Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исключения




Близнецы

Для близнецов параметры старший/младший ребенок также имеют значение и проявляются в зависимости от того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру/брата, будут действовать как младшие дети. Если родители подчеркивают, что один из них появился на свет раньше другого, то ролевые позиции тут же будут поделены - первый займет позицию старшего.

Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с детьми, занимающими другую позицию в порядке рождения (А.Черников,2001). Возможно, это связано с тем, что они функционируют как отдельная команда, поэтому самодостаточны и меньше других ориентируются на сверстников. Во взрослой жизни они испытывают сложности в разделении и обретении отдельной, собственной идентичности, особенно если они одного пола.

Чаще старший из близнецов, как и положено старшему ребенку, более благополучен, чем младший (спокойнее, ведет себя и учится лучше). Это обусловлено опять же сильной конкуренцией между сиблингами. У них слишком много общего (внешность, возраст, семейная атмосфера), поэтому и труднее найти свою нишу в семейной структуре.

Следует учесть ряд факторов, оказывающих влияние на развитие личности ребенка:

1. При отсутствии других детей в семье с мальчиком и девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них сформируется множество черт характера, присущих единственному ребенку.

2. Если разница между детьми превышает 6 лет, то это будет семья с двумя единственными детьми, т.е. каждый из них сформируется как единственный ребенок в семье. Во-первых, у них будет меньше причин для конкуренции (игрушки, пространство и т.д.). Во-вторых, они уже будут принадлежать к разным поколениям и, им нечего будет делить, кроме родительской любви и материальных благ, а уж в этом каждый будет «тянуть одеяло на себя», требуя от родителей свое, как единственный ребенок.

3. Большое значение имеют установки родителей относительно пола ребенка. В мусульманских семьях обычно оказывают предпочтение сыновьям. Поэтому неважно, каким по счету родился мальчик, он сразу занимает исключительную позицию среди других детей. Точно также ролевая позиция может быть изменена у единственной девочки среди нескольких мальчиков или единственного мальчика среди многих девочек.

4. Ролевая позиция может быть искажена, если в семье больной ребенок или с задержкой в развитии, с которым обращаются как с «особенным».

5. Второй ребенок может функционировать как первый, если имеет особые таланты или очень красивый, которым очень гордятся родители. Это позволяет ему занять особое место в семейной структуре. Ребенок - явный любимчик родителей также может иметь другую ролевую позицию, несоответствующую порядку его рождения.

6. Если разница между старшим братом и младшей сестрой всего в год, то наступит время, когда она может изменить свою ролевую позицию за счет более быстрых темпов социализации, свойственных девочкам. Потому что она в свои 12 лет будет более зрелой, чем он в 13.

Все перечисленные факторы могут оказать сильное влияние на развитие самооценки и личности ребенка. Тем не менее, перед каждым ребенком, независимо от его положения в семье, его личностных качеств и того, как с ним обращаются, открыты несколько возможных путей развития. Направление, которое выберет ребенок, никогда нельзя предсказать, только исходя из порядка его рождения или других индивидуальных факторов. Это направление выбирается ребенком на подсознательном уровне в зависимости от того, как он воспринимает сложившуюся ситуацию. Каждый ребенок действует, думает и чувствует в соответствии с тем, как он воспринимает свое теперешнее положение в семье и как он оценивает себя по сравнению с другими детьми.

Понимание этого сложного механизма детерминации поведения ребенка должно помочь родителям понять явные различия в характере детей, «выросших в одной и той же семье», не с точки зрения наследственности, а с точки зрения семейных факторов. Родители должны понять, что с точки зрения семейной атмосферы и психологического отношения к каждому ребенку, их дети не имеют одних и тех же родителей.

Кроме этого, они должны осознавать, что развитие ребенка зависит не только от того, что они сделали или не сделали для него, но и сам ребенок оказывает влияние на поведение родителей по отношению к нему в той же степени.

Родители должны научится замечать, каким именно видит свое положение в семье каждый из их детей и стремится избегать проявлений открытого фаворитизма, как делали прежде. Ничто не приносит ребенку таких страданий, как убежденность в том, что сестренку или брата родители любят больше, чем его. Или они должны учесть, как важно им завоевать сердце среднего ребенка, концентрируя внимание на его положительных чертах и минимизировать проявление негативных черт. Родители также могут научиться воздерживаться от гиперопеки самого младшего и прекратить обращаться с ребенком старше двух лет как с «младенцем». Кроме этого следует направлять родителей, чтобы они меньше взваливали на плечи самого старшего ребенка и не требовали от него служить образцом для младших и брать на себя всю ответственность за них. Следует также отметить, что чрезмерное подчеркивание красоты или непривлекательности одного ребенка может нанести огромный вред и тому и другому, особенно «выглядевшему не очень». Часто взрослые выражают свои чувства словами: «Я не знаю на кого ты похож» или «Ни у кого в семье нет таких веснушек» и т.д. Из-за того, что с красивыми детьми обращаются, как с «особенными», они вырастают людьми эгоцентричными, самовлюбленными, претендующими на особое внимание и не желающими учиться. Они уделяют основное внимание к своей внешности и часто испытывают превосходство над другими детьми. Они не имеют друзей и постоянно переживают из-за того, что они когда-нибудь не будут столь красивы.

Эти знания помогут родителям осознать причины трудностей в общении со своими детьми и скорректировать свое поведение.

Уяснив роль и влияние семейной структуры можно спрогнозировать болевые точки будущих браков детей. Тоумен (Toman,1979) утверждает, что для стабильного супружества большое значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер.

В связи с этим можно выделить комплементарный, некомплементарный и частично комплементарный браки. Тоумен полагает, что в комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга, так как они воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они играют в браке комплементарные (дополняющие) роли – один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Их связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения партнеров напоминают их положение в семьях родителей.

Некомплементарный брак – это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье (двух старших или двух младших детей). Ролевой конфликт между ними в этом случае наиболее вероятен. Каждый из них хочет быть «начальником» и никто не хочет быть «дураком». При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласовано. Когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях, каждый, настаивая на своем. Два младших, наоборот, могут соревноваться, кто из них младше. Они хотят заботы и не умеют ее оказывать, избегают ответственности. Для брака двух младших детей может наступить особенно тяжелое время после рождения детей, когда возникает необходимость в длительном проявлении заботы и распределении ответственности.

Очень важным является то, был ли у супругов опыт взаимоотношений с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Муж, который рос среди братьев, будет, вероятно, воспринимать женщин как «чужеродное существо», и от него потребуется больше усилий, чтобы понять свою жену, чем мужчине, который имел сестер.

Тоумен различает идентичность и комплементарность. В первом случае речь идет об идентификации, во втором – о взаимодействии. Партнеры, которые занимали одинаковое положение среди братьев и сестер в родительской семье, легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. Например, младший брат и младшая сестра хорошо знают - что значит быть самым младшим по сравнению с другими детьми. Но, как известно, понимать и хотеть – не одно и тоже. Поэтому каждый из них будет перекладывать ответственность на другого, продолжая считать, что «ему все должны»: «Если ты будешь вести себя по-другому, то и я…». Или, например, муж и жена, которые были самыми старшими в семьях своих родителей, хорошо знают, что такое уход за младшими и ответственность за них. Они легко понимают друг друга и могут подменить один другого при необходимости, но плохо сотрудничают. Партнеры с идентичным типом только тогда сохраняют полное согласие в браке, когда работают в разных областях, обеспечивают друг другу определенную свободу в личной жизни, имеют разные компании и параллельно воспитывают детей: например, сыновей воспитывает отец, а дочерей – мать.

Частично комплементарные отношения устанавливаются в том случае, когда один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых одна, по крайней мере, совпадала с таковой у партнера (брак среднего ребенка с младшим или старшим). С точки зрения психологической совместимости средний ребенок находится в наиболее комфортном положении. Он наиболее социально грамотный, потому что он умеет «быть младшим» по отношению к старшему ребенку и «старшим» по отношению к младшему. И поэтому в своем собственном браке, когда он состоится, этот средний ребенок будет наиболее гибким и социально компетентным.

Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Не найдя такого же или такую же, будут пытаться создать таких же, что крайне негативно может сказаться на их браке. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру (например, муж, бывший единственным ребенком и, жена, имевшая младшего брата). Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье.

Важно отметить также, что комплементарность брака не является абсолютной гарантией его стабильности. Необходимо соотнести этот параметр с моделью взаимоотношений супругов в родительских семьях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.