Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое и экономическое сотрудничество с Европейским Союзом 2 страница




Российское руководство в ответ подтвердило свое намерение развивать рыночно-либеральные реформы, направленные на определенную либерализацию энергетических рынков, в том числе в отношении ценообразования. В официальных документах МИД РФ, заявлениях Европейской Комиссии и Совета министров ЕС того времени констатировалось, что сотрудничество осуществляется на базе взаимовыгодного стратегического партнерства, как в политической, так и в экономической сферах.

В 2003 году была разработана Концепция Общего европейского экономического пространства, которая включала рекомендации по сближению законодательств России и ЕС, регулирующих рыночную экономику, внешнюю торговлю и инвестиции. Эксперты, как со стороны РФ, так и со стороны ЕС отдавали отчет в том, что концепция лишь позволяет использовать дифференцированный подход по ключевым аспектам взаимного сотрудничества. Но для ее реализации необходимым определенный переходный период, который может и затянуться.

Идея создания единого европейского пространства была основана на четырех принципах – свободе передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Но в силу неподготовленности обеих сторон к такому уровню интеграции, абсолютное большинство даже среднесрочных проектов в начале 2000-х годов было ориентировано на взаимовыгодную, но ограниченную кооперацию.

Модель «общего экономического пространства» до настоящего времени находится на стадии экспертного анализа. Траектория движения нацелена не только на создание зон свободной торговли, но, прежде всего, на сближение законодательств России и ЕС.

Уже в 2004 году оптимистичная риторика во взаимоотношениях двух сторон заметно сократилась. В феврале 2004 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой констатировался разрыв между планируемыми достижениями в экономическом сотрудничестве Москвы и Брюсселя и реальными результатами. Низкая эффективность российско-европейского экономического сотрудничества объяснялась «слишком большим количеством целей при отсутствии четких приоритетов».

Впервые был озвучен тезис о том, что ЕС в своей экономической политике «исходил из переоценки своей зависимости от российской нефти и газа и недооценки потребности России в европейских рынках». Особо стоит отметить, что в резолюции давалась рекомендация выстраивать отношения с РФ не на основе «общих ценностей», а исходя из общих интересов. Спад оптимистических ожиданий был характерен и для других документов Евросоюза. В Послании Европейской Комиссии этого же года появились формулировки об «усиливающемся напряжении», «недостаточном прогрессе в целом».

В центре обсуждений между Москвой и Брюсселем стали следующие вопросы:

  • российско-европейский энергетический диалог;
  • экспорт российской стали;
  • вопрос о применении антидемпинговых процедур в отношении российского экспорта в ЕС;
  • увеличение тарифов для российских экспортеров;
  • контракты на поставку ядерных материалов из России, заключенные с присоединяющимися странами, лицами и предприятиями до присоединения; договоренности (формат Россия-Евратом) о торговле ядерными материалами;
  • экспорт в Россию продуктов животного происхождения из стран Европейского Союза.

 

За период с 2000 по 2008 годы экономические отношения между РФ и ЕС развивались в целом динамичнее по сравнению с 1990-ыми годами. Значительно вырос объем торговых операций вырос. В российском экспорте в ЕС преобладают энергоносители (50%), химические товары (4,5%), сельскохозяйственная продукция (4,4%). На долю машин и оборудования приходится только около 1% экспорта. В российском импорте из ЕС ведущие позиции занимают машины и оборудование (32,5%), продовольственные товары (11,9%), химическая (13,7%) и текстильная продукция (5,6%). На долю Европейского Союза приходится 36% российского экспорта и 33% российского импорта. При этом в российском экспорте в ЕС почти 52% (23,5 млрд. евро) приходится на энергоносители. Россия занимает первое место среди стран-поставщиков природного газа в ЕС и на втором – по поставкам нефти и нефтепродуктов (после Норвегии). В соответствии с заключенными долгосрочными контрактами поставки российского газа в ЕС возросли к 2008 году почти в полтора раза.

В то же время стоит отметить общую тревожную тенденцию: начиная с 2000 г., импорт из ЕС опережал рост поставок из России, что привело к существенному сокращению положительного сальдо торговли. Торговая политика ЕС в отношении России носит противоречивый характер. Если средний уровень таможенного обложения российского экспорта в ЕС (с учетом его топливно-сырьевой структуры) составляет всего 1,5 %, с учетом конвенциальных преференций 80 % товаров ввозится беспошлинно, но экспорту промышленных российских товаров ставятся преграды в виде квот или антидемпинговых преследований. К примеру, действуют санкции на сталь, химические продукты, ядерное топливо.

Не завершив, как это предусмотрено СПС, консультаций с российской стороной, ЕС, ввел санкции на ввоз российской стали. В результате одностороннего нарушения европейской стороной Соглашения по стали между Россией и ЕС стало расторжение контрактов на сумму свыше 50 миллионов евро, что в итоге нанесло ущерб как российским экспортерам, так и европейским потребителям. Российская сторона не стала тогда прибегать к ответным мерам, но ххх.

Таким образом, тот факт, что до 80% российских товаров ввозятся на рынок ЕС беспошлинно, отражает скорее не льготное положение России, а аграрно-сырьевую структуру современного российского экспорта.[41] В тех областях, где он быстро модернизируется и приобретает конкурентные преимущества, поставки наталкиваются на квоты либо антидемпинговые процедуры, общий ущерб от которых для российской экономики составляет примерно 200 млн. долларов в год.

Со стороны ЕС также высказываются серьезные претензии к российским законодателям и органам исполнительной власти, которые нередко принимают решения, не руководствуясь положениями СПС и другими международными обязательствами страны. Положениям СПС не соответствуют, к примеру, условия ввоза в Россию алкогольной продукции, процедуры страхования и др.

Особенностью российско-европейских отношений, как в политической сфере, так и в экономике, является видимое различие в двусторонних и многосторонних контактах. Если отношения России с отдельными странами ЕС имеют весьма положительную динамику, как, к примеру, с Германией, Италией и Францией, то взаимодействие по линии «Москва – Брюссель» осложнено, как видим, многими обстоятельствами.

Первое место занимают российско-германские экономические контакты и гуманитарное сотрудничество. Большой импульс был дан в первой половине 2000-х годов, когда канцлером ФРГ был Г. Шредер. Италия занимает второе место в Европе в торговых отношениях с Россией. Российско-французское партнёрство также стало более зрелым и результативным. Активнее пошёл в российскую экономику крупный французский бизнес, в т.ч. такие компании, как "Рено", "Мишлен", "Алькатель", "Ашан", "Бондюэль".

Развитие Евразийской транспортной системы. Технологическая модернизация транспортной инфраструктуры РФ является важнейшей стратегической задачей как внутренней, так и внешней политики России, занимающей выгодное транзитное положение между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Формирование и развитие сети трансконтинентальных коридоров на территории России в настоящее время становится важнейшей частью экономической стратегии страны.

По территории России проходят основные евроазиатские коридоры «Запад-Восток» (Транссиб) и «Север – Юг», а также ряд дополнительных маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров.

В этом контексте наибольшее значение имеет железнодорожный маршрут, реализуемый через Транссибирскую магистраль, которая является ключевым звеном, связывающим транспортные системы Азии и Европы.

Транссибирская магистраль составляет основу международного евроазиатского маршрута, который берет свое начало в Японии и Южной Корее и заканчивается в странах Скандинавии, Центральной Европы, Центральной Азии, занимая ведущие позиции в транзитных и внешнеторговых перевозках.

В целом, одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества РФ и ЕС будут на ближайшие годы будет формирование эффективной евразийской транспортной системы, включающей пространство ЕС и России. Это сложная комплексная задача, состоящая из многих запланированных проектов, в частности:

  • развитие транзитного транспортного сообщения между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Западной Европой всеми видами транспорта: морем (по Северному морскому пути), железнодорожным, автомобильным и воздушным;
  • сотрудничество в области законотворческой деятельности, с учетом интеграции в европейские и мировые транспортные системы;
  • участие в работе международных организаций, в том числе Комитете по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН, Международной Морской организации, Европейской Конференции Министров транспорта, Международной Организации гражданской Авиации;
  • поэтапное формирование Единого транспортного пространства государств-участников Евразийского экономического сообщества;
  • формирование транспортной политики с государствами Прибалтики, особенно в части транзита грузов в/из Калининградской области Российской Федерации.

Подводя в целом промежуточный итог российско-европейских отношениях в экономической сфере, можно констатировать, что накоплен большой потенциал многоуровневого сотрудничества. В международно-правовой, банковской, транспортной и торговой сферах происходит постепенное нормативное сближение. Расширяются форматы сотрудничества в энергетическом секторе.

Проблема «исторических претензий» к России со стороны прибалтийских государств. Одной из существенных проблем в политическом диалоге между Россией и ЕС являются « исторические претензии» к России со стороны стран Прибалтики и Польши. После «оранжевой революции» к этому списку прибавилась и Украина. В начале 2000-х годов в Польше появился новый термин – «историческая политика». Если после краха СССР постсоветские общества пытались разобраться в «белых пятнах» истории, высветить те исторические темы, которые на протяжении советского периода замалчивались, то уже в 2000-е годы на этой основе стала формироваться совершенно особая политико-идеологическая платформа. Новые демократии стран Центральной и Юго-Восточной Европы, решая собственные политические и экономические проблемы, выступили с целым комплексом претензий к России, чтобы она выплачивала финансовые компенсации за моральный и материальный ущерб, нанесенный им за советский период.

В странах Балтии активно культивируется «оккупационная риторика», когда современная Россия напрямую связывается с вводом советских войск в Прибалтику, осуществленным Сталиным в соответствии с секретными договоренностями пакта 1939 года между Россией и Германией. Парадокс ситуации усугубляется еще и тем, что нацистские формирования того времени признаются как патриотические. Особенно увлечено исторической политикой правительство Латвии. Оно решительно выступает против того, чтобы могилы советских солдат Второй мировой войны оставались на территории этого государства. Латвийские власти ставят вопрос о переносе останков солдат в Россию. Такие факты беспрецедентны, но они отражают сложные процессы конструирования новой коллективной идентичности малых государств Европы. Для некоторых из них русофобия становится наиболее эффективным инструментом собственного политического самоутверждения. Особенно это заметно там, где финансовые вливания Европейского Союза так и не дали ожидаемого экономического результата.

«Исторические претензии» используются также при решении современных спорных вопросов о границе. В Латвии, к примеру, существует при правительстве Комиссия по подсчету ущерба от «советской оккупации». Латвийская сторона напрямую увязывает проект договора об урегулировании российско- латвийской границы, парафированный еще в 1997 году, с удовлетворением исторических претензий. Длительное время обсуждался вопрос о подписании Декларации об отказе от взаимных исторических, территориальных и финансовых претензий. В мае 2005 года Россия готова была подписать только Договор о границе. Но МИД Латвии предъявил другую «разъяснительную декларацию», в которой оставлял за собой право в будущем предъявлять к России претензии «по преодолению последствий советской оккупации» и заявил о сохранении в силе Мирного договора с Россией от 11 августа 1920 года. В соответствии с этим документом, российский железнодорожный узел Пыталово и шесть прилегающих волостей признавались территорией Латвийской республики.

Этот дипломатический демарш вновь поставил во главу угла «исторические претензии» и отодвинул актуальный договор о границе. Ситуация стала постепенно меняться только к концу 2006 года. Тот факт, что Латвия, став членом ЕС и НАТО, не смогла самостоятельно урегулировать международно-правовой статус латвийского участка границ с Россией, вызвал определенное недовольство в Брюсселе. В феврале 2007 года состоялось, наконец, подписание долгожданного договора.

Российско-польские отношения в 2000-2008 гг. Современные российско-польские отношения имеют сложную структуру. В настоящее время они определяются различными геополитическими подходами к странам Восточной Европы. Еще в 1998 году польский министр иностранных дел Б. Геремек констатировал, что переговорный процесс между Варшавой и Брюсселем о вступлении в НАТО и ЕС ориентирован и на других восточноевропейских соседей.

В июне 2001 года было представлено польское видение «восточной политики» ЕС. Документ «Восточная политика Европейского Союза в перспективе расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы: польская точка зрения» стал для российской дипломатии сигналом, что Польша намерена стать своего рода «медиумом» процесса расширения ЕС на пространстве СНГ. По смыслу он противоречил принятому польским правительством в 2000 году стратегическим курсом «Основы польской внешней политики в отношении России». Тогда подчеркивалась необходимость разрешения всех спорных вопросов в российско-польских отношениях. Теперь становилось очевидным, что Польша будет геополитическим соперником России в таких жизненно важных для нее государствах, как Украина, Беларусь, Молдова, а также Грузия.

Польша позиционировала себя не только как независимый политический субъект, но прежде всего как представитель Европейского Союза, соответственно носитель его политической культуры и ценностей.

В 2003 году России, Беларуси, Украине и Молдавии был разослан новый документ «Non-paper”, который содержал польские предложения относительно механизмов формирования отношений ЕС с новыми восточными соседями.

Таким образом, в 2000-е годы произошла существенная геополитическая трансформация в Восточной Европе. После интеграции в ЕС Польша, по сути, стала выстраивать новую дипломатическую линию, которую по праву можно назвать многосторонней. Помимо активной политики в формате Европейского Союза, Польша выступает также важным союзником США в Европе. Варшава проводит свою политическую стратегию на Украине, в Молдове и Беларуси, поддерживая там прозападные силы. Соответственно такое усиление международных позиций Польши вызвало определенное охлаждение взаимоотношений между Москвой и Варшавой.

Тем не менее, обе стороны выступают за конструктивный диалог и поиск консенсуса. Показательна в этом плане речь министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в августе 2005 года: «Я уже перестал удивляться тем логическим построениям, которые доносятся из Варшавы. Мы не хотим ничего, кроме дружеских, добрососедских, взаимовыгодных отношений с Польшей. Нам с Польшей нечего делить. Мы за то, чтобы Польша играла конструктивную, стабилизирующую роль в Европе, включая такие структуры, как Евросоюз и НАТО. Это крупнейшая страна и у нее весьма серьезный потенциал. Мы заинтересованы в том, чтобы этот серьезный потенциал использовался бы в созидательных целях, которые позволяли бы нам иметь Европу без разделительных линий. Европу, которая не зарывала бы, как страус, голову в песок в поисках каких-то исторических проблем».

За последние шесть лет Польша смогла действительно серьезно нарастить дипломатический потенциал, стать «медиумом» переговорного процесса в Центральной и Восточной Европе на разных уровнях: между Европейским Союзом и Украиной с Молдавией; между Россией и странами Прибалтики; между Москвой и Украиной (приднестровская проблема).

До тех пор, пока европейского направление признавалось в Кремле ключевым, формат отношений с Польшей расширялся. Были созданы рабочие группы по проблемным вопросам (прежде всего историческим). В 2001-2004 гг. проводились масштабные культурные акции – Сезоны польской культуры в России и российской в Польше, дни польской науки в России и российской в Польше. В 2002 году был создан Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, последнее заседание которого состоялось в декабре 2004 года. Но в 2005-2006 году характер взаимоотношений двух стран изменился. Охлаждение стало нарастать после выборов на Украине.

Современная ситуация в российско-польских отношениях определяется двумя группами факторов. Первая группа имеет деструктивный характер. Вторая, напротив, содержит позитивный потенциал сотрудничества, которое при благоприятном стечении обстоятельств сможет преодолеть нынешний кризис в двусторонних отношениях.

Польша и Россия имеют разные цели и стратегии на постсоветском пространстве и пытаются реализовать противоположные модели интеграции. Польша, выступая на стороне Европейского Союза и США, поддерживает ГУАМ, лидеры которого не скрывают своих антироссийских убеждений. Проекты размещения на польской территории элементов системы американской обороны (ПРО) вызывают также серьезные опасения в Москве. В ответ принято совместное решение правительств России и Белоруссии о строительстве ракетной базы на границе с Польшей. По сути, приграничное пространство вновь может стать разделительной геостратегической линией.

Помимо политических аспектов, между Россией и Польшей в 2006 – 2008 гг. произошло заметное обострение экономических отношений. В структуре российского экспорта в Польшу на энергоносители и сырье приходится 86 %, за счет российских поставок покрывается также 95% импортных потребностей Польши.

Остается нерешенным вопрос о поставках газа и почти 4-х миллиардном дефиците Польши в торговом балансе с Россией. Первое место по экспорту и импорту товаров в республику занимает Германия. Россия находится по объему экспорта на 7 месте, объему импорта – на 2. Польша покупает у России постоянно дорожающие нефть и газ, а Россия – товары, которые производятся еще несколькими десятками стран мира, и Польше удается выигрывать в жесткой конкурентной борьбе благодаря географической близости, наличию большого числа специалистов, знающих русский язык, а также сохранившихся в памяти россиян известных польских брендов.

Проблема продления СПС между РФ и ЕС. Начиная с 2006 года, Польша стала активно выступать на уровне ЕС с предложениями «поэтапного давления» на Россию в области энергетической политики. В 2007 году истек срок действия СПС. Одним из важных факторов, вызвавших острые дискуссии в переговорном процессе по его продлению, была принципиальная позиция польского правительства. Продление базового соглашения между РФ и ЕС оно увязывало с необходимостью ратификацией Россией Договора к Энергетической Хартии. Хотя Москва неоднократно давала понять своим европейским партнерам, что не пойдет на этот шаг, расценивая его как угрозу национальной безопасности.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было автоматически продлено еще на 12 месяцев. Тем не менее, Москва и Брюссель осознают важность заключения нового соглашения. В то же время Россия предлагает убрать детализирующие и регламентирующие статьи из СПС, которые были актуальны для середины 1990-х годов. В условиях стабильной и развивающейся российской экономики они стали расцениваться как слишком жесткая регламентация со стороны ЕС. Предположительно, новое СПС должно быть подписано в 2008 году.

Таким образом, европейское направление внешней политики РФ за последние восемь лет существенно трансформировалось. Если в начале первого десятилетия XXI века оно имело приоритетное, ключевой положение, то после 2004-2005 гг. комплекс взаимных неурегулированных проблем и претензий существенно увеличился. Тем не менее, нельзя ставить вопрос о кризисе взаимоотношений России с Европейским Союзом на современном этапе. Продолжает сохраняться инфрастуктура российско-европейского взаимодействия. Переговорный процесс между Москвой и Брюсселем охватывает широкий спектр направлений. Важно, что обе стороны при решении болезненных вопросов, связанных с расширением НАТО и ЕС, калининградского транзита, дискриминационным положением русскоязычного населения в странах Прибалтики, готовы искать консенсус и преодолевать разногласия.

На первый план в современных отношениях России с ЕС выступают проблемы экономического и стратегического характера. Несомненным позитивным результатом новых партнерских отношений стало существенное расширение институциональной и международно-правовой основы сотрудничества. Функциональный характер российско-европейских отношений последних лет выдвинул на первый план транспортный евразийский проект, новые разработки в области энергополитики и строительство российско-германского Северо-Западного трубопровода, поэтапный план вступления России в ВТО. По существу, именно это направление внешней политики характеризовалось эффективностью и функциональностью, взаимной прагматичной заинтересованностью обеих сторон и обоюдным стремлением к консенсусу. В то же время за последние годы негативный потенциал российско-европейских отношений также нарастал. Несмотря на многоплановую взаимную заинтересованность, обе стороны испытывают определенный кризис доверия и непонимание позиции друг друга. Сужение формата сотрудничества может оказать неблагоприятное воздействие как на Европейский Союз, так и на российскую политику и экономику, в целом. Основная задача на современном этапе – использовать наработанный потенциал сотрудничества и консенсуса, чтобы выработать новый формат полноправного партнерства, без жесткой регламентации и навязывания собственных правил игры с обеих сторон. Ясно, что Запад утратил как «жесткие» (финансово-кредитные, торгово-тарифные), так и «мягкие» (культурные, идейно-референтные) рычаги воздействия на Россию. В настоящее время сложилась такая ситуация в российско-европейских отношениях, когда экономический прагматизм обеих сторон может выступить катализатором нового политического диалога.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.