Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, формы и функции исторического знания




Тема 1. История как наука и её роль в обществе

Основные вопросы

1.1. Сущность, формы и функции исторического знания

1.2. Методология исторической науки

Изучение любой науки, как известно, начинается с ее определения, раскрытия понятий и категорий, которыми она оперирует. Следует иметь в виду, что термин " история "употребляется в двух смыслах: история как процесс развития общества, и история как наука об этом процессе. Сам термин возник от греческого слова, означающего - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. Поэтому во втором смысле под термином "история" следует понимать науку, изучающую прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его настоящего и определения перспектив будущего.

Следовательно, предметом изучения историиявляется деятельность и действия людей, отдельных исторических личностей, совокупность отношений в обществе на различных этапах его развития, общие закономерности мирового исторического процесса. Объектом изучения истории являются государства, гражданское общество, отдельные личности, общественные объединения и движения, человеческая цивилизация в целом.

Историческая наука охватывает самые разнообразные сферы человеческой деятельности. Поэтому в процессе ее развития постепенно сложились целые отрасли исторических знаний: социальная история, политическая история, история государства и права, история экономики, философии, культуры, музыки театра, литературы, военная история, история техники, естествознания и т.д.

История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции. Сложившуюся совокупность общественных дисциплин, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой гуманитарных наук.Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в совокупности гуманитарные науки способны решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью раскрытия его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.

Современная история стала областью знаний, которая состоит не только из отдельных отраслей и направлений науки, но и многочисленных вспомогательных и специальных исторических дисциплин и наук. Таковыми являются: источниковедение, археография, палеография, дипломатика, хронология, историческая метрология, сфрагистика, генеалогия, геральдика, нумизматика. Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки - археология и этнография, являющиеся органическими частями исторической науки в целом. Историю самой исторической науки изучает специальная историческая дисциплина - историография, а анализом, изучением, классификацией и публикацией исторических источников -источниковедение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.