Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советского и постсоветского периодов




Характеристика социально-культурных процессов

Революционные события России в начале XX века повлекли за собой изменения в социальной направленности культурно-просветительной и досуговой деятельности.

Первая мировая война сделала востребованным и актуаль­ным социальный патрон/аж: мероприятия по социальной защите и оказанию помощи жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и другим категориям населения, нуждающимся в под­держке.

Накануне свержения самодержавия социально-культурные проблемы коснулись практически всех слоев российского общест­ва.

Февральская революция 1917 года потребовала от новой вла­сти выработки социально-культурной политики, основанной на демократических началах. В связи с этим Временное правительст­во пошло на ряд нововведений: были предоставлены политиче­ские права женщинам; демократические веяния и тенденции получили отражение во всех сферах социально-культурной жизни и досуга населения России; поддерживались народные инициативы в этой сфере.

Так, за короткий отрезок времени увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи, органов печати. Временное правительство предпринимало попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещени­ем, внешкольным образованием.

С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые ме­роприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы. В связи с изменениями в социальной структуре общества формируется социальная политика большеви­ков в первые послеоктябрьские месяцы: были созданы новые ор­ганы управления образованием и социальной сферой.

Идеология победившей власти реализовывалась в области просвещения, внешкольного образования, социально-культурной деятельности.

Декреты Советского государства и документы партийных съездов, совещаний содержали массу выдержанных в духе новой идеологии руководящих указаний и директив по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятель­ности политпросветов и мероприятий по их реализации на местах. Практически в сфере культуры и просвещения было положено на­чало долгосрочной эре установления идеологического диктата.

Возникшая в России в конце XIX века методология внешкольного образования в последней трети XX столетия за рубежом трансформиро­валась в самостоятельную сферу социальной политики - сферу внешко­льного, неформального, дополнительного, продолженного образования. Однако в России эта методология должного развития не получила.

Последним фундаментальным исследованием в этой области, имеющим теоретико-методологический характер, является «Энциклопе­дия внешкольного образования» профессора Е.Н. Медынского, изданная в 1923 году. С тех пор исследования внешкольного образования, заме­ненного в 30-х годах внешкольным воспитанием, велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел отрыв теории от практики, став­ший самой серьезной помехой на пути реорганизации воспитательных внешкольных учреждений. Внедряются новые формы и методы работы, отвечающие требованиям нового политического строя.

Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и дру­гих государственных и общественных организаций соответствова­ла идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга трудящихся. Идеологическую окраску получила и широкая организация работы по ликвидации неграмотности.

Гражданская война способствовала расширению идеологиче­ских запретов. Наблюдается процесс централизации управления. В 1919-1920 годах при партийных органах создаются агитпропотде-лы, а в 1920 году – Глав политпросвет как центр всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формируется система партийного руководства этой работой через парткомы, парт комиссии, клубные партийные фракции и т. п.

Происходит постепенное вытеснение «мягких форм централи­зации» (по выражению руководителей Нарком проса) жесткими командными методами. Одновременно наблюдается огосударст­вление профсоюзных, кооперативных и других культурно-просветительных учреждений, усиление диктата и монополии го­сударственного аппарата.

По всей стране культивируются массовые формы «воспитания и перевоспитания»: митинги, политико-агитационные кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др. В эту систему идеологического воспитания ор­ганично вписывается деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, красных юрт», «красных чумов» и др.

Осложняется экономическая ситуация в сфере культуры: в связи с нарастанием материально-финансовых трудностей, исто­щением дореволюционного национального золотого запаса, ут­верждением «достаточного (принципа» финансирования образова­ния и культуры резко сокращается количество школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.

В отраслях культуры и образования ощущался кадровый «голод» вследствие подбора сотрудников для внешкольной работы по прин­ципу партийной и классовой принадлежности. Крайне тяжелым было материальное положение учителей, просветительных работников.

звонкие политические лозунги не могли помочь политпро-светчикам решить бездну таких социально-экономических про­блем советской власти, как продовольственный кризис, голод, эпидемии, беженцы, проституция, беспризорность, разруха, ране­ные и инвалиды, деклассированные рабочие, маргинализация на­селения, безработица.

Давала себя знать теоретическая и концептуальная не разработанность социально-культурной политики. Особую остроту приобрели проблемы социально-культурного развития общества. Ста­ла реальной угроза разрушения культуры, культурного наследия. Появившиеся в это время «Письма Луначарскому» В.Г. Короленко и «Несвоевременные мысли» М. Горького были продиктованы тревогой за судьбы российской культуры, российской интеллиген­ции; многие ее представители эмигрировали. В сентябре 1922 года была выслана в Германию большая группа известнейших русских ученых, писателей, общественных деятелей. Культура, наука, про­свещение, досуг - вся социально-культурная жизнь общества на­ходилась под жестким партийным контролем, диктатом «классо­вого подхода». Закрывается целый ряд органов печати, общест­венных культурно-просветительных, благотворительных обществ, комитетов и комиссий.

Новой властью энергично проводится обобществление различных благотворительных организаций и их финансов, национализация куль­турных ценностей. Под школы, избы-читальни передаются помеще­ния церковно-приходских школ, барские поместья.

В то же время нельзя не отметить и положительные результа­ты, которые были достигнуты новой властью. Развивается сеть политико-просветительных учреждений. Работа учреждений про­свещения и культуры в национальных регионах приобретает ха­рактерные этнические особенности.

Постепенно расширяется сеть специфических по содержанию своей работы женских клубов в среднеазиатских республиках.

Семья и семейная политика в этот период характеризуются широким диапазоном крайностей: от разрушения семьи до уста­новления жестких семейных «скреп»,

В течение 20 - 30-х годов сложились необходимые предпо­сылки для постепенного перерастания понятия «политико-просве­тительная работа» в более логичную для масштабов и направлен­ности её содержания дефиницию «культурно-просветительная ра­бота)), а также возникновения во многом адекватных ей терминов: «культурно-массовая работа», «культурно-воспитательная работа» и т.д.

Основные теоретические положения внешкольной, политико-просветительной, культурно-просветительной работы в этот пе­риод были изложены в трудах государственных деятелей и ученых философов, педагогов, социологов: П.П. Блонского, А.А. Богданова, Б.О. Боровича, И. Гревса, П.Ф. Каптерева, Н.К.Крупской, В.И.Ленина, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, В.Ф. Плетнева, М.А. Растопчиной, МП Том­ского, Л.Д. Троцкого, СТ. Шацкого и др.

Характерно, что по своему содержанию и наполнению культурно-просветительная работа (как и позднее социально-культурная деятель­ность), в оценках современников, являлась важнейшей разновидностью педагогического труда, в целом и в частностях соответствуя самым стро­гим педагогическим критериям. Не случайно позиции большинства исследователей, как того, так и более позднего времени сходились на том, что культурно-просветительная деятельность - это «педагогически орга­низованная свободная деятельность населения с целью воспитания все­сторонне и гармонически развитой личности»'.

Такое понимание позволило квалифицировать клубные учреждения как «педагогическое явление досуговой жизни» (BE. Триодин). Надо сказать, что «воспитание гармонически развитой личности», заимство­ванное из древнегреческой педагогики, стало позднее программной це­лью КПСС наряду с построением «материально-технической базы ком­мунизма». Это программное положение использовалось в качестве ко­нечного ориентира всеми советскими педагогическими институтами, занятыми «коммунистическим воспитанием» народа. Суть этого лозунга заключалось в том, что все советские учреждения народного образования ориентировались на социализацию учащихся в соответствии с моделью, директивно заданной партией и правительством, в то время как воспита­ние всесторонне развитой личности требует свободной самореализации и самовыражения, которые не допускались.

Коммунистическое воспитание провозглашалось главной функцией советских клубных учреждений (как и библиотек). Эта главная при­кладная функция конкретизировалась в виде следующих функций, не считая «функции отдыха»:

- просветительская функция, обусловленная тем, что клуб стал элементом системы непрерывного образования, где упор делается на самообразование; просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов;

- коммуникативная функция - клуб как центр общения, встреч с ин­тересными людьми, диспутов, проведения дискуссий (клубные посиделки, клубные гостиные и т.п.) преобразовательная (культурно-творческая) функция-создание культурных ценностей, чему служат любительские клубные объе­динения, кружки технического творчества, коллективы художест­венной самодеятельности;

- ценностнсюриентационная – объединение любителей кино, теат­ра, музыки, где главной задачей является отличие подлинных ценностей от мнимых, в том числе борьба с буржуазной «массовой
культурой».

Показательно, что в этом перечне функций клуба, предложенных В.Е. Триодиным1, отсутствует «идейно-воспитательная», или «идеологи­ческая функция». По сути дела, перечисленные В.Е. Триодиным при­кладные функции относились к клубным учреждениям вообще незави­симо от господствующей идеологии. Они конкретизировали внешколь-но-образовательную функцию, свойственную большинству социально-культурных институтов.

Особенность педагогического процесса в клубе всегда заключалась в том, что воспитателем в нем, как правило, являлся не штатный работ­ник, а подобранный им актив, демократически избираемое правление клуба. Тон в клубе всегда задавали и задают авторитетные лидеры, спо­собные выдвигать конструктивные программы.

Благодаря демократической свободе клубной деятельности (дости­гаемой, кстати сказать, далеко не всегда) в клубах осуществляется инди­видуализация личности, чему служат преобразовательная и ценностно-ориентационная функции, а также социализация личности благодаря просветительной и коммуникативной функциям.

Между современной профессиональной социально-культурной дея­тельностью и культурно-просветительной работой 20-30-х годов сохра­няется историческая преемственность, так же как между дореволюцион­ным внешкольным образованием и послереволюционным политпросве­том. Эта преемственность определяется местом культурно-досутовых институтов в структуре индустриального общества. Увеличивающийся досуг молодежи и населения вообще должен получить культурное на­полнение. Поэтому потребность в культурно-досуговых учреждениях (клубах и библиотеках прежде всего) всегда будет актуальна.

До сих пор сохраняет актуальность и богатый практический опыт (формы, методы, организация клубной работы), накопленный в советское время. С введением новой экономической политики в 20-х годах проис­ходит некоторый отход от принципа централизации и методов админи­стративно-командного управления в сфере культуры и образования, ут­вердившихся в годы военного коммунизма. Проводилась политпросвет-работа и на частных предприятиях. Ориентация на гоп объективно спо­собствовала развитию демократических форм руководства политпросветительной сферой.

Страну охватило поистине массовое движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, во­енных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.

Большой популярностью пользовались выступления «си-неблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды, раз­личные формы работы с семьей, детьми и подростками.

В этот период развернулась подготовка кадров для политпро-светучреждений, развивались художественная самодеятельность и библиотечное дело.

В конце 20-х - начале 30-х годов усиливается борьба за ликви­дацию неграмотности. Этот исторический этап ознаменован мас­совыми культпоходами. У каждого из них были свои задачи, этапы и результаты. Проводились библиотечные походы, кампании по борьбе с пьянством и хулиганством, пропаганде здорового образа жизни. Активизировали свою культурно-просветительную работу профсоюзы. Вместе с тем набирали силу и нарастали серьезные деформации и негативные явления в культурно-просветительной и социальной сферах. Утверждается максимальная централизация управления, усиливаются идеологический диктат, цензура. Отме­няется клубное членство. В работе клубов довольно часто в ущерб общекультурному воспитанию детей и взрослых уделяется неоп­равданно большое внимание производственно-технической пропа­ганде.

В 30-е годы широко развертывается клубное строительство, развивается сеть библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Получают распространение передвижные формы культурно-просветительной работы, олимпиады, смотры художественной самодеятельности.

На этом внешне благополучном фоне активизируется борьба с религией: разрушаются памятники храмовой архитектуры; ини­циируется социалистическое соревнование за «обезбоживание» фабрик, сел, общежитий. Вводятся запреты на отдельные профес­сии, идет борьба с «религиозными вредителями». Культурно-просветительные учреждения становятся активными помощника­ми партии и государства в усилении идеологического контроля, в борьбе с религией, кулаками, «врагами народа».

Последствия насильственной коллективизации сельского хозяйства фактически привели к санкционированному голоду в начале 30-х годов. Происходит милитаризация труда, получают развитие «трудовые почины», социалистическое соревнование, «ударничество».

Социально-культурное развитие в стране сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. Репрессивная политика государства отразилась и на судьбах мно­гих видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства, религии. Репрессии повлекли за собой достаточно серьезные по­литические, экологические, демографические, социальные, куль­турные последствия. Начало «переселения народов» и его послед­ствия приводили фактически к этнопсихологической и этнокультурной дискриминации.

Отрицательные последствия имели также повседневные про­явления культа личности, командно-бюрократические методы ру­ководства, «запретительство», насилие над творчеством. Культур­но-просветительные учреждения объективно представляли собой инструмент идеологического давления, орудие осуществления классовой национальной войны, репрессий.

В то же время предвоенные годы характеризуются значительным творческим оживлением: в обществе возрастает роль печати, радио и ки­но, литературы и искусства. Интеллигенция объединяется в творческие союзы; зарождается государственное телевидение; появляются первые научные исследования в области культурно-просветительной деятельно­сти.

В стране утвердилась находящаяся в ведении государства сеть орга­низаций и учреждений социального обеспечения граждан (собесов).

С началом Великой Отечественной войны работа культурно-просветительных, социальных учреждений не могла быть приостановле­на: предстояло оперативно привести ее в соответствие с требованиями военного времени.

Культурно-просветительная работа в Вооруженных. Силах СССР являлась составной частью политической работы в Красной Армии и на Флоте, средством патриотического, военного, куль­турного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага. Активизировалась деятельность фронтовых, армейских до­мов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений (походных клубов, библиотек, агитпоездов, агитма-шин, агитповозок, агитсаней, агитэскадрилий, агиткатеров). Среди воинов нерусских национальностей эта работа велась с учетом особенностей их языка, национальных традиций. На всех крупных железнодорожных станциях открывались агитпункты.

Фронтовые бригады самодеятельных артистов регулярно вы­езжали в действующую армию; их концертная деятельность не­редко осуществлялась в боевой обстановке.

В годы войны фашисты варварски уничтожили и разграбили тысячи учреждений культуры, вывезли множество культурных ценностей, разрушили социальную инфраструктуру на оккупиро­ванной территории Советского Союза. Работники культуры про­являли героические усилия по спасению культурных ценностей.

История сохранила массу примеров государственной, общест­венной, частной инициативы в области социального обеспечения различных категорий нуждающихся: раненых, инвалидов, членов их семей, семей погибших на войне, эвакуированных, сирот, бес­призорников, военнопленных и др.

Правительство вступило в диалог с религиозными деятелями: в те годы церковь активизировала свою патриотическую, благо­творительную деятельность.

В организации и проведении культурно-просветительной ра­боты было немало трудностей. Часто это объясняется естествен­ным резким сокращением ассигнований на деятельность полити­ко-просветительных учреждений. Среди участников народного ополчения, членов партизанских отрядов оказалась значительная часть квалифицированных культпросвет работников. Существенно сократились книжные фонды и музейные экспозиции, уменьши­лось число радиоточек, киноустановок, коллективов художествен­ной самодеятельности. Тем не менее, продолжали проводиться ме­стные, республиканские и всесоюзные смотры художественной самодеятельности. Работа с молодежью, подростками, детьми и женщинами была обусловлена задачами военного времени.

Основные направления культурно-просветительной работы в тылу включали в себя: организацию агитационно-пропагандист­ской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведе­ние широкой справочной работы, участие культпросвет учреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых про­фессий, помощь в развитии соцсоревнования. Художественная самодеятельность выступала как средство духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом. Одновременно необходимо было организовать их отдых и досуг в условиях тяжелого труда.

В освобожденных от оккупантов районах страны восстанавли­вались разрушенные культпросвет учреждения; общественность способствовала возобновлению их работы. Освобождались поме­щения профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее использовавшиеся не по назначению. Увеличивались государст­венные ассигнования на социально-культурные цели.

Культпросвет учреждения армии и флота внесли свой вклад в восстановление очагов культуры на территориях, освобожденных от фашистской оккупации в СССР и за его пределами, в развитие художественной самодеятельности и организации отдыха и досуга воинов; они активно содействовали патриотическим движениям трудящихся.

Социально-культурная ситуация в стране в первые послевоенные го­ды была сложной. Война нарушила демографическое равновесие в воз­растных категориях населения. Крайне тяжелым оставалось эконо­мическое положение семей погибших на войне, сирот и инвалидов.

Материальная база значительной части учреждений образова­ния, культуры находилась в упадке. Результаты насильственного «переселения» народов негативно сказывались на социально-пси­хологическом климате в регионах.

Требовалось повысить уровень социального обеспечения насе­ления страны. Давали себя знать продовольственный и жилищный кризисы. Культурно-просветительные учреждения уделяли большое внимание мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны.

Постепенно восстанавливается и растет сеть учреждений куль­туры, образования, здравоохранения, санаторно-курортных, дет­ских дошкольных, культурно-просветительных учреждений. Вме­сте с жилищным строительством вводятся в строй новые здания клубов, библиотек, школ, театров, музеев, цирков и т. д.

Наблюдается увеличение государственных денежных ассигно­ваний на культурное строительство, развитие печати, радио, кино, телевидения; растет сеть городских клубных учреждений и сель­ских библиотек. В этот период была завершена реорганизация изб-читален в сельские клубы.

Культурно-просветительная работа перестраивается в соответ­ствии с задачами мирного времени. В ее организации практиче­ские работники постоянно сталкиваются с материально-техниче­скими и организационными трудностями. В 1948 году создается общественная научно-просветительная организация - «Общество по распространению политических и научных знаний». Отделения этого общества открываются во всех регионах страны.

В культурно-просветительных и образовательных учрежде­ниях продолжает жестко доминировать парадигма идейно-полити­ческого воспитания. Клубы и другие учреждения культуры как центры массовой агитационно-пропагандистской работы занима­ются организацией в широких масштабах производственно-техни­ческой, сельскохозяйственной пропаганды, а также просвещением в сфере литературы и искусства.

Негативное влияние на развитие культуры в стране оказали постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства (1946-1948 годов). Постановление «О журналах "Звезда" и "Ле­нинград"» стало поводом для новой волны «запретительство» и репрессий в среде творческой интеллигенции. Усиливались ре­прессии и по отношению к целым народам, отдельным социаль­ным группам, слоям общества.

Однако независимо от этой общей политической ситуации в организации культурно-просветительной работы находят отраже­ние первые ростки общественных начал; развивается художественная самодеятельность, усиливается интерес к народным празд­никам и гуляниям.

Предпринимаются меры по расширению системы подготовки и повышения квалификации кадров культпросветработников. В 1953 году образуются Министерство культуры СССР и министер­ства культуры союзных республик, территориальные органы управления учреждениями культуры на местах.

Разоблачение культа личности оказало прямое влияние на на­чало процесса демократизации культурно-просветительной рабо­ты. Этот период характеризуется усилением внимания к вопросам истории культурно-просветительской работы, теоретического ос­мысления актуальных проблем ее содержания, организации и ме­тодики.

XX съезд КПСС стал знаменательной вехой в социально-культурной жизни общества. На социально-психологический кли­мат общества оказали влияние «оттепель» середины 50-х годов, реабилитация репрессированных, имевшие важное политическое, нравственное, социально-культурное значение.

Эти годы отмечены усилением внимания широкой обществен­ности к культурно-просветительной работе, повышением ответст­венности руководителей предприятий за состояние материальной базы культуры. Расширяется сфера деятельности государственных и общественных союзов, комитетов, обществ, комиссий социаль­но-культурной направленности. В центре и на местах развивается и укрепляется система социальной помощи населению. Социаль­ные реформы касаются многих сторон жизни.

Возрастает роль профсоюзов, комсомола, общественных ко­миссий и советов в культурно-просветительной и социальной ра­боте. Наблюдается широкий размах разнообразных по содержа­нию досуговых форм деятельности. Возрождаются и становятся поистине массовыми и традиционными праздники песни, молоде­жи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.

Растет сеть народных университетов, народных театров, обще­ственно-политических объединений (((Прометей», «Красная гвоз­дика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений лю­бителей театра, музыки, кино и литературы. Развиваются семей­ные формы досуга. В работе культпросветучреждений большое место занимает пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций.

В стране утверждается практика регулярного проведения всесо­юзных фестивалей и смотров самодеятельного искусства, народного творчества.

Совершенствуется система высшего и среднего специального культурно-просветительного образования.

В то же время возобновляются проявления репрессивной по­литики по отношению к религии, религиозным деятелям и верую­щим.

На рубеже 70-80-х годов нарастают негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах. Торможение процес­сов демократизации в обществе, в том числе и в культурно-просветительной работе, сказывается на деятельности культпросвет учреждений, в которой проявляются формализм, стремление к количественным показателям. Многие учреждения культуры ока­зываются оторванными от запросов и интересов населения в сфере досуга. Невысока и социальная, и воспитательная эффектив­ность культурно-просветительной работы.

Культурно-просветительной работе этого периода особенно присуща «всеохватность» содержания, перевес идеологических, производственных мероприятий. Она направлена, в первую оче­редь, на идеологическое обеспечение социалистического соревно­вания, экономического образования трудящихся, поддержку «школ коммунистического труда».

Создание и деятельность клубных и библиотечных централи­зованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов способствовали развитию ин­теграционных процессов в этой сфере. Отмечается более активное участие сельских школ в культурно-просветительной работе По­всеместно расширяется сеть детских (подростковых) клубов. В сельской местности появляются филиалы и спутники театров и филармоний, клубы - спутники крупных Дворцов культуры про­мышленных предприятий.

Перестраивается и методическое руководство культурно-просветительной работой и народным творчеством. В областях, краях и республиках создаются научно-методические центры на-родного творчества и культпросвет работы. Благодаря их поддерж­ке в стране возникло множество народных коллективов, народных театров и музеев.

Принимаются новые документы, нормативные акты о деятель­ности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.

Широкое развитие приобретают самодеятельные формы творчества населения. Легализуются самые различные по профилю общественно-политические движения, естественно­научные, религиозные, художественные и другие объединения. Появляются сравнительно новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга, центры эстетического развития детей и юношества, молодежные культурные центры и др.

Социально-экономические реформы имели свои последствия. Повсюду шла борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострился ряд экономических, нацио­нальных, социально-культурных проблем. Дефицит продовольст­вия, товаров, услуг, снижение уровня жизни населения стали стабиль­ными явлениями.

Целый ряд организационно-управленческих и методических мер свидетельствует о начале глубокой перестройки культурно-просветительной работы, которая включала решение таких про­блем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переос­мысление принципов и функций культурно-просветительной ра­боты, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые фор­мы работы с семьей, расширение диапазона изучения запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного вре­мени и др.

В конце 80-х годов встал вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. Иссле­дования, проводившиеся Российской академией образования, до­казали востребованность введения института социальных педаго­гов и социальных работников.

В соответствии с принципом преемственности культурно-просветительная работа органично перерастает в составную часть социально-культурной деятельности. Распад СССР существенно повлиял на изменение социокуль­турной ситуации в России. Реформирование экономики не сглади­ло, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (фе­деральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные фор­мы. Значительно возрастает удельный вес международных, феде­ральных, местных фондов, программ социально-культурной под­держки, развития.

Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры норма­тивно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества,

Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негатив­ные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокраще­ние бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные измене­ния в системе управления организациями, учреждениями социо­культурной сферы на федеральном, региональном, местном уров­нях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно раз­вивается коммерческий сектор.

Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельст­вуют о возрастании роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. В этот период существенно обостря­ются и частично решаются проблемы межнационального, межэт­нического сотрудничества в области культуры, искусства, образо­вания, социальной работы.

Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, ис­кусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало рас­ширения классификатора специальностей, специализаций, квали­фикаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Вве­дение Государственных образовательных стандартов стимулиро­вало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.

Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и него­сударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в раз­личных регионах страны.

 


 


 

Вопросы для контроля и самопроверки к материалу «Вводной части»

1. Дайте характеристику социально-культурней деятельности на Руси
дохристианского периода Каковы, на Ваш взгляд наиболее харак­терные черты народной педагогики этого периода?

2. Какие изменения произошли в содержании и фермах социально-
культурной деятельности после принятия христианства?

3. В чем, на Ваш взгляд, проявился сословный характер просвещения и
социально-культурной деятельности в России ХVШ века?

4. Охарактеризуйте основные социокультурные идеи общественно-
педагогического движения в России XIX - начала XX века Какие ос­новные фермы социально-культурной деятельности этого периода вам известны?

5. Дайте общую характеристику становления просветительной работы
в Советской России. Какие позитивные и негативные моменты определяют эту деятельность?

6. Назовите фермы культурно-просветительной работы, получившие
наибольшее распространение в годы Великой Отечественной войны;(1941 - 1945 годов) и послевоенный период.

7. Чем, на Ваш взгляд была обусловлена необходимость перехода от культурно-просветительной работы к формированию нового типа
социально-культурной деятельности в 90-х годах XX века?

8. Приведите примеры конструктивной роли религий в развитии культуры, образования, просвещения в истории и современной жизни России.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Раздел I.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.