Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия и страны СНГ: поиск оптимальной модели сотрудничества. 2 страница




На рубеже 2006-2007 гг. ситуация усугубилась также внутренними противоречиями, обострившимися в пограничных с Россией регионах – Абхазии и Южной Осетии. Еженедельные четырехсторонние переговоры по грузино-абхазскому вопросу прекратились с ноября 2006 года по вине грузинской стороны. Тбилиси не скрывал стремления вытеснить из переговоров Москву. Грузино-абхазский конфликт был поставлен в повестку дня консультационного заседания Совета безопасности ООН. Россия содействовала тому, чтобы Сухуми была предоставлена международная трибуна ООН.

Особый накал ситуация получила весной 2008 года. Причиной обострения стала позиция руководства Грузии и Украины на Бухарестском саммите НАТО в апреле 2008 года. В ответ Президент России В. Путин дал указание российским ведомствам оказать предметную помощь населению Абхазии и Южной Осетии, а также усилить контингент российских миротворцев до 3000 человек. Грузия сконцентрировала свои вооруженные силы на границе с Абхазией.

Вторая, не менее острая проблема, это базы чеченских сепаратистов на грузиснкой территории. На официальном уровне Россия неоднократно заявляла, что эта проблема напрямую связана с национальной безопасностью страны и требовала от Тбилиси прекратить поддержку чеченских формирований. Тем не менее, новое руководство Грузии не только всячески демонстрирует свою лояльность сепаратистскому чеченскому движению, но и поддерживает создание своеобразных «пантеонов» убитых лидеров чеченских сепаратистов на грузинской территории.

Политические отношения оказывают влияние и на российско-грузинские экономические отношения. Несколько лет держалось эмбарго России на ввоз грузинских вин и минеральной воды на российский рынок, что существенно подорвало винодельческий комплекс Грузии. За последние годы были свернуты торговые и энергетические проекты. Несмотря на то, что именно с Грузией Россия имеет в настоящее время самые проблемные отношения среди стран СНГ, на российско-грузинском неправительственном уровне сохраняется взаимный интерес и притяжение. Это та ситуация, когда действие «исторического фактора» - столетней истории взаимопонимания и дружбы между народами, сильнее политических трений и пропаганды.

Таким образом, в начале XXI века еще более усилилась дифференциация и поляризация пространства СНГ, произошло складывание альтернативных – пророссийских и антироссийских стратегических проектов и институтов. В этих условиях политика России приобретает все более жесткий характер, последовательно отстаивая собственные национальные интересы. За последние годы произошла существенная дифференциация российской политики в СНГ. Для нее стало характерным использовать тактику выборочного партнерства и ориентироваться на «точечные» экономические и стратегические проекты.

Пройдя путь державных иллюзий и обманутых ожиданий, столкнувшись с острой конкурентной борьбой мировых игроков на постсоветском пространстве, Россия в настоящее время ищет оптимальный стиль поведения в СНГ, создавая дополнительные возможности для экономического и гуманитарного сотрудничества с теми государствами, которые видят в ней своего стратегического партнера. Параллельно, российская политика вступает в жесткие конкурентные отношения с теми, кто избрал демонстративный антироссийский курс. Такой политический стиль не может считаться чем-то исключительным. Он соответствует общим тенденциям современной международной среды и тем новым практикам решения конфликтных ситуаций, которые проявляют себя в различных регионах мира. В этом смысле курс Москвы вполне вписывается в глобальную картину конкурентной борьбы.

 

4.7. Россия и «Большой Восток»

В последние годы в российской политической и дипломатической лексике появилось и стало широко употребляемым понятие «Большой Восток».[44] Само понятие охватывает географически 51 страну и условно включает 9 субрегионов и регионов, от Северо-Восточной Азии до Ближнего Востока и арабского Магриба.[45] Некоторые из них приобрели для России приоритетное стратегическое значение, другие - интересны как популярные туристические маршруты для россиян, вокруг третьих разгораются международные дискуссии и конфликты.

Спектр интересов России на «Большом Востоке» чрезвычайно широк. Эксперты приходят в настоящее время к выводу, что проект В. Путина «Возращение России на Восток» вступил в настоящее время в стадию реализации: «Пока рано говорить о формировании такой системной стратегии, в которой все восточные направления российского внешнеполитического курса были бы выстроены согласно иерархии интересов РФ и, причем, с полным учетом приоритетности и специфики тех или иных регионов и отдельных стран. Скорее всего, мы наблюдаем начальный процесс формирования такой стратегии и начальные усилия по ее воплощению».[46]

В конце 2005 года министр иностранных дел С.Лавров в программной статье «Обеспечивая устойчивость России» особо подчеркивал намерение всесторонне развивать азиатское направление: «Россия – государство, уникальное по своему геополитическому положению. Две трети территории нашей страны приходится на Азию, с которой нас объединяют общие исторические судьбы, неделимые интересы безопасности и социально-экономического прогресса. К тому же процесс глобализации уже начинает приобретать «азиатское лицо». Это объективно ставит быстроразвивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион на одно из ключевых мест в шкале российских внешнеполитических приоритетов». [47]

Россия – АТР: расширение формата сотрудничества. А ктивизация взаимоотношений России с «азиатскими гигантами», начавшаяся во второй половине 1990-ых годов, успешно продолжилась в первые годы нового столетия. Азиатско-Тихоокеанский регион переживает в настоящее время серьезные внутренние трансформации. После финансово-экономического кризиса 1998 года, поразившего авангардную экономику Японии, ударившего также по Индонезии, Филиппинам, начались новые процессы. В экономике и политике региона происходит «смена команд» азиатских лидеров, когда Япония медленно восстанавливается, а Китай и Индия выходят на передовые рубежи. На этом фоне усиливаются макрорегиональные интеграционные тенденции, в частности, в рамках АСЕАН, на первый план выходит координация аспектов региональной безопасности и поддержание стабильности.

Динамика развития российских регионов, особенно Восточной Сибири и Дальнего Востока, повышает значение партнерских отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. За последние годы сложилась разветвленная инфраструктура сотрудничества через взаимодействие с влиятельными транснациональными региональными структурами, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества, АСЕАН.

2005 год стал действительно годом «возвращение России на Восток». Именно в этом году произошли качественные сдвиги в двусторонних отношениях России с государствами Азии. Можно выделить целую серию внешнеполитических событий. В 2005 году состоялись визиты президента В. Путина в Японию, Республику Корея, Малайзию. В июне произошла встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии во Владивостоке. На саммите в Астане в этом же году к деятельности Шанхайской организации сотрудничества подключились в качестве государств-наблюдателей Индия, Пакистан и Иран. Тогда же произошел «прорыв» в российско-китайских отношениях. Была урегулирована проблема восточного участка российско-китайской границы. Развернуты совместные российско-китайские и российско-индийские военные учения по предотвращению угрозы международного терроризма. На уровне министерств иностранных дел сформировался трехсторонний устойчивый формат обсуждений между Москвой- Пекином и Нью-Дели. В 2005 году Россия была принята в состав Организации Исламской конференции (ОИК). В этой влиятельной международной организации, в которую входят 57 государств, Россия получила статус наблюдателя.

С 2006 года страны АТР находятся на втором месте после Евросоюза среди крупнейших российских торговых партнеров. Ежегодно рост товарооборота повышается в среднем на 20 %. На рубеже 2005-2006 гг. в российских политических кругах все больше сторонников стала приобретать идея кардинального пересмотра подходов по всему комплексу взаимодействия с государствами АТР.

Общепризнано, что именно регион АТР выходит на позиции стратегического «локомотива» мировой экономики. Можно выделить три блока тем, рассматривающих перспективные направления сотрудничества России со странами АТР:

· во-первых, это выработка коллективных мер борьбы с международным терроризмом законодательными мерами и средствами. Сюда же стоит отнести вопросы нераспространения оружия массового поражения, локальные вооруженные конфликты, борьбу с организованными преступными синдикатами;

· во-вторых, международное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество в регионе. В этом контексте особое значение имеют вопросы энергетической безопасности, взаимодействия в сфере высоких технологий, транспортная и в целом, инфраструктурная составляющая регионального сотрудничества, а также вопросы экологии;

· в-третьих, налаживание и развитие межцивилизационного и межконфессионального диалога, который направлен на расширение сотрудничества в гуманитарной области, прежде всего образовании, науке, культурном обмене и здравоохранении. Для обсуждения и поиска решений по этим вопросам была сформирована АТПФ (Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум), членами которой являются парламенты 27 государств региона.

 

Российско-китайские отношения. Наиболее крупным стратегическим партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе является Китай. Среднегодовые темпы прироста ВВП в этой стране составили 9,5% вместо запланированных 7-8 %. Феноменален экспорт китайских товаров, обеспечивший более 40% прироста ВВП и внутренние капиталовложения. Более 50% китайского экспорта приходятся на предприятия со смешенным капиталом. Прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику составили 600 млрд долл.. Его основными торговыми партнерами остаются США, ЕС, Япония и Южная Корея. «Новая экономическая политика» Китая постепенно сосредотачивается на вопросах макрорегионального управления. [48]

В 2005 году Китай начал крупномасштабную экспансию собственного капитала за рубеж, вкладывая многомиллиардные вложения прежде всего в топливно-сырьевую базу – разработку, транспортировку и переработку углеводородных ресурсов. Часть инвестиций, правда, направляется также на покупки активов (мировых брендов, к примеру, подразделений IBM) в «старые» сектора американской экономики. Но значительный объем концентрируется на энергетических направлениях. Китай проявляет самый активный интерес к Казахстану, Судану, российским месторождениям и Ближнему Востоку. Китайская «экономическая экспансия» может в первую очередь охватить страны Латинской Америки, Восточной Европы, Россию и, возможно, государства Африки.

Однако такой мощный экономический взлет таит в себе скрытые угрозы. Наиболее уязвимыми в краткосрочной перспективе представляются социальная, финансовая и энергетическая сферы; в среднесрочной добавляется тайваньская проблема; а в долгосрочной - экологическая и внешнеполитическая сферы.

Как поведет себя Китай с его растущей экономической и военной мощью в дальнейшем на мировой арене? Это один из ключевых вопросов, имеющий особую остроту для России. В настоящее время КНР на всех уровнях подчеркивает свой миролюбивый курс.

С начала XXI столетия российско-китайское сотрудничество значительно углубилось. Важнейшее значение имеет развитие регионального торгово-экономического сотрудничества, особенно взаимодействие на платформе ШОС.

Второе, не менее важное, направление в российско-китайских отношениях обусловлено проблемой приграничного пространства и китайской миграцией в Россию. Российский МИД неоднократно ставил вопрос о совершенствовании правовой основы в вопросе пересечения границ, а также размещения, трудоустройства и так далее. Была создана специальная служба по миграции, которая разрабатывает правовые нормы для китайских граждан, временно проживающих на территории России, или тех, кто пытается получить российское гражданство. Хотя большинство эмигрантов из Китая находятся в России нелегально.

Третье направление охватывает военно-техническое сотрудничество. Именно оно является важной частью взаимных интересов двух стран, поскольку Китай выступает как один из наиболее перспективных покупателей российского вооружения.

Не менее важным направлением сотрудничества является совместная поддержка международного авторитета ООН. Этот вопрос, имеющий принципиальное значение для российской внешней политики, играет в Китае особую роль. Одна из стратегий внешней политики ориентирована на придание ООН статуса главной координирующей организации по разрешению международных конфликтов. В этом вопросе позиции Москвы и Пекина совпадают. Во время визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию еще в 2005 году была обнародована «Совместная декларация о международном порядке в XXI веке». В ней подчеркивалась необходимость развития механизмов консультаций по вопросам стратегической безопасности.

В июне 2005 года во Владивостоке состоялась встреча министров иностранных дел России, Индии и Китая. Эксперты поспешили назвать ее исторической, воплощением давней идеи создания «стратегического треугольника Москва-Пекин-Дели». Стороны заявили об общности интересов в борьбе с международным терроризмом. Но более всего выражали озабоченность угрозой распространения «цветных революций» в Центральной Азии. Однако, это только контур возможных конфигураций стратегических союзов.

2007 год был объявлен годом Китая в России.

Российско-индийские отношения. Среди долгосрочных региональных стратегий России особое значение имеет миротворческая деятельность, когда российская дипломатия активно включается в многосторонний переговорный процесс, добиваясь снижения напряженности. В 2003-2004 годах с новой силой вспыхнул конфликт между Индией и Пакистаном по спорной проблеме Кашмира. Страны «восьмерки», в том числе и Россия, смогли ослабить противостояние.

Российско-японские отношения. Япония выступает вторым по величине акционером МВФ. Несмотря на длительный, с конца 1990-ых годов спад экономики, Токио продолжает играть важнейшую политическую роль в глобальной политике. Обладая крупнейшей в Азии экономической структурой, Япония выделяет значительные средства на поддержку стран с низким уровнем доходов, активно участвует в реализации многих политических инициатив. Страна начинает обширную программу реформ, направленную на реструктуризацию финансового сектора.

Но помимо этой задачи, долгосрочная экономическая стратегия японского правительства охватывает реформирование товарного рынка, включая отмену регулирования рынка услуг и либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией. Новая кредитно-финансовая политика Токио выдвигает на первый план методы «управления рисками», призванные предотвратить угрозу возникновения макроэкономических дисбалансов, разрушительных для экономики.

Перспектива сотрудничества с Японией заложена в одобренном на высшем уровне в 2003 году «Российско-японском плане действий». Япония развивает с Россией отношения поступательно, воздерживаясь, однако, от крупных финансово-экономических проектов. 2005 год стал юбилейным для российско-японских дипломатических отношений, которым исполнилось 150 лет. В 1855 году был подписан первый совместный Трактат о торговле и границах. Во время визита президента В. Путина в Японию было подписано 12 документов, расширяющих сферу сотрудничества.

Что касается проблемы заключение мирного договора, нерешенной до настоящего времени, то здесь в позициях двух стран по-прежнему существуют расхождения. Таким образом, в двусторонних отношениях сохраняется проблема Курильских островов, которая имеет геополитический смысл. В то же время переговорный процесс, который ведут Россия, Япония и ряд других стран относительно ядерного урегулирования на Корейском полуострове, выявляет ряд общих подходов. Обе стороны настаивают на мирном дипломатическом разрешении конфликта. Российский Президент еще в 2004 году предлагал активнее включать Северную Корею в систему международного общения. Россия выразила готовность выступать международным посредником в переговорах с Северной Кореей, Южной Кореей, США, Японией по проблеме ядерного урегулирования.

Российско-монгольские отношения. Индия, Китай, Япония – безусловно крупнейшие игроки в мировой экономике. Но есть еще одна страна, в которой Россия имеет изначально самые благоприятные условия для взаимного сотрудничества. Это – Монголия, недра которой полны минералами: золото, медь, олово, уголь, нефть, уран и цинк. В более чем 6000 известных месторождениях найдено около 80 различных минералов. Начиная с 1997 года страна выдает лицензии на их добычу, сейчас на ее территории действует 200 иностранных и совместных предприятий, а ее ресурсодобывающий сектор имеет самый либеральный кодекс добычи ресурсов. Особое значение имеет добыча меди и золота. Россия имеет в Монголии прямые экономические интересы. Созданная еще в советской время компания Erdenet Mining Corporation приносит более 25% всех доходов от налогов и ее поставки составляют 45% всего экспорта Монголии. Она находится в совместном владении правительств Монголии и России, причем Монголия контролирует 51% акций.

Ближневосточный узел противоречий. В начале XXI века регион Ближнего Востоке оказался в эпицентре мировых конфликтов, как воронка втягивающих все большее количество государств и международных организаций. Иракский кризис, переросший в гражданскую войну, затягивающийся конфликт в Афганистане, иранский ядерный кризис, июльская война 2007 года между Израилем и шиитской организацией «Хезболлах» (с центром в Ливане), палестинским движением «Хамас», - все эти факторы усиливают опасность возникновения новых угроз и рисков в регионе.

Особенно остро в последние годы стоит проблема ближневосточного урегулирования, состоящая из трех основных компонентов: это израильско-палестинский, израильско-сирийский, израильско-ливанский конфликты, по которым приняты соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН – 242-я и 338-я, а также последующие договоренности.

Однако проблемы ближневосточного региона множатся и ни одна не разрешается. Попытки государств, участвующих в их урегулировании выхватить их контекста одну, как ключевой звено, и с ее помощью добиться комплексного разрешения всех, к успеху не приводят. Скорее вызывает обратную реакцию. Так произошло с Ираком. Идеологи американского вторжения в Ирак рассчитывали, что силовая смена режима приведет к общей стабилизации ситуации на «Большом Ближнем Востоке». Но война в Ираке длится не один год и переросла в войну гражданскую и межконфессиональную.

Позиция России в течение восьми лет оставалась последовательной - совместно с другими членами Совета Безопасности Россия добивается комплексной реализации ближневосточных проблем. Но в связи с обострением ситуации на палестинских территориях одна из важнейших задач ее ближневосточной политики была сосредоточено на том, чтобы не допустить ещё большего осложнения в палестино - израильском конфликте.

В 2002 году Саудовская Аравия выступила с предложением, сформулированным как «мир в обмен на земли». Израиль должен был освободить оккупированные территории. Арабские страны в этом случае должны были признать Израиль, как суверенное независимое государство. Эта формула компромисса, призванная урегулировать проблему «Большого Ближнего Востока» в целом, была признана в качестве основы переговорного процесса со стороны России и других государств, вовлеченных в разрешение этих региональных конфликтов. США выработали соответствующие тактические шаги - «план Митчелла», включающий три элемента – прекращение насилия, восстановление доверия и возобновление переговорного процесса, и «план Тенета» по созданию мер безопасности.

Россия в этом процессе сохраняла позиции страны-миротворца, вошла в состав так называемой «четверки», сотрудничая вместе с США, ЕС и ООН. Деятельность «четверки», нового явления в ближневосточном урегулировании с 2002 года, была ориентирована на поиск оптимальных компромиссных путей в разрешение конфликтов, особенно между Израилем и Палестинской автономией. В 2003 году «четверка» международных посредников подготовила «Дорожную карту», одобренную Советом Безопасности ООН. Этот документ получил поддержку со стороны ООН и международного сообщества. Одновременно и в Израиле, и в Палестине усиливалось движение сторонников поиска политического компромисса.

Инициатива Премьер-министра Израиля А. Шарона весной 2004 года, предусматривавшая, в частности, вывод израильских поселений и войск из Газы, представляла собой шаг в том же направлении, в котором разрабатывалась «дорожная карта». Однако этот проект ближневосточного урегулирования оказался в реальных условиях неэффективным, кризис миротворческого процесса спровоцировал усиление радикальных исламистских партий и движений в арабских странах.

Начиная с 2005 года, ближневосточное направление российской политики получило второе дыхание. Состоялись официальные визиты Президента РФ в Египет, на палестинские территории, в Израиль. Москву посетил сирийский президент Б. Асада, в ходе его визита были подписаны соглашения, повышающие уровень российско-сирийского сотрудничества (особенно в военной сфере). Состоялся также рабочий визит короля Иордании Абдаллы II.

Впервые в Москве в мае этого же года было проведено заседание «квартета» («четверки») международных посредников по ближневосточному урегулированию на уровне министров иностранных дел. В рамках 60-й сессии генеральной Ассамблеи ООН состоялось очередное министерское заседание, на котором были подведены итоги эвакуации Израиля из Газы и части Западного берега реки Иордан, намечены шаги по дальнейшему сближению позиции Израиля и ПНА.

Напротив, мирная инициатива Ариэля Шарона и насильственный вывод израильских поселений из сектора Газы вызвал раскол в израильском обществе. Палестинское радикальное движение «Хамаз» расценило этот шаг как проявление слабости, капитуляции со стороны официальных кругов Израиля. Последствия оказались непредсказуемыми. В 2005- начале 2006 гг. А. Шарон потерял поддержку даже своих соратников по партии. В Израиле идея мирного компромисса была серьезно дискредитирована результатами выборов в палестинской автономии, когда движение «Хамаз» получило большинство и приступило к формированию своего первого легитимного правительства.

США, ЕС и Израиль рассматривали движение «Хамаз» как террористическое, соответственно на первом этапе отказались вести с ним переговоры. Россия же, напротив, предложила начать переговоры, как с партией, легитимно пришедшей к власти и реально контролирующей политический процесс в Палестине. Позиция российского МИД оставалась последовательной – избегать жестких конфронтаций и продолжать вести переговоры, чтобы не допустить эскалации войны в регионе.

Военные действия в Ливане, развязанные Израилем против экстремистской группировки «Хэзболлах», расположившей на этой территории свою штаб-квартиру и нелегальные базы, еще более обострила ситуацию. Бомбардировки Израилем ливанских территорий летом 2006 года создали совершенно уникальную ситуацию для мировой истории. Когда одно государство воюет против нелегитимной международной организации на территории другого государства. Конфликт, имеющий долгую историю, остался наполовину нерешенным, хотя и спровоцировал очередной серьезный внутриполитический кризис в Израиле, выразившийся в общественном недоверии к первым лицам государства, принимавшим решение о начале боевых действий в Ливане. В Ливан были введены миротворцы ООН, гаранты прекращения огня, мандат которых ограничивается некоторым контролем над действиями «Хэзболлах».

На этом фоне Москва проявила осторожность и послала лишь военно-строительные подразделения для восстановления дорог и мостов. В сентябре 2006 года министр иностранных дел РФ совершил ближневосточное турне (Ливан, Сирия, Израиль, палестинские территории), во время которого вновь подчеркивал необходимость комплексного подхода к проблеме «Большого Ближнего Востока». По его мнению, в корне проблемы лежит неурегулированность палестинских территорий.

«Иранское ядерное досье» и позиция России. С особой остротой во второй половине 2006 года выдвинулась на первый план в международных дискуссиях иранская ядерная проблема. ИРИ (Исламская Республика Иран) – важнейший российский союзник на Ближнем Востоке. Еще в советские времена отношения Москвы с иранскими шахами основывались на коммерческих интересах. Некоторый спад отношений наблюдался при аятолле Хомейни, сужение контактов произошло во время войны СССР в Афганистане, затем под влиянием чеченских кризисов. Начиная с конца 1990-ых годов, Тегеран и Москва вновь начали активно развивать партнерство. Обе страны пытались противодействовать американской политике в Персидском заливе и на Каспии. С начала 2000-х годов в центре российско-иранского сотрудничества оказалось техническое содействие Москвы иранскому ядерному проекту.

После того, как выборы выиграл радикальный политик М. Ахмадинеджан, было объявлено об интенсификации ядерной программы. Тегеран, ссылаясь на свое право развивать атом в мирных целях, продолжил расширять число ядерных объектов. Этому способствовала «ситуация размежевания» позиций ключевых игроков в Совете Безопасности ООН. Даже на достижение минимального консенсуса по ядерному кризису «пятерке» потребовались месяцы напряженной дипломатии.

В июле 2006 года Совет Безопасности ООН установил крайний срок для прекращения работ по обогащению урана в Иране. Но Тегеран проигнорировал это предупреждение. Мнения стран – членов Совета Безопасности полярно разделились. Западные страны, прежде всего США, добивались ужесточения мер против Ирана вплоть до введения экономических санкций. Россия и Китай заняли общую позицию, призывая не спешить, хотя и готовы были обсуждать меры экономического, но не силового воздействия на Иран.

Действительно, Россия серьезно вовлечена в иранскую проблему, в том числе и из-за своего участия в сооружении крупнейшего объекта иранской атомной энергетики – Бушерской АЭС (стоимость контракта почти 800 млн. долларов).

Российское правительство всегда объясняло свое партнерство в области атомных технологий с Ираном тем, что амбиции этой страны носят мирный характер. В феврале 2006 года Москва выступила с инициативой создания на своей территории центра (или сети подобных центров) по обогащению урана для стран, развивающих атомную энергетику. Но это предложение не нашло отклика у руководителей Ирана, вызвав лишь вежливый интерес.

Китай также имеет с Ираном многомиллиардные долгосрочные контракты в области энергетики. Помимо прагматичных экономических мотивов, позиции Москвы и Пекина сближают также и политические соображения. Иранские лидеры уже публично озвучили угрозу, что в случае резких действий против Ирана, он выйдет из договора о нераспространении ядерного оружия и прекратит контрольные функции МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике). В настоящее время, когда угроза «ползучего» распространения ядерного оружия становится все более реальной, особое значение приобретает задача формирования общего международного механизма, направленного на недопущение экспорта в неядерные страны технологий, связанных с производством ядерного топлива.

Огромные запасы нефти и газа Ирана дают ему возможность вести собственную игру в этой экзистенциальной ситуации. Более того, руководство Ирана позиционирует себя как форпост «исламского мира» в борьбе с американским гегемонизмом. Моральное влияние этой страны в среде радикальных и умеренных исламистов чрезвычайно высоко.

Комплекс российско-иранских переговоров весьма широк – продажа оружия; торговля, в том числе нефтью и газом; делимитация Каспийского моря; транспортные пути; отношения с Израилем; космические проекты и более широкие геополитические соображения. Отказ В.В. Путина от договоренностей Гор-Черномырдин 1995 года, согласно которым Россия свертывала продажу Ирану своего оружия, ознаменовал начало самостоятельной политики Москвы по вопросам международной безопасности после недолгого сотрудничества с Западом под влиянием терактов 11 сентября. Существуют и другие факторы влияния на российско-иранское сотрудничество. РФ пытается получить прямой выход к Персидскому заливу и участвует в финансировании строительства железной дороги через Азербайджан на север Ирана и далее до города Казвин. Есть проекты в газоразведке на юге Ирана, в гражданской авиации.

Российско-иранское сотрудничество в космической сфере также весьма динамично. Россия помогла Ирану создать первый спутник дистанционного зондирования – Sinah-1, а потом запустила его с помощью российского Космос-3М в октябре 2005 года. С этого же года Россия создала для Ирана первый геостанционарный спутник, который планируется вывести на орбиту в 2008 году.

На саммите «восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 года проблема Ближнего Востока была одной из центральных. Иракский опыт высветил трагическую ошибочность позиции тех политических лидеров, которые полагали, что «путь в Иерусалим лежит через Багдад». Россия продолжила последовательно отстаивать идею всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта. Это означает необходимость реального вовлечения ООН, всех стран-соседей Ирака, включая Иран и Сирию, а также крупных региональных организаций, а также существенную корректировку курса коалиции в Ираке. Затем – создание благоприятного фона для урегулирования ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Санкции против Ирана ведут лишь к силовому исходу и только обостряют и без того тяжелый климат переговорного процесса. Администрация Дж. Буша к концу своего срока так и не рискнула на военную акцию против Ирана, поскольку положение американского контингента в Ираке и в Афганистане все более осложнилось и требовало новых вложений. Реальный эффект так и не был достигнут, только многочисленные людские потери американского контингента и мирного населения. Ситуация, в целом, осталась неопределенной, и напоминает мир накануне войны. Она была «заморожена» до новых президентских выборов в США.

Таким образом, разрастающийся международный кризис вокруг иранской ядерной политики, еще раз показал, что Россия – один из ключевых факторов иранских ядерных амбиций. Для Москвы активная политика в урегулировании иранской проблемы может рассматриваться как попытка предотвратить собственное вытеснение из региональной повестки безопасности на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Закавказье.

После известного выступления в Мюнхене В.В.Путин совершил турне по трем странам Ближнего Востока, начав с исторического визита в Саудовскую Аравию.

Таким образом, с началом нового столетия Россия все более разворачивается на Восток. Проводя интенсивную рекогносцировку перспективных направлений и создавая устойчивую инфраструктуру переговорного процесса и сотрудничества с «азиатскими гигантами». Не вызывает сомнения, что восточный вектор политики России более всего ориентирован на Китай. Масштабы и интенсивность российско-китайского экономического, политического, военно-стратегического и гуманитарного сотрудничества нарастают. Сможет ли Россия удерживать баланс между «западным» и «восточным» направлениями своей внешней политики? – остается открытым вопросом. За последние годы произошел серьезный рывок в отношениях России с восточными обществами.

Анализируя направления российской политики на Ближнем Востоке, можно констатировать, что Москва намерена углублять диалог со странами ислама. Поддержка традиционных еще с советского времени ближневосточных государств – Ирана и Сирии; системное укрепление военных, политических и экономических позиций в Центральной Азии на двусторонней основе и посредством многосторонних механизмов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.