижение политических целей. Политическое поведение – это действия или совокупность действий тех, или иных субъектов политики, являющихся их реакцией на явления, события, ситуации и факты в общественно-политической жизни и направленных на их регулирование, решение общественно значимых задач. В научной и учебной литературе сложились различные подходы к определению форм политического поведения[89]. При этом общепринято основными формами политического поведения субъектов политического процесса считать политическое участие и политическую деятельность.

Политическое участие субъектов политического процесса представляет собой многомерное и сложное явление. В науке оно определяется как единовременные или повторяющиеся действия индивидов и социальных групп по оказанию влияния на органы государственной власти и политику. Мотивация, содержание, характер и направленность политического участия зависят от психологических, экономических, социальных культурно-исторических и других факторов. Особое воздействие на политическое участие оказывает эмоциональное состояние людей, выражающееся в страхе, ненависти, досаде, удовлетворении, восторге, неуверенности и т.п. Вызванные тем, или иным социально-политическим событием (война, государственный переворот, выступление политического лидера, победа на выборах политической партии и т.д.) они могут стать «запускающим механизмом» политических действий субъектов политического процесса, их активности и ориентации. Втягиванию людей в политику во многом способствуют их предчувствия, догадки, предположения о причастности государства или других, обладающих властью институтов и организаций к изменениям в общественной жизни, затрагивающих интересы индивидов и социальных групп. Например, «шоковая терапия» в экономике, снижение уровня жизни населения, несправедливое распределение и перераспределение доходов, утрата международного авторитета страны и т.д. Часто к участию людей в политических акциях побуждают иррациональные причины, которые ими даже не осознаются. Доля немотивированных политических поступков и действий возрастает при манипулировании политическим сознанием людей, осуществляемым политическими лидерами, политической элитой, СМИ. Это присуще и действиям индивидов и социальных групп в экстремальных ситуациях, а также толпе, на митингах, манифестациях, где возникает так называемый эффект «омассовления» сознания человека, утрата им собственной индивидуальности.

Под влиянием этих и других обстоятельств и факторов действия субъектов политического участия могут носить как осознанный, так и эмоционально выраженный характер, быть направлены на достижение конкретных политических целей, так и не иметь четких ориентиров. В связи с этим, политическое участие проявляется в различных видах, способах и приемах. Основными его видами являются несвободное и неосознанное, сознательное и несвободное, сознательное и свободное политическое участие. Несвободное и неосознанное политическое участие основано на спонтанном, эмоционально-волевом импульсе, на обычае, привычке, принуждении. Оно характеризуется мобилизованностью, психологической и нравственно-правовой регламентацией политических действий субъектов политического процесса, нередко их зависимостью от воли и предписаний субъектов политики, обладающих различными ресурсами и возможностями. Сознательному и несвободному политическому участию присуще понимание его субъектами необходимости включения в политические отношения, подчинение их действий закону, нравственно-моральным нормам и правилам, необходимости поддержания устойчивости политической системы и политической стабильности в обществе. Сознательное и свободное политическое участие выражается в осознании его субъектами своих политического интереса и целей, в решительности, целеустремленности и последовательности их действий, в свободе и независимости субъектов политического участия от традиционных авторитетов и предписаний и даже в пренебрежении ими норм права и морали.

Политическое участие осуществляется разнообразными способами и приемами действий его субъектов. Они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми, организованными и стихийными, легальными и нелегальными, мирными и насильственными. К наиболее распространенным способам и приемам политического участия относятся голосование на выборах и референдумах, обращения в органы государственной власти и СМИ по вопросам социально-политической жизни, митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, участие в работе органов государственной власти, общественно-политических организациях на добровольной основе, бунт, мятеж, терроризм. Эти и другие способы, и приемы политического участия, как в прошлом, так и в современных условиях широко используются в политическом процессе.

Политическое участие представляет многогранную и своеобразную форму политического поведения субъектов политического процесса практически не подчиняющуюся каким-то сложившимся принципам и закономерностям. Однако, как свидетельствует история и современность, именно политическое участие нередко является решающим фактором трансформации и распада политических

систем, смены политических режимов, социально-политического переустройства общества.

Политическая деятельность представляет собой высшую форму политического поведения, разновидность общественной деятельности, осуществляемой в политической сфере. Политическая деятельность – это система сознательных, целенаправленных действий субъектов политики по созданию необходимых условий и использованию социальных факторов для удовлетворения политических интересов и достижения поставленных политических целей. Она направлена на изменение и совершенствование политических отношений, на завоевание, удержание и использование политической власти. Главное отличие политической деятельности от политического участия - ее «очищенность» от иррациональности и стихийности.

Политическая деятельность – это, по сути, профессиональная деятельность в сфере политики. В зависимости от ее субъектов, их включенности в политические отношения и степени организованности выделяются персональная, элитарно-корпоративная и институциональная политическая деятельность. Персональная политическая деятельность осуществляется главным образом политическими лидерами. Кроме того, ей могут заниматься в той или иной мере отдельные граждане, претендующие на активное влияние на процесс выработки, принятия и реализации политических решений, на участие в управлении общественными и государственными делами. Элитарно-корпоративная политическая деятельность осуществляется политическими элитами и политико-корпоративными группами. Для них деятельность в сфере политики – это важная составляющая их образа жизни, способ повседневной жизнедеятельности. Институциональная политическая деятельность – это деятельность разнообразных политических институтов, организаций и учреждений, аппарата политических движений. Государство как политический институт, осуществляет законотворческую деятельность, которая является приоритетной, оперативное политическое управление и руководство общественными делами, обеспечивает контроль всех видов политической деятельности.

Содержание политической деятельности составляют теоретическая и практическая деятельность. Теоретическая деятельность субъектов политического процесса заключается в разработке политической идеологии и политических программ, доктринально-концептуальных и политико-правовых программ и документов, в проведении различных исследований, обобщении и систематизации их результатов, в разработке методологии и технологии решения конкретных общественно-политических проблем. Практическая политическая деятельность субъектов политического процесса сводится к принятию и организации выполнения политических решений, осуществлению контроля за их выполнением, корректировке и уточнению принятых политических решений.

Политическая деятельность осуществляется различными средствами, приемами и способами. В зависимости от места и роли субъектов политического процесса в структуре политико-властных отношений, политической ситуации для достижения своих целей ими используются различные организационные структуры (армия, вооруженные отряды, правоохранительные органы, идеологические учреждения и т.д.). К приёмам и способам политической деятельности относятся выдвижение и распространение идей и лозунгов, законотворчество, пропаганда, агитация, популизм, дезинформация, насилие, интриги, распределение ресурсов, компромиссы, соглашения и т.д. Средства, приемы и способы политической деятельности постоянно варьируются, меняются их соотношение и приоритетность.

Политическая деятельность выполняет в политическом процессе наиболее существенную и важную роль. Она регулирует отношения субъектов политики, обеспечивает разрешение возникающих между ними противоречий, согласование и баланс социальных интересов, создание условий для их удовлетворения.

Функционирование и развитие политического процесса осуществляется под воздействием определенных условий и факторов, обусловливающих последовательность протекания и смены политических явлений и событий, очередность политических действий. К числу важнейших из них относятся: качественно-количественные характеристики субъектов политического процесса (массовость, опыт, уровень образования, особенности политической психологии, система политических ценностей и приоритетов); расстановка и соотношение политических сил, проявляющиеся в наличии или отсутствии политических союзов, договоренностей, обязательств, традиций сотрудничества и противоборства; социальные среда, в которой развертывается политический процесс (стабильность или кризис общественных отношений, наличие или отсутствие войн, конфликтов, интенсивность и массовость организованных и стихийных выступлений народа и др.). Эти и другие условия и факторы определяют содержание, характер и специфику взаимосвязей и взаимодействия компонентов политического процесса, динамику его функционирования и развития.

Политический процесс представляет собой деятельностно-активную реализацию политики как общественного явления. В нем сочетаются объективные и субъективные компоненты политики, рациональные и иррациональные действия индивидов, социальных групп и организаций, институтов власти, реализуются их политические интересы и цели, роли и функции. Их взаимодействие в совокупности с другими общественными факторами создают сложную картину политической жизни, многогранную систему политических отношений и связей.

Политический процесс в упрощенном, абстрагированном виде характеризует изменения в политической жизни общества, является формой функционирования и развития политической системы. Однако сложный механизм общественного развития предполагает взаимопроникновение, взаимопереплетение, взаимопереход, развертывание и свертывание политических явлений, событий и действий, что означает функционирование и развитие политических процессов разных типов и видов. Классификация политических процессов на отдельные типы и виды осуществляется по различным основаниям.

Так, по объему охватываемых политических явлений, событий и действий, среде протекания выделяются внешнеполитический и внутриполитический процессы. В свою очередь, в зависимости от масштаба, внешнеполитический процесс подразделяется на глобальный (мировой), региональный и локальный процессы, а внутриполитический – на национальный (общенациональный), региональный (национально-региональный) и местный процессы. Каждая из этих разновидностей внутриполитического и внешнеполитического процессов характеризуется различной степенью социальной важности и активности действий их субъектов, охватывает различный объем политических взаимосвязей и взаимоотношений. Кроме того, как внутриполитический, так и внешнеполитический процессы, и их разновидности состоят из частных политических процессов, представляющих политические явления, события и действия по поводу достижения конкретных политических целей (проведение выборов в органы местного самоуправления, урегулирование политического конфликта между субъектами политики, принятие политического решения по национальным проектам, урегулирование вооруженного конфликта между государствами в определенном регионе и т.д.).

По степени устойчивости взаимосвязей социально-политических сил общества, определенности и устойчивости взаимоотношений субъектов политики, политический процесс подразделяется на стабильный и нестабильный. Стабильный политический процесс характеризуется институциализированными формами политических отношений и политического поведения его субъектов, функционально отработанным механизмом принятия политических решений. Он основывается на сформировавшейся социальной структуре общества, легитимности политического режима, приверженности субъектов политики господствующим нормам права и политическим демократическим ценностям. Такому политическому процессу присущи компромиссы, сотрудничество, консенсус между его участниками. Стабильный политический процесс обеспечивает создание, устойчивое и эффективное функционирование политической системы, ее поступательное изменение, определенную направленность социально-политического развития общества. Нестабильный политический процесс свидетельствует о необходимости изменения политического курса субъектов власти и проводимой ими политики. Он возникает в условиях неэффективности или кризиса существующего политического режима. Причинами нестабильного политического процесса могут быть также осложнение международных отношений, спад материального производства, острота социальных проблем. Нередко нестабильность во взаимоотношениях субъектов политического процесса появляется также тогда, когда у власти постоянно находятся представители одних и тех же политических партий, элит, политических союзов, допускается политическая дискриминация отдельных социальных и национальных групп. В условиях нестабильного политического процесса между его субъектами складывается ярко выраженное противоборство, в их политическом поведении используются как легальные, так и нелегальные, как насильственные, так и ненасильственные, как морально оправданные, так и безнравственные правила, приемы и способы борьбы.

В зависимости от характера и технологического воздействия на политическую действительность принято выделять эволюционно- реформистский и революционный политические процессы. Эволюционно – реформистский политический процесс предполагает постепенные изменения в политической системе, социально-политическом устройстве путем последовательных политических реформ. Такой политический процесс, как правило, отвечает интересам политических сил,

занимающих господствующее положение в обществе. Однако это не означает, что эволюционно-реформистский политический процесс не захватывает глубинные пласты общественной жизни, не затрагивает интересы широких народных масс. Так, или иначе, на том или ином этапе его протекания возникает вопрос о сохранении лояльного отношения различных социально-политических сил к существующему политическому режиму. Для этого осуществляющие политику реформ субъекты власти применяют к ним дифференцированный подход, используют различные приемы и способы действий по обеспечению их лояльности. Революционный политический процесс, в отличие от эволюционно-реформистского, обеспечивает быстрые и глубинные политические преобразования. Инициатором и движущей силой такого процесса обычно являются субъекты политики, не обладающие реальной властью, не занимающие ведущие позиции в системе политических отношений, но осознающие необходимость коренных политических преобразований и имеющие их программу. Реализуемый в революционном политическом процессе проект общественного развития связан с зарождением и утверждением новых политических институтов и ценностей, политических систем, с существенным обновлением прежнего, или с формированием принципиально нового социально-политического порядка.

С точки зрения публичности и гласности бывают открытый и скрытый политические процессы. Открытый политический процесс осуществляется в условиях демократической организации общественной жизни. Он характеризуется тем, что интересы различных социальных групп, политических партий и элит, других субъектов политики открыто провозглашается в программах и обращениях, в СМИ, в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Открытость политического процесса выражается в публичности фаз и этапов принятия и реализации политических решений, способов рекрутирования политических элит. При открытом политическом процессе его субъекты действуют в рамках закона, гласно провозглашает свои цели, отношение к властным структурам и их политике, публично дискутируют и высказывают свое мнение. Скрытый политический процесс организуется органами власти, как правило, в условиях тоталитарных и авторитарных политических режимов. Целью такого процесса является обычно дескредитация противников существующего политического режима, подготовка общественного мнения к осуждению этих противников, а иногда и их физическому уничтожению. При скрытом политическом процессе инициатива снизу подавляется, всячески скрываются механизмы политического управления и особенно определения стратегических и тактических целей политического развития.

В рамках скрытого может протекать теневой политический процесс. Это не афишируемые действия государственных институтов, принимаемые ими закрытые документы, распоряжения, существование органов с официально не провозглашаемыми функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.д.). Теневой является также противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей, что сопровождается формированием нелегальных структур неполитического характера (теневая экономика, черный рынок, мафиозные группировки). Такие структуры при помощи методов подкупа и запугивания часто воздействуют на официальных лиц в органах власти, принуждают их проводить государственную политику в своих интересах, а нередко стремятся непосредственно включиться в политику, войти в органы власти. Теневым может быть и политический процесс, которому официальная власть препятствует в легализации.

В учебной и научной литературе выделяются и другие типы политического процесса: демократический и недемократический, технократический, идеократический, харизматический, процессы зарождения, возникновения, становления, развития, функционирования, стагнации и т.д. [90] Вся совокупность политических процессов, их соотношение и взаимопроникновение отражают динамику и сложность политической жизни.

Политический процесс в каждой отдельном обществе складывается из широкого спектра многообразных, разнонаправленных и разноуровневых процессов, протекающих в политической сфере жизни под влиянием разных условий и факторов. В современной России содержание и характер общенационального политического процесса и его разновидностей детерминируются результатами тех глубоких преобразований, которые произошли в стране за последние 10-15 лет и принципиально изменили условия жизни людей, их социальные потребности и интересы. Под влиянием этих изменений усилилась политизация всех сторон жизнедеятельности российских граждан. У большинства социально-политических сил страны сформировалось представление о государственной власти как единственном средстве решения возникающих проблем, что отражается на их отношении к политике, политическом поведении, его приоритетах и целях. Кроме того, в современном российском политическом процессе фокусируются и переплетаются как старые, так и новые общественно-политические явления, объективные и субъективные факторы, свидетельствующие о незрелости демократии и гражданского общества в стране. Политический процесс в России функционирует и развивается на основе национального исторического опыта взаимоотношений общества и государства, традиций российской политической культуры. В нем отражаются конфессиональное своеобразие российского общества, психологический склад и менталитет составляющих его народов. Эти и другие обстоятельства определяют специфику содержания и характера современного политического процесса в России, его особенности [91].

Прежде всего, важнейшей особенностью современного российского политического процесса следует считать смешение (переплетение) в его содержании политики и экономики, взаимопроникновение политических и экономических отношений участников политической жизни. Это связано с тем, что сложившиеся в настоящее время в России структуры гражданского общества, нормативно-правовые регуляторы общественной жизни и демократические механизмы ее организации не ограничивают деятельность государства и других институтов власти, не создают условия для самореализации других субъектов политики. Государство, как основной институт политической системы, концентрирует власть и ресурсы, оказывает решающее влияние практически на все вопросы развития российского общества, что политизирует социальные отношения и главным образом экономические, как базовые, определяющие. В связи с этим, политика и экономика в России находятся сегодня в неразрывном единстве, взаимодополняют и развивают друг друга, а важной и необходимой частью отношений и поведения субъектов политического процесса является экономическая составляющая. Политические цели субъектов политики во- многом определяются их экономическими интересами.

Во-вторых, к числу важных особенностей современного российского политического процесса следует отнести вертикально организованный характер взаимоотношений его субъектов, их статусно-ролевую неопределенность. Названная особенность связана с предыдущей и проявляется в том, что российское государство односторонне определяет условия, правила и нормы должного политического поведения субъектов политики, нормативно-правовое поле их отношений. Политическая активность в современном российском обществе преимущественно принадлежит институтам власти. Именно они инициируют сегодня различного рода изменения и преобразования в политической системе общества, социально-политическом устройстве государства, затрагивающие всех граждан. Действия же других отечественных социально-политических сил – субъектов политического процесса, как правило, осуществляется в рамках предложенных властью изменений, не отличаются самостоятельностью и последовательностью. Большинство из них не обладает пока собственной самодостаточностью, устоявшейся организационно-структурной и субъективно-идеологической артикуляцией, не ориентировано на последовательное выражение и защиту интересов определенных социальных групп и общностей. Отсутствует структурированность, дифференциация и специализация их политических ролей и функций.

В-третьих, особенностью современного Российского политического процесса следует считать высокую степень персонифицированности политических отношений, наличие в нём соперничающих политических группировок и «кланов». В России исторически в системе общественных отношений особое место отводилось политическим лидерам, «вождям». Это специфическая российская традиция, проявляющаяся в ведущей роли феномена политического лидерства в обществе, ориентации участников политического процесса на определённую личность, персонифицированную власть в государстве, социальном институте, организации, группе, общности. Она обусловлена распространённым в обществе, как в прошлом, так и в настоящее время, подданническим типом политической культуры, менталитетом российского народа, проявляющимся в его безусловном подчинении власти и ожидании от неё благ и вознаграждения. Персонификация политических отношений в современных условиях, является так же следствием отсутствия между участниками политической жизни развитой системы коммуникационных связей, что препятствует их интеграции, формированию представлений о политических интересах и ожиданиях друг друга. Неинтегрированность субъектов политического процесса проявляется и в наличии в нём разного рода политических группировок и «кланов». Возникающие по различным основаниям, они преимущественно ведут борьбу между собой за близость к высшей российской власти, что позволяет рассчитывать им на возможность использования властных ресурсов для достижения своих интересов и целей, нередко «своекорыстных», эгоистичных. Причём интересы и цели политических группировок и «кланов» часто представляются ими как общественно-значимые, как интересы и цели своих союзников и сторонников.

В-четвёртых, одной из особенностей политического процесса в современной России является его конфликтность. Главной причиной конфликтности политических отношений и политического взаимодействия субъектов политики – их деференцированность, неконсолидированность, отсутствие консенсуса по базовым целям и принципам общественно-политического развития страны. Современные российские социально-политические силы существенно отличаются друг от друга по своим ценностным ориентациям и идеалам, содержанию и характеру политического поведения, приверженности методологии, технологиям, методам и способам решения общественных проблем. Всё это в совокупности с их статусно-ролевой неопределённостью порождает противоборство, противостояние и даже прямое силовое столкновение участников политического процесса.

И, в-пятых, к особенностям современного российского политического процесса правомерно отнести его психологизацию. В последнее время в содержании деятельности институтов государственной власти, политической элиты и политических лидеров значительное место занимает манипулирование политическим сознанием социальных образований, групп и отдельных индивидов. В их политической агитации и политической пропаганде широко используются методы психологического воздействия на людей. Вместо обращения к разуму, осуществляется обращение к чувствам, задействуется подсознание, для чего используется подмена объективной информации ложной, подтасовка и искажение фактов, «запрограммированные» комментарии событий и фактов, популизм, дезинформация. В таких условиях, у человека искажается политическое сознание и как следствие ослабевает контроль над собственным политическим поведением, оно становится иррационально мотивированным, рефлекторным, подверженным внешнему влиянию. Усиливается возможность асоциального поведения людей, их спровоцированных асоциальных действий, способных дестабилизировать политическую ситуацию.

Особенности политического процесса в современной России свидетельствуют о его нестабильности, противоречивости, слабой созидательной и гуманистической направленности. Преодоление этих и других проблем в функционировании и развитии российского политического процесса возможно при наполнении его подлинным демократическим содержанием, оптимизации структуры, консолидации всех участников политической жизни на основе общенациональных интересов. По опыту демократической организации политической жизни мирового сообщества для этого необходимы определённые условия и факторы. Это, во-первых, функционирование и развитие политического процесса по строго установленным, признаваемым и соблюдаемым всеми политическими силами принципам и правилам («правилам игры»), обеспечивающим демократические процедуры их политического взаимодействия и взаимоотношений. Во-вторых, социально-правовая статусно-ролевая определённость субъектов политического процесса, наличие возможностей у всех субъектов политики для доступа к ресурсам политического воздействия. В-третьих, установление и поддержание определённого баланса интересов политических сил, обладающих государственной властью, лояльных к ней и находящихся в оппозиции, толерантности в их взаимоотношениях. В-четвёртых, постепенность и последовательность политических преобразований и изменений в обществе с использованием сознательно избранных субъектами политики легальных, ненасильственных средств, приёмов и методов политического поведения. В-пятых, создание и функционирование всеобъемлющей, надёжной и эффективной правовой системы организации общественно-политической жизни, обеспечивающей институционализированную возможность перераспределения и передачи государственной власти политическими элитами, социальными группами и организациями. В-шестых, широкая социальная поддержка демократических правил и норм организации общественной жизни. Кроме этих условий и факторов, для стабилизации политического процесса в России крайне важным является рост и повышение эффективности национальной экономики, преодоление бедности и справедливое распределение доходов между различными социальными группами, формирование устойчивого и значительного по численности среднего класса. Необходимы так же фактические гарантии для реализации гражданами страны социально-экономических, политических и культурных прав и свобод личности, закреплённых в Конституции Российской Федерации, утверждение национальной идеи, культуры межличностного и группового общения. Создание в России условий и факторов, необходимых для совершенствования и демократизации национального политического процесса, усиления его гуманистической, созидательной направленности в решающей степени зависит сегодня от воли и желания политических лидеров и политической элиты, пользующихся доверием и поддержкой народа.

 

* *

*

 

Политический процесс является функциональной характеристикой политической системы, отражает динамику политической жизни общества. Его содержание составляют последовательные, взаимосвязанные и разноуровневые явления, события и действия, ориентированные на достижение интересов и целей субъектов политики. Политический процесс имеет свою структуру, единство и взаимопроникновение элементов которой обеспечивают его целостность как социального феномена, устойчивое функционирование, развитие и существование на разных уровнях социальной системы, в различных формах и режимах. Как многогранное и сложное образование политический процесс классифицируется на отдельные типы и разновидности, обладает специфическими особенностями в каждом отдельном обществе. Значительным своеобразием характеризуется политический процесс в современной России. В его функционировании развитии и существовании имеются многие проблемы и недостатки, что требует создания определённой совокупности условий и факторов для оптимизации политических отношений и политического поведения участников политической жизни российского общества.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «политический процесс». Какова роль политического процесса в системе общественных отношений как социального феномена?

2. Как соотносятся и взаимодействуют между собой политическая система общества, политический режим и политический процесс?

3. Раскройте структуру политического процесса и дайте характеристику его основным элементам.

4. Существует три основных способа изменения политического процесса: эволюционный, реформистский и революционный. В чём их суть и какой из них и почему, по Вашему мнению, является в современных условиях наиболее приемлемым?

5. Выделите основания и в соответствии с ними классифицируйте политические процессы на отдельные типы и виды.

6. Проанализируйте функционирование и развитие политического процесса в современной России, выделите его особенности и условия оптимизации и совершенствования.

7. Чем определяются и в чём заключаются место и роль сотрудников ОВД в политическом процессе?

 

Литература

Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России. – СПб.: Питер, 2000.

Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. – М.,1999.

Лиханова И.В. Дестабилизирующие факторы политического процесса и национальная безопасность//Вестник Московского университета. Серия 12. – 2004. – № 3.

Матвеев Р. Политические процессы в правовом поле//Власть, 2003. – №7.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М.: Инфра-М, 2001.

Смолин О.М. Политический процесс в современной России: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, изд-во: «Проспект», 2006.

Современный политический процесс в России//Вестник Московского университета. Сер. 12. – 2003. – № 6.

 

Глава XIII.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.