Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы реализации социально-культурной деятельности 1 страница




Многозначность понятия «социально-культурная деятель­ность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, интегрирующим для этих областей общественной практики родовым определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура соци­ально-культурной сферы определяется различными видами соци­ально-культурной деятельности.

Для более точного определения границ, масштабов и наполне­ния понятия «социально-культурная сфера» необходимо соотнести его с целым рядом других адекватных терминов: «непроизводст­венная сфера», «социальная сфера», «отрасль культуры».

В отличие от сферы производственной в различных областях непроизводственной сферы, как правило, не создаются матери­альные ценности, не образуется национальный подход и преобла­дает процесс потребления. В состав непроизводственной сферы включаются: государственное управление, финансы, наука и науч­ное обслуживание, а также обширная совокупность отраслей, име­нуемая социальной сферой.

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию; 2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения; 3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру со­циальной сферы. Это понятие используется для характеристики


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства мас­совой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоя­тельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экокомических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей : ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удов­летворять культурные потребности людей.

Поистине крайне сложно охватить все многообразие сфер
функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов, выступающих в качестве субъектов жизнеобеспечения,
социализации, коммуникации и рекреации. В данном разделе рас­
сматриваются лишь некоторые массовые виды общественной
практики, наиболее отвечающие духу и сущностным характери­
стикам социально-культурной деятельности.

К ним относятся, досуг и досуговая деятельность; образование и карьера; народная художественная культура и творчество; физи­ческая культура и спорт; социальная защита и культурная реаби­литация; межкультурный обмен и сотрудничество (в рамках провозглашенного ООН Международного десятилетия культуры и мира ненасилия в интересах народов планеты (2001-2010 гг.).

О каждой из этих сфер складывается представление как о пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с: другом.


Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности

1. Досуг и досуговая деятельность

В современной литературе досуг не представлен как целостный объ­ект анализа Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как от­дых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая дея­тельность, свобода, рекреация и т.д.

В основе идеи социально открытой культурной деятельности заложена весьма простая мысль: современная семья, каждый чело­век обретают в сфере досуга совершенно новый уровень потреб­ностей.

В условиях расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улуч­шает духовное самочувствие нации. Хотя специалисты насчиты­вают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досуго-вого поведения.

Опираясь на данные современной науки, можно выделить бо­лее сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Сре­ди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры - шестьдесят тысяч.

Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий

В современной социально-культурной ситуации досуг пред­стает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и фор­мируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон Досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка зна­чения досуга как социально-культурной категории в жизни обще­ства. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производ-


T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность 1

ственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация \ творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее ' часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.; Внутри указанных значений существуют различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией.

Необходимо, на наш взгляд, прежде всего уточнить содержа- тельную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оцен- ки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта.

Существенным представляется вопрос о пропорциях, соотно- шении между специфическим назначением досуга как социально-культурного явления и тем содержанием, которое привносится в досуг на разных исторических этапах государственными и общественными структурами. Категория содержания досуга при всей ее многомерности и инвариантности всегда сохраняет свою изначальную заданность, целевой характер и адекватность назначению досуга.

Как западные, так и отечественные исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизованных форм, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, биз­неса и культуры.

По их мнению, рассматривать досуг можно лишь в контексте исторических и социальных наук. При этом выдвигается интерес­ная задача: поставить в центр научных исследований досуга усло­вия, в которых осуществляется досуговая деятельность людей. За­кономерен подход к анализу, например, понятия «индустрия досу­га», вбирающего в себя и условия досуговой деятельности, и уро­вень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Ученых в одинаковой мере волнует социальное неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями

Многие определения, составляющие понятийный аппарат до­суга как отрасли научного знания, начали разрабатываться только в последние 10-15 лет. Это относится к понятиям «досуговая дея­тельность», «социально-культурная деятельность», «социальные институты», «социализация личности», «социальная педагогика», «индустрия досуга», «чистый досуг», «полудосуг» и др.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его спе­цифические дефиниции. С 50-60-х годов досуг характеризуется как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной ра­боты, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия, осуществляемые за пределами деятельности, на­правленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в свое свободное время.

В настоящее время большинство ученых не разделяют, а, на­оборот, более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свобод­ное время». Практически они слились.

Время человека, занятого общественно организованной произ­водственной, учебной или иной аналогичной по характеру дея­тельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени.

В свою очередь, внерабочее время состоит из: а) вспомога­тельного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготов­ку домашних заданий и т.д.); б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.: в) времени, затрачивае­мого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, при­ем пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.; г) собст­венно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возмож­ностей, физического состояния, духовных потребностей


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности!
людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени че-1
ловека, которая остается после вычета необходимых временных!
затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических по- ]
требностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трак
туется как результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиня­ется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте peaлизации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п. Это не означает, что досуг - это синоним понятия «свобода», и было бы неправильно заявить, что обязанности не играют ника кой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным! явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью,он зависит от социальных отношений, а отсюда - и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности.

Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности - от спортивных команд до кино­обществ - с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества про­блем, которые сопровождают развитие современной семьи — ди­намики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроитель-ной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значе­ние. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не

раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности

сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины «досуг» и «рекреация» фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово «досуг» очень часто употребляется в самых раз­личных смыслах: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свобод­ное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее адекватной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреа­ции, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким обра­зом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках досуга, свободного времени. Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся к самому понятию «время». В философии оно определяется как ве­личина, которой свойственны однородность, одномерность, упо­рядоченность, непрерывность, однонаправленность, необрати­мость. Среди разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социаль­ное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и - в рам­ках последнего - свободное время.

Рабочее время рассматривается как время общественно необ­ходимого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее время включает затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачи­ваемого рабочего времени, и др.), на домашний труд и самообслу­живание, удовлетворение физиологических потребностей

Свободное время представляет собой «часть внерабочего вре­мени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необ­ходимых затрат»1, в частности на сон, уход за детьми, занятия до­машним хозяйством, бытовые заботы.

Отсюда следует, что досуг как свободное время выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной рек­реационной, восстановительной деятельности.

БСЭ. -Т. 23. -М, 1976. -С. 87.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность А

Величина свободного времени далеко не однородна у различ-1 ных социальных групп. Большая часть забот по домашнему хозяй-' ству ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного време­ни на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп" (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней эко- номической ситуации, оказывается меньше социально необходимого, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом.,1 Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин c,j взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких; людей. Досуговый потенциал этих групп значительно превосходит их досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным - в социальном, психологическом и личностном^ плане - формам его освоения.

Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семей- но-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.

В общих границах социального времени, которое измеряется
такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год,,
неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного;
времени.

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего време­ни, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха.

Годичный цикл включает еще один-два интервала компактно­го нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вме­сто отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интер­валов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пен­сионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообрази­ем использования свободного времени, досуговых занятий.


Раздел II- Сферы реализации социально-культурной деятельности

Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабо-чего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или реко­мендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интел­лектуального совершенствования. Наибольшими объемами досу-гового времени обладают дети и пенсионеры - весьма многочис­ленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хо­зяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Проблема досуга как социально-культурной категории не от­носится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традицион­ного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздни­кам и будням1.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития по­нятия «досуг». Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории со­циально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг».

Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу - по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широ­ко и означает время, достаточное для достижения какой-либо це-

1 См.: Бакштейн ИМ. Социальные функции досуга и проектирование учрежде-

ний культуры. Дис.канд.филос.наук (ИСИ АН СССР). М., 1985, Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Автореф.дис.докт. философ.наук - Л., '981; Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. - Изд. 2-е - М МГУКИ, 2003.-296 с.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ли, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безде- лье.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Да­ля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «до-: суг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и упот- • реблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досу­жий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предпола­гает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «дося­гать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия.

Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современ­ном словаре русского языка СИ. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий - сво-i бодный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на до­суге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на ис­торию досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возмож­ность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя: их функции различались на практическом уровне, имели одинако- вое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охва- тывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто со-, четались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра, входила в работу и становилась ее частью.

Что касается термина «досуг», то, по мнению целого ряда уче­ных, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека. В аг­рарный период трудовой год проходил под знаком каждого прохо­дящего дня или времени года. В хорошую погоду работали упор­но, в плохую - работали меньше либо совсем не работали. Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного бы-


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

та Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате. После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое. В централь­ных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.

Предопределенность содержания и форм досуга сменой вре­мени года является господствующей чертой традиционной культу­ры каждого народа. Досуг подчинен логике народного календаря И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необхо­димо в процессе социально-культурного проектирования и реали­зации досуговых программ постоянно учитывать вековые тради­ции ориентации на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип «календарного» функционирования тради­ционных народных культур, находить соответствующие календа­рю виды и формы социально-культурной деятельности, досугово-го культуротворчества.

Смена времен года обычно сопровождалась серией религиоз­ных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний. Так, на­пример, наряду с существованием семейной обрядности, характе­ризующей огромный культурно-воспитательный потенциал семьи - этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллектив­ное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обряд­ность». В то же время между этими двумя видами обрядности из­давна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.

Общих, «мирских» обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году. У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д. Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной об­рядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть. К числу переходно-промежуточных досуговых традици­онных форм относились посиделки и «вечерки», где собирались не только взрослые, но и молодежь.

Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг Соответственно этому большинство, например европейских, циви-


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятелыюстъ

лизаций имело более 150 свободных от работы дней в году. Ана-
лизируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его
с досугом. Дело в том, что многие из этих праздников и, по суще-
ству, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли;
крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные
обязательства. Бедняк в одной из басен известного французского
поэта XVII века Ж. Лафонтена, например, жалуется: «...Монсеньор
кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых».
К концу XVII века французские крестьяне и ремесленники, со-
ставлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164
свободными днями в году, которые не были добровольно избран-
ными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо
отсутствием работы. Что касается аристократических кругов, то их!
свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано!
термином «досуг». Финансово и социально привилегированные
классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов,
крестьян или слуг. Подобное безделье никак не ассоциируется с
досугом, поскольку такой «досуг» не является ни результатом, ни
вознаграждением за работу, а, скорее всего, занимает место самой
работы.

В осмыслении досуга как социального явления с полным осно- ванием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, сте пени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельно- стью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа -душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда.

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем. Если; «безделье - мать всех пороков», то досуг несет в себе через осо­бым образом организованное общение глубокий социальный, час­то педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, раз­вивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, ду­ховно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокуль-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

турного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения тради­ционных национальных культур.

В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует -трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта запо­ведь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по суще­ству, стоит один из наиболее важных принципов народной культу­ры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утили­тарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.

Наиболее характерный признак овладения традиционной куль­турой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. «Мешай дело с без­дельем - проживешь век с весельем», - гласит пословица.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни боль­шинства занятого населения. Отметим два наиболее существен­ных.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досу­га посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней ме­ре, некоторые из видов досуговой деятельности не должны попа­дать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что се легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аг­рарный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными город­скими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграр-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.