Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период




СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Вводная часть.

Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, переда­ча навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почита­нию предков. Материалы многочисленных этнографических ис­следований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формиро­вания и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики, Нравственность и трудолюбие определяли ее суть Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельно­сти накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педа­гогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, при­вычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции игра­ли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формиро­вание обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутство­вавших повседневной жизни людей.

В X-XIV веках происходит образование экономически само­стоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным от­ношениям; обогащаются и средства воспитания.

В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием хри­стианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом ду­ховного развития общества.

Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внима­ние к проблемам познания и обучения, нравственного совершен­ствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необхо­димости связи образования и просвещения с жизненными интере­сами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».

Церковь в этот период становится оплотом нравственного вос­питания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведе­ние его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и со­держание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах при­роды; народные педагогические воззрения формировались на ос­нове христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умствен­ное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.

Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и


Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

педагогического наследия античности, обогащению педагогиче­ской мысли Древней Руси.

Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и на­ступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы вос­питания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения, стра­ха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то об­щее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преоблада­ло на Руси в то время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.