Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники курса, их краткая характеристика




Качественная определенность курса заключается и в его направлен­ности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общест­венно полезной социально-культурной деятельности, организацию пол­ноценного духовного и физического развития, досуга и творчества.

Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Соци­ально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федера­ции «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации ■ о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение: культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Нацио­нальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским кол­лективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фунда­ментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-мето­дическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового по­коления учебных специальностей и специализаций. Учебники, моногра­фии, научная литература в области истории, теории методики и органи­зации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реа­билитации, других направлений обеспечивают высокое качество образо­вания.

Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движений и инициатив в России, анализ современной отече­ственной и зарубежной теории и практики социально-культурной дея­тельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: пе­дагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накоп­ленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и ис­кусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы.
Предисловие

Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном харак­тере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.

Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержа­ние учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тен­денций в изучении исторического опыта, методологических и теоретиче­ских основ, ресурсной базы и современных технологий социально-куль­турной деятельности.

В связи с этим необходимо выделить гуманистическую на­правленность этого курса, способствующую духовно-нравствен­ному становлению будущего специалиста как личности толерант­ной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональ­ный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сего­дняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благо­родном деле «воспитания активного, инициативного, самостоя­тельного гражданина, просвещенного, культурного человека, за­ботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концеп­ции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной под­держки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.

Как одна из областей современного педагогического и культу­рологического знания, социально-культурная деятельность рас­сматривает в качестве своего основного объекта и предмета соци­ально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

Применение и развитие гуманитарных те.чнологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам дея­тельности, объединенным общей информационной, профессиональ­ной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования

Социально-культурная деятельность как крупный блок родст­венных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта, теорети­ческих основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.

Теоретические основы курса подчинены выявлению соци­ально-культурного содержания различных видов жизнедеятельно­сти человека, между которыми распределяются его жизненно важ­ные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социали­зация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, уме­ний и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.),

Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социаль­ных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возмож­ностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия пред­ставителей различных возрастных, социальных, этнических, профессио­нальных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информаци­онное, профессиональное, общекультурное пространство.

В связи с тем, что предметная область социально-культурной дея­тельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:

а) адаптированные к специфическим условиям социально-куль-


П редисловие

турной среды и задачам социально-культурной деятельности общена­учные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследова­тельские, развивающие, стабилизирующие и др.),

б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и дру­гими видами социально-культурной деятельности.

Специальные методы и технологии, с помощью которых формиру­ется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусмат­ривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - эко­номических, правовых, организационных, педагогических, психологиче­ских и других. В более развернутом виде методика (технология) соци­ально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде ши­рокой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обу­чающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере куль­туры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.

В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семи­нар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме дело­вой игры, клуба альтернативных идей, индивидуальной защиты со­циально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руково­дителями учреждений культуры, образования, искусств. дос\ га. спорта. государственных и общественных органов культуры и социальной за­щиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями

Опираясь на необходимую социологическую информацию и об­ширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информа­ционно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ

В процессе изучения курса рекомендуется придерживаться опта-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотно­шении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семи­нарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам соци­ально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учеб­ному плану).

Изложенный в программе материал по своему содержанию и фор­мам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практи­ческим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначе­ния, состава студентов, количества часов и других особенностей образо­вательного процесса.

Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразова­тельную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (ву­зовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; про­фессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистанционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бака­лавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.


Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.