Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная социально-культурная ситуация




Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуацион­ный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуа­ция» понимают совокупность типичных условий и конкретных об­стоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредст­венное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межлич­ностные отношения.

Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, право­мерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка време­ни (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изоби­лует разновидностями социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправ­ляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъ­ективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими раз­витие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуа­ция выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоре­чие либо несоответствие между реальным и желаемым.

Исследования культурологов, социологов, педагогов, психоло-гов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоев населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивно-, сти, напряженности - с другой.

До сих пор не разработаны и не реализованы провозглашенные в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» государственные гарантии общедоступности учреждений культу­ры для населения, пользования культурными ценностями и бла­гами для социально незащищенных слоев населения.

Общество оказалось неспособным защитить ребенка от наси­лия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в услови-: ях стабильной социально-культурной депривации, когда не удов- летворяются его самые элементарные потребности. Высокими

 


Разд ел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

темпами растет подростковая преступность. Статистика свиде­тельствует: в России, по данным на конец XX столетия, в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка, детдомах-интернатах для инвалидов воспитывалось свыше 140 тысяч детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей. 90% воспитанников по­ступали в детские дома из семей, где родители полностью дегра­дировали.

Понимание сути современной социально-культурной ситуации невозможно без четкого представления о роли и значении культу­ры в радикальной перестройке жизни общества в период перехода к новым экономическим отношениям.

Рыночная экономика неоднозначно отражается на культуре. С одной стороны, она помогает ей выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. С другой - не может не наносить опре­деленного ущерба духовному потенциалу и нравственному здоро­вью общества.

Наряду с другими отраслями научных знаний социально-педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства, отнесенная «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» к разряду важнейших культурных ценностей, призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общест­ва, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармо­низации и гуманизации духовного развития личности. Бесконечно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы».

В специальной литературе, публицистике, на творческих встречах, конференциях, семинарах, «круглых столах» звучат раз­личные, порой прямо противоположные оценки ситуации, сло­жившейся в духовной жизни, культуре современного социума.

Современная социально-культурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоот­ношений людей, когда остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении основ­ной массы населения в социально-культурную деятельность.

Именно на решение этой задачи направлен Государственный образовательный стандарт по специальности «Социально-куль-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

турная деятельность», который базируется на сопряжении соци­ально-педагогического образования с образованием культурологи­ческим. В отрасли культуры и искусства оба этих начала состав­ляют единый процесс. Основанием такого единства являются та­кие положения, как единый социальный заказ со стороны государ­ства и негосударственных структур (общественных, коммерче­ских, частных и т.д.), их взаимная ответственность за судьбу и ду­ховное здоровье общества, которые определяют и цели, и содер­жание, и уровни социально-педагогического и культурологиче­ского образования специалистов отрасли.

В процессе разработки Государственного образовательного стандарта «Социально-культурная деятельность» авторский кол­лектив исходил из признания человека не только как представите­ля социума, но и представителя этноса, следующего конкретным, национально-культурным традициям. Благодаря Госстандарту практически впервые в России заложен фундамент социально-культурологического образования специалистов, занятых в самых различных областях образования, досуга, искусства, спорта и т.д. Основное их назначение заключается в реализации функций соци­ально-культурной адаптации и реабилитации, детской и семейной рекреологии, создании предметно-пространственной среды для социокультурной информации и коммуникации.

По существу, возникло новое направление высшей школы, обусловленное нынешней социально-культурной ситуацией и ор­ганично объединившее социальную педагогику и культурологию.Условно его можно было бы определить как специальное образо­вание в сфере социально-культурной экологии человека. При этом нельзя не учитывать, что у каждой страны есть своя специфика и в национальной культуре, и в содержании и технологии социально-культурной деятельности. Естественно, эта специфика переносит­ся и на систему подготовки кадров для социально-культурной дея­тельности.

Свою задачу инициаторы введения новой специальности изна­чально видели в том, чтобы, приближая отечественную систему культурологической подготовки специалистов к современным стандартам европейской школы, ни в коей степени не отрываться от собственных корней, национальных и культурных особенно­стей. Постоянно обращаясь к своей истории, к российским тради-

86
раз дел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

циям, авторы вновь и вновь пытаются проследить и осмыслить огромный путь в пространстве и времени, пройденный Россией, в области просвещения, досуга, творчества - от разрозненных, эпи­зодических форм к внедрению общественно значимых программ и систем.

Пытаясь сегодня вернуть и возродить часть отвергнутой, но не утраченной навсегда российской культуры, мы стремимся осмыс­лить и наполнить современным содержанием понятия, казалось бы, навсегда исчезнувшие из нашего лексикона: «странноприим-ницы» и «сиропитательницы», «доброхоты» и «меценаты», «мило­сердие» и «филантропия», сделать их одними из базовых, родовых в содержании современного социально-культурологического обра­зования.

Сегодня культурологический и социально-педагогический компоненты присутствуют практически в каждой из специально­стей, которыми вуз культуры вооружает своих выпускников. По существу, функции менеджера, педагога, технолога, работающего в самых различных областях современного социума (учебного, досугового, производственного и др., с детьми, подростками, взрослыми), выполняет любой специалист - хореограф, постанов­щик спортивно-бальных танцев и шоу-программ, руководитель эстрадного, духового, народного оркестров или ансамбля, режис­сер любительского театра или театрализованного представления, менеджер в сфере освоения отраслевых информационно-библиографических ресурсов.

В контексте нынешней социокультурной ситуации неизмеримо возрастает общественная, гражданская роль специалиста-лидера как организатора практической деятельности различных социаль­ных групп и категорий в сфере культуры, искусства и досуга. Его деятельность в настоящее время исполнена огромным нравствен­ным, воспитательным смыслом.

При изучении курса, освоении профессиональных знаний, умений и навыков важно научиться ориентироваться в характер­ных особенностях социально-культурной ситуации, в закономер­ностях её возникновения и возможных последствиях, выстраивать в процессе её развития возможные варианты поведения субъектов и межсубъектных отношений, овладеть набором основных средств


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

и понятий, с которыми эта ситуация прямо или косвенно связана, Особенно велика роль ситуационного мышления организаторов,: педагогов благодаря которому они лучше понимают, какие приемы, методы и технологии будут в большей степени способствовать: достижению цели в конкретной ситуации.

Как видим, ситуационный подход в равной степени значим как для управленческих, так и для технологических аспектов социаль­но-культурной деятельности. Каждая из социально-культурных технологий, каждый из методов управления имеют свои сильные и слабые стороны в той или иной ситуации. Отсюда необходимость своевременного предвидения вероятных последствий их) применения, и положительных, и отрицательных.

Кардинальное обновление всех сфер жизни чрезвычайно обострило дефицит духовной культуры, той культуры, которая, наряду с физическим развитием, призвана служить фундаментом, кон­структивной основой социализации личности.

Причин возросшего во многих регионах страны активного интереса к изучению и освоению национальной культуры немало.
После обвального падения официальной партийной идеологии возникла мировоззренческая пустота, определенный духовный ваку­ум, который очень целенаправленно пытаются заполнить культом «золотого тельца». Многие средства массовой информации,например, буквально обожествляют власть денег, внушая изначально безнравственную мысль о том, что все способы обогащения прекрасны, хотя любому думающему человеку ясно, как трудно совмещаются бизнес и мораль в наших сегодняшних условиях криминализированного рынка.

Культ богатства явно не соответствует русской духовной традиции, исконно русскому мировоззренческому идеалу. Эта мысль великолепно выражена в словах российского ученого, педагога, философа Павла Флоренского: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души».

Признавая неизбежность реформирования, мы одновременно опираемся на высочайший идеал тысячелетней русской культуры, идеал, связанный с поисками красоты, добра и правды, идеал преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояли, стоят и будут стоять и русская классическая музы-

Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ка литература, живопись, и устное народное творчество, декора­тивно-прикладное искусство, многочисленные промыслы и ремесла.

Задача совершенствования социально-культурной сферы и объединения потенциальных возможностей всех общественных сил поставлена самим временем. Очевидно, она должна исходить из приоритетности русской духовной традиции, необходимости формирования у человека с ранних лет чувства духовной привя­занности, интереса и любви к родным местам, бережного отноше­ния к окружающей природной и социальной среде.

Например, для социокультурной ситуации в обществе в тече­ние долгих лет были характерны недостаточная развитость дейст­вующих в сфере досуга общественных структур, кризис социаль­но-нравственных идеалов, культуры в целом. Существенное отста­вание социально-культурной сферы является результатом много­летней изоляции страны от широких контактов с цивилизованны­ми странами мира, оторванности от своих исторических корней Всё это значительно сужает возможности для реализации эффек­тивной социально-культурной политики, в то время как объек­тивная потребность в такой политике резко возрастает.

Бурный всплеск инициативы подростков, молодежи на фоне отдельных деструктивных явлений в общественной среде нередко приводит их к асоциальной деятельности, криминализации подро­стковых общностей, отчуждению юношества от государственных и общественных институтов, семьи.

Корни этого явления произрастают из той социокулътурной, экономической ситуации, которая сформировалась за длительный период. Драматизм сегодняшней подростковой ситуации обуслов­лен десятилетиями террора и застоя, социальной демагогии, соци­ального неравенства в обществе, остаточным принципом финан­сирования культуры, образования, а также недооценкой интеллек­туального, творческого труда.

Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной дея­тельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобра­зований в области семейного воспитания, воспитательной дея­тельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жи­тельства.


Т.Г Киселева, Ю.Д. Красилъииков. Социально-культурная деятельность

В контексте всей социальной жизни ребенка помимо «соци-
альных корней» предстоит преодолеть сложившееся равнодушное,
а зачастую агрессивное отношение к подрастающему поколению,
внедряя в общество культуру взаимоотношений в семье, в детской,
подростковой, взрослой среде.

Очевидна и необходимость умения правильно интерпретировать социально-культурную ситуацию, правильно определять, какие факторы являются сегодня и завтра наиболее существенными.

Время постоянно рождает все новые духовные потребности. Трудно рассчитывать, что любая, даже самая идеальная совокупность социально- культурных институтов будет способна их полностью удовлетворить. В связи с этим на протяжении последних десятков лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально взвешенной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного элемента этой среды, а всего их комплекса как результата самоорганизуемой и самонаправляемой социально-культурной деятельности населения.

Эволюция социально-культурной деятельности — это не только следствие се внутреннего развития, но и результат необратимых
изменений, происходящих в жизни общества, ставшего на путь
демократизации и обновления.

Анализ практического опыта и научных исследований свидетельствует, прежде всего, об очевидной культурной «автономизации» каждого из регионов Российской Федерации, стремительном наращивании как управленческой, так и творческой самостоятельности, самобытности и самоценности их культурного потенциала. Эта закономерность носит всеобщий характер, в том числе в проведении каждым из регионов собственной, достаточно энергичной социально-культурной политики, в разработке и реализаций множества социально-культрных, творческих и инициатив В современных сложных условиях особенно возрастает роль традиционных очагов культуры на Урале, в Сибири, на дальнем Востоке и других регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Повсеместно отмечается всеобъемлющий, интенсивный рост
демократизации и гуманизации социально-культурного простран­
ства. 90


Раздел IТеоретические основы социально-культурной деятельности

Мы являемся свидетелями процессов раскрепощения и развития об­щественного сознания на основе гласности и демократизации, выработки конструктивных решений вопросов развития общества путем всенарод­ного обсуждения, воспитания чувства ответственности за судьбу госу­дарства. Приоритетное место в общественном сознании, мышлении при­надлежит сегодня гуманизации, переоценке сложившихся стереотипов, преодолению догматизма, психологии иждивенчества и уравниловки, воинствующей категоричности в оценках явлений общественной жизни, нетерпимости к иному мнению. Демократизация предполагает и форми­рование новой политической психологии - терпимости, умения вести диалог, выслушивая критику, уважения мнения меньшинства и понима­ния особенностей обыденного сознания.

Если говорить об идеологической подоплеке социально-культурной деятельности, то ее ключевая идея состоит в том, что­бы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и само­стоятельность людей. Понятия «объект» и «субъект» социально-культурной деятельности находятся в диалектической взаимосвя­зи. Какое-либо противопоставление этих понятий методологиче­ски некорректно, поскольку на практике имеет место постоянная взаимозаменяемость позиций и функций между объектами и субъ­ектами.

Главные приоритеты в регулировании и управлении социаль­но-культурной деятельности мы отдаем не тому или иному «объ­екту» или «субъекту», а созданию оптимальных условий, рефе­рентной среды для их взаимодействия, так как в социально-культурной сфере мы имеем дело с огромным числом юридиче­ских и физических лиц, выступающих в качестве непосредствен­ных участников социально-культурных процессов. Среди них -государственные и негосударственные (общественные, коммерче­ские) структуры.

Социально-культурная деятельность характеризуется много­образием занятий, обусловленных принципиальной неповторимо­стью, уникальностью и самобытностью личности человека, по­свящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы используются недостаточно полно и эффективно Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение Десятилетий между демократической природой культуры и авто-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность j

ритарно-бюрократичсской системой управления ею; между реальыми потребностями и интересами населения и степенью их удов­
летворения; между возрастающим плюрализмом в нарождаю­
щемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного
развития; между необходимостью развития материальной базы и
материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняю-:
щимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения
культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности. В условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В самом содержании социально-культурной деятельности тесно взаимодействуют различные направления общественного воспитания де­тей, подростков и взрослых. Наравне с профессиональными соци­ально-культурными услугами интенсивно развивается любительство. В подростково-молодежной, национально-этнической, профессиональной среде по-прежнему возникает множество традици­онных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.

Что касается участия государственного (муниципального), экономического (делового) и общественного секторов в духовных процессах, то! они также являются субъектами, но иного рода. Их социальная миссия! состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы,! активного творчества народа в области культуры, искусства, досуга.

Действующие в социально-культурной сфере государственные и
общественные структуры сосредоточивают свои усилия на распространении и развитии культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения. Однако при это подразумевается, что они одновременно направлены на формирование массового общественного сознания, на воспитание молодежи и взрослых в духе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократических идеалов.


раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

В условиях жесткой борьбы за экономическое выживание учрежде-щщ культуры и досуга вынуждены прибегать к различным источникам добывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры в аренду, прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т.д.

В плену вчерашних стереотипов и установок оказалась сама система управления социально-культурно-досуговой сферой на уровне района, города, области. Именно здесь, как известно, складывается местная стра­тегия развития сферы культуры и досуга с учетом социально-эко­номических особенностей региона, интересов и культурных запросов населения различных категорий, состояния профессионального искусст­ва и традиций народного творчества. Однако на деле стратегическая ре­гиональная социально-культурная политика часто подменялась адми­нистрированием. Ограниченные текущие задачи, как правило, организа­ционного характера превращались в самоцель и решались вне связи с конечным результатом - развитием инициативы и самодеятельности на­селения. Бесконечные проверки, чрезмерный контроль сковывали твор­ческую инициативу на местах, воспитывати исполнителей, способных работать лишь в четко ограниченных рамках требований и указаний вы­шестоящих инстанций.

Отдельные попытки изменить сложившуюся ситуацию, преодолеть авторитарные тенденции управления ощутимых результатов не принес­ли. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации - устра­нение организационных механизмов, не позволяющих клубным работ­никам проявить самостоятельность, инициативу и творчество, демокра­тизация всей системы управления социально-культурными процессами. Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить сле­дующей формулой: от работы для населения - к самостоятельности и инициативе самого населения, к сознательно-культурному творчеству ^^acc. Социально-культурная деятельность призвана стать условием реа­лизации демократических, конституционных прав человека, про­странством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализа­ции личности.

Для решения этой задачи потребовалось в корне изменить и организационные основы социааьно-культурной деятельности,


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

 

отказаться от господствовавших долгое время организационно-* хозяйственных принципов управления социально-культурной сфе­рой, дотаций, категорийности, фиксированных штатного расписа­ния и заработной платы, сложившихся форм планирования, учета и контроля всех элементов старой системы управления.

На протяжении многих десятилетий складывался традицион­ный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хо­зяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд об-; наружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня* те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваи ваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены) ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на ме- ханическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но все- гда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые no- требности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовле- творять их силами только одних традиционных культурных учре- ждений и институтов.

Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической сан мостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий» на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным органи- зациям.

Принципиальным является вопрос и о правовой, законода-
тельной базе социально-культурных инициатив. Законодательные
акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в
стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности,;
социально-культурную сферу от политического манипулирования
ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, на-s
циональной замкнутости.


Рп-чде л I Теоретические основы социально-культурной деятельности

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-к\-пьтурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазви­тие и самореализацию, согласование интересов гражданина и об­щественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность куль­турных ценностей и культурной деятельности каждому граждани­ну, социальная защита деятелей культуры всех категорий — как профессионалов, так и любителей.

В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важ­ные реалии, такие, как налоговые льготы — основной инструмент под­держки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи куль­турных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, твор­ческих организаций, политических партий и движений в области культу­ры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местни­чество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, ком­мерциализацию — барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной дея­тельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.