Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень протекции




Стили дисгармоничного воспитания: причины и последствия

К нарушениям процесса воспитания относят высокий уровень протекции (опеки), степень удовлетворения потребностей ребенка, неустойчивость, противоречивость требований и строгость санкций, предъявляемых к ребенку. Стиль воспитания детерминирован личностью родителя, особенно ее проблемами чаще всего носящими характер неосознаваемых потребностей. Родитель пытается разрешить эту проблему (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка.

Некоторые родители хотят, чтобы их считали «самыми лучшими» родителями. Они хотят, чтобы ребенок любил их и полностью от них зависел. И когда они уступают плачущему ребенку, в некоторых случаях это обусловлено тем, что они плохо переносят чувство фрустрации: «Я знаю, что мне не следовало так поступать, но мне было тяжело видеть, как он сильно плачет…».

А иногда ребенок сознательно использует эту зависимость родителей и может их шантажировать фразами: «Я ненавижу тебя. Лучше не иметь никого, чем иметь такую мать (отца). Ты, наверное, мне неродная мать, потому что родная не вела бы себя так…». Это обычно срабатывает и оказывается выше родительских сил, и они уступают из-за чувства вины и сильного желания быть любимыми при любых обстоятельствах.

Иногда родители балуют своих детей, потому что не хотят их лишать того, чего сами не имели в детстве. Они испытывают чувство неполноценности, когда считают, что их ребенок в чем-то обделен по сравнению с другими (это характерно для разведенных женщин и толкает их удовлетворять материальные запросы детей в ущерб собственным потребностям).

Дети прекрасно разбираются в чувствах и ценностях родителей и могут «играть» на них «как на музыкальном инструменте», а когда взрослые понимают, что попали в ловушку, «обратно взять их в оглобли» часто оказывается поздно или с большими потерями.

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию. К нарушениям у детей приводят крайние варианты: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Потворствующая гиперпротекция означает повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным принятием всех его поведенческих проявлений - по типу «кумира семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преувеличивать его способности, не замечать или оправдывать отрицательные качества и поступки, обличать всех, кто «не понимает» их ребенка, придирается или «виновен» в его неудачах. В результате у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка и низкая толерантность (переносимость) трудностей, препятствий и других стрессоров. Такие дети считают себя вне критики, осуждений, а свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Отсутствие у них опыта полагаться на самого себя зачастую приводит к неспособности принять на себя хоть какую-нибудь ответственность.

Это тот случай, когда детям разрешается буквально все и дано все. Если им отказывают в исполнении их желания, те отвечают вспышкой раздражения и начинают манипулировать родителями, устраивая им провокации (ломая вещи, угрожая побегом и т.д.). Часто такие дети измеряют родительскую любовь к ним количеством полученных вещей. Поскольку они привыкли только «получать», то когда им отказывают в чем-то, они переживают это как угрозу потери отношений. Такие дети - категории «дай мне» каждого гостя встречают со словами: «А что ты мне принес?». Постепенно они превращаются в домашних тиранов и когда им отвечают отказом на их капризы, то могут появиться вспышки ярости или недомогания, отказы идти в школу. Обычно такой тип воспитания формирует истерический радикал в структуре личности ребенка, а также его девиации (акцентуации, истерию и «краевые» психопатии или психогенные патохарактерологические формирования личности)

Избалованные дети плохо переносят чувство фрустрации-неудовлетворенности. То, что они захотели, должно появиться у них немедленно, иначе они раздражаются, либо начинают угрожать своим родителям, что уйдут из дома, бросят учебу, пристрастятся к наркотикам и т.д. Они не привыкли напрягаться, прикладывать усилия к тому, чтобы завершить поставленную задачу. Они растут в тепличных условиях, а не в естественных. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний в подростковом возрасте (например, когда они покидают родительский дом и уезжают учиться, или выходят замуж) приводит «кумира семьи» к социальной дезадаптации, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация.

Риск асоциального и аддиктивного поведения при этом стиле воспитания крайне высок. Неумение преодолевать трудности, отсутствие опыта переживаний отрицательных эмоций побуждает их к употреблению психотропных веществ, поскольку они дают возможность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных) изменить свое эмоциональное состояние. Подростки, воспитывающиеся в таких условиях, крайне редко попадают на ранних стадиях наркомании в поле зрения нарколога, потому что родители всеми силами стараются срыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или интерпретируют его поведение тонким душевным складом. Но «прятать голову в песок» в случае наркомании очень деструктивный подход, как для родителей, так и для самого пациента. Сначала начинают лечить частным образом, чтобы избежать огласки и постановки на учет. Старый родительский стереотип поведения «все замять» приводит к тому, что подросток совершает новые преступления (потому что «не ответил» в прошлый раз), или к неэффективности средств самостоятельного лечения, поскольку собственной мотивации «завязать» у него нет ввиду отсутствия адекватной критики. В результате он попадает в наркодиспансер чаще всего в запущенном состоянии и с плохим прогнозом, поскольку родители становятся созависимыми от его наркомании и продолжают отказываться признавать его ответственность за свою жизнь и право выбора.

Хотя сверхпотворство и вседозволенность близкие вещи и часто сочетаются, тем не менее - не одно и тоже. В последнем случае ребенку не всегда дают те материальные вещи, которые он пожелал, но ему позволяют поступать так, как ему хочется, не принимая во внимание то, как это скажется на других. Такие дети обычно заставляют работать на себя всех своих домашних. Они разбрасывают вещи по всему дому, пишут каракули на стенах и мебели, съедают весь пирог или сладости, не оставляя другим членам семьи, приходят и уходят, когда им захочется, не учитывая времени обеда и ужина и т.д. Это формирует у них ощущение, что им дано право получать все, что им захочется. Главный итог этого – их очень трудно научить принимать ответственность на себя, поэтому все, что случается с ними, всегда происходит не по их вине, а по вине кого-то другого: «Марина Николаевна поставила мне двойку, потому что она меня терпеть не может! Вот Сережке она поставила тройку, а мы вместе списывали» или «Не у меня одного двойка. Все очень плохо написали эту контрольную», «… я же проболел сколько» и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.