Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная часть. Становление социально-культурной




Москва 2004

Обучающихся по направлению подготовки

УЧЕБНИК

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Допущено Министерством образования и науки

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

«Социально-культурная деятельность» и специальности

«Социально-культурная деятельность»


ББК 71.4 К 44

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств

Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор

педагогических наук, профессор

В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор

Авторы: Киселева Т.Г.: Вводная часть, Раздел I,

Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4)

Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподава­телей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

ISBN - 594778 - 058 - 5

© Т.Г. Киселева, 2004

© Ю.Д. Красильников, 2004

© Московский государственный

университет культуры и искусств, 2004


Огл авление_________________________________

ОГЛ АВЛЕНИЕ

Предисловие..................................................... 5

деятельности: исторический обзор............... 17

1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси

в догосударственный период........................... 17

2.Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19

3.Просвещение и возникновение социально-культурных
общностей в XVIII века................................. 21

4.Общественно-просветительное движение и досуг в России

в XIX- начале XX веков.................................... 24

5. Характеристика социально-культурных процессов

советского и постсоветского периодов........... 27

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной

деятельности.................................................... 43

1.Социально-культурная деятельность как фундаментальное
научно-образовательное направление в системе знаний 43

2.Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95

3.Психолого-педагогические основы социально-культурной
деятельности...................................................... 109

4.Содержание социально-культурной деятельности:
проблемное поле и тенденции развития.......... 122

5.Социально-культурная политика: сущность и

концептуальная основа................................... 130

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной

деятельности..................................................... 143

1.Досуг и досуговая деятельность.................... 145

2.Образование и карьера................................ 174

3.Художественная культура и искусство....... 199

4.Физическая культура и спорт...................... 216

5.Социально-культурная реабилитация и поддержка 227

6.Межкультурное сотрудничество и коммуникация 26 1

Раздел III. Субъекты социально-культурной

деятельности....................................................... 281

1.Система субъектов и межсубъектных отношений 281

2.Человек как субъект социально-культурной деятельности 284

3.Социально-культурные институты.............. 291


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

4. Семья как социокультурный институт....... 299

5 Средства массовой информации и коммуникации 310

6.Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315

7.Социально-культурные общности и формирования 330

Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368

1.Понятие ресурсной базы............................. 368

2.Нормативно-правовой ресурс..................... 375

3 Кадровый (интеллектуальный) ресурс....... 379

4.Финансовый ресурс.......................................... 391

5.Материально-технический ресурс................ 395

6.Информационно-методический ресурс........ 396

7.Морально-этический ресурс........................ 398

Раздел V. Социально-культурные технологии 404

1.Технологические основы социально -культурной
деятельности..................................................... 404

2.Педагогические основы технологий............. 421

3.Сущность и классификация социально-культурных
технологий........................................................ 426

4.Культуротворческие и культуроохранные технологии 428

5.Рекреативные технологии............................ 438

6.Образовательные технологии..................... 446

7.Социально-защитные и реабилитационные технологии 452

8.Управленческие технологии (социокультурный
менеджмент)...................................................... 470

9.Исследовательские технологии................... 481

 

10.Проектные технологии............................... 487

11.Альтернативные инновационные технологии 491

12.Технологии коммуникации и общественных связей 497

13.Информационно-просветительные и рекламные
технологии....................................................... 504

14.Технологии межнационального и межкультурного обмена

и сотрудничества............................................. 519

Список литературы.......................................... 533


Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в эконо­мической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происхо­дят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и раз­витие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в Рос­сии должны оцениваться по единому критерию: насколько они способст­вуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхож­дению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гумани­тарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных ус­ловиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых об­ществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социаль­ными отношениями в стране,

Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно ут­верждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинте­грацию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфлик­ты.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, об­разования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодей­ствия и сотрудничества различных возрастных, этнических, про­фессиональных и других социально-культурных групп и общно­стей. Активизация этих процессов в российском обществе во мно­гом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действи­тельно открытому и честному культурному плюрализму, форми­рованию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, техно­логий социально-культурной деятельности. В каждой из нацио­нально-культурных общностей востребован особый, специфиче­ский тип специалиста социально-культурной сферы. Именно по­этому освоение зарубежного опыта требует не только избиратель­ности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. Чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пы­таясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от ве­кового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в миро­вом сообществе.

Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключи­тельную научно-документальную ценность, но и содержит бога­тейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.

Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить, сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существую­щих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и ре­комендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной зна­чимости опыта, накопленного высшими и средними специаль-


П редисловие

ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.

Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную сущест­вующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной соци­ально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повы­шению качества подготовки и коэффициента социальной востребован­ности специалистов, владеющих современными технологиями.

Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе дан­ного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность»1 и созда­нии в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и техноло­гий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворе­ние потребностей современной социально-культурной сферы, новая на­учно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколе­ния профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.

Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших на­учных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в на­чале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за вы­сказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию

Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена при­казом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий рФ от 25.04.1994 года.


 

Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.