Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические, правовые и социально-психологические проблемы внедрения ЭВМ




Сферы применения ЭВМ

Министр техники Англии в 60-х годах отмечал, что «влияние ЭВМ гораздо важнее, чем революция в ядерной энергетике и в освоении космоса. Нет буквально ни одного аспекта управления или политики общества, который не был бы фундаментально изменен с появлением автоматической обработки данных».

Основными сферами применения вычислительной техники общего и специального назначения являются

- машиностроение;

- авиаракетная космическая промышленность;

- авиаракетная военная промышленность;

- отрасли с технологическим процессом непрерывного цикла;

- моделирование научно-технических работ;

- административная и финансовая деятельность;

- транспорт и связь;

- здравоохранение;

- обучение;

- социальная сфера.

 

Человечество вступило в новую эпоху – эпоху информационного общества. К новому тысячелетию оно подошло, имея в своих руках принципиально новый инструмент. Изменения в индустрии коммуникации и информации произошли молниеносно. Чтобы завоевать 50-миллионную аудиторию, радио понадобилось 38 лет, телевидению – 13. Пользоваться интернетом столько же людей стали всего лишь за четыре года. В 1993 г. в «глобальной паутине» было только 50 станций, а сейчас их больше 50 миллионов. В 1998 г. к интернету было подключено всего 143 милл. человек, а к 2001г. количество пользователей достигло 700 милл.

Но вместе со стремительным ростом числа персональных компьютеров и пользователей глобальной сети интернет растет и количество преступлений, совершаемых с использованием компьютерной техники, причем многие из преступлений попадают под определение террористических акций. Преступления такого рода получили название «кибертерроризм». Термин «кибертерроризм» образован из двух слов: «киберпространство» и «терроризм»; «киберпространство» понимается как информационное пространство, моделированное с помощью компьютера.

Террористические акции в киберпространстве могут совершаться не только отдельными лицами или террористическими группами, но и одним государством против другого. В этом кибертерроризм ничем не отличается от любого вида терроризма. Первой масштабной акцией на фронтах кибервойны был вывод из строя иракских систем управления комплексами ПВО во время операции «Буря в пустыне» в ночь с 16 на 17 января 1991 г. Именно тогда было введено в обиход совершенно новое и непривычное понятие – «информационная операция», которое можно определить как нарушение системы управления противника с помощью информационных средств.

Кибертерроризм, который можно определить также как информационный, электронный или компьютерный, попадает под определенные законы о терроризме, принятые в различных странах мира. Так британский «Закон о терроризме» от 2000 г. считает террористическими действия лиц, которые серьезно нарушают работу какой-либо электронной системы или серьезно мешают ее работе. Антитеррористический закон США, известный как «Акт 2001 года», был принят Конгрессом через шесть недель после террористических атаках на Нью-Йорк и Вашингтон. Конгресс новым законом ввел в оборот некоторые новые понятия, расширяющие трактовку термина «терроризм», создал новое законодательное понятие «кибертерроризм» и отнес к нему различные квалифицированные формы хакерства и нанесения ущерба защищенным компьютерным сетям граждан, юридических лиц и государственных ведомств, включая ущерб, причиненный компьютерной системе, используемой государственным учреждением при организации национальной обороны или обеспечении национальной безопасности (ст.814) − из заявления генерального прокурора США Джона Эшкрофта, сделанного им для прессы после принятия «Акта 2001 года».

Самая развитая страна мира является сегодня и самой уязвимой мишенью для кибертеррористов. В американских вооруженных силах задействованы более 2 милл. компьютеров, 100 тыс. локальных сетей, 10 тыс. информационных систем. Для управления войсками в США используются до 95% гражданских линий связи (в Ираке – 60 %), включая использование глобальной сети интернет и спутников связи Интлсат. Поэтому системы управления Пентагона, как минимум, на порядок более уязвимы, чем подобные системы любого другого оборонного ведомства. Так англичанин Николас Андерсон, взломав компьютерную систему военно-морского флота США, выкрал секретные пароли, в том числе и коды, используемые при ядерных ударах. Немец Хесс Ландер сумел проникнуть в базу данных Пентагона − сеть OPT 1 M 1.

Следует отметить применение информационных технологий в разведке. Существует определенная зависимость между количеством актов кибертерроризма и степенью развития информационной инфраструктуры и компьютеризации страны, избираемой террористами в качестве мишени. Тем более, что развитие систем спутников связи и глобальных сетей (в первую очередь, интернет) позволяет организовывать нападение из любой точки планеты. Поэтому проблема кибертерроризма, естественно, наиболее актуальна для стран, лидирующих по этим показателям.

Для оценки кибертерроризма в России следует учитывать некоторые особенности:

- высокий потенциал и профессиональный уровень российских программистов, услугами которых охотно пользуются даже такие флагманы программной индустрии, как Microsoft;

- способность россиян (особенно молодежи) быстро осваивать технические новшества, о которых еще вчера они не имели ни малейшего представления;

- пока еще слабый, но уже четко наметившийся подъем российской экономики, который неизбежно вызовет рост компьютеризации в стране и еще на один-два шага приблизит нас к странам, обладающим развитой информационной инфраструктурой.

Объектами террористических актов могут стать атомные станции, метрополитены, железнодорожный и воздушный транспорты, финансовые структуры государства и т.д. В некотором смысле действие хакеров мало чем отличаются от кибертерроризма (например, кибервзломы банковских систем). Имеются высказывания, что рано или поздно каждый хакер становится кибертеррористом или шпионом.

Можно назвать, по крайней мере, три сферы, где персональные компьютеры используются особенно широко и оказывают заметное влияние на характер деятельности людей, на их отношение к компьютерной грамотности, на форму и содержание работы, ранее выполнявшейся без ЭВМ, – это хозяйственная деятельность, наука и образование.

Важным элементом взаимоотношения с персональным компьютером является его эмоциональное воздействие на человека. Пользователи издавна как бы одушевляют свой компьютер, приписывая ему человеческие чувства, считая, что он может рассуждать. Психологическое обследование специалистов-программистов, проведенное кафедрой психологии МГУ, полностью подтвердило наличие этого издавна сложившегося положения.

Огромное значение в деле освоения новой техники имеют компьютерные игры. После нескольких часов игры не только ребенок, но и взрослый теряют свой страх перед ЭВМ. Поэтому некоторые корпорации, внедряющие автоматизированные системы, прежде чем перейти к использованию ЭВМ рабочих режимов, позволяют сотрудникам несколько дней или недель поиграть с ЭВМ, например, в шахматы.

Благодаря некоторым особенностям компьютерных игр они становятся мощным ускорителем в деле обучения программированию. Использование готовых программ приводит к желанию их изменить и создать новый вариант игры, т. е. к изучению программирования и к внесению изменений в готовые тексты программ. Считается, что новые компьютерные игры позволяют полностью раскрыться творческим способностям программиста, и только бедность его воображения может ограничить те фантазии и приключения, которые возможны на экране ЭВМ. Предполагается, что этот новый тип достижения реальности может в корне изменить систему образования.

В целом процессы, происходящие в обществе под влиянием массовой компьютеризации, пока трудно оценить однозначно. Отмечается, что работа с компьютером заставляет людей все больше и больше совершенствовать тот стиль мышления, который условно назван «алгебраическим». Декомпозиция − разложение объектов является в этом случае основной операцией. Всевозможные классификации по различным логическим основаниям и логические методы формирования понятий составляют значительную часть методов, используемых при таком стиле мышления. Именно его и требуют компьютеры. Массовая компьютеризация, широкое внедрение ЭВМ в школьное и студенческое образование немедленно приводят к мощному развитию именно алгебраического мышления. Но мы и так находимся в условиях, когда вся система нашего образования и даже вся наша социокультура устроены так, что образное эмоционально-окрашенное геометрическое мышление все время подавляется за счет алгебраического. Поэтому надо помнить, что массовое внедрение компьютеров может усилить дегуманизацию мышления за счет усилия его логической формальной доминанты.

Проблема развития геометрического (образного) мышления для современного человека остается актуальной и животрепещущей. Во-первых, общение с компьютером проще, чем с другим человеком. «Уход» в мир компьютера может создавать у ряда людей иллюзию жизни в мире, где сам он выступает в роли суперзвезды, создавая для себя комфортный и психологически стопроцентный приемлемый мир. Следствием этого является появление пока еще немногочисленных «ультра-программистов», у которых социальные связи с внешним миром оказываются ослабленными. Такое положение вряд ли является благом для общества. Использование информационной технологии может привести к существенным изменениям психики, преобразуя познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения. Эти изменения носят противоречивый характер, включают как позитивные, так и негативные моменты. Во-вторых, одной из основных современных задач является решение проблемы оптимизации общения человека с ЭВМ, когда они взаимно усиливают возможности друг друга. Эта проблема особенно актуальна, когда возрастает сложность задач, связанных с научно-техническим и социальным прогрессом общества. В-третьих, должна быть крайне высокой общая культура людей, занимающихся компьютерной техникой. Сильное увлечение компьютерными играми может привести к эффекту «запойности», когда многие подростки и даже взрослые проводят часами у компьютера, растрачивая впустую свое время.

Еще одно негативное социальное явление: компьютеры позволяют резко повысить производительность труда в сфере обработки информации, но одновременно они интенсифицируют этот труд, что приводит просто к психической и физической нагрузке операторов. В мире растет число душевных расстройств, сокращаются человеческие контакты, обмен новостями и т.д. Это приводит к появлению нездорового микроклимата на рабочем месте и безработице.

Информатизация − эффективное использование современных информатизационных технологий во всех областях образовательной, научной и управленческой деятельности.

В 90-х годах в мировом информационном сообществе произошли революционные изменения, связанные с развитием глобальных компьютерных сетей, бурным ростом мирового масштаба Internet, появлением новых сетевых информационных систем и программных средств доступа к расширенным информационным ресурсам.

ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.