Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке




Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в Рос­сии первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в со­держание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образова­ния, организованного досуга народных масс. Реформируется первая сла­вянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народ­ного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просве­тителей находят свое развитие и применение

Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к исто-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

рии русской школы.

Школы находились под эгидой государства и церкви, которые вы­ступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гар­моничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была вы­держана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы математических и навигационных наук, открытой в 1701 году, до «цифирных школ» и Академии наук с гимнази­ей и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

В ХУШ веке единственная попытка реализовать искомый идеал бы­ла воплощена в намерении Екатерины П воспитать «новую породу лю­дей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императ­рицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), орга­низованный И.И.Бецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо.

В XIX веке об основах образования в античную эпоху вспоминали либо земские деятели, ратовавшие за всеобщее обучение, либо общест­венные просветители, либо владельцы частных гимназий. П.Н. Милюков справедливо заметил: «Школа с самого начала своего существования стала у нас вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или для школы же или для служ­бы»1.

Итак, опыт зарубежной и отечественной школ свидетельствует о том, что противоречие между социализацией и индивидуализацией теорети­чески (точнее, демагогически) разрешалось в пользу индивидуализации, а практически, в условиях реальных учебных заведений, - в пользу со­циализации. Другими словами, прогрессивные педагоги всегда мечтали о воспитании хороших людей, а государственная, да и негосударственная школа неизменно ориентировалась на подготовку хороших специали­стов

Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М.В.Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году.

1 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Часть 2. Церковь и школа.. - СПб., 1899.-С.372.


Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический об зор

Происшедший в XVII веке раскол русской православной церк­ви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и ор­ганизации клубного типа и в среде русского дворянства: проявля­ется специфика досуга городского «работного люда», обществен­ных досуговых форм у детей, подростков, семей.

В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамб­лей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и

т.д.

Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на
проведение свободного времени купечеством: с одной стороны,
прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений
дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриар­хальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие
клубы.

Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки,

музеи.

Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропию-it ш— циальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования со­циальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост обра­зованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвы­сившись качественно, понизилась количественно».

' Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII - XVII вв. - СПб., 1894


T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сто­рон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их дея­тельности.

Развернулась деятельность Вольного экономического общест­ва (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, меди­цинских и других знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.